Картотека дидактических игр по познавательному развитию в подготовительной группе.
картотека (подготовительная группа)

Харина Светлана Валентиновна

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в подготовительной группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в подготовительной группе.

«Кто назовет больше»

Ход игры: Ведущий называет любой признак предмета, а играющие называют, какие предметы нужного цвета или формы они знают. Например: голубой – цветок, свитер, небо. Или называется предмет (цветок), а играющие называют его признаки.

«Не ошибись»

Цель: Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.

Ход игры: У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.

По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям.

«Где это можно купить»

Цель: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учить детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.

Игровое правило: Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото

Ход игры: Детям раздают маленькие   картинки, каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин).

«Что кому»

Цель: Учить соотносить   орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей  разных профессий в творческих играх.

Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.

Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику).

Если     есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.

Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.

«Узнай по описанию»

ЦельПобуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило: Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Ход игры: Воспитатель рассказывает:

- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как называется» - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

«Так бывает или нет?»

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках»

Дети придумываю сами небылицы.

«Назови одним словом»

Цель: Упражнять детей в классификации предметов

Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я назову слова, а вы назовите все одним словом:

  • стол, стул, диван, кровать – мебель
  • ложка, кастрюля, тарелка – посуда
  • автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт
  • малина, клубника, черника- ягоды
  • роза, ромашка, василек – цветы.

«Какое время года?»

Цель : Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»

«Хорошо-плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Игровое правило: Ведущим называется любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

В: Огонь - это плохо. Почему?

В: Листопад - это хорошо?

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем?  

В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке?

«Так у нас. А как у вас?»

Цель: Разъяснить детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи

Игровое правило: Рассказать, как проходит вечер в семье.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассказать детям, что бывает вечером у них дома.

Первым рассказывает воспитатель.

«Что было, если бы…?»

Цель: Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.

Игровое правило: Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»

- Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

(не заботилась о вещах, не ухаживала за ними).

- А теперь давайте поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?

- А что было бы, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)

Дети сами придумывают загадки.

«Из чего сделано?»

Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.

Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для познавательного развития в старшей группе

Интересные дидактические игры для познавательного развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе

Представлены дидактические игры по познавательному развитию детей...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе.

Учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление, учить описывать предметы и узнавать их  по описанию, развивать память, внимание....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе.

Учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление, учить описывать предметы и узнавать их  по описанию, развивать память, внимание....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в подготовительной группе

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в подготовительной группе. 1. Дидактическая игра «Найди ошибку» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слух...