Проект "Нейроумки"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края
«Нейроумки»
проект в средней группе
Составитель:
воспитатель Зинченко Л.В.
Кулунда 2024
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Автор проекта: Зинченко Людмила Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: дети средней группы (4-5 лет).
Срок реализации проекта: октябрь.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также, развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
ЦЕЛЬ:
Нейроигры, как средство развития мышления и речи детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Для педагога | 1. Повышать профессиональный уровень развития по вопросу «Нейроигры, как средство развития мышления и речи детей дошкольного возраста». 2. Создать условия для развития речи, речевого общения, мышления и воображения детей младшего дошкольного возраста. 3. Пополнять и расширять РППС группы. |
Для детей | Образовательные: 1. 2. 3. Повышать умственную активность: логическое мышление, память, внимание, воображение. Развивающие: 1. 2. Развивать индивидуальность детей. 3. Развивать активность детей, как в самостоятельной, так и в совместно образовательной деятельности. 4. Воспитательная: 1. |
Для родителей | 1.Повышать компетентность родителей в вопросах нейропсихологических игр и упражнений. 2.Привлечь родителей к пополнению и обогащению РППС группы по данному направлению. 3.Вовлечь родителей в детско – родительские отношения, через совместное участие в проекте. |
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
- Подбор художественной литературы, нейропсихологических игр и упражнений, информации для консультирования родителей.
- Подбор картинного материала, материалов для проведения совместной деятельности, нейроигр и упражнений, и т.д.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Пункты реализации | |
Подготовительный (октябрь, 1 неделя) |
|
Основной (октябрь, 2, 3 недели) |
|
Заключительный (4 неделя) |
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Повысилась умственная активность: память, внимание, мышление, воображение.
- Повысился уровень активности детей, как в самостоятельной, так и в образовательной деятельности.
- Повышение профессионального уровня развития педагогов ДОО.
- Повышение компетентности родителей по данному направлению.
РИСКИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Недостаточная оснащенность развивающей предметно - пространственной среды по данному направлению.
Если от 2 до 5 лет можно проводить только профилактические нейропсихологические занятия, то после 5 лет можно приступать к коррекционным занятия. Возрастной период, начинающийся с 5 лет, является самым подходящим и благоприятным для коррекционных нейропсихологических занятий. Это обусловлено возрастными этапами созревания коры головного мозга. В возрасте с 2 лет проводятся только профилактические нейроигры. Сложность будет возникать для младших дошкольников еще в том, что дети в данном возрасте еще только учатся управлять своими руками, правильным захватом кисти, будет требоваться больше времени для правильной установки кисти рук, тем более в левописании.
Для преодоления данных рисков необходимо пополнять развивающую предметно - пространственную среду, путем обогащения картинным материалом, составлением тематических альбомов и работы с родителями.
В работе с детьми проявлять сдержанность, терпимость, использовать метод от простого к сложному, учить правильно держать карандаш, как правой, так и левой рукой.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Работа с детьми
Мероприятие | Цель |
«Поздороваемся пальчиками». | Каждому пальчику предлагается «поздороваться» с большим пальчиком. Начинаем с указательного, потом в обратном порядке. Упражнение выполняется сначала каждой рукой отдельно, а потом обеими одновременно. |
Нейроигра «Найди отличия» | Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различия и сходства. |
Нейроигра «Секретики» (найти предмет по контуру, перепутанные линии) | Развивать пространственное мышление посредствам соотношения предметов с их контурами. |
«Природный массаж». | Дети, сидя в кругу, распределяются по парам и делают друг другу массаж. Правила:
|
Нейрокарточки. Найди и раскрась» | |
Пальчиковая гимнастика «Дружат наши дети» | Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, улучшение координации движений. |
Разучивание нейрогимнастики «Кулак-ладонь-ребро» | |
Пальчиковая гимнастика «Капуста». | Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, улучшение координации движений. |
«Сосед слева — сосед справа». | Дети сидят в кругу. Инструкция. Сейчас каждый из вас определит своего соседа слева и соседа справа. Делать это вы будете в определенном направлении. Как только вы услышите хлопок — направление нужно поменять. Пример. Ребенок говорит: «Слева от меня Ваня, а справа—Лена». Хлопок: «Справа от меня Лена, а слева — Ваня». |
Рисование (самостоятельное) правой рукой «Иголки у елочки» (прямые линии). | Развивать мелкую моторику рук, развивать межполушарное взаимодействие, развивать координацию пространственного и зрительного восприятия ведомой (левой-правой) и ведущей (левой-правой) руки. |
Упражнение «Двумя руками» (выложи крышечки по образцу с постепенным увеличением числа крышечек). | Развивать сенсорное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук, развивать межполушарные связи. |
Настольная игра для рук «Твистер». | Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, координацию на листе бумаги, развитие сенсорного восприятие. Развитие межполушарных связей. |
Нейропсихологические игры: «Нейродорожки» |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Рекомендации родителям: Консультация «Что такое нейригры?»
2. Консультация для родителей «5 упражнений нейробики»
3. Консультция «Нейрогимнастика для детей»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Москва, 2003 год
2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2012.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Москва, 1987
5. Цветкова Л.С. «Методика нейропсихологической диагностики детей». Москва, 2000 г.
6. https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/nejropsihologicheskie-igry-dlya-detej/
7. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: Практическое пособие. Москва, 2021