Сообщение "Натюрморт"
статья
Натюрморт, как правило, становится первым живописным жанром, с которым знакомят детей. Натюрморт переводится как «мертва (неподвижная) натура» и делится на две группы: природные предметы – цветы, плоды, разнообразная снедь, иногда в сопровождении птиц, мелких зверьков, насекомых и вещи, сделанные руками человека. Через жанр натюрморта художники воспевают любовь к природе, восхищение изобилием ее даров, прославляют человека, который все это вырастил, собрал и сохранил. Тема труда и творчества прочитывается в каждом натюрморте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.27 КБ |
Предварительный просмотр:
НАТЮРМОРТ
Живопись – один из основных видов изобразительного искусства. Ее выразительными средствами являются: колорит (цветовое созвучие), рисунок и композиция. С помощью цвета художник может вызвать у зрителей определенное эмоциональное состояние: радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение и т.п. Посредством рисунка передаются особенности формы и характер образа. Композиция – построение изображения, выделение главного – руководит нашим восприятием изображения.
НАТЮРМОРТ, как правило, становится первым живописным жанром,
- которым знакомят детей. Натюрморт переводится как «мертвая
(неподвижная) натура» и делится на две группы: природные предметы – цветы, плоды, разнообразная снедь, иногда в сопровождении птиц, мелких зверьков, насекомых и вещи, сделанные руками человека. Через жанр натюрморта художники воспевают любовь к природе, восхищение изобилием ее даров, прославляют человека, который все это вырастил, собрал и сохранил. Тема труда и творчества прочитывается в каждом натюрморте.
Детям дошкольного возраста трудно самостоятельно постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах, поэтому так велика роль взрослого, который своими вопросами обращает внимание детей на средства выразительности натюрморта, учит целенаправленно рассматривать художественную картину, видеть, каким образом с помощью рисунка, цвета, композиции художник передает свое настроение, отношение к тому, что изображает. Взрослый учит детей «читать» картину, слышать ее «музыку», откликаться сердцем на ее красоту, настроение и смысл, выражать свое понимание произведения. Он побуждает культурное саморазвитие ребенка, как творческой личности, стимулирует его собственную творческую изобразительную деятельность.
Знакомить детей с НАТЮРМОРТОМ можно начиная уже с младшего дошкольного возраста (4-й год жизни). Отбор художественных картин и содержание бесед о них должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 года)
Основная задача педагога на данном этапе – вызвать у детей радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Поэтому следует подбирать те произведения, в которых изображены известные детям объекты, близкие им, вызывающие у них радость узнавания, эмоциональные переживания, воспоминания о ярких сенсорных ощущениях и восприятиях вкуса, запаха, цвета, формы, ассоциативную память о действиях с ними. Такими картинами могут НАТЮРМОРТЫ, изображающие ягоды, фрукты, овощи, цветы. Это однопорядковые натюрморты, т.е. только ягоды, только фрукты и т.д.
Нужно дать ребенку общее представление о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить наше внимание на красоту окружающих предметов, их свойства (сочность, спелость фруктов и ягод), на качество их поверхности (гладкость или шероховатость, яркость или нежность цвета, особенности сочетания цветов).
КАРТИНЫ - НАТЮРМОРТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
№ п/п | Художник | Произведение |
1. | Петр Кончаловский | Сирень в корзине |
Клубника | ||
2. | Исаак Левитан | Васильки |
3. | Александр Головин | Купавки |
4. | Кузьма Петров-Водкин | Яблоки (на красном фоне) |
5. | И. Репин | Яблоки |
Натюрморт «Яблоки на красном фоне» (К.С.Петров-Водкин)
в младшей группе
- предварительной работе дать детям возможность рассмотреть настоящие яблоки, попробовать их на вкус, ощутить их нежный аромат. Потом вместе с детьми составить натюрморт, разложив яблоки на столе или положив их в красивую вазу; полюбоваться составленным натюрмортом. Поиграть в сенсорные игры «Угадай на ощупь», «Чего не стало», «Определи по вкусу», вспомнить загадки, стихи о яблоках:
- «Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки».
- Само – с кулачок, красный бочок, тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко.
Показав картину, дать детям возможность рассмотреть ее самостоятельно, полюбоваться ею, затем спросить: «О чем эта картина? Что на ней нарисовано?»
Да, яблоки. А какие они? Нарядные, разноцветные, спелые, желтые, (желто-зеленые, желто-малиновые). Есть даже белое, очень спелое яблоко, его так и называют «белый налив».
Соку спелого полно, так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, будто медом налилось
Видны зернышки насквозь. А.С.Пушкин
Яблочко налилось сладким соком, вызрело на солнышке, стало белое, спелое, сочное. А какого цвета на картине очень много? Красного. Правильно, это красная скатерть. А как вы думаете, почему художник положил эти яблоки на красную скатерть? Да, чтобы желто-зеленые, желто-малиновые яблоки лучше смотрелись, стали еще красивее. Вот какая нарядная, яркая картина, картина-натюрморт. Художник дал ей такое название «Яблоки на красном фоне». Он хотел порадовать нас красотой этих яблок, доставить нам удовольствие.Приятно вам было смотреть на картину?
Рассматривание картины «Сирень в корзине» (П.П.Кончаловского)
во младшей группе
Перед рассматриванием картины организовать наблюдение с детьми за кустами живой сирени, полюбоваться ее красотой, рассмотреть каждый цветочек отдельно, соцветия, крупные гроздья, понюхать, обратить внимание на разнообразие окраски, сорвать несколько веточек и поместить их в корзину. Принести цветы в группу, поставить их в вазу с водой.
На следующий день внести в группу картину для рассматривания и вспомнить, как ходили за сиренью, как она пахнет, какая она нарядная, красивая, нежная, как всем было весело. Затем рассказать детям о картине:
Рассказ воспитателя по картине
«Художник Петр Петрович Кончаловский увидел такую же сирень. Он долго любовался разноцветными соцветиями и захотел рассказать всем, как красива сирень. Но художники умеют рассказывать о том, что их порадовало и удивило, в красках. Вот и художник Кончаловский написал эту картину и назвал ее «Сирень в корзине». Он и нас хотел порадовать.
Предложить детям рассмотреть картину самостоятельно и после этого начать беседу-диалог: «Что же интересного увидел художник? Какую он увидел сирень? Да, он удивился, что сирень бывает разных цветов: белая, розовая, фиолетовая, сиреневая. Что можно сказать об этом букете? Какойон? Затем взять вазу с настоящими цветами сирени, поднести к лицу каждого ребенка и дать насладиться их запахом. «Сорванные цветы долго жить не могут, они увянут, а нарисованные художником будут жить вечно и доставлять радость людям в любое время года. Они будут дарить нам радостные воспоминания. Понравилась ли вам картина?»
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5лет)
- средней группе воспитатели продолжают знакомить детей с натюрмортом, вызывая у них эмоциональную отзывчивость. Пояснить детям, что натюрморт – это изображение разных предметов, учить всматриваться в изображение. Видеть гармонию или контрастность, плотность или хрупкость материалов, из которых они сделаны, спелость и сочность плодов, особенности поверхности, разнообразие форм, связь предметов друг с другом
- с окружающей средой.
Особое внимание уделяется цвету – средство передачи настроения – радости, грусти, печали, тревоги, загадочности, торжественности и композиции – расположение предметов в пространстве, выделение главного.
Новым моментом является знакомство с более сложными натюрмортами, изображающими предметы быта, орудия труда (смешанного характера) цветы и плоды, грибы и овощи и т.д.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
- Рассказ о труде художника;
- Натюрморт – особый жанр живописи;
- Средства выразительности – цвет, цветовые сочетания, как способ оказания воздействия; композиция – как средство построения картины и выделения главного в ней; рисунок – передающий форму и характер предмета.
Предварительная работа, предваряющая непосредственное рассматривание картины, должна быть направлена на накопление знаний о предметах, которые дети увидят на картине, организовать сбор овощей, фруктов, ягод, цветов, составить из них натюрморты, играть в сенсорные и художественно-развивающие игры, читать стихи, загадывать загадки, наблюдать в природе.
КАРТИНЫ - НАТЮРМОРТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
№ п/п | Художник | Произведение |
1. | Петр Кончаловский | Сирень белая и розовая |
Персики | ||
Сухие краски | ||
2. | Иван Хруцкий | Цветы и плоды |
3. | Игорь Грабарь | Хризантемы |
4. | Исаак Левитан | Белая сирень |
Одуванчики | ||
Васильки | ||
5. | Илья Репин | Яблоки и листья |
6. | Илья Машков | Синие сливы Малина |
7. | Федор Толстой | Ветка крыжовника |
Клубника | ||
8. | Илья Машков | Редиска |
Розы в хрустальной вазе | ||
Ананасы и бананы | ||
9. | А.Головин | Купавки |
10. | Э.Мане | Персики |
11. | М.Кончаловский | Поднос и овощи |
12. | Е.Маленина | Бананы и дыня |
13. | Э.Мане | Персики |
14. | А.Головин | Купавки |
Рассматривание картины «Натюрморт. Синие сливы» И.И.Машкова
в средней группе
Предварительная работа: Проведение сенсорных игр «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь» с целью освежить у детей впечатления
- тех фруктах, которые они увидят на картине, обогатить их сенсорный опыт.
- групповой комнате приготовить все необходимое для рассматривания картины: расставить стулья полукругом около мольберта, но картину не вывешивать. Вывести детей в другое помещение, а в это время помощник воспитателя вывешивает картину.
Воспитатель: Ребята, в групповой комнате нас ожидает сюрприз.
Хотите его увидеть, тогда тихонько проходите и садитесь на стулья.
Дети свободно располагаются перед открытой картиной.
Воспитатель: Что за сюрприз вас ожидал в группе?
Дети: Это картина.
Воспитатель: Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с этой картиной. Пока будет звучать музыка, вам нужно ее внимательно рассмотреть, а потом мы с вами поговорим.
Звучит радостная, негромкая мелодия. Дети рассматривают картину.
Воспитатель: До чего же яркая, нарядная, праздничная и «вкусная» картина! Художник Илья Иванович Машков назвал ее «Синие сливы». Как вы думаете, а почему он ее так назвал? Разве здесь нарисованы только сливы? Расскажите, какие еще фрукты вы здесь видите?
Апельсин? – Да, он самый большой и самый яркий. Какого он цвета? Правильно, оранжевый. Он здесь как главнокомандующий – в самом центре.
- может быть это Царь Апельсин? Он как будто кричит: «Я самый главный! Самый большой! Самый круглый!»
Воспитатель: Взгляните теперь на сливы. Какой они формы? А какого цвета?Ярко-синие с мерцающей голубизной. Они окружили апельсин плотным кольцом – словно стража. Как красиво и ярко звучат здесь два цвета – холодный синий и теплый оранжевый!
Синие сливы и оранжевый апельсин лежат на белой тарелке посреди стола. А какие фрукты лежат около тарелки? Узнаете? Да, это персики. Расскажите, какие они? Вспомните, как мы их пробовали. Да, они сладкие, ароматные, круглые, а внутри у них большая и очень твердая косточка.
- какая у персиков кожица? Бархатистая, пушистая, мягкая. Посмотрите на картину. Какого цвета здесь персики? Да, тут разные: бордово-розовые, оранжево-красные, светящиеся бело-желтые, зеленовато-желтые, с красными бочками. А вспомните, какая интересная у персиков форма. Посмотрите на картину. Как бы вы назвали такую форму? Да, как будто персики сложены из двух половинок. Они тоже выстроились вокруг апельсина, но не на тарелке, а подальше, на белой скатерти.
Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе
- Царем Апельсином. Синяя стража надежно охраняет его. Стражники сливы хоть и небольшие, но плотно, крепко держат строй. Они здесь главные. Вот
почему художник так назвал свою картину. А персики – как придворные склонились в поклоне и почтительно слушают приказ своего царя. Вот какую интересную картину придумал художник.
Сейчас я загадаю вам загадки про фрукты, а вы попробуйте их отгадать.
- Синий мундир, мягкая подкладка, в середине косточка, и очень-очень сладко(сливы)
- Сладким соком налитой, в яркой шкурке золотой. К нам он через океан плыл из дальних жарких стран (апельсин)
- Из двух половинок комок бархатистый, он розовый, красный и чуть золотистый. Ты мякотью сладкой его наслаждайся, но косточку, чур, разгрызать не пытайся (персики)
Вот вы и узнали всех героев картины. Понравился вам этот натюрморт? А как бы вы его назвали?
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-7лет)
Детей этого возраста знакомят с более сложными по содержанию натюрмортами (смешанные, сюжетные – «десерт», «ужин», «накрытый стол». Показать детям натюрморты, разные по характеру, манере изображения, средствам выразительности, как средства выразительности передают смысл, настроение, отношение к изображаемому. Заострить внимание не только на том, что изображено, но и как изображено и почемуименно так. Развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать развернутые доказательные суждения, используя при этом «искусствоведческие» термины, образные слова и выражения.
Развивать воображение детей, образную память, ассоциативное мышление, речь, эмоциональную отзывчивость на изображение, умение соотносить увиденное с собственным опытом и собственными чувствами.
Рассматривание картины «Натюрморт. Квас» В. Ф. Стожарова
в старшей группе
Перед детьми на стенде висит картина.
Воспитатель: Перед вами картина художника Владимира Федоровича Стожарова. Вглядитесь в нее внимательно. О чем же художник хотел нам рассказать? – Да, о крестьянской жизни.
Искусствоведческий рассказ воспитателя
- крестьянской деревянной избе на столе стоят: бутыль, оплетенная берестой, березовый туесок и маленький бочонок. В них зреет, бродит квас. На переднем плане – деревянная чаша, наполненная квасом и кувшин-квасник. Справа от квасника на столе лежат испеченные в русской печи караваи черного хлеба, между ними – деревянная ложка и нож. Слева от чаши – луковицы в блестящей светло-коричневой кожуре.
Не было ничего вкуснее для русского крестьянина в жаркий полдень, чем глоток холодного кваса. А тюря из размоченного в квасе черного хлеба с луком была самой привычной крестьянской едой.
На дальнем плане картины мы видим белое полотенце, гроздья рябины на стене и деревянные расписные ложки. Как красив и тепел этот уголок простого деревенского быта! Как радуют душу русского человека эти обыкновенные, но такие родные вещи.
Рассматривание натюрморта И.И.Машкова «Снедь московская: хлебы» в подготовительной к школе группе
Перед рассматривание картины следует провести работу по ознакомлению детей с тем, как выращивают хлеб, рассказать о труде хлеборобов, пекарей, о роли хлеба в жизни людей, вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.
Воспитатель: Художник Илья Иванович Машков очень любил рисовать натюрморты – разные предметы, овощи, фрукты. Однажды утром он пришел
- булочную, а там – чего только не было! И хлеб, и булки, и булочки, и пирожные, и крендели – всего не перечислишь. И все такое свежее, ароматное, аппетитное. А какое разнообразие форм и цвета. И захотелось ему нарисовать все это богатство, чтобы и другие люди удивились и порадовались этой красоте и изобилию. Он накупил всяких изделий, принес их домой и стал красиво раскладывать на столе, чтобы составить натюрморт. Но хлебов, булок, булочек было так много, что на столе все не поместилось, пришлось несколько хлебов положить на полочку; там же он пристроил румяный бублик и связку баранок.
Давайте внимательно рассмотрим натюрморт и расскажем, какие же здесь нарисованы хлебные и кондитерские изделия.
Искусствоведческий рассказ воспитателя
Воспитатель: Что стоит в самом центре стола? – Белая ваза, а на ней маленькие булочки, сухари, пирожные – в азе им самое место. Справа около вазочки – еще несколько сухариков, на белой салфетке – облитый сахарной глазурью кекс, румяная плетеная сдобная булочка, а за ней два калача. У самой стены – булка с поджаристой хрустящей корочкой (такие булки назывались французскими) и большой рулет с изюмом.
Слева от вазы маленькая коробочка с пирожными, а за ней – пышная плетенка с маком – хала. На дальнем плане за вазой видны еще какие-то хлебы. Настоящая выставка! Но это еще не все. На полке красиво разложены: круглый белый каравай, ржаной кирпичик, замысловато сплетенный крендель, маленький хлебец. Слева красуется большой бублик, а справа заманчиво свешивается связка золотистых баранок.
Как много всего, какие разные все эти изделия по форме, цвету, вкусу, запаху! Большие и маленькие, белые и черные, квадратные и круглые, высокие и плоские, сладкие и соленые. А какое разнообразие оттенков цвета! Коричневато-золотистые, ржаво-красные, светло-охристые, румяно-розовые, беловато-коричневые – все эти булки и булочки кажутся такими свежими и теплыми. Мы как бы ощущаем жар и аромат только что выпеченного, свежего хлеба.
Чтобы ярче высветить теплоту хлеба, заключенную в нем энергию солнца, художник нарисовал свешивающуюся со стены изумрудно-зеленую, холодного тона ткань. Она создает ощущение цветового контраста с теплыми тонами хлеба.
Как вы думаете, почему художник поместил все эти предметы на темно-бордовую полированную поверхность стола? Ну конечно, чтобы подчеркнуть аппетитную поджаристость, шершавую поверхность хлебных корочек по контрасту с гладкой поверхностью стола. Хлебы красуются, привлекают, манят, дразнят своим видом и запахом. Что может быть вкуснее душистого свежего хлеба! Хлеб – основа жизни. Он всегда был главной заботой русского крестьянина. Пекли его когда-то в каждом деревенском доме, в русской печи. Ароматный, вкусный, сытный, пропитанный запахом бескрайних полей земли русской хлеб никогда не надоедает.
Его чтили испокон века. Издревле на Руси повелось и гостей встречать самым дорогим – хлебом и солью. Недаром говорили: «Хлеб всему голова», «хлеб наш насущный».
Воспитатель: Ну как, понравилась вам картина? Вкусная она?
Картина Ильи Ивановича Машкова посвящена не только хлебу, но и человеку – хлеборобу, землепашцу, пекарю. Потому, что хлеб – это прежде всего труд, который в него вложили сотни людей в городе и на селе.
Послушайте стихи о хлебе:
Вот он – хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой
- каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел
- нем – здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе Люди долго и упорно потрудились на земле
- нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Слава миру на земле, слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил! Слава им, привет от нас, в добрый день, счастливый час!
С. Погореловский
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Подбери слово». Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, никак не подобрать верное слово. Я буду называть 2-3 слова, а вы выберете из них одно, наиболее подходящее к этой картине и объясните свой выбор. Слушайте и смотрите внимательно. Какая это картина?
Звучная, звонкая, тихая? Звучная– здесь очень яркие, звучные краски.
Звук не звонкий, хоть и громкий. Скорее густой, как запах хлеба.
Просторная, тесная?Тесная – здесь изображено много хлебных изделий.
Они теснятся, будто спорят друг с другом, кто красивее, кто важнее.
Тревожная, беспокойная, спокойная? Беспокойная – не тревожная, так как пугающего здесь ничего нет. Но и не спокойно. Так бывает, когда собирается очень много народа в одной комнате. Все эти булки, хлебы, пирожные собрались вместе, им тесно, беспокойно.
Радостная, Унылая? Радостная – здесь нарисовано изобилие. Вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике. Будто все эти хлебы, булки, булочки хвастают друг перед другом, кто из них наряднее.
Легкая, тяжелая?
Тяжелая – здесь много хлеба. Хлебы большие, тяжелые. А вокруг – пышные булки, пирожные. Все вместе выглядит как что-то плотное, тяжелое. Как только стол выдерживает.
Теплая, холодная?
Теплая – кажется, что хлеб теплый. Все здесь такое поджаристое, коричневато-золотое. Все вкусное, будто дышит теплом. Хлеб согревает – это сама жизнь.
Обыкновенная, сказочная, скучная?
Обыкновенная и сказочная – одновременно. Но не скучная. Здесь вроде бы все обыкновенное, но необычно изобилие хлебных изделий.
КАРТИНЫ-НАТЮРМОРТЫДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
№ п/п | Художник | Произведение |
1. | Петр Кончаловский | Сирень у окна |
2. | Винсент Ван Гог | Ирисы |
3. | Александр Головин | Цветы и фарфор |
4. | Иван Крамской | Букет цветов. Флоксы |
5. | Игорь Грабарь | Утренний чай |
6. | Петр Кончаловский | Зеленая рюмка |
7. | Владимир Стожаров | Хлеб, соль и братина |
8. | Клод Моне | Банка с персиками |
9. | Винсент Ван Гог | Натюрморт с цветами, белые розы |
Натюрморт с книгами | ||
Картофель. Корзина с яблоками | ||
10. | И.Грабарь | Дельфиниум. Красные яблоки на |
синей скатерти. | ||
Груши на зеленой драпировке | ||
Подснежники | ||
Неприбранный стол | ||
Хризантемы | ||
11. | Р.Гуттузо | Корзина с картофелем |
Орудия труда | ||
12. | П.Кончаловский | Сухие краски |
13. | М.Кончаловский | Поднос и овощи |
Хлебы | ||
14. | В.Конашевич | Бананы |
15. | И.Крамской | Букет цветов. Флоксы |
Цветы | ||
16. | К.Коровин | Цветы и фрукты |
17. | А.Куприн | Натюрморт с кабачком и корзиной |
18. | А.Лентулов | Овощи |
19. | Е.Маленина | Бананы и дыня |
20. | И.Машков | Натюрморт с фруктами |
Арбуз и виноград | ||
Айва и персики | ||
Снедь московская: Хлебы | ||
Натюрморт с бегониями | ||
Клубника и белый кувшин | ||
Натюрморт с грибами | ||
Натюрморт с самоваром | ||
Неубранный стол | ||
Полевые цветы в стеклянном | ||
кувшине | ||
21. | И.Михайлов | Овощи |
22. | К.Петров-Водкин | Яблоки и лимон (Бокал и лимон) |
Натюрморт с селедкой | ||
Розовый натюрморт | ||
Утренний натюрморт | ||
23. | И.Репин | Букет цветов |
24. | М.Сарьян | Цветы и фрукты |
Осенние цветы | ||
Пионы | ||
25. | П.Сезанн | Натюрморт с драпировкой |
Персики и груши | ||
Натюрморт с луковицами | ||
26. | Ф.Снайдерс | Фрукты в чашке на красной |
скатерти | ||
27. | Ф.Толстой | Букет цветов, бабочка и птичка |
Цветок, бабочка и муха | ||
28. | В.Стожаров | Лен. |
Натютморт. Квас | ||
Братина и чеснок | ||
Красная и черная рябина | ||
29. | Ж.-Б.Шарден | Натюрморт с ящиком красок |
30. | В.Шумилов | Натюрморт |
31. | И. Хруцкий | Цветы и фрукты |
Цветы и плоды |