МАСТЕР –КЛАСС «Тайны Танграма: развивающая игра-головоломка как технология развития интеллектуального потенциала дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Бирюкова Оксана Ярославовна

Развивающая игра – головоломка «Танграм»- это не просто игра, это современная педагогическая технология, направленная на развитие интеллектуального потенциала дошкольников, которая позволяет:

-формировать умение у дошкольников достигать поставленную цель,

-формирует умение решать проблемные ситуации,   

- развивает критическое мышление,

-оказывает положительное влияние на развитие математических способностей у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biryukova_master-klass_27.10.2024.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР –КЛАСС

«Тайны Танграма: развивающая игра-головоломка как технология развития интеллектуального потенциала дошкольников»

Бирюкова Оксана Ярославовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 55»

Цель: создание условий для развития творческого мышления и фантазии у педагогов при использовании игры-головоломки «Танграм»

Задачи: 

  1. Познакомить педагогов с правилами и новыми приемами использования головоломки «Танграм»
  2. Сформировать представления педагогов о возможностях игры-головоломки «Танграм»  для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
  3. Заинтересовать педагогов – участников мастер-класса - развивающими играми с танграмом для использования в своей работе.

Формы деятельности: групповые, индивидуальные.
Методы работы: игровые и развивающие упражнения, мозговой штурм, дискуссия
Необходимые материалы: карточки для игры «Танграм», напольный набор (2шт) игры «Танграм», индивидуальные наборы для игры у каждого участника, схемы для составления фигур в разных вариантах, карточки «Качество успеха»,  столы (2ш), ноутбук, экран, магнитная доска.

Деятельность воспитателя

Деятельность участников

1 часть

Вводная часть 

1.Добрый день, уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть вас на нашем семинаре -практикуме. Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка к будущей жизни? Безусловно – это игра. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметному только для нас).

2. Предлагаю выйти желающим для участия непосредственно в практической части мастер-класса.

 ( 6 чел.)

Поменяйтесь местами те, кто любит играть.

Поменяйтесь местами те, кто любит играть в подвижные игры.

А теперь поменяйтесь местами те, кто любит придумывать и рассказывать разные истории.

3. Мозговой штурм «Танграм-это…»

Коллеги, предлагаю вашему вниманию рассмотреть, что у меня в руках и ответить на вопросы (геометрические фигуры игры танграм )

1. Как вы считаете, что это?

2.Что такое Танграм? Это – игра? Головоломка?

3.Сколько легенд у игры «Танграм»?

4.Знаете ли Вы правила игры «Танграм»?

5.Играли Вы когда - нибудь играли в игру -головоломку «Танграм»

6.Хотите ли Вы научиться играть  в разные нетрадиционные игры с фигурами «Танграм»?

7. Знаете ли Вы секрет игры в «Танграм»?

Подведение итога и вывод:

Отвечая на эти вопросы, можно сделать вывод: Мы с вами знаем, что Танграм- это игры, но что это головоломка, многие из нас не знают. Историю возникновения из нас слышали немногие. А также не знакомы с правилами и секретами классической игры – головоломки «Танграм»

Участники выходят в центр зала

Участники выполняют задания, передвигаясь в соответствии с инструкциями

Участники мастер-класса предлагают свои варианты ответа.

2 часть

Основная часть

Работа с залом

3.Развивающая игра – головоломка «Танграм»- это не просто игра, это современная педагогическая технология, направленная на развитие интеллектуального потенциала дошкольников, которая позволяет:

-формировать умение у дошкольников достигать поставленную цель,

-формирует умение решать проблемные ситуации,  

- развивает критическое мышление,

-оказывает положительное влияние на развитие математических способностей у ребенка.

А с каждым правильно выполненным заданием у детей будет повышаться самооценка, они будут учиться нестандартно мыслить и выходить за рамки стандартных ответов, это важное умение пригодится для решения жизненных задач.

Участники слушают правила игры и рассматривают карточки-схемы

Работа со всеми участниками мастер-класса, в то время как основные 6 участников выполняют задание

3 часть 

Практическая деятельность:

4.История возникновения игры Танграм уходит корнями в древний Китай, где он назывался «семь досок мудрости». Впоследствии Танграм стал популярен не только в Китае, но и в других странах мира. Для игры требуется логическое мышление, внимание к деталям и терпение. Существует несколько легенд . Но вы услышите одну из них.

«Легенда о том, как три мудреца придумали Танграм»

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику целый день доставляло удовольствие забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши – Чао – Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название «танграм», что в переводе обозначает «тан» - китаец, «грам»- буква. Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьезных взрослых – ученых и знаменитых людей.  Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом таграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами. У Наполеона во время изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.

5.А для того, чтобы убедиться, что игра-танграм- это  целая технология, а предлагаю немного поиграть и  выложить фигуры из классического магнитного «Танграма» за столами.

Проводится игра «Составь фигуру и придумай сказку»

Работа с залом:

Прослушав вебинар по данной теме, спикером которого была Модель Н.А., методолог, автор методического пособия и книг (показ книг) для родителей и специалистов по работе с дошкольниками, Было принято решение изготовить и  использовать в своей работе  игровое напольное пособие «Танграм» (демонстрация пособия, описание его частей)

Когда воспитанники познакомились с этим пособием, оно им очень понравились. Освоив его, мы стали усложнять правила, придумывать новые схемы использовать в подвижных играх. Ведь подвижные игры – доступный и эффективный метод развития детей дошкольного возраста.

 Коллеги -это только один из вариантов игры, а на самом деле вариантов преподнесения и изучения,  использования игры – головоломки «Танграм» -  множество.  Материалы могут быть разнообразными по своей фактуре. Суть игры - остается та же, правила -соблюдаются.

( Подведение итогов работы участников мастер – класса.

6. Работа с залом. (демонстрация фигур)

Что же означает каждый тан в игре – головоломке ?

 ( легенда ) показ фигур

Треугольник-фигура-  мышление ( эта фигура обозначает, что необходимо освоить азы математики)

Треугольник-фигура -тренировать память

 Треугольник - фигура -воображение ( эта, увидеть мир глазами художника) - воля ( научиться быть терпеливым)

 Треугольник –фигура – речь ( уметь говорить просто, но правдиво о том, что видишь)

Квадрат – фигура – внимание ( подмечать детали, но видеть широко)

Параллелограмм- фигура – восприятие ( понимать, что сложные вещи состоят из простых)

7. Игра «Выложи по замыслу»

Коллеги, перед вами части танграма, ваша задача- придумать фигуру и выложить ее на полу,  а затем рассказать о ней. Не забывайте, что существуют правила, которые необходимо соблюдать.

(подводятся итоги , делаются выводы)

8. Игра «Придумай и составь схему»

Педагоги, а теперь мы усложним задачу и перенесем ваши фигуры на ватман, так чтобы получилась схема.

( выводы (работа с залом): данные виды заданий можно давать детям тогда, когда они уже освоили правила и с легкостью выкладывают фигуры и изображения по схеме)

Участники за первым столом выкладывают из частей танграма по образцу фигуры 3-х мудрецов и составляют легенду

Участники за вторым выкладывают фигуры животных  и придумывают сказку.

(1 команда участников рассказывают историю – легенду возникновения игры – головоломки «Танграм»; 2 команда участников рассказывают придуманную сказку)

Участники придумывают возможное изображение и выкладывают его на полу. Работаю в группах

Участники берут ватманы, карандаши и фломастеры и рисуют схему своего изображения.

4 часть

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

9.Основными ценностями в развитии интеллектуального потенциала дошкольника двадцать первого века являются  качества успеха или сокращенно « 4К» (выкладывание на магнитной доске)

Критическое мышление

Креативность

Коммуникативность

Командность

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным , здоровым и умным.

В полной мере можно сказать, что игра – головоломка «Танграм» отвечает таким требованиям современного мира. А сегодня – это самые востребованные навыки современного человека. Умение творчески мыслить, общаться с людьми, умение договариваться, выстраивать стратегию достижения целей, решать проблемные ситуации и многое другое. Все это поможет не только в развитии и обучении, но и в жизни.

РЕФЛЕКСИЯ

На этом наш мастер-класс закончен. А завершить его я бы хотела словами философов: «жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, и впечатлениями о них». И я уверенна в том, что вы как педагоги сможете сделать так, что время, которое ваши воспитанники будут проводить с вами останется в их памяти надолго. И на память о нашей сегодняшней встрече я хочу подарить вот такие маленькие наборы игры «Танграм», которые мы приготовили вместе с моими воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и технологии развития интеллектуальной сферы дошкольников

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...

Мастер – класс «Использование развивающего игрового пособия «Игровизор» для развития интеллектуальной сферы дошкольников с ОВЗ

Мастер – класс «Использование развивающего игрового пособия «Игровизор»для развития интеллектуальной сферы дошкольников с ОВЗ Игры Воскобовича.Цель: распространение опыта ...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра-головоломка «Колумбово яйцо», для детей старшего дошкольного возраста»

Хочу представить вашему вниманию увлекательную игру–головоломку для ваших детей «Колумбово яйцо». Данная головоломка развивает у деток восприятие формы, способность выделять фигуру и...

Статья "АСПЕКТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА"

В статье я подробно освещаю аспекты положительного влияния средств музыкотерапии (слушания лучших образцов мирового музыкального наследия, а также детской музыки) на развитие различных сфер личности р...

Мастер-класс Шахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников

Шахматы - магическая игра.  Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы ...

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»...