Консультация «Конструирование в детском саду»
консультация

Консультация «Конструирование в детском саду»

 

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой- в нём также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки- для игры, поделки- для украшения ёлки, интерьера в доме, для подарка маме и т. д.). Поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность- это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее  задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1)Конструктивно- технические умения:

   - Сооружать отдельные предметы из строительного материала- здания, мосты и т.д.                                              – Делать из бумаги различные поделки- ёлочные игрушки, кораблики и т.д.

2) Обобщённые умения:

   - Целенаправленно рассматривать предметы.                                                                                                                   – Сравнивать их между собой и разделять на части.                                                                                                          -  Видеть в них общее и различие.                                                                                                                                         -  Находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут. Они заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

  1. Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб. пирамида и др.) которые в других видах деятельности употребляются редко.
  2. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий- низкий, длинный- короткий, широкий- узкий, большой- маленький). В точном словесном указании (над- под, вправо- влево, вниз- вверх, сзади- спереди, ближе и т.д.)

 

Конструктивная деятельность также является средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • Трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • Умения предварительно договариваться( распределить обязанности, отобрать материал, спланировать процесс изготовления)
  • Работать сообща, дружно, но не мешать друг другу.

 

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке или товарищу воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким. Возникает желание сделать им что- то приятное. Именно это желание часто заставляет ребёнка трудиться с особым усердием и старанием. Что приносит ребёнку положительные эмоции и удовлетворение. Также конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. Например: при знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д. ) у них развивается художественный вкус.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру. Дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко- красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей.

 

Виды конструктивного материала:

При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются: всевозможный строительный материал, конструкторы, бумага, бросовый материал, природный материал. Вид того или иного материала определяет и вид конструирования:

  • Конструирование из строительного материала.
  • Конструирование из природного материала.
  • Конструирование из бумаги.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.) Он делится на мелкий (настольный) и крупный (напольный) Для занятий строительного материала должно быть в большем количестве, чем требуется для постройки. Это нужно для того, чтобы ребёнок мог отбирать только необходимые детали, соответствующие его замыслу.

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительного материала, педагог использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего мира, строят с конкретной целью. Например: домик для зайчика, мостик для лошадки, лавочку для дедушки и т.д. Использование мелких игрушек при конструировании развивает у ребёнка мышление, целеустремлённость, способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей. При этом материал всегда должен быть уложен по видам и формам. Размещение материала по формам и видам не только облегчит работу с ним, но и поможет детям быстрее запомнить названия этих форм.

 

Конструкторы:

Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы- деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей. Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные  подвижные конструкции по картинкам и чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных  ключей, т.к. это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника ещё несовершенна. Перед тем, как давать конструкторы детям, педагог должен сам тщательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, что детям нужно подробно объяснить, а что они будут делать сами. Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно. По мере их освоения детьми. После того, как воспитанники под руководством педагога освоят тот или иной конструктор, его размещают там же, где лежат настольные игры. Так в процессе свободных игр, дети часто используют его.

 

Бумага, природный и бросовый материалы:

Эти материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек. Что является не только полезным, но и интересным занятием для детей. Воспитанники  знакомятся с  бумагой разной фактуры: тонкой, плотной, картоном, глянцевой бумагой; и разнообразием природного материала (шишки, жёлуди, семена, веточки и т.д.)

Природный материал собирается в течении всего года: косточки слив, абрикосов, персиков тщательно промываются, просушиваются и хранятся в специальных коробочках. Различные семена, шишки, каштаны собираются в зависимости от времени года. При создании поделок используются канцелярские инструменты: ножницы, шило, проволока, нитки и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_yuli.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Конструирование в детском саду»

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой- в нём также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки- для игры, поделки- для украшения ёлки, интерьера в доме, для подарка маме и т. д.). Поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность- это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее  задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1)Конструктивно- технические умения:

   - Сооружать отдельные предметы из строительного материала- здания, мосты и т.д.                                              – Делать из бумаги различные поделки- ёлочные игрушки, кораблики и т.д.

2) Обобщённые умения:

   - Целенаправленно рассматривать предметы.                                                                                                                   – Сравнивать их между собой и разделять на части.                                                                                                          -  Видеть в них общее и различие.                                                                                                                                         -  Находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут. Они заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

  1. Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб. пирамида и др.) которые в других видах деятельности употребляются редко.
  2. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий- низкий, длинный- короткий, широкий- узкий, большой- маленький). В точном словесном указании (над- под, вправо- влево, вниз- вверх, сзади- спереди, ближе и т.д.)

Конструктивная деятельность также является средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • Трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • Умения предварительно договариваться( распределить обязанности, отобрать материал, спланировать процесс изготовления)
  • Работать сообща, дружно, но не мешать друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке или товарищу воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким. Возникает желание сделать им что- то приятное. Именно это желание часто заставляет ребёнка трудиться с особым усердием и старанием. Что приносит ребёнку положительные эмоции и удовлетворение. Также конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. Например: при знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д. ) у них развивается художественный вкус.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру. Дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко- красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей.

Виды конструктивного материала:

При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются: всевозможный строительный материал, конструкторы, бумага, бросовый материал, природный материал. Вид того или иного материала определяет и вид конструирования:

  • Конструирование из строительного материала.
  • Конструирование из природного материала.
  • Конструирование из бумаги.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.) Он делится на мелкий (настольный) и крупный (напольный) Для занятий строительного материала должно быть в большем количестве, чем требуется для постройки. Это нужно для того, чтобы ребёнок мог отбирать только необходимые детали, соответствующие его замыслу.

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительного материала, педагог использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего мира, строят с конкретной целью. Например: домик для зайчика, мостик для лошадки, лавочку для дедушки и т.д. Использование мелких игрушек при конструировании развивает у ребёнка мышление, целеустремлённость, способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей. При этом материал всегда должен быть уложен по видам и формам. Размещение материала по формам и видам не только облегчит работу с ним, но и поможет детям быстрее запомнить названия этих форм.

Конструкторы:

Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы- деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей. Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные  подвижные конструкции по картинкам и чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных  ключей, т.к. это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника ещё несовершенна. Перед тем, как давать конструкторы детям, педагог должен сам тщательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, что детям нужно подробно объяснить, а что они будут делать сами. Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно. По мере их освоения детьми. После того, как воспитанники под руководством педагога освоят тот или иной конструктор, его размещают там же, где лежат настольные игры. Так в процессе свободных игр, дети часто используют его.

Бумага, природный и бросовый материалы:

Эти материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек. Что является не только полезным, но и интересным занятием для детей. Воспитанники  знакомятся с  бумагой разной фактуры: тонкой, плотной, картоном, глянцевой бумагой; и разнообразием природного материала (шишки, жёлуди, семена, веточки и т.д.)

Природный материал собирается в течении всего года: косточки слив, абрикосов, персиков тщательно промываются, просушиваются и хранятся в специальных коробочках. Различные семена, шишки, каштаны собираются в зависимости от времени года. При создании поделок используются канцелярские инструменты: ножницы, шило, проволока, нитки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

Консультация для родителей "Конструирование в детском саду"

В данном материале представлены рекомендации для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Конструирование в детском саду"

Конструирование - один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, эл...

Консультация для родителей "Конструирование в детском саду"

Консультация для родителей "Конструирование в детском саду"...

Консультация для воспитателей «Конструирование в детском саду»

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. В современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается ка...

Консультация для родителей «Конструирование в детском саду»

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собств...

Консультация "Конструирование в детском саду"

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собств...