Семинар- практикум "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста".
методическая разработка

Шельпякова Светлана Ивановна

Что значит «Воспитать патриота России…»? Это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар- практикум:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам патриотического воспитания.

Задачи:

1.   Повысить и обобщить профессиональную компетентность педагогического состава в вопросах патриотического воспитания.

2.  Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.

3.   Формировать у педагогов целостное представление о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора.

4.   Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.

5. Создать психологически комфортную атмосферу.

 

Уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать на семинаре –практикуме по нравственно-патриотическому воспитанию по  детей дошкольного возраста.

- Перед тем как мы начнём наш семинар – практикум предлагаю Вам сначала ответить на следующие предположения нестандартными способами:

-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт – похлопайте в ладоши.

-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая – потопайте ногами.

-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения – дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети – кивните головой.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов – помашите рукой.

- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны – закройте глаза.

Цели и задачи ФОП направлены, на реализацию патриотического воспитания детей. Детям  дошкольного возраста  присуща любознательность, эмоциональная восприимчивость, отзывчивость. Воспитанники с радостью откликаются на все начинания, именно в этом возрасте, они «открыты» и способны неподдельно сопереживать, сочувствовать. В этот период жизни осуществляется закладывание нравственных основ ребенка, эмоций, чувств, процессов адаптации в социальной сфере, формируется мышление, начинается процесс осознанности себя как субъекта в рамках близкого окружения. Этот период в жизни ребёнка оказывается наиболее подходящим с точки зрения эмоционально – психологического воздействия, так как его образное восприятие ярко и сильно, поэтому они остаются в памяти долго, а иногда и на всю жизнь, что является важным компонентом в воспитании чувств патриотизма.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» говорится о том, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших из факторов формирования патриотизма резко снизился, что «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

В современной жизни, происходит снижение в уровне воспитания подрастающего поколения, так как СМИ, информационные источники заполнены негативной рекламой, мультфильмами, не несущими смысловую нагрузку и не направленные на воспитание доброго, бережного, толерантного отношения к своим близким, сверстникам и окружающим. Это приводит к снижению уровня личностного развития подрастающего поколения и не сформированности личностных качеств ребёнка, как гражданина и патриота своей страны, умеющего отстаивать её интересы. Эта проблема является актуальной на современном этапе развития нашего общества. Необходимо внедрять новые подходы в решении данного вопроса, для создания целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания детей для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.

 «Патриотическое воспитание» - это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа.

В период от рождения до школы это возраст по своим психофизиологическим особенностям наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как воспитанника отличает доверие взрослому, ему свойственна подражательность, искренность чувств, внушаемость, эмоциональная отзывчивость. События и знания, пережитые и заложенные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. Необходимо помнить, что в возрасте от рождения до школы ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно –все лишь зарождается: и гуманизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм, но несмотря на это, практически все нравственные качества берут свое начало в детстве.

Педагогические принципы должны быть наполнены такими понятиями как: любовь к Родине, которая начинается с доброго отношения к самым близким людям – папе, матери, дедушке, бабушке, любовь к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу.

Деловая игра

Сейчас я вам предлагаю принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Мы с вами отправимся в путешествие по маршруту «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель деловой игры: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи:

-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

-Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

-Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

-Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.

Всем участникам игры необходимо поделиться на две команды.

За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон.

Задание 1. Вопросы к I команде, ко II команде

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна)

1. Что означают цвета Российского флага? (Белый: Справедливость. Небо. Чистоту совести, свободу, независимость. Синий: Отвагу. Трудолюбие; Красный: Верность. Правду. Мир, мужество, могущество)

2. Официальная эмблема государства. (Герб.)

1. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

2. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;)

А сейчас вопрос для самых эрудированных: для чего понадобилось раскрашивать щиты? (отличить рыцарей, одетых одинаково)

Задание 2..

Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)

- Предлагаю участникам команд открыть карточки. Я читаю текст, а Вы должны показать название направления из предложенных вариантов-ответов по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.

Направления:

Экологическое, историко-краеведческое, культурное.

Тексты:

1. Природа является важным фактором в воспитании нравственно - патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

2. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.

3. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Задание 3.

- С чего начинается Родина… с родной природы. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках.

Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас в Республике: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан, дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь

Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас в Республике: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, Иван чай, пустырник.

Задание 4.

С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание состоит из двух маленьких заданий:

Первое – это… Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

1. Береги землю родимую, как мать любимую.

2. Человек без Родины, что земля без семени.

Второе – это (Раздаются карточки с тексом современных пословиц).

На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.

Игра: «Скажи иначе пословицу»

- Найдите аналог иностранной пословицы, поговорку русскому варианту:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Задание 5.

Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах…

Вам предлагается песенный блиц - турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.

Итоги: Вот и подходит наша деловая игра к концу. Давайте подсчитаем количество жетонов каждой команды, и выявим победителя нашей деловой игры.

Что значит «Воспитать патриота России…»? Это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. Родить патриота нельзя, его надо воспитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Семинар по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Материал для инструкторов по физической культуре...

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».       Формирование основ толерантной культуры – одна...

Семинар "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одна из основных задач ДОУ". Справка.

Семинар "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одна из основных задач ДОУ". Справка....

Семинар «Методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»

Семинар предназначен для работы с молодыми педагогами в ДОУ...