"Растем и развиваемся вместе"
рабочая программа (младшая группа)

Конева Валентина Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительский клуб

«Растем и развиваемся вместе»

 

Срок реализации 5 лет

Автор программы:

Конева Валентина Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. В настоящее время проблема взаимодействия с семьёй обозначена федеральными государственными требованиями.

Как показало изучение специфики семей группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 41 «Солнышко» (анкеты, опросы, беседы), родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (30%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%), неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (40%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.

Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые в первые пришли ДОУ и волнуются за своих детей?

К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы.

На мой взгляд, данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей.

Исходя из вышеизложенного, я пришла к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста.

Реализация данной программы осуществляется в рамках родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на базе МБДОУ «Детский сад №41 «Солнышко» г. Смоленск.

Программа родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.

Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требования обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.

Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.

Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении группой родителей, с учетом возраста их детей; содержащимися в программе практическими материалами по методической поддержке родителей: «Информационный экран «Будь здоров, малыш!», консультации медсестры, рубрика «Советы психолога», памятки и буклеты «Родителям о детях», сборник адаптационного инструментария способствует повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов МБДОУ и семьи, планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.

Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.


Цель: Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.

Задачи

Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.

2. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.

3. Повышение степени включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

 

Показатели результативности:

1. Будет достигнут высокий уровень информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.

2. Повысится педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.

3. Повысится степень включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Реализация программы родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» рассчитана на время всего посещения детьми детского сада -   5 лет, место реализации МБДОУ «Детский сад №41 «Солнышко» г. Смоленск.

Участники реализации программы:

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты ДОУ, медсестра ДОУ, родители, воспитанники.

Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Программа включает в себя 4 заседания. Остальные встречи проводятся в форме экскурсий, совместного проведения игрового развлечения, консультаций, совместного посещения музея, дня открытых дверей. В клубе работает телефон сотрудничества и служба индивидуальной помощи родителям. Родительские встречи проходят 1 раз в квартал.

Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность.

Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час), что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.

 

Ожидаемые результаты программы

1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.

2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.

3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.

4. Повышение степени включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года. 

План работы родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на 2020-2021 учебный год.

 

 

 

Мероприятия клуба

Содержание

Участники

Сентябрь

 

Анкета

Выявление запросов родителей по организации работы родительского клуба и успешного опыта семейного воспитания. Изучение специфики каждой семьи.

Воспитатели

1

 «Давайте познакомимся»

  • Обсуждение и утверждение плана работы клуба на учебный год
  • Вопросы- пожелания
  • Разное

Воспитатели

Родители

Декабрь

2

«Растим малыша здоровым»

1. Пропаганда здорового образа жизни.

· Изучить особенности отношений к здоровью в семье.

· Дать характеристику состояния здоровья ребёнка в адаптационный

Период.

· Пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малыша.

2. Реализация проекта «Здоровое питание»

  • Обмен опытом «Как организовать питание ребенка дома»
  • Обмен рецептами
  • Создание книги рецептов
  • Размещение на сайте МБДОУ книги рецептов.

3. Разное

Воспитатели

Родители

Март

3

«Игра в жизни ребёнка раннего возраста»

· Изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребёнка.

· Познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребёнку раннего возраста.

Воспитатели

Родители

Май

4

Итоговое

  • Подведение итогов
  • Обсуждение плана работы клуба на следующий учебный год

Воспитатели

Родители

 

 

План работы родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» 

на 2021-2022 учебный год. 

 

Мероприятия клуба

Содержание

Участники

Сентябрь

 «Роль семьи в выполнении государственных требований к воспитанию и развитию детей»

  • Памятка «Что вы знаете о правах ребенка»,
  •  Консультация «Роль семьи в выполнении государственных требований к воспитанию и развитию детей. Воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста. 
  • изготовление почтового ящика «Спрашивайте. Ответим» 

Воспитатели

Родители

Декабрь

Вечер вопросов и ответов. Дискуссия «Воспитываем       послушание.  

Ругать можно, хвалить нужно!»

     · моделирование и решение проблемных ситуаций

  • Памятка «10 правил как научить ребенка слушаться» 

Воспитатели

Родители

Март

«Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи»

· обмен опыта

·  Брошюра «Методические рекомендации по организации развивающей среды в доме» 

 

Воспитатели

Родители

Май

Итоговое

  • Подведение итогов
  • Обсуждение плана работы клуба на следующий учебный год

Воспитатели

Родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.

2. Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

3. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003.

4. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.

5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002.

7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.

8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009

10. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., «Центр педагогического образования, 2008. – 80с.

11. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

12. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.

13. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

14. Российская газета. Федеральный выпуск №5125. 5 марта 2010 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растем и развиваемся вместе

Елизарова Ирина Григорьевна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Общий педагогический стаж 21 год. Группа из 14 человек с ограниченными возможностями здоровья( возраст 6 лет). Г...

Родительское собрание «Растем и развиваемся вместе! Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет»

Новообразования детей 4-5 лет. Причины мешающие коммуникативному развитию. Помощь ребенку в развитии коммуникаций....

Тематическое родительское собрание по познанию «Растем и развиваемся вместе»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах познавательного развития детей раннего возврата. Задачи: вызвать интерес родителей к познавательному развитиюдетей;познакомить родителей с игра...

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на 2019-2021 учебные годы

Цель программы:Повышение родительской компетентности в вопросах развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование компетентности и обогащение родительских предста...

Детско -родительская гостиная "Растем и развивается вместе"

Данная программа создает условия для успешной организации коррекционно-развивающей деятельности. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов позволяет добиться максимальной положительной дина...

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»...