Программа кружка по художественно - эстетическому развитию
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Седельниковский детский сад №2»
Седельниковского муниципального района омской области
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Седельниковский детский сад №2»
_________И. Ф. Глебова
« ____»_________ 2024 г.
«ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Разработала:
воспитатель Т. Н. Кирюба
Оглавление:
Содержание программы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Список литературы |
- Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов.
Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя природный и бросовой материалы. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат своего труда.
Актуальность программы
Изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Основные принципы реализации программы:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Учёт возрастных и психологических особенностей детей;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Игровая форма подачи материала;
- Сотрудничество с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Цель программы:
Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи программы:
- Продолжать знакомить детей с разными техниками рукоделия.
- Развивать у дошкольников художественный вкус, воображение, творческое мышление;
- Обогащать и расширять художественный опыт;
- Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности;
-Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству.
2. Организационные условия реализации Программы:
Возрастные особенности группы детей:
В возрасте 5-6 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.
В этом возрасте он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение - высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение.
Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Наполняемость группы: 10 человек
Организационная форма: групповая.
2.1. Учебно – тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Работа с крупами | 4 | - | 4 |
2 | Работа с природным материалом | 4 | - | 4 |
3 | Работа с пластилином | 4 | - | 4 |
4 | Работа с соленым тестом | 4 | - | 4 |
5 | Работа с бумагой | 8 | - | 8 |
6 | Работа с нитками | 4 | - | 4 |
7 | «Коллекция идей» | 3 | - | 3 |
2.2. Календарно – тематический план
месяц | Тема | Материалы | Программное содержание | ||||||||||||
Работа с крупами | |||||||||||||||
октябрь | 1 неделя | «Осеннее дерево» | рисовая крупа | Учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации, учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку. Развивать аккуратность работы с клеем Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из различных круп. | |||||||||||
2 неделя | «Дары осени» | манная крупа | |||||||||||||
3 неделя | «Веселые котята» | пшённая крупа | |||||||||||||
4 неделя | «Рябина» | гречневая крупа | |||||||||||||
Работа с природным материалом | |||||||||||||||
ноябрь | 1 неделя | «Весёлые грибочки» | шишки, листья | Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Научить работать с новым по структуре и качеству природным материалом - опилками; освоить технику 2-х, 3-х-слойной аппликации. | |||||||||||
2 неделя | «Рыбка в аквариуме» | листья, палочки | |||||||||||||
3 неделя | «Веселые человечки» | шишки, листья, перья, палочки | |||||||||||||
4 неделя | «Лесной пейзаж» | опилки | |||||||||||||
декабрь | Работа с пластилином | «Веселые человечки» - поделки из желудей | |||||||||||||
1 неделя | «Здравствуй, зима» | Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей прямыми движениями обеих рук. | |||||||||||||
2 неделя | «Мишки на Севере» | ||||||||||||||
3 неделя | «Елочные игрушки» | ||||||||||||||
4 неделя | «Подарок от Деда Мороза» | ||||||||||||||
январь |
Работа с соленым тестом | ||||||||||||||
1 неделя | «Медальон – моя буква» | солёное тесто | Учить раскатывать тесто валиком, накладывать форму, выравнивать края стекой. Упражнять в умение раскатывать жгутики разной длины, составляя из них узор. Закрепить навыки работы с соленым тестом. Развивать творческие способности. | ||||||||||||
2 неделя | «Подкова на счастье» | солёное тесто | |||||||||||||
3 неделя | «Вкусный торт» | солёное тесто | |||||||||||||
4 неделя | «Фоторамка» | солёное тесто, пуговицы, бусы | |||||||||||||
февраль | Работа с бумагой | ||||||||||||||
1 неделя | «Снежный ангел» | белая бумага | Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой (складывание гармошкой, оригами), клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. | ||||||||||||
2 неделя | «Павлин» | цветная бумага | |||||||||||||
3 неделя | «Солдат» | цветная бумага, бумажные втулки | |||||||||||||
4 неделя | «Закладка для книги» | картон | |||||||||||||
март | 5\неделя | « Снегири на ветке» | цветная бумага, салфетки | Развивать у детей пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. Познакомить с техникой – декупаж. | |||||||||||
6 неделя | «Ваза для цветов» | гафрированная бумага | |||||||||||||
7 неделя | «Букет роз» | салфетки | |||||||||||||
8 неделя | «Озорные зайчики» | цветная бумага, бумажные втулки | |||||||||||||
апрель |
Работа с нитками | ||||||||||||||
1 неделя | «Осьминожки» | цветная пряжа | Учить детей подбирать цвет нитей; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность. Продолжать учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу хорошо промазывая клеем. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату. | ||||||||||||
2 неделя | «Веселые башмачки» | картон, шнурки | |||||||||||||
3 неделя | «Заплетем косички Кате» | нитки | |||||||||||||
4 неделя | «Пасхальное яйцо» | пряжа, нитки, пайетки | |||||||||||||
май | «Коллекция идей» | ||||||||||||||
1 неделя | «Весенний цветок» | пластилин, нитки, шишки, пробки | Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место. Делать поделки разнообразными и устойчивыми. Продолжать создавать образы из бросового материала. | ||||||||||||
2 неделя | «Червячок в яблочке» | картон, нитки | |||||||||||||
3 неделя | «Волшебные тарелочки» | бумажные тарелки, салфетки, пластилин |
2.3. Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:
«Работа с крупой»
«Работа с бумагой»
« Работа с нитками»
« Работа с природным и бросовым материалом»
«Работа с пластилином и соленым тестом»
По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;
Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развитии детского художественного творчества.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Основным помощником ребенка в этом важнейшем для него деле является художественный труд. Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.
2.4.Ожидаемые результаты:
К концу года ребёнок может:
-Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
-Знать название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона и других материалов;
-Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
-Овладеть навыками культуры труда;
-Знать правила личной гигиены;
-Знать правила общения;
-Знать правила безопасности труда;
-Овладеть техниками
1.«Оригами»
2.«Тестопластика»
3. «Пластилинография»
4.«Декупаж»
3. Методические условия реализации программы
Формы организации: кружковое занятие
Методы:
- Наглядные:
-показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
-показ способов действий;
- Словесные:
-эвристические беседы, дискуссии;
-пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
-вопросы к детям;
-использование художественного слова;
- Практические:
-включение игровых упражнений;
-инструкция для выполнения самостоятельных упражнений
-многократное выполнение посильных физических упражнений
-метод аналогий
Педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие технологии (включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом).
- Технология исследовательской деятельности.
- Технология сотрудничества (реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»).
- ТРИЗ(Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий).
- Игровая технология (Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей).
Методическое обеспечение программы:
Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным
декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольноговозраста» (М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003 г.)
Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
Комарова Т.С. « Игра и изобразительное творчество» («Дошкольное педагогика »
№ 4 - 2005г. )
Работа с родителями:
Месяц | Формы работы с родителями |
октябрь | Ознакомительная беседа «Умелые пальчики» |
ноябрь | Создание рубрики в родительском уголке « Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста» |
декабрь | Консультация «Мир на кончиках пальцев» |
январь | Онлайн – выставка «Хобби моей мамы» |
февраль | Буклет «Как воспитать творческую личность» |
март | Создание презентации детских работ на сайт. |
май | Фотоотчёт «Это мы умеем» |
4. Диагностический инструментарий:
Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.
3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
9. Показывает уровень воображения и фантазии.
Качества оцениваются по трем уровням:
- высокий;
- средний;
- низкий
5. Литература
1. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
2. Ручной труд под редакцией И.Климовой, Москва «Мозаика-Синтез, 2006г
3. Чудеса для детей из ненужных вещей, М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
4. Мозаика из круп и семян Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
5. Смешные игрушки из пластмассы, Л.В. Куликова, О.А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез, 2012г
6. Поделки из природного материала»/авт.-сост. О.В. Белякова. – АСТ Москва, 2009г
7. Аппликация из ткани/автор-сост.С.С. Пискултга, Волгоград, 2015
8. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».
Работа по данной Программе направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...
Программа кружка по художественно-эстетическому развитию "Колобок"
для детей 5-6 лет...
Продолжение программы кружка раннего художественно-эстетического развития - тематический план для детей 6 лет
В программе предложены план для детей пяти лет и для детей 6 лет на учебный год (с сентября по апрель)...
Авторская программа кружка по художественно - эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные краски Эбру».
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы...
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно – эстетическому развитию театральной студии «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста
Новизна программы:Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических ...
Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе
Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы ме...
Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)
Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...