Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры, которые учат доброте
(Индивидуальные и коллективные игры для дошкольников)
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, все лучшее в жизни – от человека». (М. Пришвин)
Дети учатся всему у взрослых – именно на примерах, а не на словах, которые часто расходятся с делом. Это надо учитывать. Окружив ребенка нежностью и любовью с самого рождения, став для малыша отличным образцом сострадательности, милосердия и благородства, вы сделаете первые шаги к детской доброте. А дав возможность ребенку обрести собственный опыт заботы о близких и дорогих ему людях, научите его не только брать, но и отдавать. Подарите малышу и радость от помощи тем, кто не ждет доброты от него или не может сполна отблагодарить за заботу. Чтобы зародить семя доброты в характер ребенка потребуется немало усилий и терпения. Это важное нравственное качество сформируется не сразу – эгоизма и конфликтности никто не отменял. Но сострадание и милосердие станут чертой характера, осознанным выбором, укоренившейся привычкой. От этого сам малыш только выигрывает. Сочувствующие, добрые дети, умеющие дарить окружающим теплое отношение, успешны, всегда имеют много друзей, обладают высокой самооценкой и гораздо успешней сопротивляются давлению сверстников. Игры для детей существуют самые разные: одни развивают память, другие – речь ребенка, третьи – воображение. А еще существуют замечательные игры, развивающие положительные качества малыша и помогающие ему становиться доброжелательным, отличать плохие поступки от хороших. Давайте научим наших деток доброте. От нас зависит, каким будет следующее поколение. Вместе с ребенком составьте памятку правил поведения. Она может быть любой: письменной, в картинках, комбинированной из слов и картинок. Пункты для памятки выбирайте, исходя из особенностей вашего ребенка. Если он вежлив с окружающими, включите в памятку пункт «Говори вежливые слова – « Спасибо», « До свидания». Если ребенок драчун, напишите: «Будь миролюбивым». Для памятки выбирайте четкие указания, как надо поступать, каким быть. Старайтесь уложиться в 7-8 пунктов. Красиво оформите памятку повесьте ее, на видное место. Каждый раз за выполнение правил рисуйте на ней звездочки или приклеивайте наклейки. За определенное число звездочек (например, 20), поощрите ребенка: поиграйте с ним в любимую игру, подарите книгу или новые карандаши. Не забывайте отмечать, что ребенок молодец, своим поведением радует вас. Сами соблюдайте записанные правила.
Правила поведения
*Говори вежливые слова
* Будь миролюбивым
*Делись игрушками
*Слушайся бабушку
*На улице веди себя спокойно
*Аккуратно складывай игрушки и книжки на место
Азбука этикета
Задавайте ребенку вопросы и просите ответить на них: « Что надо сказать, когда входишь? Когда уходишь? Как вести себя с маленькими?..».
Пирамида любви
Мы все что – то любим. У кого – то это семья, у кого – то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит, и кладет руку в центр. Затем каждый называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получится целая « пирамида».
Ласковые имена
Игра коллективная , воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Ромочка, Олечка, Танюшка, Аленушка и т.п. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имен.
Добрые волшебники
Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает сказку: «В одной стране жил злодей – грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обидеть его нехорошими словами. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». (Все дети заколдованы, а один волшебник должен их расколдовать).
Выбрасываем злость
Подготовьте карточки с черными тучками или кляксами. Предложите ребенку складывать их в специальный мешочек или коробочку. При этом побуждайте ребенка рассказывать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете ваши злость, обиду или другие отрицательные эмоции в этот мешок и идете выбрасывать их.
Копилка добрых дел
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предлагайте ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет отличным стимулом совершать что – то хорошее.
Комплименты
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что – то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что – то сказать, взрослый может ему помочь найти нужные слова.
Представление начинается
Множество сказок учит детей различать добро и зло, любить добрых персонажей, вызывает желание помочь им, защитить. Богатым наследием нужно пользоваться в полной мере. Сказки нужно не только читать, но и проигрывать их, обсуждать и делать выводы. Устройте дома мини – театр и рассказывайте ребенку добрые истории прямо с кукольной сцены. Покажите ребенку и короткие истории, придуманные вами и подходящие под разные жизненные ситуации. Обсудите с ним, кто из героев был добр и проявлял заботу, а кто злой и не хороший. Спросите ребенка, на кого бы он хотел быть похожим.
Супер – герой
Устраивайте для ребенка такие ситуации с игрушками, где он должен проявить заботу о ком - то, помочь кому – то или поделиться чем – то. Это могут быть и сюжетные игры и задания на листочках. Книги и детские альбомы для творчества полны подобных заданий. «Помоги котенку найти свой домик» - нужно найти дорогу по лабиринту. «Спаси цыпленка от кошки» - нужно нарисовать забор между ними. «Накорми птичек хлебными крошками» - нужно нарисовать в кормушке точечки – корм. Предложите ребенку построить домик для зайчика из кубиков. Ведь скоро совсем похолодает и начнется метель. Попросите малыша спрятать мышонка от кота, да так чтобы кот никогда его не нашел. Спросите кроху, может ли он дать свою машинку, чтобы мишка съездил в лес за ягодами? Объясните ребенку, что не только в игре, но и в жизни многие нуждаются в помощи, и что по возможности надо стараться ее оказывать.
От всего сердца
Займитесь с ребенком изготовлением подарков для всех близких людей. Это могут быть подарки на Новый год или 8 марта и 23 февраля, на день рождения или « просто так». Выберите приятный и не сложный способ изготовления поделок. Вырежьте из сырого картофеля «печать» и сделайте красивые разноцветные картинки – « Яркие пятна» или «Гроздь винограда» или «Цветы». Приготовьте соленое тесто (на два стакана муки стакан соли и три четвертых стакана воды) и предложите малышу вылепить тарелочки с фруктами или бусинки. Впрочем, какой подарок у вас получится – не самое главное. Главное, чтобы он был от всего сердца.
Посвящается любимым!
Возьмите мыльные пузыри. Можно попробовать сделать пенный раствор самостоятельно (тщательно перемешайте полстакана жидкости для мытья посуды, 2 стакана кипяченой воды или дистиллированной воды и 2 чайные ложки сахара). Мыльные пузыри можно выдувать с помощью проволоки разной формы и размера, соединенной в кольцо и обмотанной скотчем в острых местах. Каждый получившийся пузырь посвящайте одному из близких или знакомых ребенка.
Из плохого – в хорошее
Взрослый предлагает детям поиграть в превращения: из плохого сделать хорошее, из злого – доброе. Произносит слово, например, «злой» и предлагает постепенно, подбирая слова, превратить слово (например, «злой» - «сердитый» - «недовольный» - «терпимый» - «сочувствующий» - «внимательный» - «заботливый» - «добрый»). Скажи наоборот
Взрослый называет поступок или черту характера человека, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: «Плохой поступок – хороший; трудолюбивый – ленивый; щедрый – скупой; ласковый – грубый; аккуратный – неряшливый; дружелюбный – враждебный; заботливый – безразличный; трусливый – смелый; злой – добрый; мягкий – черствый».
Волшебный рисунок
Попросите ребенка нарисовать его плохой поступок: « Сегодня ты плохо поступил. Нарисуй, что ты сделал. Теперь этот рисунок порви, а на другом листе нарисуй, как нужно поступить. Давай поступать так всегда!»
Дерево желаний
Для игры возьмите цветную бумагу, вырежьте из нее полоски, напишите на них вместе, чтобы вы пожелали себе, близким, жителям нашей планеты. Например, так: «Хочу, чтобы все жители Земли были здоровыми», «Хочу, чтобы мои друзья были счастливыми», «Хочу, чтобы был мир во всем мире». После этого привяжите бумажки на веревочки и повесьте на дерево в любимом парке.
Игра – соревнование « Кто больше?»
В компании детей можно предложить выполнять различные задания. Например: сказать как можно больше вежливых слов, одной команде – вспомнить пословицы, другой – объяснить их смысл, назвать произведения, в которых говорится о каком – либо добром качестве.
Лети, лети, лепесток
Взрослый берет небольшую бумажную ромашку, которая состоит из 7 цветных лепестков и объясняет условия игры: - Тот, кто отрывает лепесток от ромашки, произносит слова известной сказки В. Катаева « Цветик – семицветик»: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по – моему вели! Ребенок бросает лепесток около того, кому хочет пожелать что – то доброе. (Можно попросить исполнить и какое – то желание которое обрадует других).
Горячий стул
В середине круга ставится стул. Взрослый приглашает на стул добровольца, который должен изобразить человека, нуждающегося в поддержке окружающих. Затем предлагает детям сказать ему комплимент, похвалить, поддержать.
Карусели
Большая группа участников делится на две подгруппы. Дети образуют круг в круге лицом друг к другу. Один круг стоит на месте, другой двигается по часовой стрелке. Нужно улыбнуться каждому, сказать комплимент или что – то приятное.
Пожелания
«Когда – то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы – очень могущественные, и все ваши добрые пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что ребенком успеет побывать каждый из вас.
Мне приятно сказать
Дети сидят в кругу. Взрослый предлагает начать взаимное приветствие с фразы: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…» Каждый должен найти несколько самых теплых слов для всех участников, подойти обязательно к каждому и непременно с улыбкой произнести их.
Торопись обрадовать
Участники игры передают по кругу какой – то предмет (это может быть сердечко, мягкая игрушка), пока ведущий не скажет «Замри». Передача предмета останавливается. Тот, у кого он в этот момент окажется, должен порадовать своего соседа, сидящего рядом. Это можно сделать так: сказать соседу о том, что ему нравится в его характере, что больше всего он в нем ценит, какой пример он хотел бы с него взять.
Волшебные очки
Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство. « А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».
Шляпа волшебника
Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Взрослый раздает детям по 3 разноцветные карточки, сажает их вокруг себя и говорит: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он – невидимка. Но вот беда, этот волшебник ужасный растеряшка. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами (взрослый показывает детям шляпу). Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите вернуть ее владельцу и всем больным детям? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть еще одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем – то обязательно помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, смастерить что- то и т.д.) и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа больше не будет лечить детей». В течение дня взрослый напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером взрослый опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...