Использование ИКТ в образовательном процессе
компьютерная программа

Булатова Людмила Анатольевна
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_na_temu_ikt.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование ИКТ в ДОУ»

        Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы на информационном уровне все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

      Под ИКТ подразумевается использование привычных для нас медиа-устройств - цифровых фотоаппаратов, принтеров, сканеров, копиров, мобильных  телефонов  с  возможностью выхода  в  Интернет  и, конечно же, компьютеров.

   Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

     Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

    Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Основные направления развития ИКТ:

• Использование компьютера с целью передачи и хранения информации.

• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, в карантинных условиях и дистанционном взаимодействии.

• ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

     За последние годы в стране ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях и этому способствовало:

• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;

• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;

• Реализация программы «Электронная Россия»

• Подключение в рамках национального проекта садов к интернету;

• Принятие многочисленных поправок к Закону «Об образовании»;

• Формирование социальных сетей и др.

     Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования. В чем и заключается необходимость применения ИКТ при работе в ДОУ.

По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами

    Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. Перед многими педагогами стоит вопрос: как правильно применить полученные знания? Целесообразно ли использовать ИКТ в работе в ДОУ?

     С одной стороны (достоинства применения ИКТ) в дошкольных учреждениях представить себе жизнь без компьютеров не возможно - с его помощью мы пишем рабочие программы, конспекты занятия, доклад, отчёты и. т. д. А с другой стороны (недостатки), так уж и необходимы технологии в работе в ДОУ с детьми?

    И здесь мы сталкиваемся с проблемой применения ИКТ, такой как угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

И здесь мы задаёмся вопросом какие будут решения проблем, связанных с применением ИКТ?

Для решения этих проблем необходимы:

1. Подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

2. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

3. Созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе.

4. Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество.

5. Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.

6. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка

Я представлю формы использования ИКТ в своей работе:

• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;

• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

• Оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов.

• Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

•Оформление электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;

• Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;

• Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно,- в области информационных технологий:

• Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

• Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

• Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

«Использование информационно - коммуникационных  технологий на музыкальных занятиях в детском  саду»

Последние  несколько лет я работаю с детьми  всех  возрастных  групп, и меня очень беспокоит, что современные дети постепенно теряют остроту эмоциональных ощущений, становятся более пассивными.  В  старших  группах  растёт количество детей, сидящих  на  занятиях  со  скучающим видом.  Бурное развитие информационных коммуникационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Компьютеризация постепенно проникает практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Сейчас уже привычными для нас  медиа - устройствами  стали  цифровые  фотоаппараты, принтеры,  сканеры,  копиры,  мобильные  телефоны  с  возможностью выхода  в  Интернет  и, конечно же, компьютеры. Современный  детский сад не должен отставать от требований  времени, а значит, и  современный  музыкальный  руководитель  должен  использовать тот же компьютер, но уже  для  формирования  художественного вкуса,  развития  творческого  потенциала ребёнка и гармонического развития  личности  в  целом.

 Поэтому необходимо создание новых научно-обоснованных средств  развития  музыкальных  способностей  детей.

Мозг  ребёнка,  настроенный  на  получение  знаний  в форме  развлекательных программ  по  телевидению,  гораздо  легче воспримет  предложенную  на  занятии  информацию  с  помощью медиа - средств, которые могут способствовать развитию  интереса  и  любви  к  музыке, к формированию   певческих  навыков, навыков  сольного  пения с музыкальным сопровождением и без него. Компьютерные технологии помогают развивать чувство ритма, умение  передавать  через  движения

характер  музыки, развивают умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, побуждают детей к активным самостоятельным действиям.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина, Ю. М. Горвиц, О. К. Тихомирова, С. Л. Новосёловой и др. показали, что «способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, видео, сохранять и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех уже существующих игр и игрушек. Всё это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка».

     Я активно использую компьютерные технологии в индивидуальной работе, в методической работе,  для самообразования и повышения квалификации. Провожу контроль и при подведении итогов. Обобщаю и делюсь опытом на тему «Использование ИКТ в работе воспитателей на педсоветах, методических объединениях.

Ведь компьютер не  только способствует  закреплению  и  уточнению знаний, но и  повышает  познавательную  активность  детей  дошкольного  возраста.

     Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным. Важной задачей воспитателя является гармоничное соединение  современных  технологий с традиционными средствами развития  ребёнка  для  формирования психических  процессов, основных сфер личности, развития творческих способностей.

Использование информационных технологий в учебном процессе  позволяют  просматривать фрагменты произведений видеозаписи, дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живописи, музыки, литературы, народных промыслов. Таким образом, использование компьютера  и  проектора очень удобно для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса  к  музыкальной  культуре и формирования духовного мира ребёнка. Наглядность и доступность материала, обеспечение индивидуального подхода в обучении, контролирование познавательного процесса -  в конечном итоге  способствуют повышению качества обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития музыкальности, речи, мышления дошкольников. Всем известно, что наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия ребёнка - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Она активизирует  учебно-познавательную  и  творческую деятельность детей, что отвечает современным требованиям, предъявляемым к профессиональным качествам специалистов в детских дошкольных учреждениях.

Как сказал К. Д. Ушинский: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Применяя информационные технологии на музыкальном занятии, можно зажечь этот «факел». Психологические особенности дошкольника  таковы, что именно наглядность и игра, в этом возрасте,  помогают детям  развивать интерес к музыке, повышает мотивацию в самообразовании. Детям необходимо творить и  переживать, чтобы понимать.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ. В своей работе я широко применяю музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и   просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.  На основе программы Microsoft Power Point можно создать компьютерную игру, которая бы включала в себя комплекс различных видов музыкальной деятельности.

Наиболее распространённый вид представления демонстрационного материала – мультимедиа презентация, сочетающая  в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребёнку. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают мне добиться поставленных целей. Используя возможности программ Power Point, киностудии Windows Live, я разрабатываю и использую мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности.

Компьютер даёт широкие возможности и в игре. Ведь  для  ребёнка  дошкольного возраста  игра – это  одна  из  важнейших частей  его  деятельности,  в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется  и  развивается  личность.  

     Функции демонстрационного материала  на  развлечениях  и  детских утренниках, досугах могут  выполнять  фотографии самих детей на участке, на экскурсиях, это могут быть фотографии из домашних альбомов, предоставленные самими родителями.  Мы  вместе с детьми подбираем  фотографии или предложенные картинки  к  прослушанному  произведению  или  песне. Глаза у детей горят, им очень нравится, и что самое главное, даже те дети, которые к занятиям безразличны - принимают в этом участие.

     Существует  множество  программ для работы  на компьютере.

     В своей работе я использую такие программы, как:

* программа раннего обучения  Kidsmart, предназначенная для обучения детей младшего возраста (3-7 лет) с использованием информационных и коммуникационных технологий.  Важной частью программы  является русифицированное обучающее программное обеспечение, с помощью которого дети, в сопровождении сказочных персонажей, попадают, в так называемые, «Научные домики». Каждый из «Научных домиков» направлен на формирование у детей определённых навыков: музыки, математики, знания о Земле и т.д.

     *mp3 Direct Cut  - программа - редактор MP3 аудиофайлов, позволяет мне вырезать фрагменты записи, обрезать, копировать и вставлять.

*Format Factory - компьютерная  программа для конвертации мультимедийных  файлов.

*В  программе  Sony  Sound  Forge  Audio  Studio  есть   большое количество всевозможных   функций   для   работы   с   аудио   файлами,  позволяющих  записывать,  кодировать,  восстанавливать,  а  также  редактировать.

 На праздниках, как сюрпризный момент, часто использую  звукозапись, записанную на диктофон. Это может быть диктофон сотового телефона,  плейера  или  же  самого ноутбука. Так,  на  глазах детей   «оживает» новогодняя  ёлочка, волшебное зеркало, школьный портфель, далёкая планета  и многие другие  персонажи  детских утренников. И с помощью   программы Sony Sound Forge можно  добиться  различных звуковых эффектов  (фоновой обработки). Звук  может  затухать, наоборот нарастать, может вибрировать или подобно эху резонировать в пространстве. Для  приготовления атрибутов используется сканер. Отсканированные картинки овощей со страниц детских книг «перешли» на головы  детей, в виде  шапочек. И  в  нашем  хороводе «Соберём  урожай» С. Насауленко вместе с детьми танцуют и играют  капуста  с помидором, лук, морковь и другие овощи. Всё это оказывает большое впечатление и  на детей, и на родителей, делая праздник  ярким и запоминающимся.

Но стоит обратить внимание, что вносить что-то новое следует с особой осторожностью. Ведь раннее детство – не только источник человеческой одарённости, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. «Помоги, но не навреди!» - это принцип, которому нужно следовать, внедряя информационно - коммуникационные технологии в обучение детей. Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых средств.

Результатом своей деятельности считаю повышения уровня способностей детей. Дети с большим интересом стали заниматься на занятиях.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе музыкального руководителя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети, где я делюсь своими наработками.

     Работа с родителями – ещё одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и  совместных с родителями мероприятиях. Результаты диагностики детей можно представлять в виде таблиц и диаграмм.

     Многие родители также пользуются интернет ресурсами. В связи с этим нами был создан сайт нашего детского сада, где находится моя страничка. В этой теме я создала темы наиболее интересные для родителей это: консультации для родителей, музыкальные занятия, новости, интересные ссылки, тесты для родителей, фотографии различных мероприятий. Также с помощью сайта родители могут задать мне интересующие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"

Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи.  В это вр...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»...