Актуальность темы работа с родителями.
презентация

Курашова Полина Ивановна

Особенности работы с семьёй в коротой воспитывается ребёнок с ТНР.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальность работы по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет, при этом большая часть детей имеют тяжелые нарушения речи: то есть общее недоразвите речи всех уровней, дизартрию, ринолалию , алаллию , заикание.

Слайд 2

Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком — средством и источником эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье. В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. От реализации возложенной ответственности зависит дальнейшее благоприятное или неблагоприятное развитие ребенка.

Слайд 3

Среди негативных факторов воздействия семьи на развитие и воспитание ребенка, в том числе на речевое развитие можно назвать следующие (причины речевых нарушений социального характера): Эмоциональная депривация. Недостаточность речевого окружения в раннем детстве (0-1 год). Отсутствие эмоционально-положительного общения. Отсутствие живого общения, преобладание общения с помощью технических средств коммуникации. «Дефектное» речевое окружение или «неправильная» речь окружающих ребенка взрослых. Двуязычие в семье. Психические травмы. Тип семейного воспитания, приводящий к появлению отклонений в поведении детей – как реакция на родителей по отношению к их «особому» ребенку ( гипоопека , безразличие, гиперопека , воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение.

Слайд 4

Особенности семьи ребенка с ТНР: Отсутствие элементарных представлений о том, чем и как родители могут помочь своему ребенку с ТНР. Семья живет в состоянии хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения. Понимание того, что процесс специального обучения будет длительным приходит не сразу и вызывает сильнейший стресс, который нередко приводит к изоляции семьи от общества, деформированию отношений в семье (растерянность, неспособность принять адекватных действий по преодолению; желание скрыть от всех свои проблемы, уменьшение контактов с окружающими, пассивность, неверие в успех). Неадекватной стратегий может быть избегание поиска решения проблем, надежда, что все пройдет само собой. Отсутствие психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения недооцениваются, часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают как правило с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи. Одни не придают значения, другие отрицают наличие нарушений. Перекладывание функции воспитания и работы с речевыми нарушениями на сотрудников образовательных учреждений. Формальный подход к взаимодействия с логопедом, низкая инициатива. Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи (перекосы в придания значимости или медицине, или педагогике). Низкая способность родителей грамотно, осознанно и основательно выполнять рекомендации в процессе работы по преодолению ТНР .

Слайд 5

Работа с родителями детей с ТНР: -групповые и индивидуальные консультации, лекции; -беседы; -семинары; -родительские собрания; -тренинги (проводит педагог-психолог).

Слайд 6

Консультативно-рекомендательная работа. В ходе первичного приема обращается внимание на позицию матери по отношению к ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др., учитывается также состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы или поиск путей решения проблем) . Во время беседы, как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки, или сочувствия, или получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, совместного составления плана дальнейших действий и т. д.

Слайд 7

Положительным результатом таких консультаций считаем ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического развития ребёнка , а также эффективность предложенных рекомендаций. Лекционно-просветительская работа – проводится для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей . Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение.

Слайд 8

К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний. Их тематика разнообразна. Например : – познание себя как родителя; – конфликты с детьми и их преодоление; – анализ различных подходов в воспитании детей ; – наказания и поощрения – за и против; – как подготовить ребёнка к школе и т. п. Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Родители, которые по тем или иным причинам не смогли прийти на консультацию, имеют возможность в письменной форме задать вопрос и проконсультироваться лично. Рубрики обновляются ежемесячно.

Слайд 9

Практические занятия для родителей. Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – тематические лекции и семинары, причем темы практических занятий соответствуют лекционным. Организация «круглых столов» , родительских конференций. Беседы или «круглые столы» проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы.

Слайд 10

Индивидуальные занятия с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы: – демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком; – конспектирование родителями занятий; – выполнение домашних заданий со своим ребёнком; – самостоятельное чтение родителями литературы, специально подобранной для решения конкретного вопроса.

Слайд 11

Подгрупповые занятия. На завершающем этапе работы с родителями проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются дети и их родители. Организуются подобные занятия лишь после того, как удаётся сформировать сотрудничество мамы со своим ребёнком на индивидуальных занятиях. Родители, воспитывающие детей данной категории , часто испытывают затруднения со своим ребёнком в обществе. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми, и родители таких детей порою не знают способов выхода или предупреждения данной конфликтной ситуации. Именно поэтому стало необходимым проведение подгрупповых занятий. Целью подобных занятий является обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой

Слайд 12

Педагоги, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении , используют следующие формы работы : –деловые, ролевые и имитационные игры; –разбор конкретных ситуаций; –групповые дискуссии; –логопедические занятия; –коммуникативные, мотивационные, логопедические и социально - психологические тренинги ; –артикуляционная гимнастика; –анализ решений проблем; –педагогическая мастерская.

Слайд 13

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса . Педагогам группы чрезвычайно важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданию логопеда, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Презентация"Актуальные формы работы с родителями по развитию интереса детей младшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту"

В презентации представлены формы работы с родителями по развитию интереса младших дошкольников к физкультуре и спорту....

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: « Работа с родителями»

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Работа сродителями"....

Статья на тему: «Работа с родителями. Из опыта работы».

Сатья на актуальную тему.  «Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи, подобна сбору листьев граблями в сильный ветер…» А.В. Сухомлинский...

Сообщение на тему: «Работа с родителями по патриотическому воспитанию детей» (из опыта работы)

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Доступны ли малышам чувства гражданственности и патриотизма? Конечно же, да: дошкольникам, особенно детям старшег...