Использование ИКТ в дошкольном образовании
статья
ИКТ технологии в ДОУ представлены в различных форматах: слайд-шоу, мультфильмы, аудиокниги, фотоальбомы, видео клипы. В статье вы узнаете области применения информационно-коммуникационных технологий, особенности использования в образовательном процессе, требования к применению и преимущества внедрения в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_dou.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в дошкольном образовании
На сегодняшний день развитие современного общества предъявляет все больше новых требований к системе образования, к воспитанию и обучению дошкольников, к внедрению новых подходов, которые расширят возможности традиционных методов обучения и воспитания. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе - это одно из приоритетных направлений модернизации образования, которое позволяет повысить качество обучения.
Существует ряд нормативно-правовых документов, указывающих на необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе:
- закон № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»,
- распоряжение правительства РФ «Об утверждении Концепции региональной информатизации»,
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Современный педагог должен обладать знаниями в области ИКТ, быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Информационно – коммуникационные технологии позволяют:
- организовать процесс познания;
- индивидуализировать этот процесс при сохранении его целостности;
- создавать эффективные системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ связаны с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приемов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Задачи использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУ:
1. Сделать образование современным;
2.Приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка;
3. Установить отношение взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
4. Помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал;
5. Экономить время, как педагога, так и ребенка;
6. Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде: текста, графического изображения, звука, речи, видео.
Средства ИКТ включают в себя:
1.локальную компьютерную сеть (стационарные компьютеры, ноут- и нетбуки) с выходом в интернет или wi-fi;
2. переносные USB устройства, CD, DVD;
3. мультимедийный проектор;
4. МФПУ (многофункциональные печатающие устройства);
5. стационарные и переносные экраны;
6. музыкальные центры, колонки;
7. микрофон;
8. фотоаппарат и видеокамера;
9. магнитная доска;
10. сайт ДОУ;
11. личные сайты воспитателей/ педагогов.
ИКТ в работе воспитателя:
1. Подбор иллюстративного материала к организованной деятельности и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
2. Подбор дополнительного познавательного материала к организованной деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
3. Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
4. Оформление групповой документации, отчетов;
5. Создание презентаций для повышения эффективности организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
6. ИКТ позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников зрелищным, комфортным.
7. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к организованной деятельности.
8. Поисковые системы сети Интернет помогают педагогам найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей для организованной деятельности.
Использование обучающих и развивающих компьютерных программ в работе воспитателя.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное. Анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер;
- развитие широкого спектра навыков и представлений;
- лёгкость для самостоятельных занятий ребёнка;
- высокий технический уровень;
- возрастное соответствие; занимательность.
Обучающие программы:
- Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
- АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
- «Говорящие» словари с хорошей анимацией.
- Игры-путешествия.
- Простейшие программы по обучению чтения, математике и др.
Развивающие программы:
- на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»;
- на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;
- для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».
- художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».
- на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель».
Среди игр для детей младшего возраста следует выделить игры-раскраски, игры по принципу «нажми на кнопку», задания на развитие логики («убери лишний предмет»), обучающие программы («угадай букву»).
Из их числа необходимо выбрать компьютерные программы, которые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.
Использование мультимедийных презентаций в работе воспитателя.
Показывание материала в виде презентации позволяет сделать образовательный процесс ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей.
Два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку.
Презентация облегчает запоминание, позволяет сделать образовательную
деятельность более динамичной, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.
В современных условиях при широком внедрении новых ИКТ актуальным является использование интерактивной доски. Это позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. На всех мероприятиях с использование доски дети разного возраста с удовольствием выполняют игровые задания.
Использование ИКТ в работе воспитателя с родителями:
- Электронная почта для обмена мнениями без затраты времени;
- Информация изучается родителями в удобное для них время;
- Возрастают потоки информации;
- Индивидуальный подход в подаче информации;
- Родительские собрания с использованием ИКТ, а также проведение родительских собраний на различных платформах сети Интернет.
Таким образом, ИКТ является многофункциональным механизмом современного образовательного процесса, одновременно выступая формой, методом и средством при решении образовательных задач. Более того, ИКТ – это еще и инструмент, способствующий самообразованию и самосовершенствованию педагогов. Освоение данного ресурса представляется увлекательным многоуровневым процессом, поскольку сфера IT представляется наиболее динамично развивающейся системой настоящего десятилетия и открывает широкие возможности для творческого замысла, воплощения авторских методов и технологий в современную образовательную практику. Активно используя ИКТ в работе, педагог не только делает образовательный процесс эффективным и увлекательным, самосовершенствуется и развивается сам, но и помогает родителям в поиске точек соприкосновения с собственным ребенком.
Список использованной литературы.
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
5. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
6.Гирш И.С. «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (статья из Интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании».
Данный семинар обозначил значимость внедрения и использования информационных технологий в ДОУ, овладение педагогами новыми для них формами работы. Использование ИКТ (информационно-коммуник...
Использование ИКТ в дошкольном образовании
В наше время, каждый человек стремится развиваться. Развиваясь, люди создают новые технологии, позволяющие улучшить их деятельность. Такой инновацией в наше время служат информационн...
Средства народной педагогики и возможности их использования в системе дошкольного образования: сказки, пословицы.
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенность этого периода - он обеспечивает именно общее развитие, слу...
Презентация на тему "Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании"
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, реализуя требования ФГОС ДО, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также...
Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования в детских садах".
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования в России. Всем известно о том, что детские сады переполнены, мест катастрофически не хватает. Вследствие этого молодые мамы не ...
Использование ИКТ в дошкольном образовании
Использование ИКТ в дошкольном образовании...
Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...