Рабочая программа по ПДД
методическая разработка (подготовительная группа)

Шашкина Галина Геннадьевна

Рабочая программа по кружковой деятельности по ПДД для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_po_pdd_podgotovitelnaya_gruppa.docx72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Румянцевская среднеобразовательная школа»

Рабочая программа по обучению дошкольников

 правилам дорожного движения

 и безопасному поведению на дороге

 «Маленький пешеход» 

Срок реализации – с 01.09.2023г. по 31.08.2024г

Автор программы:      

                                              воспитатель

                                                                I-й квалификационной

                                          категории

                                                 Шашкина Г.Г.

2023 - 2024 учебный год

Содержание программы:

1. Паспорт.

2. Пояснительная записка.

3. Актуальность, цель, задачи.

4. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения: принципы обучения, механизм реализации программы, календарно - тематическое планирование.

5. Диагностика уровня знаний, умений  и навыков по освоению ПДД.

6. Литература.

Паспорт программы.

Наименование программы.

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг  по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Маленький пешеход» в рамках реализации образовательной области «Безопасность».

Название организации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Румянцевская среднеобразовательная школа»

Дошкольное отделение №44

Руководитель кружка

Воспитатель I-й квалификационной категории

 Шашкина Г.Г.

Название  использованных

Программ.

Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Т.И. Данилова.                                           

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.                                                                                                         

Направленность  программы

Программа «Маленький пешеход» разработана для детей дошкольного возраста ( подготовительной к школе группы). Возрастной состав детей от 6 до 7 лет.

Нормативно- правовое обеспечение программы

Закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 2обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;

СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10.

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от 04. 03. 2000, № 65/23-16     «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучениях»;

  • Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения».

Цель Программы:

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи Программы:

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр, тренингов.

2.Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме согласно ФГОС ДОУ.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на  1 год   2023-2024 гг. Работа кружка   «Маленький пешеход»  охватывает период с сентября по май в течение года и летний период с июня по август.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.  

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения. Овладение умениями принимать правильные решения в дорожных ситуациях.  Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.  Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой.   Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.      

                      

Основные аспекты системы работы по изучению ПДД:

1.Ребенок –пешеход.                                                          

2.Ребенок – пассажир городского транспорта.

3.Ребенок – водитель детского транспортного средства     (велосипед, самокат, коньки, ролики и др.).

Пояснительная записка.

     Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Маленький пешеход»   разработана  в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет работу педагога  на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.

Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что   знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии,  становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Главная задача Программы «Маленький пешеход»   состоит в том, чтобы дать представления дошкольникам  об окружающем дорожном пространстве, развить умение ориентироваться в нем, сознательно выполнять правила дорожного движения.  Реализация программы рассчитана на 1 год. Обучение Правилам дорожного движения  по Программе «Маленький пешеход» проводится в подготовительной к школе группе, с последующим усложнением Программы.                                        

Образовательный процесс состоит из трех видов деятельности:   

1.Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).

2.Самостоятельная работа - рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач.

 3.Практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации, экскурсии, использование ИКТ на занятиях по ознакомлению с ПДД).                                      

Образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет практическую направленность на обеспечение безопасности, на формирование у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить ребенка  полагаться  только  на  самого  себя,  в  плане  правильного и безопасного  поведения на улицах и дорогах, дать представление об опасности, выработать навык  и  правильные   поведенческие   установки.    

Материал, представляемый детям в рамках образовательной деятельности, постепенно усложняется, уточняется, дополняется, передается  через традиционные и инновационные методы и формы организации образовательной деятельности с  дошкольниками  в  соответствии  с  тематическим планом  работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.  

Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные  усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план Программы «Маленький пешеход»  включены различные формы взаимодействия с родителями: развлечения, досуги,  консультации и т.д.

Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.     Практическая ценность: представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Ожидаемый результат: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.                                                                                                                                   Работа кружка  «Маленький пешеход»  охватывает период  с сентября по май в течение года и летний период с июня по август.  Занятия проводятся 1 раз в неделю, 30 минут –подготовительная группа.

День недели

Количество детей

Возрастная группа

Время проведения

Среда

24

Подготовительная к школе

16.00-16.30

(30 мин.)

Актуальность.

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин  дорожно - транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правил посадки в автобус и т.д.     Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.

 Цель программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи программы: 

 1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игровых тренингов.                                                

 2.  Пополнение  развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме согласно ФГОС ДО.

 3.Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по ПДД и безопасному поведению на дороге.                   4.Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников ПДД.    

5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6.Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил  поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Принципы обучения.

Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города строится с учётом общедидактических принципов обучения:

Принцип систематичности и  последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Принцип наглядности.

Принцип доступности обучения.

Принцип индивидуализации обучения.    

Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда» учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия.  Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.

Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где  надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного  право послушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления

без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания  нужен положительный пример взрослых.

Технологии обучения.

Личностно – ориентированная  ставит в центр образовательной  системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации  ее природных потенциалов.  

Игровая - подразумевается  такое  качество деятельности, которое характеризуется  высоким уровнем мотивации,  осознанной потребностью в усвоении  знаний и умений,  результативностью и соответствием  социальных норм.

Проблемного  обучения - организация  занятий, предполагающая  создание под руководством  педагога  проблемных ситуаций  и  активную самостоятельную деятельность  детей  по  их  разрешению, в результате чего  происходит  овладение   навыками, умениями  и развитие  мыслительных способностей.

Ситуационного обучения заключается в систематизации и анализе типичных дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП, приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП.

Интегрированного подхода в воспитании навыков безопасного поведения – совокупность деятельностей и их методов, направленных на эффективный процесс организации познавательной деятельности, создающих условия для формирования безопасного поведения.

Формы  и методы   проведения  образовательной деятельности (в том числе и НОД)  по  изучению  правил  дорожного движения.

Программа предполагает систематическую и разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД,  в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют: ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить воспитанникам новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.

Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

Беседы, минутки (пятиминутки).  Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт ребенка, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.

Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.

Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого света светофора как безопасного, красного - как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо).                                                                                                                      Решение проблемных ситуаций.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.

 Тематические игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий.

В подготовительной группе  в игру вводятся моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.

Экскурсии.  Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.

На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.                                               

Конкурсы, викторины, развлечения, досуги.

Чтение художественной литературы.

Продуктивные виды деятельности.

Механизм реализации программы

Механизм реализации программы  «Маленький пешеход»   предусматривает проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана.

Программа рассчитана на 1 год : для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников, направленных на изучение правил дорожного движения.

Диагностика усвоения воспитанниками программы «Маленький пешеход»    проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

 Подготовительная к школе группа  - 2023-2024 г. :

Задачи: 1. Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении. 2. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. 3. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать ПДД. 4. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД. 5. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Ожидаемый результат:

  • ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения. Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения  ребенком программы «Маленький пешеход». 

Учебный  план

Для детей 6-7  лет по изучению программы «Маленький пешеход». 

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятию по тематическому плану

1

4

52

Календарно - тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в  подготовительной к школе группе.

Задачи: Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).

Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.

Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.

Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Показатели развития:

Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.

Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).

Знают основные знаки и термины дорожного движения.

Сентябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». «Дорога и ее элементы».

1. Дидактическая игра «Улица». Цель: выяснение готовности правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление знаний о родном городе (что такое улица). «Основные части улицы».

2. Разработка и использование маршрута «Дом - детский сад». Цель: повышение безопасности движения ребенка в детский сад и обратно.  Задачи : Учить детей ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в д. с. и обратно.

3. Чтение художественных произведений  С. Михалков «Моя улица», И. Серяков «Улица, где все спешат», О. Бедарев «Азбука безопасности». Цель: Через художественные произведения закрепление знаний о ПДД.

4. Практическое упражнение: «Дружим мы со знаками », «Учимся правильно переходить дорогу», «Регулировщик». Цель : Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах. Задачи : Дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора .

5.Досуг «Почемучка Светофор Светофоровича» «Кто больше знает?». Цель : обобщение знаний детей по правилам дорожного движения.  Задачи :Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.

Октябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 «Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный)».

1. Дидактическая игра: «Правила для пассажиров». Цель: закрепление знаний о различных видах транспортных средств, безопасном поведении на улице и дорогах, о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках.  Задачи : Расширить знания о машинах специального назначения; о деталях машин; углубить и уточнить знания об истории транспорта, сформировать положительный настрой.

2.Беседа  «Готовы ли мы стать пассажирами?». Цель: рассказывание детям об основных правилах поведения в транспорте. Задачи : Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами, закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

3. Беседы «Для чего нужно знать и выполнять ПДД», «Клуб пешеходов». Цель: Обучение детей выполнению ПДД. Задачи :Закреплять с детьми навыки правильно переходить улицу.

4. Практическое упражнение (решение проблемных ситуаций): «Учимся правильно переходить дорогу». Цель: Расширение у детей представлений о безопасном поведении на улицах города. Задачи : закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.

Ноябрь

Декабрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

«Светофор».

1. Дидактические игры «Уважайте светофор». Цель: закрепление и выполнение знаний о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении. Задачи : формировать положительное эмоциональное состояние детей. «Как ослик в школу пошел». Цель: знакомство с «прошлым» светофора. Задачи :Учить правильно  переходить улицу, дать представление о предназначении транспортных светофоров и их сигналах.

2. Чтение художественных произведений  А. Северный «Светофор», В. Кожевников «Светофор». Цель: Через художественные произведения закрепление знаний ПДД.  

3. Ролевая игра «Светофор». Цель: Обучение детей различению дорожных знаков, предназначенных для водителей и пешеходов. Задачи : Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

4.Рисование «Светофоры на улицах города». Цель: знакомство детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определенные цвета, рассказать какие бывают светофоры.

 Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

«Правила перехода проезжей части дороги».

1. Дидактическая игра «Школа пешеходных наук». Цель: закрепление знаний о правилах перехода улицы  без помощников; о правилах поведения в общественном транспорте. Задачи : Познакомить с понятием «двустороннее движение».                                                                                     2. Дидактическая игра «Правила для пешеходов и пассажиров». Цель: знакомство с правилами для пешеходов и пассажиров. Задачи : Закрепить с детьми понятия «водитель» и «пешеход». Формировать чувство ответственности за свою жизнь.  

3. Практическое занятие «Грамотный пешеход». Цель: знакомство детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога». Задачи :Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем. Развивать умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном движении. Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.

 Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».                                         4. Развлечение «Я пешеход». Цель: Уточнение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения и о правилах пешеходов.  Задачи : формировать способности ориентироваться в пространстве, знания  поведения на дороге. Воспитывать у детей чувство коллективизма, умение сопереживать и добиваться поставленной цели.

5. Безопасное поведение на улице в зимний период.  Цель: рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач. Задачи : Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.

Январь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».  «Дорожные знаки».

1.  Дидактическая игра: «Изучение запрещающих знаков». Цель: знакомство детей с некоторыми запрещающими знаками. Задачи : закрепить знания о ранее изученных знаках.

2. Дидактическая игра: «Предписывающие знаки». Цель: знакомство детей с предписывающими знаками и их характеристиками (форма, цвет). Задачи :  сравнить предписывающие и запрещающие знаки.                             3. Игра - викторина «Знаки на дорогах». Цель: Определение усваивания правил безопасности движения.  Задачи :  Воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения,  закрепить знания о сигналах светофора.

4. Игровые тренинги  «Назначение знаков сервиса». Цель: Обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения. Задачи :  Продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить назначение знаков сервиса.

Февраль

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».  

 «Сигналы регулировщика».

1. Дидактическая игра: «Светофор и регулировщик». Цель: Знакомство детей с разными видами движения на дороге.  Задачи :   уточнить знания детей о работе сотрудника ГИБДД (регулировщика), объяснить значение его жестов, учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

2. Беседа «Регулировщик и его работа». Цель: вооружение дошкольников знаниями правил дорожного движения. Задачи : Познакомить с работой регулировщика, научить показывать сигналы «Остановись», «Внимание», «Путь свободен» и действовать в соответствии с ними.

3. Викторина: «Юные помощники инспектора ГИБДД». Цель: Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой.

4. Рисование «Регулировщик». Цель: Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Март

 Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 «Перекресток».

1. Дидактическая игра: «Опасный перекресток». Цель: Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге. Задачи :расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке, дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика, продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора.

2. Практическая работа. Работа с макетом «Перекресток». Дети передвигают макеты машин и фигурки пешеходов по улицам макета перекрестка в соответствии с сигналами светофора. Цель : Расширение знаний детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определенные правила .

3. Развлечение «Путешествие в город дорожных знаков». Цель: Овладение базовыми правилами поведения на дороге. Задачи :В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках.

 4. Вечер загадок: «Отгадай дорожный знак». Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи :Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольного о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

5. Досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков». Цель: Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Задачи :Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Апрель

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

Практические игры по правилам дорожного движения.

1. Беседа «Велосипед на улицах города». Цель:  Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах. Задачи :Познакомить детей  с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов. Практические задания: работа с плакатами,  иллюстрирующими передвижение велосипедистов.

2. Практические игры по правилам дорожного движения. Практическое упражнение: «Пешеходный переход». Цель:  Продолжение знакомства детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем. Задачи : определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность.

3. Рисование  детей и родителей на тему «Где нельзя играть на улице».  Цель: Обобщение полученных знаний по безопасности ДД.  Задачи : закреплять представления детей об опасных и безопасных местах для игр во дворе.

4. Развлечение «Сюрприз от Печкина». Цель: в игровой форме закрепление представлений детей о правилах дорожного движения.  Задачи :Расширять представления о правилах поведения на улице. Способствовать развитию осторожности внимания, осмотрительности, сосредоточенности, осуществлять физическое развитие детей.                                                       

Май

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 Практические игры по правилам дорожного движения.

1. Беседа «Дорога в школу». Цель: знакомство детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте, обучение применять личный опыт в совместной игровой деятельности.                

2. Рассказ воспитателя «Дорожная разметка». Цель : закрепление представлений об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия, «островок безопасности»). Задачи :познакомить с видами дорожной разметки и многополосным движением.                              3. Викторина «Пешеход на улице». Цель: Расширение знаний детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определенные правила . Задачи : Закреплять знания о ПДД, навыки поведения вне дома.                

4. Практическая деятельность. Изготовление книжки - малышки «Дорожные  знаки». Цель: закрепление знаний детей о дорожных знаках.

Июнь

1. Игра- викторина «Знаки на дорогах». Цель: Продолжение обучения детей различению информационно-указательных, запрещающих и предупреждающих знаков; закрепление назначения знаков сервиса. Задачи :Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность.

2. Игровая ситуация: «Дидактические игры по ПДД». Цель: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения. .  Задачи : Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, желание соблюдать ПДД.

3. Беседа «О работе сотрудника ГИБДД». Цель: Продолжение рассказывания и объяснения детям значений жестов сотрудника ГИБДД. Задачи :Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.

4. Беседа. «Мы – пассажиры». Цель: Расширение и  активизация познавательного интереса к ПДД. Задачи : Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.

5. Праздник «Правила дорожные надо соблюдать  и летом их не нарушать». Цель: Воспитание культуры поведения на улице и в транспорте. Задачи : Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

Июль

1. Рассказ воспитателя: «Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта». Цель:  формирование представлений об окружающем пространстве. Закрепление названия города;  правил движения на тротуаре: придерживаться правой стороны. Воспитание умения ориентироваться в пространстве  .  Задачи :Продолжать знакомить детей с разными видами движения на дороге.

2. Обучающие игры : «Как рождаются опасные ситуации на дороге?» Цель: Закрепление правил поведения в транспорте, на остановке.  Обучение реагированию на дорожные ситуации, прогнозированию поведения в разных ситуациях.   Задачи : Воспитывать основы безопасности.

3. Прогулка. «Путешествие на автобусе». Цель: Уточнение знаний детей о правилах поведения в общественном транспорте .  Задачи : Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

4. Чтение литературы. А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».

Цель: Расширение представлений воспитанников по правилам поведения пешеходов. Обучение воспитанников адекватному реагированию на дорожные ситуации.  Задачи : На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуации.

Август

1. Рисование «Дом, в котором я живу». Цель: Закрепление знаний о  домашнем адресе, фамилии, имени, отчестве родителей. Задачи :Учить воспитанников свободно ориентироваться на плане микрорайона.

2. Игровая ситуация «Пусть дорога станет безопасной». Цель: Закрепление правил дорожного движения. Задачи : Формировать осознанное отношение к правилам дорожного движения. 

3. Практическое упражнение «Твой велосипед». Цель: Создание у детей положительного эмоционального настроя. Закрепление правил дорожного движения. Задачи : продолжать знакомить с правилами перехода проезжей части на велосипеде. Закрепить знания о дорожных знаках для велосипедистов.

4. Беседа «Транспорт помогает людям». Цель: Закрепление понятия грузовой транспорт, воздушный, водный. Задачи : Формировать у детей навыки исследовательской и творческой деятельности.

К концу учебного года дети должны:

- уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;                                                                                                                            - узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

- иметь представление о работе регулировщика и его функциях;

- уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, информационно-указательные.

Вопросы усвоения Программы по ПДД по направлению: «Правила поведения в транспорте».

1.Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

2.Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.

3. Что может случиться с пассажиром, если на  автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

4.Как пассажир должен вести себя в транспорте? Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.

5. Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.

6.Что еще нельзя делать в автобусе?

Вопросы  усвоения Программы по ПДД  по направлению «Улица».

1.Что такое улица? Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками , пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями , школами и детскими садами.

2.Что такое дорога? Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.

3. Что такое проезжая часть? Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Она  бывает с односторонним (когда машины движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движением (когда машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

4. Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

5. Что такое пешеходный переход? Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.

6. Что такое перекресток? Перекресток - место пересечения двух дорог,  регулируемое светофором.

7. Что такое остановка? Остановка - место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров.

8. Что такое железнодорожный переезд?  Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями.

9. Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

10. Какие бывают пешеходные переходы? Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные, надземные.

Вопросы  усвоения Программы по ПДД по направлению: «Опасные  игры на дорогах и вблизи проезжей части».

1.Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? Можно играть на детской площадке, во дворе.

2. Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень внимательным, потому, ч то во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.

3. Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части,  ребенок создает аварийную ситуацию.

4. Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.

5. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину.

6. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на велосипеде по проезжей части,  разрешается детям после 14 лет.  Маленькие дети должны ездить на велосипедах на  детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь  нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.

7. Почему нельзя кататься на санках около проезжей  части? Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.

8. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Во дворе, в специально отведенном месте.  Безопасное место находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.

Литература.

1. Авдеева Н.Н., Князева О.О. «Безопасность». Санкт - Петербург «Детство - Пресс». 2002

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников».  Москва «Просвещение», 2000.

3.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность». Москва «Просвещение», 2004                                                                  

 4.Баринова Е.В. «Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей». Ростов - на - Дону. Феникс 2014.

5.Беляевскова Г.Д. «Правила Дорожного Движения для детей 3-7 лет». Волгоград «Учитель»2013.

6.Баряева Л.А. « Азбука дорожного движения». Дрофа Москва 2007

7.Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению Правилам Дорожного движения». Санкт - Петербург «Детство - Пресс» 2011.

8.Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?»  Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2011.

9.Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» Санкт - Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.

10. Елжова  Н.В. «ПДД в детском Саду». Ростов - на - Дону. Феникс 2013.

11. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Занятия по правилам дорожного движения». Москва ООО «ТЦ Сфера» 2009.

12. Кобзева Т.Г. «Правила Дорожного Движения система обучения дошкольников». Волгоград «Учитель»2010

13. Майорова Ф.С.. «Изучаем дорожную азбуку».  Москва «Скрипторий» 2007.14. Романова Е.А. «Правила дорожного движения для детей  дошкольного возраста». Москва Творческий Центр Сфера  2005.

15.  Черемшанцева «Основы безопасного поведения дошкольников».

Волгоград. 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...