Выступление к презентации «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами двигательной активности».
учебно-методический материал

Ирина Николаевна Константинова

Выступление «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами  двигательной  активности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_prezentatsii_konstantinova_i.n.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Константинова Ирина Николаевна, МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г. Велижа

«Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами  двигательной  активности».

                                                            Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей.                                                                От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. 

                                                                                        В. А. Сухомлинский

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Константинова  Ирина Николаевна,  воспитатель   МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа.  Я хочу поделиться опытом работы по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами  двигательной  активности».

Забота о здоровье ребёнка, взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Слайд 3

Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: “Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”. 

Исследования А.Л. Венгера, А.А. Бодалёва, В.Д. Давыдова посвящены изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни. В.А. Дергунская, Л.Г. Касьянова,  считают, что уже в дошкольном возрасте у ребёнка появляется устойчивый интерес к своему здоровью. Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и  И. Лахмана свидетельствуют о том, что  различные виды активной деятельности  восстанавливают физиологические функции и  предупреждают невротические состояния.

Изучая  данную литературу, я пришла к выводу,   что целенаправленная работа  по приобщению к здоровому образу жизни с детьми дошкольного возраста позволит не только сохранить здоровье воспитанников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни.

Целью моей работы сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения,  как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

 Задачи:

  1. разработать и апробировать систему мероприятий по приобщению детей к здоровому образу жизни.
  2. разработать картотеку игр, направленных на развитие двигательной активности воспитанников;
  3. создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребёнка к ЗОЖ.
  4. развивать физические качества: силу, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, быстроту, равновесие, двигательное творчество.
  5. воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры, творческое и всестороннее развитие личности ребёнка.
  6. расширить представление родителей о здоровом образе жизни  

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в детском саду  является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

 Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в двигательной  активности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Рациональная двигательная активность - один из  компонентов  здорового образа жизни дошкольников. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

•        Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

•        Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

•        Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

•        Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Средства двигательной направленности:

• Физические упражнения;

• Утренняя,  бодрящая, пальчиковая, дыхательная, гимнастика для глаз;

 • Физкультминутки;

• Логоритмические упражнения;

• Дорожка здоровья;

Точечный самомассаж

• Подвижные и спортивные игры;

Утренняя гимнастика - является одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, вовлекает ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Музыкальное сопровождение и стихотворная форма  повышают интерес и желание выполнять упражнения.

Бодрящая гимнастика - дети,  постепенно просыпаясь, лёжа в постели выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия  из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.

Пальчиковая гимнастика - тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме. Для этого я изготовила несколько пособий. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима система упражнений.

Гимнастика для глаз - снимает зрительное напряжение. Проводится в любое свободное время, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.

Физкультминутка - двигательная разминка в перерывах между занятиями. Её цель – активный  отдых после умственной нагрузки, снимает  эмоциональное напряжение и  способствует более быстрому восприятию программного материала.

Логоритмические упражнения - «Рассказывание» стихов с одновременными движениями. Вызывает у детей интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образного мышления.

Дорожка здоровья - профилактика плоскостопия на массажной дорожке, состоящей из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения точек и разветвлений нервов. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. 

Подвижные и спортивные игры – закрепляют  и совершенствуют двигательные навыки и умения, развивают  познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Подвижная игра – доступная и увлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В играх привычное становится необычным, а новое и сложное – хорошо освоенным. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении детьми физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность каждого ребенка в движении.

Практическая часть:

1.Игра с песком

2.Точечный массаж

         Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

Результат

  1. Разработана система мероприятий  по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
  2.  У детей сформированы элементарные представления о здоровом образе жизни, развился интерес к двигательной деятельности.
  3. Выросли показатели физической подготовленности.
  4. У детей появился интерес к своему здоровью и бережное отношение к своему организму.
  5. Повысилась активность родителей воспитанников, проявляющаяся в участии в мероприятиях по формированию здорового образа жизни детей.

Опыт работы показывает, что использование средств  двигательной  активности формирует у детей дошкольного возраста основы здорового образа жизни.

Перспективы:

  • Дополнять и обновлять предметно-пространственную среду, развивающую  двигательную  активность воспитанников;
  • Продолжать повышать личную компетентность в вопросах здоровьясбережения;
  • Продолжать поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни, активное вовлечение родителей в педагогическую деятельность ДОУ.
  • Разработать и реализовать  проект по теме: «Азбука здоровья»                      

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому общими усилиями педагогов, специалистов и семьи можно воспитать физически здоровых, крепких детей. Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую, умную, творческую  личность!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль родителей в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них – воспитание в семье. ...

Презентация на тему: "Необходимость формирования здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни".

Здоровье - это состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. В презентации раскрываются ус...

Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нестандартного физкультурного оборудования"

Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нестандартного физкультурного оборудования"Цель: создание предметов для занятий спортом из бро...

Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нестандартного физкультурного оборудования"

Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нестандартного физкультурного оборудования"Цель: создание предметов для занятий спортом из бро...

Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни" (обобщение опыта работы)

Цель работы: дать детям представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни....