Проект "Одарённый ребёнок"
проект

Борисова Татьяна Александровна

Проект "Одарённый ребёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-odarennii-rebenok_1.docx137.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Образовательный проект

по комплексному выявлению и развитию детей

с признаками одарённости

«Одарённый ребенок»

Срок реализации: 3 года (2022-2024 гг.)

Разработчик: воспитатель

Борисова Т. А.

Дорогобуж, 2022

Содержание

Пояснительная записка

  1. Концептуальные подходы к построению проекта

  1. Цель и задачи проекта

  1. Планируемые результаты освоения проекта

  1. Этапы реализации проекта

  1. Мероприятия в рамках реализации проекта

  1. Список используемой литературы

Пояснительная записка

  В условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.

  Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.

  Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

 Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.

Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).

Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми.

1.1Концептуальные подходы к построению проекта

Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одарённости.

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):

  1. Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.

Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специализации интересов и т.п.

  1. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
  1. Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.

  1. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна.

Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший

К тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ребёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребё-нок с признаками одарённости»).

Виды одарённости

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

  • Степень сформированности.

  • Форма проявлений.

  • Широта проявлений в различных видах деятельности.

  • Особенности возрастного развития.
  1. По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:

  • Общие интеллектуальные способности;

  • Конкретные академические способности;

  • Творческое или продуктивное мышление;

  • Лидерские способности;

  • Художественные и исполнительские искусства;

  • Психомоторные способности

Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

  • Теоретическая (для детей – познавательная);

  • Практическая;

  • Художественно-эстетическая;

  • Коммуникативная;

  • Духовно-личностная.

2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;

  • потенциальную одаренность.

3.По критерию «Формам проявления»

  • явная

  • скрытая

4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»

  • общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)

  • специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)

5.По критерию «Особенности возрастного развития»

  • ранняя

  • поздняя

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренности:

  • непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

  • признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;

  • бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;

  • защита интересов ребенка;

  • индивидуальный путь развития ребенка;

  • учет специфики возрастного и индивидуального развития;

  • принцип диалогичности;

  • принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;

  • принцип построения развивающей работы на основе диагностики.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с

признаками одарённости

Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах дея-

тельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

Задачи:

  1. Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и результативности работы).

  1. Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.

  1. Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками одарённости.

  1. Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей, воспитанников;

  1. Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.

  1. Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополнительного образования, общественными организациями.

1.3. Планируемые результаты освоения проекта

  1. Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).

  1. Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.

  1. Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.

  1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.

  1. Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.

  1. Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.

  1. Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.

  1. Этапы реализации проекта

АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).

Итог этапа:

  1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;

  1. Создание базы данных детей с признаками одарённости;

  1. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Диагностический инструментарий. Используемые методики:

  • детьми:

  1. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)

  1. Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»

  1. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
  • родителями:

  1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн

  1. Методика «Определение склонностей ребенка»

3 этап реализации проекта

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического процесса.

Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.

Итог этапа:

Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.

4 этап реализации проекта

Развивающий

Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.

Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Итог этапа:

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.

Перечень мероприятий проекта «Одарённый ребёнок» (2022 – 2024 год)

№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Разработка проекта, обеспечивающего педагогическую деятельность с одаренными (с признаками одаренности) детьми

2022

воспитатели

2.

Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности

2022

воспитатели

3.

Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности) по различным направлениям деятельности

ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

4.

Подбор и изучение литературы по работе с одарёнными детьми

2022

Воспитатели, узкие специалисты

5.

Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника (на основе диагностики)

ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

6.

Составление картотеки методических пособий и литературы по теме «Одарённость детей»

2022-2024

Воспитатели, узкие специалисты

  1. Система работы с воспитанниками

№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Диагностика на выявление одаренности детей дошкольного возраста

1 раз в год

Воспитатели, узкие специалисты

2.

Формирование групп детей по различным направлениям деятельности, видам одарённости (по результатам тестирования)

Ежегодно

воспитатели

3.

Работа по индивидуальному маршруту сопровождения ребёнка с признаками одарённости

В течение года

Воспитатели, узкие специалисты

4.

Индивидуальные развивающие занятия в игровой форме

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

5.

Участие дошкольников в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности

В течение года

Воспитатели, узкие специалисты

6.

Участие в конкурсах, выставках внутри учреждения

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

7.

Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах всероссийского и международного уровня

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

8.

Участие в деятельности кружков по интересам

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

3.  Система работы с родителями

№пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Тестирование родителей с использованием диагностических методик для выявления одарённости детей

1 раз в год

Воспитатели,

2.

Родительское собрание «Способности ребёнка и как их распознать» Представление проекта «Одарённый ребёнок»

Сентябрь 2022

воспитатели

3.

Анкетирование по выявлению статуса семьи, достижений детей в семье

Октябрь 2022

воспитатели

4.

Групповые консультации на тему: «Талантливые дети – заслуга родителей»

Ноябрь 2023

воспитатели

5.

Индивидуальные беседы и консультации по теме одарённость;

Размещение в родительских уголках групп статей,

Выпуск газеты «Гений с плёнок». (1-4 выпуск)

Весь период

воспитатели

6.

- совместные праздники, интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины, детско-родительские проекты, родительские собрания;

-   открытые мероприятия в рамках Дней открытых дверей

Весь период

воспитатели

7.

Семинар для родителей «Одарённые дети: раскрыть, поддержать, развивать»

Ноябрь 2024

воспитатели

8.

Анкетирование родителей по итогам реализации  проекта

Май  2025

воспитатели

Список литературы:

  1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2022.

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок». 2020.

  1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.

  1. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2002.
  2. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 2020.

  1. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"

конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и  приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".

Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....