Выступление к презентации «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами двигательной активности».
учебно-методический материал
Выступление «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами двигательной активности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_prezentatsii_konstantinova_i.n.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Константинова Ирина Николаевна, МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г. Велижа
«Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами двигательной активности».
Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Константинова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа. Я хочу поделиться опытом работы по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами двигательной активности».
Забота о здоровье ребёнка, взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Слайд 3
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: “Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”.
Исследования А.Л. Венгера, А.А. Бодалёва, В.Д. Давыдова посвящены изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни. В.А. Дергунская, Л.Г. Касьянова, считают, что уже в дошкольном возрасте у ребёнка появляется устойчивый интерес к своему здоровью. Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и И. Лахмана свидетельствуют о том, что различные виды активной деятельности восстанавливают физиологические функции и предупреждают невротические состояния.
Изучая данную литературу, я пришла к выводу, что целенаправленная работа по приобщению к здоровому образу жизни с детьми дошкольного возраста позволит не только сохранить здоровье воспитанников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни.
Целью моей работы сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Задачи:
- разработать и апробировать систему мероприятий по приобщению детей к здоровому образу жизни.
- разработать картотеку игр, направленных на развитие двигательной активности воспитанников;
- создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребёнка к ЗОЖ.
- развивать физические качества: силу, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, быстроту, равновесие, двигательное творчество.
- воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры, творческое и всестороннее развитие личности ребёнка.
- расширить представление родителей о здоровом образе жизни
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в детском саду является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в двигательной активности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Рациональная двигательная активность - один из компонентов здорового образа жизни дошкольников. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
• Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
• Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
• Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
• Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Средства двигательной направленности:
• Физические упражнения;
• Утренняя, бодрящая, пальчиковая, дыхательная, гимнастика для глаз;
• Физкультминутки;
• Логоритмические упражнения;
• Дорожка здоровья;
• Точечный самомассаж
• Подвижные и спортивные игры;
Утренняя гимнастика - является одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, вовлекает ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Музыкальное сопровождение и стихотворная форма повышают интерес и желание выполнять упражнения.
Бодрящая гимнастика - дети, постепенно просыпаясь, лёжа в постели выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.
Пальчиковая гимнастика - тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме. Для этого я изготовила несколько пособий. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима система упражнений.
Гимнастика для глаз - снимает зрительное напряжение. Проводится в любое свободное время, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Физкультминутка - двигательная разминка в перерывах между занятиями. Её цель – активный отдых после умственной нагрузки, снимает эмоциональное напряжение и способствует более быстрому восприятию программного материала.
Логоритмические упражнения - «Рассказывание» стихов с одновременными движениями. Вызывает у детей интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образного мышления.
Дорожка здоровья - профилактика плоскостопия на массажной дорожке, состоящей из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения точек и разветвлений нервов. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Подвижные и спортивные игры – закрепляют и совершенствуют двигательные навыки и умения, развивают познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма.
Игра – основной вид деятельности ребенка. Подвижная игра – доступная и увлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В играх привычное становится необычным, а новое и сложное – хорошо освоенным. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении детьми физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность каждого ребенка в движении.
Практическая часть:
1.Игра с песком
2.Точечный массаж
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.
Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
Результат
- Разработана система мероприятий по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
- У детей сформированы элементарные представления о здоровом образе жизни, развился интерес к двигательной деятельности.
- Выросли показатели физической подготовленности.
- У детей появился интерес к своему здоровью и бережное отношение к своему организму.
- Повысилась активность родителей воспитанников, проявляющаяся в участии в мероприятиях по формированию здорового образа жизни детей.
Опыт работы показывает, что использование средств двигательной активности формирует у детей дошкольного возраста основы здорового образа жизни.
Перспективы:
- Дополнять и обновлять предметно-пространственную среду, развивающую двигательную активность воспитанников;
- Продолжать повышать личную компетентность в вопросах здоровьясбережения;
- Продолжать поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни, активное вовлечение родителей в педагогическую деятельность ДОУ.
- Разработать и реализовать проект по теме: «Азбука здоровья»
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому общими усилиями педагогов, специалистов и семьи можно воспитать физически здоровых, крепких детей. Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую, умную, творческую личность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль родителей в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них – воспитание в семье. ...
Презентация на тему: "Необходимость формирования здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни".
Здоровье - это состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. В презентации раскрываются ус...
Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нестандартного физкультурного оборудования"
Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нестандартного физкультурного оборудования"Цель: создание предметов для занятий спортом из бро...
Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нестандартного физкультурного оборудования"
Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нестандартного физкультурного оборудования"Цель: создание предметов для занятий спортом из бро...
Презентация "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни" (обобщение опыта работы)
Цель работы: дать детям представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни....
«Использование игрового пособия «Лесенка Здоровья» как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Мастер-класс по использованию дидактического пособия....