Роль фонематического восприятия в формировании речи детей
материал (старшая группа)

Феденых Наталья Владимировна

Семинар-практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Роль фонематического восприятия

в формировании речи детей

Семинар - практикум для воспитателей

Фонематический слух - способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами  данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии  устной речи окружающих и одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

   Ребенок появляется на свет и уже на третьей-четвертой неделе жизни у ребенка появляется слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Но простого наличия сенсорной способности к восприятию звуков недостаточно для восприятия речи. Речь окружающих представляет собой чрезвычайно сложное образование, что затрудняет ее восприятие.

   Проследив закономерности формирования фонематического слуха, установили, что ребенок при переходе к овладению фонематической системой языка должен научиться употреблять слово как название определенной вещи. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребенка оказывается сформированным.

   Конечно, в этом возрасте речь двухлетнего ребенка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого наличием разного рода неправильностей и неточностей.

   Исследователь детских речевых нарушений профессор Р.Е.Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в процессе онтогенеза.

На первом (дофонемном) этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, отсутствует понимание речи и собственно активная речь.

На втором этапе возникает способность к различению наиболее контрастных и далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей и не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослый произносят так, как произносит их сам ребенок.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной, но уже начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, которое выражается в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе у ребенка активная (экспрессивная) речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

   Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке должен:

 -  постепенно усваивать артикуляторные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз;

 - различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

 - слух и фонематическое восприятие;

 - а так же моторика речевого аппарата.

Рассмотрим подробнее роль слуха в частности фонематического восприятия, в формировании речи детей.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: 

 - фонематический слух т.е способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию;

 - и элементарный звуковой анализ.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения.

Это вызвано:

 - либо - нарушением моторики артикуляционного аппарата;

 - либо - недостаточным развитием фонематического восприятия;

 - либо - нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Например: трёхлетняя девочка Вера на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Вея».

Если ребенка спросить еще раз «Тебя зовут Вея?», то можно услышать такое объяснение «Не Вея, а Вея ». Это доказывает то, ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками, узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

В возрасте 5-6 лет нормально развивающийся ребенок  уже имеет довольно высокий уровень развития фонематического восприятия. Он правильно произносят звуки родного языка, у него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

   В свою очередь недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей имеющих недостаточно развитое фонематическое восприятие страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес) т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне и отсутствует способность различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании речи детей

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Формирование  и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс, являю...

Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....

Методические рекомендации для родителей «Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста»

Очевидно, что для успешного обучения ребёнка  в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему р...

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...

Рекомендации. "Роль семьи в формировании речи детей дошкольного возраста".

Для успешного обучения ребёнка  в школе необходима хорошо развитая речь....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль семьи в формировании речи детей 5 -7 лет. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной ж...

Родительское собрание «Роль семьи в формирование речи детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание поможет родителям  систематизировать знания по обучению грамоте. Познакомит с новым видом совместной деятельности взрослого и детей,поможет  сделать тематическую папку ...