Консультация "Друдлы"
консультация
Предварительный просмотр:
Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием друдлов
Современное общество предъявляет все больше требований к развитию личности, и все чаще звучит с этим слово «креативность». В широком смысле это умение мыслить творчески, видеть обычные вещи с неожиданного ракурса и находить оригинальные решения в типичной ситуации.
Существует мнение, что креативность – способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она проявляется все меньше. Для ее сохранения и развития нужны специальные занятия, которые помогут в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.
Все это определяет актуальность формирования творческого мышления личности как одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Ну а как же развивать творческие способности и умение разносторонне мыслить? Над этим надо задумываться с ранних лет развития ребенка. И одна из техник развития креативности, как пример игровой технологии, это игра «Друдлы».
С лайд 2
Понятие «друдл» пришло к нам из английского языка. Это комбинация из трех слов: Doodle – каракули, drawing – рисунок, riddle – загадка. Придумал юморист Роджер Прайс ( США) в 1953 году .
Слайд 3
В его книге «Друдлы» можно было увидеть черно-белые картинки – загадки, глядя на которые трудно точно сказать, что это такое. Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой надо придумать, что изображено на картинке. В этой графической головоломке имеется множество вариантов ответов. Лучший ответ тот, который мало кому придет в голову, но при этом трактовка рисунка всем покажется очевидной и этого человека можно поздравить с тем, что он обладатель оригинального творческого мышления.
Подобная игра интересна дошкольникам, так как дает неограниченное пространство для фантазии, воображения и творчества: друдлы стимулируют мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность, развивают речь ребенка.
Существуют два основных вида игры в друдлы: вербальный и невербальный.
Слайд 4
При использовании друдлов важно учитывать следующие принципы:
- поэтапное усложнение от простого к сложному;
- насыщение игрового задания новизной объектов;
- постепенное увеличение количества друдлов.
В друдлы дети могут играть коллективно или самостоятельно. Это одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, общаться, фантазировать и «креативить».
Подбирать друдлы для творческого задания можно по определенной тематике или по самостоятельному замыслу детей. В играх побеждает тот, кто за минимальное время справился с заданием. Поощряются наиболее нестандартные, интересные решения.
Слайд 5
Игры с детьми
Работа с одним друдлом (принцип от простого к сложному)
«Дорисуй картинку»
Детям предлагается рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать или рассказать, что именно они увидели в исходной картинке. Варианты ответов: спутник, солнышко, НЛО, пуговица на одежде. А если перевернуть? Если дорисовать еще один элемент?
«Придумай свой друдл»
Ребенку нужно самому самостоятельно придумать и нарисовать ( не дорисовывать) картинку. После ответов других детей он рассказывает, что должно было получиться или какая история с изображенным объектом связана. Поощряется умение придумывать наиболее сложный, но при этом вполне очевидный вариант. Данную игру можно проводить в парах или группе детей.
Слайд 6
Работа с несколькими друдлами ( Необходимо помнить о постепенном усложнение творческих заданий)
«Ассоциации»
Нужно выбрать из предложенных друдлов те, которые ассоциируются с конкретными темами, например: мебель, животные, овощи, фрукты. Побеждает ребенок/команда, которые смогли классифицировать все картинки при этом рассказать, что увидели.
Слайд 7
«Назови одним словом»
Нужно дорисовать визуально или практически 4-8 картинок, которые объединены определенной тематикой, и назвать их обобщающим словом.
Варианты ответов: дикие животные, герои мультфильма «Просто так».
Слайд 8
«Что здесь лишнее?»
Детям предлагается дорисовать визуально или практически 4-8 друдлов.
Все они, кроме одного, объединены определенной тематикой. Нужно найти лишний. Варианты ответа: мебель. Лишнее солнышко, звездочка.
Задания для детей старшего дошкольного возраста
«Составь предложение»
Количество друдлов в этой игре зависит от слов в предполагаемом предложении( за исключением предлогов, местоимений и союзов). Детям предлагается «прочитать предложение». При этом задание можно немного менять – при составлении предложения сохранять последовательность друдлов или перемещать их. Побеждает тот, кто предложил наиболее нестандартное решение.
«Придумай историю, сказку»
Предлагаются друдлы, по которым дети составляют два предложения. Данное задание
Дети любят выполнять коллективно – на основании получившихся предложений придумывают сказку развивая сюжет, обсуждая, споря, отстаивая свою точку зрения.
Слайд 9
«Отгадай, какая сказка здесь спряталась.»
Детям предлагается карточка с друдлами (от 4 до 8), которые объединены сюжетом сказки. Нужно дорисовать их визуально или практически и назвать сказку. Можно использовать эти карточки для инсценировки знакомых сказок – как опорную схему.
Слайд 10
«Угадай мелодию»
Игра аналогична предыдущей, с той разницей, что на карточке «спряталась» песенка, отгадав которую необходимо ее пропеть. Варианты ответов: «Облака»; «По дороге с облаками».
«Зашифруй в друдлах»
Эта игра предполагает возможность зашифровать в друдлах знакомую всем сказку, песню. Отгадывается сказка или песня коллективно.
Почти все из перечисленных игровых и творческих заданий изначально подбираются воспитателем по его собственному замыслу. Но дети предлагают, как правило, множество совершенно других вариантов, объясняя словесно или посредством рисунков свою интерпретацию изображенного друдла. Чем необычнее и интереснее решение, тем выше уровень развития креативности ребенка.
Слайд 11
Задания для педагогов
Как придумать креативную подпись к друдлу?
#1057;оставить ассоциативные ряды.
#1057;мотреть на рисунок под разными углами, некоторые части рисунка делать объемными
#1057;оотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными способностями.
Например, это может бабочка, летящая над дорогой, шкаф с ручками, песочные часы лежащие на столе и др.
Слайд 12
Предлагаю придумать к этим друдлам креативные названия. Выполняют две команды.
Следующее задание – составление ассоциативных рядов. Предложенные друдлы представляют собой логическую цепочку. Ваша задача – догадаться, что изображено на каждой отдельной картинке, и определить ключевое слово (варианты ответов: осветительные приборы, столовые принадлежности, предметы мебели).
При выполнении заданий возможны варианты, например: «Назови лишний предмет»,
«Назови одним словом», Дорисуй недостающий предмет».
В едущий предлагает участникам оценить мастер-класс: те, кто считает его интересным, полезным и хотел бы применить данную методику в работе с воспитанниками, поднимают «солнышки», розданные до начала занятия.