Рекомендации для родителей
консультация (средняя группа)
Рекомендации представлены для родителей, воспитывающих детей 4-5 лет. По всем образовательным областям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет
Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В старшей группе начнётся подготовка ребенка к новому этапу в его жизни-подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в новом, незнакомом коллективе. Ведь именно овладение чтением и письмом, которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -та основа, на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже сейчас прислушаться к речи вашего малыша.
Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:
- словарный запас,
- грамматический строй речи,
- связная речь,
- речевой слух.
Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то, как это свойство можно выразить словом.
Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.
Грамматический строй речи. Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.
Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.
Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук. Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква — это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.
Конечно, правильная речь — это не самое важное в жизни. Но подумайте, если у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов, и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой? Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.
Упражнения для развития связной речи.
Работа над связной речью предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру.
Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи.
Игра «Почемучка»
Цель: научить пользоваться союзом «потому что».
− Дети спрашивают. Вы отвечаете на вопросы детей, использую союз «потому что».
− Вы спрашиваете детей, требуя употребление данного союза.
Образцы вопросов: почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?
Игра: «Сравни и расскажи»
Цель: учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать два предмета.
Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей.
Вы просите сравнить две юбки (два фартука, двое брюк и т. д.) Сказать, чем они отличаются.
Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом.
Игра: «Четвёртый лишний»
Цель: учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему.
Игра: «Один – много»
Цель: упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания о повадках диких животных, названия их детёнышей.
Игра: «Угощение Маши»
Цель: упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.
Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».
Игра: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.
Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.
Игра «Правда – неправда»
Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.
Вы читаете стихотворение, дети говорят, что в нём правда, а что нет.
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
А зимой среди ветвей
«Га – га – га, пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Игра «Кто больше?»
Цель: учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:
Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…
Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…
Влажный – мокрый, сырой…
Красивый – прекрасный, замечательный, хороший…
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.
Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.
Игра «Что лишнее?»
Цель: найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:
Гусь, гусеница, гусиное.
Больной, большой, больница.
Баран, баранка, бараний.
Дождик, дождливый, дожидаться.
Море, морковь, моряк.
Выяснить, почему данное слово лишнее.
Рекомендации для родителей по познавательному развитию для детей 4-5 лет
Развивать слуховое восприятие с помощью дидактических игр.
- Часто менять формы деятельности.
- Использовать во время занятий элементы игры.
- Приучать проговаривать инструкцию несколько раз.
- Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
- Учить сознательно направлять внимание на определённые предметы и явления.
- Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
- Учить сосредоточиваться на деятельности, концентрировать своё внимание на ней, не отвлекаясь.
- Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения для развития внимания у детей
- «Да и нет не говорите, чёрный с белым не носите». Взрослый задаёт ребёнку вопросы. Ребёнок отвечает на них, при этом не должен называть запрещённые цвета и не говорить слова «да» и «нет».
- Всевозможные игры-головоломки. Загадки.
- «Найди отличия». Ребенок должен сравнить две похожие картинки.
- «Найди два одинаковых предмета».
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребёнок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
- «Где что было?». Ребёнок запоминает предметы на столе, затем отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребёнок указывает, что изменилось.
- «Назови, что ты видишь». Ребёнок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей
- Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
- Учить вспоминать последовательность событий.
- Учить использовать при запоминании мнемотехнические приёмы.
- Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
- Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательного средства.
Игры и упражнения для развития памяти у детей
- «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
- «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребёнок в течение 5 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок должен назвать картинки, которые запомнил.
- «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребёнок повторяет и т.д.
- «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходивших в отпуске событиях.
- «Следопыт». Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате; ребёнок отворачивается или выходит; взрослый прячет игрушку, а ребёнок должен её найти.
- «Что ты ел на обед?». Ребёнок должен перечислить, всё что ел.
- «Одежда». Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
- «Что в мешке?» Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок должен вспомнить, что лежит в мешке.
- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, затем ребёнок пересказывает.
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку, или показывает картинку-образец. Ребёнок запоминает и по памяти выкладывает такую же.
Рекомендации родителям по развитию восприятия у детей
- Учить детей различать предметы на ощупь.
- Формировать умение выделять признаки в предмете.
- Учить соотносить предметы по величине.
- Учить способам распознающего наблюдения.
- Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
- Формировать умение составлять из частей целое.
- Различать основные признаки разных времен года.
- Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между.
- Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
Игры и упражнения для развития восприятия у детей
- «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
- «Звезды в небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь» с художественным.
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
- «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
- «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
- «Сложи картинку». Составить их частей целую картинку.
- «О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
- «Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
Рекомендации по развитию мышления у детей
- Учить составлять группу из отдельных предметов.
- Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
- Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
- Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
Игры и упражнения для развития мышления у детей
- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
- «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.
- «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
- Загадки.
Рекомендации для родителей по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет
- Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;
- Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;
- Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т.п.;
- Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься апликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;
- Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т.п.;
- Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;
- Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;
- Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;
- Взвешенно относитесь к выбору ребенком музыкальных произведений для прослушивания, предлагайте ему не только легкую, ритмичную взрослую музыку, но и классическую и детскую;
- Упражняйте дошкольников в определении жанра музыкального произведения, названии инструмента, на котором он выполняется;
- Используйте музыку в аудио - и видеозаписях;
- Организуйте просмотр доступных детям по содержанию оперных и балетных спектаклей, посещение концертов, музеев;
- Научите ребенка различать «музыку природы» - пение птиц, звуки различных насекомых, шелест листьев и волн воды и т.д., сравнивать естественную музыку с созданными людьми мелодиями, находить в них общее и отличное;
- Используйте высокохудожественную музыку с яркими образами, разными настроениями, под которую ребенок может по-разному воспроизводить ходьбу, бег, прыжки, движения танца и т.д.;
- Развивайте вокальные данные дошкольника, его музыкальные и актерские способности, - упражняйте ребенка в умении петь громко, легко, правильно интонируя мелодию;
- Вызывайте у дошкольника возвышенное, радостное самочувствие от пения;
- Учите восприимчивости к эмоциональной реакции на музыкальное произведение;
- Привлекайте ребенка к совместному пению;
- Способствуйте возникновению желания придумывать несложные мелодии;
- Привлекайте к театрально-игровой деятельности;
- Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;
- Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;
- Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;
- Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;
- Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).
Рекомендации для родителей по социально-коммуникативному развитию для детей 4-5 лет
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Как вы, родители можете помочь своему ребенку в развитии социально-коммуникативных навыков?
В процессе воспитания, предлагаем вам играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры. Здесь он овладевает доступными способами моделирования окружающей действительности. Во время игры, обыгрывая роль, ребенок проникает в мир социальных отношений, у него закрепляется положительное отношение к сверстникам, взрослым, событиям.
Конструирование, лепка, аппликация – тоже помогут вам, уважаемые родители, в социально-коммуникативном развитии ребенка. Если вы предложите ребенку что-либо сконструировать из конструктора, предложите краски для рисования, пластилин для лепки, то эта продуктивная деятельность поможет ребенку в социализации. Потому что он будет стремиться отображать действительность, в которой живет, в постройках, рисунках, поделках. А при вашей совместной деятельности, учите ребенка договариваться, высказывать свое мнение, осознавать ценность своего и чужого труда.
Предлагаем вам игры, в которые можно поиграть дома для развития социально-коммуникативных навыков.
Игра «Назови ласково игрушку»
Ход: предложите ребенку посадить в ряд игрушки и по очереди назвать их ласково.
Игра «Волшебный сундучок»
Ход: приготовьте небольшую коробку, в которую положите сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков, ситуаций. Пусть ребенок вытаскивает по одной и расскажет, что изображено, выразит свое мнение по поводу увиденного на картинке.
Игра «Корзинка»
Играть можно всей семьей Семья садится вокруг стола, на котором стоит корзина. Ведущий (мама, папа, дедушка и т.п) обращается к игрокам: «Вот вам корзинка, кладите в него вежливое слово».
Игра «Чудесный мешочек»
В этой игре вы поможете ребенку расширить объем словаря, развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов, что тоже способствует социализации. Ребенок поочередно узнает на ощупь предмет, называет его и достает из мешочка.
Игра «Игры-ситуации»
В ходе этой игры, вы поможете ребенку вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Ребенку предлагается разыграть жизненные ситуации:
1. Две девочки поссорились – помири их.
2. Ты нашёл около дома щенка – пожалей его.
3. Ты очень обидел свою сестру – попробуй попросить у нее прощения, помириться с ней.
4. Ты с мамой пришел в гости, там дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
5. Твоя подружка плачет – успокой ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".
Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации для родителей «Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей»
Рекомендации для родителей...
Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»
Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"...
Памятки и рекомендации для родителей "Как предотвратить приступы истерики у детей" Рекомендации "Замените угрозу - обещанием!"
Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений....