Мастер-класс для педагогов «Играем с детьми в экономику»
материал

Миронова Ольга Васильевна

Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. Цель данного мастер-класса: повысить профессиональную компетентность педагогов по формированию финансовой грамотности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m-k-igraem_s_detmi_v_ehkonomiku.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Играем с детьми в экономику».

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по формированию финансовой грамотности у дошкольников.

Задача: формировать представления педагогов о вариативности занимательных игр и упражнений по экономическому воспитанию и формированию финансовой грамотности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, монеты, кошелёк (оригами)

Ход:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы. Это задача трудная, но решаемая. У нас с вами есть все необходимые ресурсы, для овладения детьми дошкольного возраста азами экономики. Мы (педагоги и родители) располагаем неисчерпаемой кладезью русского народного творчества, а это великое множество загадок, пословиц, поговорок, сказок, большинство из которых учит нас, именно учит, самым простым экономическим правилам: как вести хозяйство, как выгодно продавать, покупать и обмениваться и т.д. На основе литературного творчества разных народов, а также опираясь на опыт своих успехов, человек придумал несметное количество игровых заданий, в том числе и экономических, которые доступны, понятны и интересны детям.  Предлагаю вам, на короткое время, представить себя дошкольниками, подумать и ответить на несколько экономических вопросов. Сможете ли вы все это повторить со своими воспитанниками?  

 -Итак, мы начинаем!

1.Задание «Современные загадки».

Загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Загадки разнообразны по своему содержанию. Чаще носят описательный характер, включающий главные качества предметов или действий. Загадки помогают формировать представления наших детей о простых жизненных ценностях, знакомят их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом. По крайней мере, разгадывание загадок в несколько раз интереснее для каждого ребенка, нежели просто чтение учебника или слушанье мудреных советов взрослых. Детский интерес не знает границ, поэтому коротенькие вопросы, звучащие на самую любую тематику, обязательно вызывают неподдельный интерес со стороны ребенка.  

Всё, что в жизни продаётся Одинаково зовётся: И крупа, и самовар

Называются ... товар. 

 

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... банке

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?    Банкомат

 

Расчёт зарплаты - знать пора –

Проводят в срок... бухгалтера Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой ...

вклад

 

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ... залог. 

 

И врачу, и акробату

Выдают за труд ... зарплату. 

 

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт ... кассир.

 

Очень вкусная витрина Овощного ... магазина. 

 

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ... продавцы. 

 

Эта резвая купчиха  Поступает очень лихо! В телевизор залезает  

И товары предлагает:  

От компьютеров до хлама.  Имя у нее ... реклама. 

 

 

 

2. Задание «Пословицы»

Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Они вводят ребенка в мир эмоциональных открытий и переживаний. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать и бережливость. В них обобщен опыт жизненных человеческих ценностей. С их помощью можно выразить свое отношение к происходящему.  

Предлагаю поиграть - денежные пословицы по картинкам прочитать.

«Денег куры не клюют»

«Деньги лопатой гребут»  

«Копейка рубль бережёт»

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»  

«Деньги любят счёт»

 

3. Задание «Такие простые «непростые» сказки».

Джанни Родари говорил: «Сказки для ребенка такое же серьезное дело, как игра». Сказка позволяет воспитать в детях трудолюбие, бережливость и расчетливость, она нужна ему, чтобы определиться, изучить себя, оценить свои возможности. Какая мама не читала своему малышу сказки на ночь? Все мамы рассказывают про репку, герои которой смогли вытянуть ее только сообща, коллективно. А использование коллективного труда для достижения большего эффекта и есть экономическое понятие!  

Любая сказка, народная или авторская, несет в себе необычайный смысл: назидательный, порицающий, прославляющий. Попробуем извлечь из нее и экономический смысл!

  1. Назовите сказку «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась и мачехина дочка, но вернулась с одними убытками» (Морозко)
  2. Назовите сказку, в которой героиня поменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой).

3.Герой этой сказки при помощи простой рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? (Кот в сапогах).

  1. Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег? (Приключения Буратино)
  2. В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? (Колобок)
  3. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка)
  4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото).

 

4. Задание «Проблемная ситуация»

Интерес у дошкольников вызывают проблемные ситуации. С помощью героев сказок и мультфильмов их легко разрешить. При решении таких ситуаций у ребенка развивается логика, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.

1.Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму.  

Вопросы к детям: О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?

2.Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-

Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили.

 Вопросы: Что придумал Карабас-Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?

  1. Ослик получил от Пяточка, Винни Пуха и Кролика письмо. Они сообщают ему, что у них есть интересная работа. Пятачок печет булочки, Кролик учит детей, а Винни Пух строит дома.

Вопрос: Какие профессии у друзей Ослика? Какую профессию вы можете предложить Ослику, если он умеет хорошо рисовать?  Знакомим детей с термином «профессия».

- Вот и подошёл к концу наш мастер-класс.  

Экономика – наука,

Занимательная штука,

Деньги пусть у вас не тают!

А оклад всё повышают!

Играйте с детьми в экономику!

Я благодарю всех! Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей (педагогов). «Игры и упражнения с кинетическим песком»

Мастер-класс для родителей (педагогов).«Игры и упражнения с кинетическим песком»Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песко...

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.Дать рекомендации к проведению нетрадиционных  пальчиковых игр....

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка....

Мастер-класс для родителей «Учимся играть с детьми»

Сегодня я хотела бы поговорить о детской игре. Казалось бы, это тема достаточно изучена и педагогами, и психологами, но почему-то, растет процент детей, не желающих или не умеющих играть. Поэтому сего...

Мастер-класс для родителей «Учимся играть с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей....

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цели:повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;объяснить  родителям необходимость выполнения  упражнений по развитию мелкой моторики рук;дать рекомендации к пров...

Мастер-класс для родителей "Совместные игры с детьми"

Задачи:- показать родителям значение совместных игр для развития ребёнка;    - рассмотреть правила организации игровой деятельности;- обсудить вопрос об организации игровой ср...