Картотека опытов и экспериментов (5-7 лет)
картотека (подготовительная группа)
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov.docx | 307.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и
экспериментов
(5-7 лет)
Составили:
воспитатели
Гусейханова К.Г.
Исабекова Г.С.
г.Тарко-Сале
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
1. «Все увидим, все узнаем»
Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.
Материалы и оборудование: лупы, фасоль, бусинки, семечки огурцов, подсолнуха, цветные камешки и фломастеры.
Ход эксперимента: Предлагаем рассмотреть фасоль, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка? В чем секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Наш прибор-помощник называется «лупа». Как вы думаете для чего человеку нужна лупа? Где взрослые используют лупы? (кто-то использует для чтения, при ремонте часов.)
Ребятам предлагается самостоятельно рассмотреть предметы
по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.
Выводы: Через стекло лупы можно лучше разглядеть мелкие детали предметов. Стекло лупы увеличивает предметы.
2. «Рассматривание манной крупы через лупу»
Цель: определение формы манной крупы. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: манная крупа, черная бумага, лупа.
Ход: Из чего состоит манная крупа?
Из перемолотых зернышек пшеницы. Они круглые, полупрозрачные. В манной крупе каждая крупинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
3. «Цветные льдинки»
Цель: Познакомить с таким свойством воды, как текучесть; познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска; Познакомить с разным состоянием воды;
Материалы и оборудование: акварельные краски, формочки, стаканчики с водой.
Ход эксперимента: Ребята, давайте все дружно сделаем цветные льдинки.
Как вы считаете, как можно сделать цветной лёд? (Окрасить воду).
Перед нами лежат волшебные краски. Если их смешать друг с другом у нас получатся другие цвета. Скажите, какие краски нужно смешать, чтобы получить оранжевый (красный+жёлтый, зелёный (синая+жёлтая, фиолетовый (красный+синий? Давайте попробуем смешать цвета.
Разольём цветную водичку по формочкам или коробочкам из-под конфет.
Вывод: если заморозить цветную воду, получится разноцветные льдинки
4. «Испытание кораблей»
Цель проанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов.
Материалы и оборудование: маленькая железная ложка, пробка, стеклянная чашка, пластилин, миска с водой.
Ход эксперимента: «Тонет, не тонет» проверит железная ложка, из пробки и стекла, пластилина. Опускаем их в тазик с водой. Пластилин опускаем комок, затем сделаем из комка плоскодонку.
Выводы: Пластилин тяжёлый материал, но если придать ему определённую форму, то он не утонет в воде.
Большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух. Плотность деревянных тел и пробки меньше, поэтому вода их выталкивает, а металлические и стеклянные – нет.
5.«Пускаем солнечные зайчики»
Цель: воспитание интереса к изучению окружающего мира.
Материалы и оборудование: зеркала.
Ход эксперимента:
Детям показываю, как пускают солнечных «зайчиков».
Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.
Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем педагог показывает, как можно спрятать «зайчика» (отпустить зеркало либо прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее педагог предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки, пустить «зайчиков» в группу, где нет яркого солнечного света.
Выводы: управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Без яркого света зайчики не появляются
6.«Игра с тенью»
Цель: дать детям представление о тени.
Материалы и оборудование: фонарик.
Ход эксперимента:
Свет выключен, из коробки светит луч, педагог преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.). Педагог закрывает свет от прожектора.
-скажите мне, а сейчас есть тень? (нет)
-А почему не стало тени? (нет света)
-Значит, бывает тень без света? (нет)
Педагог предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)
Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.
Выводы: рука не даёт пройти свету до стены, отсюда образуется тень.
7.«Испытание магнита»
Цель: познакомить детей с действием магнита.
Материалы и оборудование: Предметы из дерева, железа, стекла, пластмассы, бумаги, ткани, резины, магниты.
Ход эксперимента:
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
Ребята берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит.
Вывод: железные предметы притягиваются, а не железные нет.
8.«Вода при замерзании расширяется»
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Ход эксперимента вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.
9.«Может ли растение дышать?»
Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход эксперимента: педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями
Вывод: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
10. Что такое звук?
Цель: формирование знаний у детей о неживой природе и явлениях.
Материалы: колонка, зеркало.
Ход эксперимента:
Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд и назад. Это называется «колебаниями». Когда какой-нибудь предмет колеблется, он вызывает колебание воздуха. Чем дальше мы от источника звука, тем слабее слышен звук.
Что такое «эхо»? Ребята посмотрим в зеркало. Что мы там видим? Себя. Так и со звуком. Он отражается от предметов.
Послушаем музыку, затем источник звука вынесем за дверь. .Так же хорошо слышно? Нет. Это дверь, задерживает колебания воздуха, поэтому звук слышен слабее.
Вывод: звук – это колебания воздуха, которое исходит от источника звука.
11.«На свету и в темноте»
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход эксперимента: педагог предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Вывод: через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).
12. Что такое ветер?
Цель: формирование у детей знания о неживой природе, явлениях природы. У детей знания о неживой природе, явлениях природы.
Материалы и оборудование: свеча, спички.
Ход Эксперимента:
Поднесём зажжёную свечу к верхней части приоткрытой двери. Понаблюдаем за направлением движения пламени.
Затем поднесите свечу к нижней части приоткрытой двери. Что наблюдаем? Вверху тёплый воздух, а внизу холодный, он тяжелее тёплого.
Вывод: ветер это движение воздуха, который возникает при соприкосновении тёплого и холодного воздуха.
13.«Где снег?»
Цель: закрепить знание о том, что снег - это состояние воды, развивать логическое мышление, умение сравнивать, побуждать детей обследовать и определять качества предметов, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.
Материал: ведерко со снегом
Ход эксперимента: педагог вместе с детьми приносит с улицы ведерко снега.
Наблюдение за снегом в ведерке. Что происходит со снегом? (тает, его становится меньше) Почему? ( в группе тепло).
Почему снег не таял на улице (на улице холодно).
Во что превращается снег? (в воду).
Какая вода сначала? (холодная).
Что происходит с ней дальше? (она теплеет).
Вывод: снег- это вода, он тает от тепла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...
Картотека опытов и экспериментов "Самые простые опыты для малышей в домашних условиях"
Картотека опытов и экспериментов для младшего возраста...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...