МАСТЕР –КЛАСС «Тайны Танграма: развивающая игра-головоломка как технология развития интеллектуального потенциала дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Развивающая игра – головоломка «Танграм»- это не просто игра, это современная педагогическая технология, направленная на развитие интеллектуального потенциала дошкольников, которая позволяет:
-формировать умение у дошкольников достигать поставленную цель,
-формирует умение решать проблемные ситуации,
- развивает критическое мышление,
-оказывает положительное влияние на развитие математических способностей у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryukova_master-klass_27.10.2024.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР –КЛАСС
«Тайны Танграма: развивающая игра-головоломка как технология развития интеллектуального потенциала дошкольников»
Бирюкова Оксана Ярославовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 55»
Цель: создание условий для развития творческого мышления и фантазии у педагогов при использовании игры-головоломки «Танграм»
Задачи:
- Познакомить педагогов с правилами и новыми приемами использования головоломки «Танграм»
- Сформировать представления педагогов о возможностях игры-головоломки «Танграм» для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
- Заинтересовать педагогов – участников мастер-класса - развивающими играми с танграмом для использования в своей работе.
Формы деятельности: групповые, индивидуальные.
Методы работы: игровые и развивающие упражнения, мозговой штурм, дискуссия
Необходимые материалы: карточки для игры «Танграм», напольный набор (2шт) игры «Танграм», индивидуальные наборы для игры у каждого участника, схемы для составления фигур в разных вариантах, карточки «Качество успеха», столы (2ш), ноутбук, экран, магнитная доска.
Деятельность воспитателя | Деятельность участников |
1 часть Вводная часть | |
1.Добрый день, уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть вас на нашем семинаре -практикуме. Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка к будущей жизни? Безусловно – это игра. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметному только для нас). 2. Предлагаю выйти желающим для участия непосредственно в практической части мастер-класса. ( 6 чел.) Поменяйтесь местами те, кто любит играть. Поменяйтесь местами те, кто любит играть в подвижные игры. А теперь поменяйтесь местами те, кто любит придумывать и рассказывать разные истории. 3. Мозговой штурм «Танграм-это…» Коллеги, предлагаю вашему вниманию рассмотреть, что у меня в руках и ответить на вопросы (геометрические фигуры игры танграм ) 1. Как вы считаете, что это? 2.Что такое Танграм? Это – игра? Головоломка? 3.Сколько легенд у игры «Танграм»? 4.Знаете ли Вы правила игры «Танграм»? 5.Играли Вы когда - нибудь играли в игру -головоломку «Танграм» 6.Хотите ли Вы научиться играть в разные нетрадиционные игры с фигурами «Танграм»? 7. Знаете ли Вы секрет игры в «Танграм»? Подведение итога и вывод: Отвечая на эти вопросы, можно сделать вывод: Мы с вами знаем, что Танграм- это игры, но что это головоломка, многие из нас не знают. Историю возникновения из нас слышали немногие. А также не знакомы с правилами и секретами классической игры – головоломки «Танграм» | Участники выходят в центр зала Участники выполняют задания, передвигаясь в соответствии с инструкциями Участники мастер-класса предлагают свои варианты ответа. |
2 часть Основная часть | |
Работа с залом 3.Развивающая игра – головоломка «Танграм»- это не просто игра, это современная педагогическая технология, направленная на развитие интеллектуального потенциала дошкольников, которая позволяет: -формировать умение у дошкольников достигать поставленную цель, -формирует умение решать проблемные ситуации, - развивает критическое мышление, -оказывает положительное влияние на развитие математических способностей у ребенка. А с каждым правильно выполненным заданием у детей будет повышаться самооценка, они будут учиться нестандартно мыслить и выходить за рамки стандартных ответов, это важное умение пригодится для решения жизненных задач. | Участники слушают правила игры и рассматривают карточки-схемы Работа со всеми участниками мастер-класса, в то время как основные 6 участников выполняют задание |
3 часть Практическая деятельность: | |
4.История возникновения игры Танграм уходит корнями в древний Китай, где он назывался «семь досок мудрости». Впоследствии Танграм стал популярен не только в Китае, но и в других странах мира. Для игры требуется логическое мышление, внимание к деталям и терпение. Существует несколько легенд . Но вы услышите одну из них. «Легенда о том, как три мудреца придумали Танграм» Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику целый день доставляло удовольствие забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши – Чао – Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название «танграм», что в переводе обозначает «тан» - китаец, «грам»- буква. Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьезных взрослых – ученых и знаменитых людей. Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом таграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами. У Наполеона во время изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. 5.А для того, чтобы убедиться, что игра-танграм- это целая технология, а предлагаю немного поиграть и выложить фигуры из классического магнитного «Танграма» за столами. Проводится игра «Составь фигуру и придумай сказку» Работа с залом: Прослушав вебинар по данной теме, спикером которого была Модель Н.А., методолог, автор методического пособия и книг (показ книг) для родителей и специалистов по работе с дошкольниками, Было принято решение изготовить и использовать в своей работе игровое напольное пособие «Танграм» (демонстрация пособия, описание его частей) Когда воспитанники познакомились с этим пособием, оно им очень понравились. Освоив его, мы стали усложнять правила, придумывать новые схемы использовать в подвижных играх. Ведь подвижные игры – доступный и эффективный метод развития детей дошкольного возраста. Коллеги -это только один из вариантов игры, а на самом деле вариантов преподнесения и изучения, использования игры – головоломки «Танграм» - множество. Материалы могут быть разнообразными по своей фактуре. Суть игры - остается та же, правила -соблюдаются. ( Подведение итогов работы участников мастер – класса. 6. Работа с залом. (демонстрация фигур) Что же означает каждый тан в игре – головоломке ? ( легенда ) показ фигур Треугольник-фигура- мышление ( эта фигура обозначает, что необходимо освоить азы математики) Треугольник-фигура -тренировать память Треугольник - фигура -воображение ( эта, увидеть мир глазами художника) - воля ( научиться быть терпеливым) Треугольник –фигура – речь ( уметь говорить просто, но правдиво о том, что видишь) Квадрат – фигура – внимание ( подмечать детали, но видеть широко) Параллелограмм- фигура – восприятие ( понимать, что сложные вещи состоят из простых) 7. Игра «Выложи по замыслу» Коллеги, перед вами части танграма, ваша задача- придумать фигуру и выложить ее на полу, а затем рассказать о ней. Не забывайте, что существуют правила, которые необходимо соблюдать. (подводятся итоги , делаются выводы) 8. Игра «Придумай и составь схему» Педагоги, а теперь мы усложним задачу и перенесем ваши фигуры на ватман, так чтобы получилась схема. ( выводы (работа с залом): данные виды заданий можно давать детям тогда, когда они уже освоили правила и с легкостью выкладывают фигуры и изображения по схеме) | Участники за первым столом выкладывают из частей танграма по образцу фигуры 3-х мудрецов и составляют легенду Участники за вторым выкладывают фигуры животных и придумывают сказку. (1 команда участников рассказывают историю – легенду возникновения игры – головоломки «Танграм»; 2 команда участников рассказывают придуманную сказку) Участники придумывают возможное изображение и выкладывают его на полу. Работаю в группах Участники берут ватманы, карандаши и фломастеры и рисуют схему своего изображения. |
4 часть СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | |
9.Основными ценностями в развитии интеллектуального потенциала дошкольника двадцать первого века являются качества успеха или сокращенно « 4К» (выкладывание на магнитной доске) Критическое мышление Креативность Коммуникативность Командность Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным , здоровым и умным. В полной мере можно сказать, что игра – головоломка «Танграм» отвечает таким требованиям современного мира. А сегодня – это самые востребованные навыки современного человека. Умение творчески мыслить, общаться с людьми, умение договариваться, выстраивать стратегию достижения целей, решать проблемные ситуации и многое другое. Все это поможет не только в развитии и обучении, но и в жизни. | |
РЕФЛЕКСИЯ | |
На этом наш мастер-класс закончен. А завершить его я бы хотела словами философов: «жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, и впечатлениями о них». И я уверенна в том, что вы как педагоги сможете сделать так, что время, которое ваши воспитанники будут проводить с вами останется в их памяти надолго. И на память о нашей сегодняшней встрече я хочу подарить вот такие маленькие наборы игры «Танграм», которые мы приготовили вместе с моими воспитанниками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и технологии развития интеллектуальной сферы дошкольников
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...
Мастер – класс «Использование развивающего игрового пособия «Игровизор» для развития интеллектуальной сферы дошкольников с ОВЗ
Мастер – класс «Использование развивающего игрового пособия «Игровизор»для развития интеллектуальной сферы дошкольников с ОВЗ Игры Воскобовича.Цель: распространение опыта ...
Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»
Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...
Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра-головоломка «Колумбово яйцо», для детей старшего дошкольного возраста»
Хочу представить вашему вниманию увлекательную игру–головоломку для ваших детей «Колумбово яйцо». Данная головоломка развивает у деток восприятие формы, способность выделять фигуру и...
Статья "АСПЕКТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА"
В статье я подробно освещаю аспекты положительного влияния средств музыкотерапии (слушания лучших образцов мирового музыкального наследия, а также детской музыки) на развитие различных сфер личности р...
Мастер-классШахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников
Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы ...
Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»
Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»...