Доклад на тему "Патриотическое воспитание"
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗЁРНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Доклад
На тему: Патриотическое воспитание
«Нет Земли краше, чем страна наша».
Воспитатель: Ануфриева Л.Н
2024 г.
Введение.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — я считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка: он переживает то, что с ним происходит и им совершается, по-своему относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребёнка. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём, эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес ребёнка. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут испытывать разные эмоции: радоваться или печалится, даже плакать или смеяться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в парк, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, любить и бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счёте, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интересней и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится процесс детского творчества. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотизма у дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Желательно, продемонстрировать детям основные права и обязанности современного человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны. Однако, если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомить их с особенностями родного края, пробудив в сердцах детей интерес к нему, показать им жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Такую задачу можно решить только умело, сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, прослушиванием музыки, изучением картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Средствами развития патриотической культуры дошкольников являются: 1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. 2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей. 3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 4. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят. 5. Игры, также, как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. |
Сущность патриотического воспитания дошкольников
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания ориентированы на семью. В ней ребенок получает первые уроки нравственности, гражданственности, закладываются его жизненные позиции. Все эти задачи важны и актуальны, но в дошкольном возрасте приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому наш педагогический коллектив одной из годовых задач решает задачу по формированию патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным ценностям. Такая работа невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельности самореализации на благо Отечества.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Ипполитова Н.В. считает, что патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Целью патриотического воспитания является форсированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Цель и задачи патриотического воспитания дошкольников.
- Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Система работы по патриотическому воспитанию детей.
- Ознакомление с предметами ближайшего окружения.
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
2. Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
3. Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Нравственному воспитанию детей огромное внимание уделяли педагоги античности – Аристотель, Сократ.
Наставления великого педагога Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, почитание старших, любовь к Родине.
Чувство Родины у каждого человека начинается с памяти детства о своем доме, дворике, городе или селе. То есть любовь к родной земле зарождается у истинного патриота в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Территория, с которой связана история народа, и уголок родной земли, где вырос каждый из нас, тесно взаимосвязаны и являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Правильно развитые чувства земли предков должны способствовать нашему восприятию всей территории страны в ее единстве. Действительно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет собственную территорию, но все они вместе образуют единую территорию страны. Важно понимать значение такого вопроса, как неразделенность Родины, ее целостность, исторические, законные права на территорию.
Выделяют следующие виды патриотического воспитания:
- военно-патриотическое воспитание;
- героико-патриотическое воспитание;
- национально-патриотическое воспитание;
- гражданское воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание ребенка — это сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста проявляется через игровую деятельность.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- знакомить детей с сюжетно – ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма.
- приобщать дошкольников к истории родного села, города, местным достопримечательностям через игровую деятельность;
- организовывать взаимодействие с родителями по гражданско - патриотическому воспитанию детей.
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, страны.
Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Также огромную роль в жизни дошкольника играет приобщение к литературе. В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире.
Чтение вслух сопровождает многие занятия в детском саду. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра – играться. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной.
Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.
В работе с детьми много внимания обращаем на общепринятые нравственные ценности: честность, доброту, дружбу. У детей с 4-7 лет происходит формирование базовых общечеловеческих ценностей. В 4-5 лет начинается постепенное осознание нравственной стороны поступков. Возраст 5-7 лет считается сензитивным периодом у детей для воспитания начал патриотизма и гражданственности, действенного приобщения к общечеловеческим ценностям через ознакомление с этнокультурным компонентом в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности. Чувство патриотизма (привязанность к своей стране, родному краю) в работе с детьми воспитываем через приобщение к регионально–значимым, этнокультурным ценностям, что выражается у детей в чувстве привязанности к близким и рядом живущим людям. На примере героических будней людей, земляков во время Великой Отечественной войны и в мирное время, мы, педагоги, подводим ребят к мысли о том, что человек оценивается поступками, которые он совершил на благо своего народа. Герои не только те, кто с оружием в руках громил фашистов, боевиков, но и те, кто живёт рядом с нами, трудится во благо общества. Дети постепенно обогащаются представлениями о родном крае, стране, приобщаются к традициям и обычаям своего народа, к искусству. Сущность гражданско-патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что ребёнок, приобщаясь к своей национальной культуре, учится проявлять уважение ко всем народам, к людям разных национальностей.
В практике работы в воспитании патриотичности и нравственности, по нашим убеждениям, большое значение имеет эстетическое воспитание, которое выступает как важнейший фактор в приобщении дошкольников к традиционным ценностям. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны ребёнка, повышает его познавательную активность; прививает любовь к дому, детскому саду, к населенному пункту проживания, Родине. Красота окружающих вещей – действенная мера по привитию патриотических чувств. Красота несёт воспитательную, развивающую функцию, улучшая при этом общее самочувствие, настроение детей и взрослых. В среде, созданной взрослыми по законам красоты, ребёнок видит не только красивые предметы, но и учится замечать «красивые» и «некрасивые» поступки, действия, речь. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранить. Эстетика обстановки, быта включает в себя не только красоту ближайшего окружения, но и красоту человеческих отношений между людьми. Уже двухлетние и трехлетние дети могут принимать сеансы «эстетотерапии»: осенью посещают выставки плодов и овощей, цветов, радуются красивому окружению, учатся наблюдать за сезонными изменениями окружающей природы. В педагогической практике, где главный принцип - воспитание красотой, можно ожидать очень приятные результаты, которые радуют дошкольных педагогов, родителей, окружающих. Дети становятся внимательнее, доброжелательнее. Но используя этот метод, необходимо выделить три правила, которыми должен руководствоваться педагог в работе: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя. И к этому приобщать детей. Эти правила составляют содержательную основу нашего труда и педагогического процесса в целом. Посещение детьми творческих выставок, эстетизация развивающей среды детского сада, непосредственно образовательная и совместная деятельность воспитателя с детьми по музыкальному, изобразительному искусству носит эстетотерапевтический (оздоравливающий) характер. Это в свою очередь помогает в укреплении здоровья детей, формированию их позитивных установок, что бесспорно оказывает влияние на формирование начал толерантного поведения. В своей работе мы руководствуемся правилом: от красоты природы – к красоте слова. Сначала дети учатся видеть красивый образ, преобразовывая затем его в красивые слова и предложения, затем практикуются в подборе слов, составлении предложений о родном крае, семье, детском саде, окружающей природе, о людях близкого окружения.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут им стать в будущем патриотом и гражданином своей страны.
Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому.
В старшей и подготовительной группах работа велась о том, как сберечь природу. Детей знакомим с родным селом, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, трудовой деятельностью людей, живущих в Катыни. Дети посещали библиотеку, знакомились с достопримечательностями нашего города, улицами родного села.
Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.
В заключение, я хочу сказать, что нет краше родины нашей. Каждый из нас должен глубоко чувствовать нашу прекрасную страну и готов быть ее гражданином. Мы должны сохранять и развивать нашу природу, историю, традиции и культуру, чтобы наше персональное обогащение приносило пользу и многим другим людям на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»
«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам». Родина…, Отечество... В корня...
Доклад на тему: "Воспитание добрых чувств у дошкольников"
Воспитание добрых чувств у дошкольников...
доклад к педсовету "Воспитание социокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
доклад для педсовета, один из элементов в программе по поликультурному воспитанию....
Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».
наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...
Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"
Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к тру...
Доклад "Рабочая программа воспитания Этико-эстетическое направление воспитания - (модуль «Я в мире прекрасного)"
Рабочая программа воспитания «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» (дошкольный уровень) на 2022-2023 учебный г...
Доклад по патриотическому воспитанию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...