Актуальные практики в реализации дополнительного образования в ДОУ.
материал

Котова Наталья Анатольевна

Опыт реализации программ дополнительного обтразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Актуальные практики в реализации дополнительного образования в ДОУ.

Чтобы быть готовым успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования, быть развитым и успешным в будущей взрослой жизни, ребенок должен получить разностороннее образование.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении – это выполнение социального заказа общества и результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую образования, способствует практическому применению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию детей. В условиях дополнительного образования можно выявить и поддержать детей, проявляющих выдающиеся способности, совершенствовать их навыки адаптации в современном обществе, создать возможность полноценной организации свободного времени. 

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на участие в дополнительном образовании является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей с ОВЗ в обществе. Дополнительное образование решает задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты их прав, адаптации, развития их творческих способностей, развития жизненных и социальных компетенций, а  также  дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Сегодня трудно найти родителей, которые не понимали бы значения образования для развития ребенка. Родители, заинтересованные во всестороннем развитии своих детей, с первых лет жизни выбирают направления дополнительного образования на основе учёта способностей, интересов и желаний ребенка. И это одна из ключевых причин востребованности дополнительных образовательных программ в  нашем детском саду.

Сотрудничество с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе практически каждого педагога. В основе такого взаимодействия – постоянное внимание к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации, которые опираются на результаты изучения особенностей и возможностей каждой семьи. Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и задачи воспитания, обучения и развития детей. В создании такого союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам, которые часто выступают для родителей наставниками, организуя неформальный процесс обмена педагогическими знаниями, социальным опытом, оказывая психологическую поддержку.

В настоящее время для коллектива нашего детского сада актуальна тема дополнительного образования в дошкольном учреждении, именно поэтому мы являемся инновационной площадкой федерального уровня по теме «Значение сотрудничества педагогов и родителей в организации дополнительного образования ДОО» на базе  Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования национального исследовательского института дошкольного образования «Воспитатели России».

На основании приказа № 69/4 от 27 мая 2022 года Национального исследовательского института дошкольного образования Воспитатели России  «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня»   нашему детскому саду присвоен статус сетевой инновационной площадки  по теме: «Значение сотрудничества педагогов и родителей в организации дополнительного образования ДОО».

Научно-консультативное сопровождение деятельности  осуществляет  Иконникова-Сараева Серафима Андреевна, методист муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Образовательный центр «Успех», федеральный эксперт всероссийской общественной организации  «Воспитатели России».  

В МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» дополнительные образовательные услуги представлены 12 дополнительными  общеразвивающими программами, в том числе 5 программ реализуются на платной основе.

Дополнительное образование в нашем детском саду получают 121 детей, в том числе  46 детей с особыми образовательными потребностями.

Для достижения наиболее эффективного взаимодействия с семьями наших воспитанников в дополнительном образовании наряду с традиционными нами активно используются нетрадиционные формы работы.

Традиционные

Анкетирование,  мониторинг.

Данную форму работы мы используем с целью выяснения образовательных запросов родителей, уровня удовлетворенности работой педагога, а также для определения направлений дополнительной образовательной деятельности на следующий учебный год.

Творческие мастерские.

Основной задачей творческих мастерских является создание условий для творческой самореализации детей и родителей. Кроме этого, творческая мастерская, как форма взаимодействия, дает возможность родителям и детям объединиться в совместной деятельности и познать радость совместного творческого труда. Например, творческая мастерская «Город мастеров», где дети совместно с родителями трудятся за гончарным кругом, создают удивительные поделки  при помощи 3-D ручек; творческая мастерская «Кубарики»: совместно создают маршруты-лабиринты для шариков.  

 Родительское собрание.

Родительское собрание – это не просто форма взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, это общее дело всех сотрудников учреждения. Здесь они могут ответить на вопросы родителей. Родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, своего «сценария», своей программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей и при этом было приближено к детским установкам, рекомендациям и советам. Мы проводим как классические  родительские собрания, так и родительские собрания в формате круглых столов, педагогических мастерских, практикумов, тренингов.

 Просветительская работа

Просветительская работа в отношении родителей ведётся на сайте нашей образовательной организации, а так же на образовательной платформе «Сферум», которые отражают, в том числе, организацию и деятельность дополнительного образования. Сайт  и образовательная платформа «Сферум» позволяют разместить новости, достижения наших воспитанников, объявления, интерактивные опросы для родителей.

Наглядная информация.

Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса дополнительного образования. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя, т.к. показывает практика, родитель по разным объективным причинам не всегда имеет возможность прийти на индивидуальную консультацию. Поэтому мы считаем, что данная форма и способ подачи информации родителям также важны.

Инновационные формы взаимодействия

Взаимодействие педагогов дополнительного образования ДОУ и социальных партнеров с  родителями в рамках наставничества и коучинга  в деятельности «Клуба молодых семей». По нашему мнению данная форма взаимодействия является одной из наиболее успешных форм. Заседания клуба организуются совместно с нашими социальными партнёрами, которые выступают в роли наставников и коучингов. Молодёжный центр города Искитима, Союз женщин города Искитима и наш детский сад даёт возможность не только презентовать деятельность студий дополнительного образования  родителям наших воспитанников, но и заинтересованным родителям других детских садов города Искитима, а также  являются наставниками для родителей по актуальным для них темам, например коучинг для родителей «Социальный контракт - актуальные вопросы», лайф-коучинг «Территория детства», дни открытых дверей, семинары-практикумы, тренинги,  семейные квест-игры – активная совместная деятельность с родителями и детьми,  которая позволяет педагогам выступать в роли наставников в неформальном процессе обмена педагогическими знаниями и социальным опытом.

Данная форма взаимодействия дает отличную возможность родителям  дошкольников нашего города ближе познакомиться с образовательным учреждением, задачами дополнительного образования детей в ДОУ, с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Мы считаем важным предоставить родителям возможность ощутить атмосферу детской творческой жизни, своими глазами увидеть работу педагогов дополнительного образования.

Посещая «Клуб молодых семей» родители имеют возможность ознакомиться со всем спектром дополнительных общеразвивающих программ, полюбоваться танцевальными композициями в исполнении детей под руководством хореографа; посмотреть созданные ребятами мультфильмы в мультстудии «Мульти-пультия»,  принять активное участие в разнообразных мастер-классах, квест-играх; посетить мастер-классы учителя-логопеда и педагога-психолога нашего детского сада; принять активное участие в лайф-коучингах и семинарах-практикумах. Данная форма взаимодействия дает возможность педагогам выступать в роли наставников, делиться знаниями и опытом с родителями в процессе активного общения и творческой деятельности.

Именно в «Клубе молодых семей» родители на практике получают новые знания от педагогов-наставников, обмениваются своими мнениями о той или иной программе, высказываются и задают вопросы, открывают для себя новые грани дополнительного образования, делятся своими впечатлениями от увиденного, говорят о пользе дополнительного образования, о готовности дальнейшего посещения данных услуг. Благодаря взаимодействию с родителями в рамках «Клуба молодых семей» расширился спектр дополнительного образования в нашем ДОУ.

Одним из успешных проектов, реализованных в рамках деятельности «Клуба молодых семей», является социальный проект «Наш выбор – семейные ценности». Наряду с педагогами дополнительного образования участие в нём приняли 70 воспитанников нашего детского сада и их родители.

Проект «Наш выбор – семейные ценности»– это длительное творческое сотрудничество детского сада и родителей, направленное на связь поколений. Он решал задачи преемственности, передачи духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий в рамках дополнительного образования.

Основной группой потребителей инновационного образовательного ресурса проекта выступали воспитанники и их родители, участники «Клуба молодых семей». Участие в проекте «Наш выбор – семейные ценности»  способствовало повышению педагогической культуры и раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания, обеспечению благоприятного нравственно-психологического климата в семьях, раскрытию творческого потенциала семей посредством дополнительного образования, в котором нашли отражение семейные ценности и совместное творчество.

Консультационный  пункт.

Консультационный пункт для родителей, функционирующий на базе ДОУ, является одной из форм взаимодействия и оказания помощи семьям в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Структурным подразделением консультационного пункта нашего детского сада является пункт консультаций родителей  в направлении дополнительного образования, в рамках деятельности которого  педагоги нашего детского сада в направлении дополнительного образования выступают в роли консультантов для родителей (законных представителей).  

Целями Консультационного пункта в области дополнительного образования являются:

Обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания и образования.

Оказание квалификационной педагогической помощи родителям и детям дошкольного возраста специалистами, педагогами дополнительного образования.

Поддержка всестороннего развития личности ребенка.

Задачи:

Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста.

Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей.

Организация диагностической, методической и консультативной помощи родителям строится на основе интеграции деятельности специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, старшего воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования. Дети, в том числе имеющие статус ОВЗ, занимаются с педагогом дополнительного образования, при этом получают необходимую помощь узких специалистов в рамках деятельности, необходимое сопровождение. Родители воспитанников так же получают при наличии запросов всестороннюю помощь специалистов. 

Совместная проектная деятельность как инструмент сотрудничества педагогов дополнительного образования  и родителей.

Эффективной формой партнёрского взаимодействия детского сада с родителями воспитанников считаем творческую проектную деятельность. Она позволяет нам устанавливать доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединив всех участников образовательного процесса в одну команду, воспитывать потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с  дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без   познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Именно поэтому педагогами дополнительного образования нашего детского сада совместно с родителями и детьми был реализован творческий проект  - Фестиваль дружбы народов «Мы Россия – мы вместе». Фестиваль был посвящен Дню народного единства – празднику всего российского народа, который уходит корнями очень далеко в историческое прошлое нашего государства. Важность этого праздника заключается в формировании у детей с ранних лет понятия «единство» между народами России.

Фестиваль длился четыре дня. В день открытия дети средней, старшей и подготовительных к школе групп представляли национальность народов России,  национальные костюмы народов России, рассказали о характерных особенностях национальности. Во второй день ребята представляли народные игры, а  на третий день на фестивале было представлено разнообразие народной кухни. Завершился фестиваль представлением творческих национальных номеров -  песен, плясок, а также флешмобом «Дружба народов».

В подготовке  и проведении фестиваля  самое непосредственное участие приняли  дети и родители, а также педагоги дополнительного образования нашего детского сада. Ребята, занимающиеся в мультстудии «Увлекательный мир мультипликации» создали мультфильм «Россия дружбою сильна», в котором отразили всё разнообразие народов  России, и представили его на открытии фестиваля.

Педагоги студий хореографии и вокала, а также  театральной студии готовили с детьми национальные песни и танцы. Педагог дополнительной адаптивной физкультуры познакомил детей с народными подвижными играми, их особенностями и помог   представить выбранные детьми игры на фестивале.

Совместно с руководителем студии декоративно-прикладного творчества родители и дети оформляли национальные костюмы для выступлений,  оформляли в национальном стиле посуду в «День национальной кухни».

Сотрудничество педагогов дополнительного образования с детьми и родителями в рамках совместной проектной деятельности помогает нам успешно реализовывать поставленные задачи в обучении и воспитании детей. Реализация творческого проекта  Фестиваль дружбы народов «Мы Россия – мы вместе»  позволила  повысить педагогическую компетентность родителей как участников творческо-педагогического процесса в развитии способностей детей, их талантов, приобщении детей к базовым ценностям русского народа и народностей России. 

Преемственность в контексте «Педагог дополнительного образования – выпускник    -  воспитанник»

В МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» успешная деятельность по формированию преемственности между  ДОУ и школой проводится в соответствии с ФГОС. Педагоги реализуют общественный заказ, бережно сохраняя особенности каждого возраста, оказывают содействие семьям воспитанников.

Важнейшей ступенью преемственности в нашем детском саду является дополнительное образование, которое реализуется в рамках программы «Школа молодого педагога». В реализации данной программы принимают участие педагоги дополнительного образования нашего детского сада; выпускники нашего детского сада разных годов, которые в настоящее время продолжили обучение в различных организациях дополнительного образования города Искитима; воспитанники нашего детского сада, посещающие студии дополнительного образования.

  Актуальность проблемы преемственности в рамках программы «Школа молодого педагога» определяется тем, что художественно-эстетическое  и физическое развитие - важнейшие стороны воспитания ребенка. Оно повышает познавательную активность, способствует сохранению физического здоровья, обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности. Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Эстетическое развитие детей является только результатом эстетического воспитания, как правило, составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству и мышлению.

         Преемственность педагогов дополнительного образования  и выпускников  детского сада  в нашем ДОУ представлена в контексте наставничества. Педагоги продолжают консультировать выпускников в направлении дополнительного образования,  проводят совместные занятия с воспитанниками, помогают школьникам проводить мастер-классы с ребятами, посещающими в ДОУ студии дополнительного образования.

 В настоящее время у нас налажена преемственность с социальными партнёрами города Искитима:  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа города Искитима Новосибирской области, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" города Искитима Новосибирской области.

 Ребята, посещающие данные учреждения,  регулярно проводят мастер-классы с воспитанниками, принимают активное участие в мероприятиях, помогают педагогам организовывать выставки. Так, наши выпускники проводят занятия в  ИЗО-студии «Волшебная кисточка», студии декоративно-прикладного творчества «Город мастеров», театральной, хореографической и вокальной студиях.

Дети эмоционально откликаются на занятия, проводимые школьниками, а школьники в свою очередь в удовольствием делятся с дошколятами  знаниями в области дополнительного образования.  Результатами  коллабораций (педагог - выпускник – воспитанник) в деятельности  различных направлений дополнительного образования являются замечательные выставки творческих работ студий, театрализованные постановки с приглашением детей близлежащих детских садов,  концерты и праздничные мероприятия нашего детского сада.

     Результаты деятельности ДОУ в статусе инновационной площадки «Значение сотрудничества педагогов и родителей в организации дополнительного образования ДОО»:

  1. Активное включение родителей в образовательный процесс по освоению программ дополнительного образования и проведению интеграции дополнительного и дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Формирование и развитие творческих и индивидуальных способностей и потребностей детей на уровне дополнительного образования в процессе сотрудничества родителей и педагогов ДОУ.
  3.  Формирование системы наставничества для родителей и выпускников ДОУ  в области дополнительного образования как образовательно значимой социальной практики.

 Применение вышеуказанных форм взаимодействия с родителями дало  возможность коллективу нашего детского сада расширить спектр дополнительного образования в детском саду, а  так же внедрить наставничества как форму взаимодействия  с родителями в процесс дополнительного образования.  В настоящее время количество реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ увеличилось с 5 до 12.  

Мы уверены, что дополнительное образование очень важно для развития ребенка: оно позволяет не только развивать интеллектуальные и познавательные качества ребенка, но и социально-личностные и эмоциональные качества: дети становятся более общительными, владеющие навыками самоорганизации и самоконтроля, коммуникативными навыками. Дополнительное образование дает возможность раскрыться каждому ребенку. Наша задача в дошкольном образовании – социализация ребенка в общество, которую и выполняет дополнительное образование.

        Созданная система в детском саду помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных  педагогов. При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности (по реализации дополнительного образования воспитанников подготовительной к школе группы МБДОУ № 54, (в рамках проведения месячника оборонно-массовой и военно - патриотической работы

Цель: обогащение представления детей о жизни и быте кубанских казаков с позиции формирования качеств личности (сила, смелость, ловкость, закалка и т.д.). Задачи: - воспитывать патриотические чувства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования  вокального кружка «Бэби-БЭМС»...

«Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

В данной статье рассмотрены задачи исследовательской деятельности детей, технологии проектной деятельности, работа педагога над проектом....

«Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

в данной статье рассматриваются этапы технологии проведения учебного занятия через игру....

Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются в Учреждении на договорной основе: договор с заказчиком услуги в лице родителей (законных представителей) и исполнителем услуги в лице заведую...

Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Направления дополнительных образовательных и иных услуг, оказываемых учреждением, определяются в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников, с учетом образовательного п...

Презентация к докладу "Актуальные практики в реализации дополнительного образования в ДОУ".

Презентация опыта к докладу "Актуальные практики в реализации дополнительного образования в ДОУ"....