Сообщение "Натюрморт"
статья

Конониренко Марина Вениаминовна

Натюрморт, как правило, становится первым живописным жанром, с которым   знакомят   детей.   Натюрморт   переводится   как   «мертва (неподвижная) натура» и делится на две группы: природные предметы – цветы, плоды, разнообразная снедь, иногда в сопровождении птиц, мелких зверьков, насекомых и вещи, сделанные руками человека. Через жанр натюрморта художники воспевают любовь к природе, восхищение изобилием ее даров, прославляют человека, который все это вырастил, собрал и сохранил. Тема труда и творчества прочитывается в каждом натюрморте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_sp_4.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

НАТЮРМОРТ

Живопись – один из основных видов изобразительного искусства. Ее выразительными средствами являются: колорит (цветовое созвучие), рисунок и композиция. С помощью цвета художник может вызвать у зрителей определенное эмоциональное состояние: радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение и т.п. Посредством рисунка передаются особенности формы и характер образа. Композиция  построение изображения, выделение главного – руководит нашим восприятием изображения.

НАТЮРМОРТ, как правило, становится первым живописным жанром,

  • которым   знакомят   детей.   Натюрморт   переводится   как   «мертвая

(неподвижная) натура» и делится на две группы: природные предметы – цветы, плоды, разнообразная снедь, иногда в сопровождении птиц, мелких зверьков, насекомых и вещи, сделанные руками человека. Через жанр натюрморта художники воспевают любовь к природе, восхищение изобилием ее даров, прославляют человека, который все это вырастил, собрал и сохранил. Тема труда и творчества прочитывается в каждом натюрморте.

Детям дошкольного возраста трудно самостоятельно постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах, поэтому так велика роль взрослого, который своими вопросами обращает внимание детей на средства выразительности натюрморта, учит целенаправленно рассматривать художественную картину, видеть, каким образом с помощью рисунка, цвета, композиции художник передает свое настроение, отношение к тому, что изображает. Взрослый учит детей «читать» картину, слышать ее «музыку», откликаться сердцем на ее красоту, настроение и смысл, выражать свое понимание произведения. Он побуждает культурное саморазвитие ребенка, как творческой личности, стимулирует его собственную творческую изобразительную деятельность.

Знакомить детей с НАТЮРМОРТОМ можно начиная уже с младшего дошкольного возраста (4-й год жизни). Отбор художественных картин и содержание бесед о них должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 года)

Основная задача педагога на данном этапе – вызвать у детей радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Поэтому следует подбирать те произведения, в которых изображены известные детям объекты, близкие им, вызывающие у них радость узнавания, эмоциональные переживания, воспоминания о ярких сенсорных ощущениях и восприятиях вкуса, запаха, цвета, формы, ассоциативную память о действиях с ними. Такими картинами могут НАТЮРМОРТЫ, изображающие ягоды, фрукты, овощи, цветы. Это однопорядковые натюрморты, т.е. только ягоды, только фрукты и т.д.

Нужно дать ребенку общее представление о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить наше внимание на красоту окружающих предметов, их свойства (сочность, спелость фруктов и ягод), на качество их поверхности (гладкость или шероховатость, яркость или нежность цвета, особенности сочетания цветов).

КАРТИНЫ - НАТЮРМОРТЫ В  МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

№ п/п

Художник

Произведение

1.

Петр Кончаловский

Сирень в корзине

Клубника

2.

Исаак Левитан

Васильки

3.

Александр Головин

Купавки

4.

Кузьма Петров-Водкин

Яблоки (на красном фоне)

5.

И. Репин

Яблоки

Натюрморт «Яблоки на красном фоне» (К.С.Петров-Водкин)

в  младшей группе

  • предварительной работе дать детям возможность рассмотреть настоящие яблоки, попробовать их на вкус, ощутить их нежный аромат. Потом вместе с детьми составить натюрморт, разложив яблоки на столе или положив их в красивую вазу; полюбоваться составленным натюрмортом. Поиграть в сенсорные игры «Угадай на ощупь», «Чего не стало», «Определи по вкусу», вспомнить загадки, стихи о яблоках:

  • «Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки».

  • Само – с кулачок, красный бочок, тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко.

   Показав картину, дать детям возможность рассмотреть ее самостоятельно, полюбоваться ею, затем спросить: «О чем эта картина? Что на ней нарисовано?»

Да, яблоки. А какие они? Нарядные, разноцветные, спелые, желтые, (желто-зеленые, желто-малиновые). Есть даже белое, очень спелое яблоко, его так и называют «белый налив».

Соку спелого полно, так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, будто медом налилось

Видны зернышки насквозь.        А.С.Пушкин

Яблочко налилось сладким соком, вызрело на солнышке, стало белое, спелое, сочное. А какого цвета на картине очень много? Красного. Правильно, это красная скатерть. А как вы думаете, почему художник положил эти яблоки на красную скатерть? Да, чтобы желто-зеленые, желто-малиновые яблоки лучше смотрелись, стали еще красивее. Вот какая нарядная, яркая картина, картина-натюрморт. Художник дал ей такое название «Яблоки на красном фоне». Он хотел порадовать нас красотой этих яблок, доставить нам удовольствие.Приятно вам было смотреть на картину?

Рассматривание картины «Сирень в корзине» (П.П.Кончаловского)

во младшей группе

Перед рассматриванием картины организовать наблюдение с детьми за кустами живой сирени, полюбоваться ее красотой, рассмотреть каждый цветочек отдельно, соцветия, крупные гроздья, понюхать, обратить внимание на разнообразие окраски, сорвать несколько веточек и поместить их в корзину. Принести цветы в группу, поставить их в вазу с водой.

На следующий день внести в группу картину для рассматривания и вспомнить, как ходили за сиренью, как она пахнет, какая она нарядная, красивая, нежная, как всем было весело. Затем рассказать детям о картине:

Рассказ воспитателя по картине

«Художник Петр Петрович Кончаловский увидел такую же сирень. Он долго любовался разноцветными соцветиями и захотел рассказать всем, как красива сирень. Но художники умеют рассказывать о том, что их порадовало и удивило, в красках. Вот и художник Кончаловский написал эту картину и назвал ее «Сирень в корзине». Он и нас хотел порадовать.

Предложить детям рассмотреть картину самостоятельно и после этого начать беседу-диалог: «Что же интересного увидел художник? Какую он увидел сирень? Да, он удивился, что сирень бывает разных цветов: белая, розовая, фиолетовая, сиреневая. Что можно сказать об этом букете? Какойон? Затем взять вазу с настоящими цветами сирени, поднести к лицу каждого ребенка и дать насладиться их запахом. «Сорванные цветы долго жить не могут, они увянут, а нарисованные художником будут жить вечно и доставлять радость людям в любое время года. Они будут дарить нам радостные воспоминания. Понравилась ли вам картина?»

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5лет)

  • средней группе воспитатели продолжают знакомить детей с натюрмортом, вызывая у них эмоциональную отзывчивость. Пояснить детям, что натюрморт – это изображение разных предметов, учить всматриваться в изображение. Видеть гармонию или контрастность, плотность или хрупкость материалов, из которых они сделаны, спелость и сочность плодов, особенности поверхности, разнообразие форм, связь предметов друг с другом

  • с окружающей средой.

Особое внимание уделяется цвету  средство передачи настроения – радости, грусти, печали, тревоги, загадочности, торжественности и композиции – расположение предметов в пространстве, выделение главного.

Новым моментом является знакомство с более сложными натюрмортами, изображающими предметы быта, орудия труда (смешанного характера) цветы и плоды, грибы и овощи и т.д.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

  • Рассказ о труде художника;

  • Натюрморт – особый жанр живописи;

  • Средства выразительности – цвет, цветовые сочетания, как способ оказания воздействия; композиция – как средство построения картины и выделения главного в ней; рисунок – передающий форму и характер предмета.

Предварительная работа, предваряющая непосредственное рассматривание картины, должна быть направлена на накопление знаний о предметах, которые дети увидят на картине, организовать сбор овощей, фруктов, ягод, цветов, составить из них натюрморты, играть в сенсорные и художественно-развивающие игры, читать стихи, загадывать загадки, наблюдать в природе.

КАРТИНЫ - НАТЮРМОРТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

№ п/п

Художник

Произведение

1.

Петр Кончаловский

Сирень белая и розовая

Персики

Сухие краски

2.

Иван Хруцкий

Цветы и плоды

3.

Игорь Грабарь

Хризантемы

4.

Исаак Левитан

Белая сирень

Одуванчики

Васильки

5.

Илья Репин

Яблоки и листья

6.

Илья Машков

Синие сливы

Малина

7.

Федор Толстой

Ветка крыжовника

Клубника

8.

Илья Машков

Редиска

Розы в хрустальной вазе

 Ананасы и бананы

9.

А.Головин

Купавки

10.

Э.Мане

Персики

11.

М.Кончаловский

Поднос и овощи

12.

Е.Маленина

Бананы и дыня

13.

Э.Мане

Персики

14.

А.Головин

Купавки

Рассматривание картины «Натюрморт. Синие сливы» И.И.Машкова

 в средней группе

Предварительная работа: Проведение сенсорных игр «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь» с целью освежить у детей впечатления

  • тех фруктах, которые они увидят на картине, обогатить их сенсорный опыт.
  • групповой комнате приготовить все необходимое для рассматривания картины: расставить стулья полукругом около мольберта, но картину не вывешивать. Вывести детей в другое помещение, а в это время помощник воспитателя вывешивает картину.

Воспитатель:  Ребята,  в  групповой  комнате  нас  ожидает  сюрприз.

Хотите его увидеть, тогда тихонько проходите и садитесь на стулья.

Дети свободно располагаются перед открытой картиной.

Воспитатель: Что за сюрприз вас ожидал в группе?

Дети: Это картина.

Воспитатель: Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с этой картиной. Пока будет звучать музыка, вам нужно ее внимательно рассмотреть, а потом мы с вами поговорим.

Звучит радостная, негромкая мелодия. Дети рассматривают картину.

Воспитатель: До чего же яркая, нарядная, праздничная и «вкусная» картина! Художник Илья Иванович Машков назвал ее «Синие сливы». Как вы думаете, а почему он ее так назвал? Разве здесь нарисованы только сливы? Расскажите, какие еще фрукты вы здесь видите?

Апельсин?  Да, он самый большой и самый яркий. Какого он цвета? Правильно, оранжевый. Он здесь как главнокомандующий – в самом центре.

  • может быть это Царь Апельсин? Он как будто кричит: «Я самый главный! Самый большой! Самый круглый!»

Воспитатель: Взгляните теперь на сливы. Какой они формы? А какого цвета?Ярко-синие с мерцающей голубизной. Они окружили апельсин плотным кольцом – словно стража. Как красиво и ярко звучат здесь два цвета – холодный синий и теплый оранжевый!

Синие сливы и оранжевый апельсин лежат на белой тарелке посреди стола. А какие фрукты лежат около тарелки? Узнаете? Да, это персики. Расскажите, какие они? Вспомните, как мы их пробовали. Да, они сладкие, ароматные, круглые, а внутри у них большая и очень твердая косточка.

  • какая у персиков кожица? Бархатистая, пушистая, мягкая. Посмотрите на картину. Какого цвета здесь персики? Да, тут разные: бордово-розовые, оранжево-красные, светящиеся бело-желтые, зеленовато-желтые, с красными бочками. А вспомните, какая интересная у персиков форма. Посмотрите на картину. Как бы вы назвали такую форму? Да, как будто персики сложены из двух половинок. Они тоже выстроились вокруг апельсина, но не на тарелке, а подальше, на белой скатерти.

Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе

  • Царем Апельсином. Синяя стража надежно охраняет его. Стражники сливы хоть и небольшие, но плотно, крепко держат строй. Они здесь главные. Вот

почему художник так назвал свою картину. А персики – как придворные склонились в поклоне и почтительно слушают приказ своего царя. Вот какую интересную картину придумал художник.

Сейчас я загадаю вам загадки про фрукты, а вы попробуйте их отгадать.

  • Синий мундир, мягкая подкладка, в середине косточка, и очень-очень сладко(сливы)

  • Сладким соком налитой, в яркой шкурке золотой. К нам он через океан плыл из дальних жарких стран (апельсин)

  • Из двух половинок комок бархатистый, он розовый, красный и чуть золотистый. Ты мякотью сладкой его наслаждайся, но косточку, чур, разгрызать не пытайся (персики)

Вот вы и узнали всех героев картины. Понравился вам этот натюрморт? А как бы вы его назвали?

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-7лет)

Детей этого возраста знакомят с более сложными по содержанию натюрмортами (смешанные, сюжетные – «десерт», «ужин», «накрытый стол». Показать детям натюрморты, разные по характеру, манере изображения, средствам выразительности, как средства выразительности передают смысл, настроение, отношение к изображаемому. Заострить внимание не только на том, что изображено, но и как изображено и почемуименно так. Развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать развернутые доказательные суждения, используя при этом «искусствоведческие» термины, образные слова и выражения.

Развивать воображение детей, образную память, ассоциативное мышление, речь, эмоциональную отзывчивость на изображение, умение соотносить увиденное с собственным опытом и собственными чувствами.

Рассматривание картины «Натюрморт. Квас» В. Ф. Стожарова

в старшей группе

Перед детьми на стенде висит картина.

Воспитатель: Перед вами картина художника Владимира Федоровича Стожарова. Вглядитесь в нее внимательно. О чем же художник хотел нам рассказать?  Да, о крестьянской жизни.

Искусствоведческий рассказ воспитателя

  • крестьянской деревянной избе на столе стоят: бутыль, оплетенная берестой, березовый туесок и маленький бочонок. В них зреет, бродит квас. На переднем плане – деревянная чаша, наполненная квасом и кувшин-квасник. Справа от квасника на столе лежат испеченные в русской печи караваи черного хлеба, между ними – деревянная ложка и нож. Слева от чаши – луковицы в блестящей светло-коричневой кожуре.

Не было ничего вкуснее для русского крестьянина в жаркий полдень, чем глоток холодного кваса. А тюря из размоченного в квасе черного хлеба с луком была самой привычной крестьянской едой.

На дальнем плане картины мы видим белое полотенце, гроздья рябины на стене и деревянные расписные ложки. Как красив и тепел этот уголок простого деревенского быта! Как радуют душу русского человека эти обыкновенные, но такие родные вещи.

Рассматривание натюрморта И.И.Машкова  «Снедь московская: хлебы» в подготовительной к школе группе

Перед рассматривание картины следует провести работу по ознакомлению детей с тем, как выращивают хлеб, рассказать о труде хлеборобов, пекарей, о роли хлеба в жизни людей, вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.

Воспитатель: Художник Илья Иванович Машков очень любил рисовать натюрморты – разные предметы, овощи, фрукты. Однажды утром он пришел

  • булочную, а там – чего только не было! И хлеб, и булки, и булочки, и пирожные, и крендели – всего не перечислишь. И все такое свежее, ароматное, аппетитное. А какое разнообразие форм и цвета. И захотелось ему нарисовать все это богатство, чтобы и другие люди удивились и порадовались этой красоте и изобилию. Он накупил всяких изделий, принес их домой и стал красиво раскладывать на столе, чтобы составить натюрморт. Но хлебов, булок, булочек было так много, что на столе все не поместилось, пришлось несколько хлебов положить на полочку; там же он пристроил румяный бублик и связку баранок.

Давайте внимательно рассмотрим натюрморт и расскажем, какие же здесь нарисованы хлебные и кондитерские изделия. 

Искусствоведческий рассказ воспитателя

Воспитатель: Что стоит в самом центре стола?  Белая ваза, а на ней маленькие булочки, сухари, пирожные – в азе им самое место. Справа около вазочки – еще несколько сухариков, на белой салфетке – облитый сахарной глазурью кекс, румяная плетеная сдобная булочка, а за ней два калача. У самой стены – булка с поджаристой хрустящей корочкой (такие булки назывались французскими) и большой рулет с изюмом.

Слева от вазы маленькая коробочка с пирожными, а за ней – пышная плетенка с маком – хала. На дальнем плане за вазой видны еще какие-то хлебы. Настоящая выставка! Но это еще не все. На полке красиво разложены: круглый белый каравай, ржаной кирпичик, замысловато сплетенный крендель, маленький хлебец. Слева красуется большой бублик, а справа заманчиво свешивается связка золотистых баранок.

Как много всего, какие разные все эти изделия по форме, цвету, вкусу, запаху! Большие и маленькие, белые и черные, квадратные и круглые, высокие и плоские, сладкие и соленые. А какое разнообразие оттенков цвета! Коричневато-золотистые, ржаво-красные, светло-охристые, румяно-розовые, беловато-коричневые – все эти булки и булочки кажутся такими свежими и теплыми. Мы как бы ощущаем жар и аромат только что выпеченного, свежего хлеба.

Чтобы ярче высветить теплоту хлеба, заключенную в нем энергию солнца, художник нарисовал свешивающуюся со стены изумрудно-зеленую, холодного тона ткань. Она создает ощущение цветового контраста с теплыми тонами хлеба.

Как вы думаете, почему художник поместил все эти предметы на темно-бордовую полированную поверхность стола? Ну конечно, чтобы подчеркнуть аппетитную поджаристость, шершавую поверхность хлебных корочек по контрасту с гладкой поверхностью стола. Хлебы красуются, привлекают, манят, дразнят своим видом и запахом. Что может быть вкуснее душистого свежего хлеба! Хлеб – основа жизни. Он всегда был главной заботой русского крестьянина. Пекли его когда-то в каждом деревенском доме, в русской печи. Ароматный, вкусный, сытный, пропитанный запахом бескрайних полей земли русской хлеб никогда не надоедает.

Его чтили испокон века. Издревле на Руси повелось и гостей встречать самым дорогим – хлебом и солью. Недаром говорили: «Хлеб всему голова», «хлеб наш насущный».

Воспитатель: Ну как, понравилась вам картина? Вкусная она?

Картина Ильи Ивановича Машкова посвящена не только хлебу, но и человеку – хлеборобу, землепашцу, пекарю. Потому, что хлеб – это прежде всего труд, который в него вложили сотни людей в городе и на селе.

Послушайте стихи о хлебе:

Вот он – хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой

  • каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел

  • нем – здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе Люди долго и упорно потрудились на земле

  • нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слава миру на земле, слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил! Слава им, привет от нас, в добрый день, счастливый час!

С.  Погореловский

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Подбери слово». Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, никак не подобрать верное слово. Я буду называть 2-3 слова, а вы выберете из них одно, наиболее подходящее к этой картине и объясните свой выбор. Слушайте и смотрите внимательно. Какая это картина?

Звучная, звонкая, тихая?        Звучная здесь очень яркие, звучные краски.

Звук не звонкий, хоть и громкий. Скорее густой, как запах хлеба.

Просторная, тесная?Тесная  здесь изображено много хлебных изделий.

Они теснятся, будто спорят друг с другом, кто красивее, кто важнее.

Тревожная, беспокойная, спокойная? Беспокойная  не тревожная, так как пугающего здесь ничего нет. Но и не спокойно. Так бывает, когда собирается очень много народа в одной комнате. Все эти булки, хлебы, пирожные собрались вместе, им тесно, беспокойно.

Радостная,  Унылая? Радостная  здесь нарисовано изобилие. Вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике. Будто все эти хлебы, булки, булочки хвастают друг перед другом, кто из них наряднее.

Легкая, тяжелая?

Тяжелая – здесь много хлеба. Хлебы большие, тяжелые. А вокруг – пышные булки, пирожные. Все вместе выглядит как что-то плотное, тяжелое. Как только стол выдерживает.

Теплая, холодная?

Теплая – кажется, что хлеб теплый. Все здесь такое поджаристое, коричневато-золотое. Все вкусное, будто дышит теплом. Хлеб согревает – это сама жизнь.

Обыкновенная, сказочная, скучная?

Обыкновенная и сказочная – одновременно. Но не скучная. Здесь вроде бы все обыкновенное, но необычно изобилие хлебных изделий.

КАРТИНЫ-НАТЮРМОРТЫДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

№ п/п

Художник

Произведение

1.

Петр Кончаловский

Сирень у окна

2.

Винсент  Ван Гог

Ирисы

3.

Александр Головин

Цветы и фарфор

4.

Иван Крамской

Букет цветов. Флоксы

5.

Игорь Грабарь

Утренний чай

6.

Петр Кончаловский

Зеленая рюмка

7.

Владимир Стожаров

Хлеб, соль и братина

8.

Клод Моне

Банка с  персиками

9.

Винсент Ван Гог

Натюрморт с цветами, белые розы

Натюрморт с книгами

Картофель. Корзина с яблоками

10.

И.Грабарь

Дельфиниум.  Красные  яблоки  на

синей скатерти.

Груши на зеленой драпировке

Подснежники

Неприбранный стол

Хризантемы

11.

Р.Гуттузо

Корзина с картофелем

Орудия труда

12.

П.Кончаловский

Сухие краски

13.

М.Кончаловский

Поднос и овощи

Хлебы

14.

В.Конашевич

Бананы

      15.

И.Крамской

Букет цветов. Флоксы

Цветы

16.

К.Коровин

Цветы и фрукты

17.

А.Куприн

Натюрморт с кабачком и корзиной

18.

А.Лентулов

Овощи

19.

Е.Маленина

Бананы и дыня

20.

И.Машков

Натюрморт с фруктами

Арбуз и виноград

Айва и персики

Снедь московская: Хлебы

Натюрморт с бегониями

Клубника и белый кувшин

Натюрморт с грибами

Натюрморт с самоваром

Неубранный стол

Полевые    цветы    в    стеклянном

кувшине

21.

И.Михайлов

Овощи

22.

К.Петров-Водкин

Яблоки и лимон (Бокал и лимон)

Натюрморт с селедкой

Розовый натюрморт

Утренний натюрморт

23.

И.Репин

Букет цветов

24.

М.Сарьян

Цветы и фрукты

Осенние цветы

Пионы

25.

П.Сезанн

Натюрморт с драпировкой

Персики и груши

Натюрморт с луковицами

26.

Ф.Снайдерс

Фрукты   в   чашке   на   красной

скатерти

27.

Ф.Толстой

Букет цветов, бабочка и птичка

Цветок, бабочка и муха

28.

В.Стожаров

Лен.

Натютморт. Квас

Братина и чеснок

Красная и черная рябина

29.

Ж.-Б.Шарден

Натюрморт с ящиком красок

30.

В.Шумилов

Натюрморт

31.

И. Хруцкий

Цветы и фрукты

Цветы и плоды