Технология «Умный пол» в работе с детьми дошкольного возраста.
материал
Все мы знаем, что дети очень любят играть на полу. Можно свободно двигаться в любом направлении, прыгать, качаться, кроме того, напольные игры развивают моторику рук и ног, опорно-двигательный аппарат, память, речь, мышление, кругозор детей.
Напольные игры - это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола. Они уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект- с помощью игры можно учить и закрепить полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
efremushkina_o.a._tehnologiya_umnyy_pol.docx | 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Умный пол» в работе с детьми дошкольного возраста.
Все мы знаем, что дети очень любят играть на полу. Можно свободно двигаться в любом направлении, прыгать, качаться, кроме того, напольные игры развивают моторику рук и ног, опорно-двигательный аппарат, память, речь, мышление, кругозор детей.
Напольные игры - это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола. Они уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект- с помощью игры можно учить и закрепить полученные знания.
Технология "умный пол" пришла из реджио - педагогики. Создатель реджио - педагогики - итальянский педагог и психолог Лорис Маллагуцци (1920-1940). Реджио-педагогика большое значение придает обучающим возможностям среды, которая окружает ребенка. Общеизвестно, что правильно организованная развивающая среда предоставляет каждому ребенку возможности для разностороннего развития. Технологию "умный пол" можно использовать для конструирования развивающей предметно - пространственной среды ДОУ как систему визуализации знаний. Ее суть заключается в том, что ребенок, получая информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный, игровой ресурс.
Цель внедрения технологии «Умный пол»: в игровой форме развивать творческое мышление и логику, развивать интеллектуальные способности коммуникативно-речевой и познавательной деятельности.
Задачи:
- Развитие зрительно-моторной координации и зрительного восприятия;
- Развитие речи и мышления;
- Снятие психоэмоционального напряжения;
- Развитие лидерских качеств;
- Развитие коммуникативных качеств, умение работать в команде
- Формирование умения делать выводы. Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
Я предлагаю вам прикоснуться к новому тренду в дошкольном образовании - технологии «Обучение в движении».
Так что же такое «умный пол»?
Речь пойдет не об интерактивном 3D оборудовании, а о напольной проекции, которая создана с целью обучения ребенка в движении и организации детской игры через взаимодействие с изображенными на полу макетами или схемами.
Можно выделить два блока игр. Соответственно, сложилась следующая классификация.
Первый блок – мобильные игры с использованием готовых игровых полей. Игровые поля представляют собой баннерное полотно с изображением соответствующих элементов (Твистер).
Второй блок – статичные напольные игры. Без возможности перемещения. Это игры, которые можно выполнить из цветного скотча, малярного скотча, изоленты, другого подручного материала. Они предназначены для игры на поверхности имеющегося пола в группе.
Оба блока игр можно назвать многофункциональными в зависимости, конечно, от дизайна и содержания, т. е. эти игры фактически универсальны по содержанию, позволяют включать любой тематический материал.
Данные игры позволяют осуществлять, интеграцию двигательной, коммуникативной и познавательной активностей детей. Способствует эффективному взаимодействию всех членов семьи без лишних затрат времени и средств.
Попадая на территорию проекции, ребенок выполняет игровые действия и решает множество образовательных задач.
Создавать «Умный пол» можно начиная с групп раннего возраста, усложняя задания в зависимости от возрастной группы.
Сделать его очень просто: нужно только проявить фантазию и иметь под рукой цветную изоленту.
Правила для создания игр на полу:
1. Игры для развлечения детей, игры - инструмент для педагога. Игра не просто забава. Если для детей игры это развлечения, то для педагога это инструмент взаимодействия с детьми. Для каждой игры стоит продумать цель, которую с игры хочет достигнуть педагог, развитие физической активности или развитие логического мышления, а может быть закрепление материала?
2. Игра-это движение. Дети любят движение, на месте стоять им будет скучно, поэтому смело подключайте мячи, кубики, конусы, фишки для прохождения «испытаний» на полу.
3. Игра - для детей, не для взрослых. Чтобы интерес к игре сохранялся, не делайте сразу игру слишком трудной, но и слишком легкой. По мере освоения правил игры, можно включать новые задания или упражнения, тогда игра не надоест.
4. Правила - залог хорошей игры и основа порядка. Заранее продумайте и четко объясните детям правила игры, а еще лучше, сначала спросите какое правило подходит для этой игры, пусть сначала выскажут свои предположения, а вы подведете итог и дополните. Так легче будет контролировать процесс, ведь правила озвучивали сами дети.
Кроме того, грамотное комбинирование традиционного обучения с работой на «интерактивном полу» даёт прекрасные интеллектуальные результаты.
Технология «Умный пол» позволяет сделать занятия более разнообразными и интересными. Это способ увлечь ребёнка изучением нового материала, не ограничивая его в движении.
Применяя технологию «Умный пол» в своей работе с сентября 2023 г. по май 2024 г., включая в образовательную и свободную деятельность, можно сделать вывод о том, что применение новой технологии эффективно во всех образовательных областях.
Например, в познавательном развитии, играя в игру «Клумба», не заметно для себя дети изучают цвета, учатся считать, закрепляют знания о геометрических фигурах при помощи деления фигур или цифр по ярусам.
Играя в игру «Трек для машинок», дети изучаю правила дорожного движения, учатся быть грамотным водителем и пешеходом.
Применяя игры на поверхности пола, в физическом развитии закрепляем меткость, упражняем в прыжках.
Проводя диагностику заинтересованности детей играми на полу, можно сделать вывод, что ребята постепенно включились и с большим удовольствием выполняют мои задания, развиваясь физически.
Если мы в начале года не наблюдали заинтересованности некоторых детей, концу учебного года игры на полу интересны всем.
Таким образом, «Умный пол» - это необычный игровой формат взаимодействия детей и взрослых, который можно использовать как в свободной детской деятельности, так и применять в непосредственной образовательной деятельности – на занятиях.
Применяя технологии умного пола, в своей практике я использую следующие игры:
«КЛУМБА» - многофункциональный тренажер, решает образовательные задачи математического, речевого, социально-коммуникативного спектра.
Примеры заданий:
1.С помощью карточек-заданий решить примеры, выложить счетными палочками ответы по секторам.
2.С помощью чисел зашифровать слово, например, «Родина». Шифровка: Буква «А»-1, «Р»-2 и т.д.
4.Дикие и домашние животные, перелётные и зимующие птицы, цвет, форма и т.д.
5.Игра «Собираем урожай». В красный сектор положим овощи, в названии которых, два слога, а зеленый сектор - три слога.
«ПОТЕРЯННЫЕ ФИГУРЫ»
Подготовка и ход деятельности.
Часть клеток на игровом полотне заполнены карточками с изображением объектов, часть – пустые. Необходимо в каждом ряду закрыть пустую клетку, подобрав недостающую картинку. Играющие дети по очереди подходят к пустой клетке и заполняют её, подобрав недостающую картинку. Затем предлагаем им прошагать по клеткам с таким же изображением.
Рекомендации. Предложенная игра развивает логическое мышление, учит анализировать, а ходьба в значительной степени способствует удовлетворению потребности организма в движении.
Дидактический материал можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Для игры используется игровое полотно в сложенном виде. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями.
«РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО»
Подготовка и ход деятельности.
На игровом полотне разложены карточки с изображением гласных и согласных букв. Игроки по очереди прыгают в клетки с изображением букв, поднимают карточку и называют слово на заданную букву.
Рекомендации. Задание можно использовать для закрепления у детей графического изображения букв, закрепление умения называть слова на заданную букву, пополнять словарный запас. Рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображением букв. Для игры можно использовать игровое полотно, как в сложенном, так и в разложенном виде. Можно использовать два игровых полотна, на одном полотне разложить карточки с гласными буквами, на другом – с согласными. Присутствует двигательная активность: прыжки, наклоны.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦИФРАМ»
Подготовка и ход деятельности.
В клетках на игровом поле разложены карточки с изображением цифр. Ведущий показывает карту с изображением маршрута. Игрокам по очереди необходимо пройти предложенный путь. Игроки могут выбирать карты с изображением маршрута самостоятельно.
Пример карт с изображением маршрута
1-2-3-4-5
2-2-3-3-4
1-3-5-2-2
Рекомендации.
Игру можно использовать для закрепления у детей цифр и порядкового счета.
Она помогает развивать логическое мышление, внимание. Предложенный маршрут можно пройти, пропрыгать на двух ногах, на одной ноге, на носочках и т. д. Стоит отметить, что для удобства карточки делаются небольшого размера, также цифры можно нарисовать цветными карандашами или фломастерами на водной основе, так как они легко смываются с игрового полотна. Можно складывать игровое полотно или объединять два игровых полотна. Игра подходит для детей старшего дошкольного возраста.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР»
Для игры понадобятся корзинка с музыкальными инструментами по количеству детей и соответствующее количество карточек с изображением этих инструментов.
Подготовка и ход деятельности.
На игровом полотне в клетках разложены карточки с изображением музыкальных инструментов. Игроки самостоятельно распределяют роли, выбирают дирижера и участников оркестра. Затем каждый участник оркестра прыгает на понравившуюся клетку и переворачивает карточку, понимает, каким инструментом играем, называет его, берет его из корзинки.
Выполняется в порядке очереди.
Рекомендации. Игра используется для расширения знаний о музыкальных инструментах, их многообразии, а также для развития творческого мышления и музыкальных способностей. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями. При желании дети могут меняться ролями.
«ДОЙДИ ДО ИГРУШКИ»
Это командная игра. В любой клеточке игрового поля расположена игрушка. Дети, при помощи словестной инструкции команды продвигаются к игрушке (одна клеточка вправо, две вперёд и т. д.)
ИГРА «ТРЕК ДЛЯ МАШИНОК»
Цель: создание основы самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста.
Задачи:
-содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы – заместители;
-подводить детей к пониманию роли в игре;
-формировать начальные навыки ролевого поведения;
-поддерживать интерес к подвижной игре атрибутикой;
-продолжать развивать умение играть совместно.
Эта игра подходит как для самостоятельной деятельности, так и для изучения правил дорожного движения.
Литература
Асамбаева М. Интерактивные методы обучения. – Каракол: Каракольский центр обучения взрослых, 2004 г.;
Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева - М.: Просвещение, 2009 г.- 175с.
Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А. Стребелева, Ю.Ю. Белякова, И.А. Выродова и др. – М.: Экзамен, 2007 г.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева – М.: Владос, 2007 г.
Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения - Ростов н/Д., 2006 г.
Полякевич Ю.В., Осинина Г.И. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет - Волгоград, 2013 г.
Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс - Рязань, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...
Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста
Компьютерные информационные технологии все увереннее проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Воспитание и образование детей сегодня невозможно представить без использования технических...
«Использование мини –робота BEE-BOT «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование мини –робота BEE-BOT «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов: "Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста"
В наше время современные технологии позволяют ребенку развиваться и обретать различные навыки в процессе игры. Мини-робот Bee-Bot "Умная пчела" поможет освоить детям...
Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста
В нашем детском саду было приобретено новое игровое оборудование — программируемый робот «Умная пчела»: набор из 6 роботов с подставкой для зарядки. Робот &l...
Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста
Что такое «Умная пчела»? Это дружественный ребенку, программируемый напольный мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных материалов.Программируемый напольный робот «У...