Музыкально-дидактические игры и упражнения
материал (подготовительная группа)

Екатерина Юрьевна Глушкова

Музыкальные упражнения и игры как средство развития у детей интереса к пению и певческих навыков

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ПЕНИЮ И ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ 

          В современном музыкальном воспитании и образовании детей дошкольного возраста актуальна проблема развития музыкальности детей. «Проблема музыкальности, — подчеркивает Б.М. Теплов, — это проблема прежде всего качественная, а не количественная. Основное, что должно интересовать педагога, не насколько музыкален тот или иной ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития».

         Так что нужно для развития музыкальности детей? Для развития музыкальности очень важен такой вид деятельности, как пение. Чтобы воспитать интерес к пению, развивать певческие навыки и музыкальные сенсорные способности, педагоги-музыканты выбирают музыкально-дидактических игры и упражнения.

          Игра — самый близкий и доступный вид деятельности детей. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате в интересной и близкой для детей игровой форме у детей прививается интерес к пению и развиваются, необходимые в обучение детей пению музыкально-сенсорные способности, музыкальный слух, координация слуха и голоса, певческие навыки, а также дети получают знания об основах музыкальной грамоты.

       Красочно оформленные игры и пособия активизируют восприятие детей, становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать, играть развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. Музыкально-дидактические игры и упражнения позволяют соединить в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический), что позволяет глубже воздействовать на восприятие детей и развить способность от целостного восприятия музыки к дифференцированному, более осмысленному.

      Музыкально-дидактические игры и упражнения носят обучающий, развивающий характер.

    Музыкально-дидактические игры и упражнения можно использовать уже с младшего возраста. В раннем возрасте, когда одной из задач ставится развитие первоначальных певческих интонаций, можно взять игру «Угадай-ка» (Н.Г. Кононова) или «Музыкальное окошко» (З.Я. Роот), в которой дети упражняются в звукоподражании.

        В младшем возрасте важно развивать правильное звукообразование (ненапряженное, некрикливое). У детей развиваются певческие интонации. Для этого подходят музыкально-дидактические игры и упражнения, например, «Кошка и котенок» (Н.Г. Кононова), упражнение «Вот так музыканты!».

         В любом возрасте необходимо уделять много внимания развитию у детей такого певческого навыка, как правильное дыхание. Этому способствуют такие игровые упражнения, как «Сдуем бабочку», а также упражнения «Машин торт» (сдуем свечи с праздничного торта), «Шарики-смешарики» (сдуем шарики), «Сдуем листок», «Сдуем снежинку».

     В младшем, среднем возрасте для развития звуко-высотного слуха, можно использовать следующие игры: «Песенка колокольчиков», «Птичьи голоса», «Где мои детки?», «Качели», «Три поросенка» (Н.Г. Кононова).

      Развитию важного для любого возраста ритмического слуха, которое способствует формированию таких певческих хоровых навыков, как строй и ансамбль, способствуют такие игры и упражнения как: «Три медведя», «Колобок», «Теремок» (Н.Г. Кононова), «Веселые гудки» (З.Я. Роот), «Поющая гусеница», «Песенка дождя», с использованием раздаточного материала в виде полосок или других форм, изображений разной величины для демонстрации длинных и коротких звуков. Особенно использование этих игр и упражнений помогают, когда надо поработать над сложным ритмическим рисунком в песне. Эти же игры используются для развития диатонического слуха, начиная с детьми среднего возраста, что потом позволяет им без труда выразить динамикой голоса характер той или иной песни.

         В среднем, старшем возрасте для развития выразительного пения применяются игры и упражнения на развитие тембрового слуха — «Волк и семеро козлят», «Колокольчики Дан, Дон, Динь». На развитие ладового чувства — «Мажорная тучка», «Минорная тучка» (З.Н. Бугаева). На плавное, четкое или подвижное звукообразование упражнение «Ну и музыканты!», поиграем голосом на «дудочке», «барабане», «колокольчике», «Обведем голосом листочки» и т. д., музыкальные узоры (З.Н. Бугаева, М.А. Давыдова), смайлики веселые и грустные, упражнения «Лунтик и его друзья», «На горке».

         В старшем возрасте можно упражнять детей в умении различать правильное и неправильное звучание, применяя те же игры на развитие ладового, звуко-высотного, ритмического слуха, но с элементом путаницы. Таким образом у детей развиваются сенсорные способности, слуховой самоконтроль. Хотя динамические и темповые изменения в песнях для детей 5-6 лет не очень многообразны, следует научить детей передавать их голосом. Этому способствуют игры: «Найди щенка», «Забавный петрушка», «Колобок» (Н.Г. Кононова), «Три медведя» (З.Я Роот).

        Целесообразно проводить с детьми старшего возраста пяти, шести лет игры и упражнения на развитие вокально-слуховой координации, ладотонального слуха - что дается детям непросто и требует систематической работы по развитию умения детей чисто интонировать, различные варианты движения мелодий, трезвучий и самостоятельного нахождения тоники, при этом, дети прослеживают движение мелодии рукой, и таким образом восприятие опирается на слуховое, зрительное и двигательное ощущение. Для развития этих способностей и певческих навыков походят пособия и игры «Лесенка», «Одуванчики» (Ветлугина Н.А.), «Музыкальная бабочка», а также упражнения «Лунтик и его друзья», «На горке», приведенные ранее. Таким образом, можно применять музыкально-дидактические игры и упражнения на решение различных задач в интересной для детей игровой форме в разных возрастах с постепенным их усложнением.

         Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогут научить детей петь выразительно. Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкального слуха, ведут к чистоте интонации, выработке унисона и тембра, способствуют развитию вокальных навыков и певческих в целом. Также, при систематическом использовании, музыкально-дидактические игры могут параллельно служить развитию фонематического слуха, математических представлений. Музыкально-дидактические игры и упражнения интересны и полезны детям.

          Музыкально-дидактические игры на развитие песенного творчества

1. «Музыкальное лото». Пропеть двустишье про животное, изображенное на картинке. Пропеть название животного, изображенного на картинке (бегемот, петушок, лисичка и т. п.)

2. «Веселый поезд». Придумать мелодию на стихотворный текст (2 строчки). Продолжить песенку, начатую педагогом или другим ребенком.

3. «Веселый медвежонок». Выбор роли определяет сложность задания. Спеть длинную фразу. Спеть короткую фразу

4. «Весело— грустно». Ребенок сам выбирает картинку с веселым или грустным сюжетом. Спеть мелодию на двустишье веселого или грустного характера. Допеть начатую педагогом мелодию.

5. «Волшебные картинки». Выбор картинки с изображением героя сказки. Ребенок выбирает себе героя сказки и пропевает придуманные им слова с соответствующей образу интонацией. Педагог начинает фразу, ребенок продолжает.

6. «Спой сказку». Пропеть часть знакомой сказки по очереди. Ребенок пропевает текст сказки, окрашивая свое пение в зависимости от содержания слов (весело—грустно); продолжает сказку следующий ребенок. Ребенок поет небольшую фразу самостоятельно.

7. «Музыкальное лото». Дети должны придумать веселую или грустную песенку на разные четверостишия. Сначала ребенок выбирает стихотворение по своему желанию, а потом выполняет задание по предложению педагога.

8. «Веселый поезд». Детям дается задание придумать маршеобразную, танцевальную или колыбельную мелодию в зависимости от текста стихотворения (по выбору ребенка).

9. «Веселый медвежонок». Дети самостоятельно придумывают новый текст сказки, т.е. изменяют содержание сюжета, сохраняя при этом общую линию игры.

10. «Весело— грустно». Дети должны продолжить стихотворную строчку (пропеть), в зависимости от содержания (весело—грустно). Например: «Дождь идет весь день с утра... (загрустила детвора)».

11. «Волшебные картинки». Содержание сказки усложняется путем ввода сюжетных картинок. Дети пропевают содержание одной картинки (на выбор). Количество слов и фраз не ограничивается.

12. «Спой сказку». Дети сами сочиняют сказку по ходу пения. Каждый может пропеть любое количество слов (без картинок). По окончании пения ребенок передает ход любому другому игроку и тот продолжает сюжет по своему усмотрению.

Упражнения, содействующие развитию песенного творчества дошкольников.

Развитие и укрепление дыхательного аппарата:

1.Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.

2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень "высокое", куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.

3. Задувание воображаемой свечи.

Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.

Упражнения на артикуляцию:

Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

2. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

3. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки "опадают").

4. А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

5. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

6. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой.

Развитие дикции: чтение скороговорок. Читать их надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. При этом важно следить за ритмичностью произношения. Не забывать про темп:

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Шит колпак не по-колпаковски,

Надо его переколпаковать.

в) Ты сверчок сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

Используемая литература

1.     Радынова О.П., Катинене А.И, Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» — М 1994 г.

2.     Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации». — М 2005 г.

3.     Бугаев З.Н. «Музыкальные занятия в детском саду» — М 2005 г.

4.     Роот З.Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» М 2005 г.

5.     Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» — М 1985 г.

6.     Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» — М. 1989 г.

7.     Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей. Изобразительные труды»: В 2т. — М. 1985 г.

8.     Орлова Т.М., Бекина С.И., «Учите детей петь» (3-5 лет) — М. 1986 г.

9.     Орлова Т.М., Бекина С.И., «Учите детей петь» (5-6 лет) — М. 1987 г.

10.           Орлова Т.М., Бекина С.И., «Учите детей петь» (6-7 лет) -М. 1988 г.

11.           Ветлугина Н.А., «Музыкальное воспитание в детском саду» — М. 1982 г.

12.           Давыдова М.А., «Музыкальные занятия в детском саду» — М. 2005 г.



Предварительный просмотр:

 Игровые упражнения

для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

 Три цветка

                           дидактическая игра на определение характера музыки.

Игровой материал
Демонстрационный : три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано «лицо»-
Спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки.
ХОД ИГРЫ
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

День рождения

Дидактическая игра, на определение характера музыки.

Игровой материал
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.

ХОД ИГРЫ
Муз. Рук.: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто0то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?
Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.

 «Дождик»
ритмическая речевая игра для
развитие чувства ритма


Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.

1.Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! ( дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! ( качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)

Сороконожка

для развития чувства ритма


Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.

1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)

БОЛЬШИЕ  И  МАЛЕНЬКИЕ

 Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

- Большие ноги шли по дороге:               (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

 Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.

Игровая цель: Угадать первым.

                     

В ЛЕСУ

 

Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре.  Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

      В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.

-Как по лесу у нас             У него соседи-          А на ветке птичка,

Зайка прыгает сейчас.      Бурые медведи.       Птичка – невеличка!

 

Программное содержание:  ( Для старшей группы) Развивать ритмическую память учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие, расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки.

Программное содержание: (Для средней группы) Развивать ритмическую память, учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать отвечать другим и не подсказывать,

Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.

Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую картинку.

                                                                          

                           

ЗАЙЦЫ

 

Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

 

Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.

Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

           

 

КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?

 

Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах

 ( высоком, среднем, низком ).

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

 

Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуко- высотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.

Игровая цель: Угадать первым.

           

 

КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?

 

Программное содержание: Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.

Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.

 

Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуко- высотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Игровая цель: Угадать первым.

                            

МОРЕ

Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях  музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.

Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.

 

Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо(р), громко (f), не слишком громко (mf), очень громко (ff)      и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Игровая цель: Угадать первым.

 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ

 

Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке.

Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.

     - Еле, еле, еле-еле               (дети начинают движение)

       Завертелись карусели.  

       А потом, потом, потом    (бегут)

       Все бегом, бегом, бегом.

       Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

       Карусель остановите!     (останавливаются).

Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.

Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.

Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.

НАЙДИ И ПОКАЖИ

Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).

Ход игры: Педагог  знакомит  детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел  дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:

•-         Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!

А утята ей отвечают:

•-         Кря-кря, мы здесь!

Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.

 

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуко- высотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.

 

НАЙДИ МАМУ

Программное содержание: Развивать звуко- высотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:

•-         Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:

•-         Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!

И все остальные птенчики стали звать своих мам.

В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.

 

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуко- высотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.

Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков               

 

ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ

Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

Рекомендуемые попевки:

«Петушок» рус. н. м.          «Мы идем с флажками»          «Дождик»

Петушок, петушок,            Е. Тиличеевой                           рус. н. м.

Золотой гребешок!            Мы идем с флажками,          Дождик, дождик!

Что ты рано встаешь,       Красными шарами.                Веселей!

Деткам спать не даешь?                                                  Капай, капай,

                                                                                           Не жалей !

 

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

 

Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.

Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.

Игровая цель: Угадывать первым.

СОЛНЫШКО И ТУЧКА

 

Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.

 

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.

Игровая цель: Угадать первым.

                 

ТИХО – ГРОМКО

 

Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf).

Ход игры: Детям  раздают  игровые  полотна с карточками  одного  цвета, но разной  насыщенности  тона, объясняя, что  голубой  цвет соответствует  тихой  музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог  исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.

 

Рекомендуемые цветовые сочетания:

Для старших групп:                                          для младших  групп:

Голубой – синий - темно-синий                           голубой – синий

Розовый – красный – бордовый                          розовый – красный

Бледно-желтый – оранжевый – коричневый      желтый – коричневый

 

     По-разному музыка может звучать.

Оттенки ее научись различать.

Громко и тихо я буду напевать,

Слушать внимательно, чтоб отгадать.

 

Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf).

Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.

Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

Игровая цель: Угадать первым.

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Программное содержание: Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания.

Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша:

-Ко-ко-ко!

    Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.

 

Программное содержание: Развивать элементарную музыкально-аналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке.

Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом.

Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям.

Игровая цель: Собрать все картинки.

 

УЗНАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ

 

Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:

-Музыкальных инструментов               Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, три.                        Знаем мы, ребята, пять.

А какой сейчас сыграет,                      А какой сейчас сыграет,

Ну-ка быстро говори.                           Ты попробуй отгадай.

                            Музыкальных инструментов

                            Знаем мы, ребята, семь.

                            А какой сейчас сыграет

                            Отгадаем дружно все.

 

Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу.

Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.

Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов.

 

Дидактическая игра «Музыкальные домики»

 

Цель: развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, расширение музыкально-слухового  багажа, тренировка памяти.

Материал: картонные домики, на окнах которого изображены скрипичный и басовый ключи. За домиком спрятаны игрушки (мишка, зайчик). Данная игра может использоваться для детей дошкольников всех возрастных категорий, как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности; как со всей группой или подгруппой детей, так и индивидуально.

Описание игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором стоят два домика. Педагог говорит детям, что в домиках кто-то живёт. В домике со скрипичным ключом живёт обитатель с высоким голосом, а в домике с басовым ключом - с низким. Но чтобы узнать, кто в каком домике живёт, необходимо послушать музыкальные произведения и узнать их. Педагог проигрывает музыкальные произведения «Медведь», «Заяц», «Дед Мороз», «Гномик», Петушок», «Цыплята» и т.д., дети узнают музыку,  открывают дверь домика и показывают игрушку.

Музыкально-дидактическая игра «Кто в домике живёт?»»

Цель:         расширение музыкально-слухового  багажа, совершенствование умения воспроизводить звукоподражания птиц и животных.

Описание игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором стоит домик. Педагог начинает рассказ: «В одном домике жили курица с цыплятами, кошка с котятами, уточка с утятами, собака со щенятами, гусь с гусятами и т.д.  Однажды мамы пошли по своим делам, а дети спрятались. Первой пришла мама курица и стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята?» (поёт на «до» первой октавы) . Ребёнок, у которого на карточке изображён цыплёнок, поёт : «Пи-пи-пи, я здесь» («до» второй октавы), вставляет карточку в окошко домика. Затем так же остальные мамы зовут своих детей, а дети, у которых соответствующая карточка, отвечает: «Кря-кря», «Га-га», «Тяф-тяф», «Мяу-мяу» и т.д.

 

 

Содержание:

  1. Три цветка
  2. День рождения
  3. Веселая гимнастика «Дождик»
  4. Сороконожка
  5. Большие и маленькие
  6. В лесу
  7. Зайцы
  8. Кого встретил колобок?
  9. Кто в домике живет?
  10. Море
  11. Музыкальная карусель
  12. Найди и покажи
  13. Найди маму
  14. Определи по ритму
  15. Солнышко и тучка
  16. Тихо – громко
  17. Узнай по голосу
  18. Узнай, какой инструмент звучит
  19. Музыкальные домики
  20. Кто в домике живет?



Предварительный просмотр:

        Музыкально-дидактические игры дошкольников.

Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д. Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть  существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в организованной музыкальной деятельности.

В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).

1.      Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.

2.      Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.

3.      Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

4.      Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Умение вслушиваться, различать тот или иной музыкальный звук является показателем определённого уровня музыкально-сенсорного развития у детей дошкольного возраста. А это в свою очередь даёт детям возможность использовать игры в самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

Четвёртый этап: дети самостоятельно используют  музыкально-дидактические игры.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную  деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

Игра «Музыкальная лесенка».

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.

Ход игры:  

·         Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках.

·         Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать.

·         Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.

                        Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут.

·         Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.

·         Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз педагог использует наглядность (8-ступенчатую лесенку и фигурку, которая перемещается по ней).

Игра «Озорное эхо».

Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, в центре педагог с мячом. Мячик - эхо, разрисованный символическим изображением эха – с одной стороны весёлая гримаса, окруженная словами, например: «Ау», «Солнышко», «Здравствуй», с другой грустная гримаса, окруженная словами: «Дождик», «Тучка», «Ослик».

Бросая мячик – эхо кому-либо из детей, педагог пропевает его имя или слово настроение. Ребёнок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу.

 

Игра «Нарисуй мелодию».

Цель игры: развитие звуковысотного слуха.

 Ход игры:

·         Педагог раздаёт детям индивидуальные карточки, на обороте которых приклеен конверт с нотами-кружочками.

·         Педагог пропевает песенку и даёт детям задание определить, из какого количества ступенек музыкальной лесенки она состоит.

·         Детям предлагается вместе с педагогом пропеть эту песенку, двигая ладошку по ступенькам.

·         Педагог пропевает песенку по фразам, предлагая детям «нарисовать мелодию» на карточке, используя ноты-кружочки.

·         Дети вместе с педагогом пропевают песенку, глядя на графическое изображение мелодии на карточке.

 

Например:

 

Тётка – богатка,                           0       0      0      0        0

Сшей мне рубашку.                     0        0     0      0        0

Хочу нарядиться:                      0       0       0       0        0       0

Еду веселиться.                          0       0       0       0        0       0

 И так далее….   (на двух, трёх, четырёх звуках).

Игра «Колокольцы – бубенцы».

Цель: развитие вокального тембрового слуха.

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку. песенки исполняет ребёнок, которому педагог вручает колокольчик. Ребёнок, стоящий в центре круга, должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребёнок, звеня колокольчиком, бегает внутри круга, а водящий пытается его поймать. Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом

Игра «Угадай инструмент».

Цель игры: развитие тембрового слуха в сочетании с концентрацией внимания.

Ход игры:

·         Дети, сидя полукругом перед столом, на котором находятся картинки с изображениями различных инструментов.

·         Педагог предлагает им прослушать различные инструментальные произведения и определить, какой инструмент или инструменты участвовали в исполнении каждого музыкального произведения и выбрать карточки с их изображением.

Игра «Игра с платочком».

Цель игры: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков.

Ход игры:

·         Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки.

·         Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое звучание музыки – прячут платочки за спину (аудиозапись вариаций Моцарта из оперы «Волшебная флейта»).

·         Невнимательные к смене динамики дети выбывают из игры.

Игра «Шаг и бег».

Цель: дать детям представление о долгих и коротких звуках.

Ход игры:

·         Педагог даёт детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку.

·         После ответа детей педагог предлагает им прошагать под эту же музыку, произнося слово «шаг – шаг – шаг».

·         Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «шаг» более удобным слогом «та».

·         Педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та» - |.

·         Звучит аудиозапись с музыкой для лёгкого бега, и педагог предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку.

·         После ответа педагог предлагает им пробежать на носочках, говоря слово бег – бег – бег».

·         Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти».

·         Педагог демонстрирует  детям графическое изображение слогов «ти-ти» - [[.

·         Заключить данную игру необходимо совместным выводом детей и педагога, что символ долгого звука «та» содержит в себе два более коротких символа «ти-ти» - | = [[.

·         Движения шагом и бегом можно заменить хлопками, шлепками или притопами, то есть всю игру можно освоить, не сходя с места.

Игра «Прочитай карточку».

Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.

Ход игры:

·         Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочерёдно сменяющие друг друга ритмические карточки.

·         Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами.

·         Объявлять нужный способ «чтения» (хлопки, шлепки, притопы) педагог должен в короткой паузе между сменой карточек.

·         Ритмические группировки на карточках должны быть лаконичны, разнообразны и иметь логическое завершение (не обрывать «ритмическую мысль»).

Игра «Ритмическое эхо».

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры:

Педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно:

- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);

- эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

 Игра «Переводчик».

Цель: закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма.

Ход игры:

·         Педагог предлагает детям «перевести» фразы из знакомых песен на ритмический язык, используя символы та и ти-ти.

·         Дети воспроизводят предложенную педагогом фразу, заменяя текст ритмическими символами.

·         Педагог предлагает кому-нибудь из детей изобразить ритмический график данной фразы на доске или выбрать из нескольких графических карточек нужную для данного упражнения.

Игра «Угадай мелодию».

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.

Ход игры:

·         Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.

·         Дети повторяют и угадывают название песни, частью которой она является.

·         Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты, которые предлагаются детям-солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.

·         Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами

Игра «Ритмический оркестр».

Цель: формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах), основываясь на полученных ранее знаниях.

Ход игры:

·         Педагог разбивает детей на четыре равные подгруппы, каждая из которых образует сторону квадрата. В руках у каждой группы однородные ударные инструменты.

·         В центре квадрата стоит дирижёр.

·         Все дети исполняют песню.

·         По указанию дирижёра, обращённому к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах.

·         Усложнять игру можно ускорением темпа, а также использованием одновременного звучания всего оркестра.

Игра «Воротики».

Цель: обучить детей восприятию ритмического разнообразия (долгие и короткие звуки) посредством движений под музыку.

Ход игры:

·         Педагог делит детей на первые и вторые номера.

·         Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.

·         Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом, высоко поднимая колени.

·         С окончанием музыки педагог даёт команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».

·         Под звучание польки, не названные номера, лёгким бегом пробегают в «воротики».

·         Далее игра повторяется сначала, но «воротики» образуют другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз.

В процессе игры педагог акцентирует внимание детей на связь их движений с характером музыки. Перед игрой необходимо закрепить с детьми полученные ранее знания о долгих и коротких звуках.

Игра «Передай мяч».

Цель: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.

Ход игры:

·      Дети стоят в кругу.

·        Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передают вправо, под тихое звучание музыки – влево.

·         Если музыка звучит громко, движения рук с мячом могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более плавными и нежными.

 

 

Игра «Жмурка».

Цель: обучить детей восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на неё посредством движения.

 Ход игры:

 Педагог выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определённые движения. Под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, жмурка ходит между детьми, под быстрое исполнение музыки – передвигаться лёгким бегом по залу вокруг «спящего» жмурки.

      С окончанием музыки жмурка ловит детей.

 Игра «Звёздная эстафета».

 Цель: обучить детей восприятию разнохарактерной музыки посредством соответствующей смены движений.

Ход игры:

·         Педагог делит детей на две команды, в каждой из которых направляющий держит серебряную звезду.

·         Под музыку арии И.С.Баха направляющие движутся простым шагом с носка до определённой черты в противоположном конце зала, где меняют серебряную звезду на золотую.

·         Под музыку «Шутки» И.С.Баха лёгким бегом на носочках направляющие возвращаются к своей команде и передают звезду следующему участнику, а сами становятся позади своей команды.

·          В игре побеждает команда, которая без ошибок реагировала на смену характера музыки, точно и выразительно выполняла движения. Недопустимо, чтобы, передвигаясь лёгким бегом, дети боролись за первенство за счёт качества движений.

 

Игра «Верные друзья».

 Цель: обучить детей восприятию многочастного музыкального произведения и согласовывать свои движения с музыкой каждой части.

 Ход игры:

·         Звучит песня «Ах, вы сени….», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.

·         Звучит песня «Ой, то не вечер…», под которую ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.

·         Звучит песня «Ах, вы сени….», под которую дети идут по кругу, но уже парами.

·         Под частушки дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг другу и выполняют пляску по показу, то есть по указанию педагога внешний круг демонстрирует какое-либо движение, а внутренний – его повторяет.

·         Под звучание песни «Во саду ли, в огороде…» дети лёгкими подскоками разбегаются в разные стороны.

·         Звучит песня «Ах, вы сени…», под которую каждый ребёнок ищет свою пару, затем пары поднимают сцепленные руки вверх.

·         Побеждает пара, которая сделает это первой.

 Игра «Круг и кружочки».

 Цель: формирование у детей представления о вальсе на основе некоторых его элементов.

 Ход игры:

·         Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы по 5-6 человек, производя в каждой из них расчёт по порядку номеров.

·         Дети стоят в кругу, лицом к центру.

·         Под музыку вальса по указанию педагога дети чередуют следующие движения:

     - плавное движение рук вверх-вниз перед собой;

     - плавное движение рук в сторону – вверх - вниз с движением                        

     головы    вслед за руками;

          - шаг вальса: вперёд-назад (в центр круга и назад).

·         По сигналу воспитателя (например: «Первые номера!» или «Третьи номера!») названные номера перестраиваются в маленькие кружочки. Движение продолжается шагом вальса со сцепленными руками.

·         Далее педагог, меняя сигналы, чередует построение детей из маленьких кружков в большой круг и наоборот.

 Игра «Змейка».

 Цель: формирование у детей представления о польке и вальсе на основе некоторых их элементов.

 Ход игры:

·    Педагог делит детей на три подгруппы и выстраивает в колонны в указанных местах зала.

·      Под звучание польки все дети двигаются по залу «змейкой».

·     Под звуки вальса, стоя на месте, дети выполняют: 1. Плавные движения руками вверх-вниз перед собой; 2. Шаг вальса вперёд-назад или в стороны - назад.

·    С окончанием музыки все дети бегут на свои места. Выигрывает та колонна, которая построилась раньше других.

 Игра «Цветные звёздочки».

 Цель: формирование у детей представления об элементах русских народных танцев.

 Ход игры:

·         Педагог в центре зала расставляет два ряда стульев параллельно друг другу. Дети рассаживаются на стулья друг против друга.

·         В начале образованного коридора стоит воспитатель и держит в руках разноцветные звёздочки.

·         Дети, сидящие последними в каждом ряду от воспитателя, встают и двигаются к воспитателю переменным шагом.

·         На вторую часть музыки дети, дошедшие до воспитателя, начинают обегать свой ряд подскоками.

·         Победителю воспитатель вручает цветную звёздочку. Если оба ребёнка прибегают одновременно, воспитатель вручает звёздочку каждому из них.

·         Игра продолжается с участием остальных детей.

·         Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество цветных звёздочек. Оценивается не только быстрота, но и качество движений, что является одним из основных правил игры.

 Игра «Музыкальные загадки».

 Цель: закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов танцевальных движений.

 Ход игры:

·         Педагог делит детей на 3-4 подгруппы по 5 человек в каждой.

·         Дети каждой подгруппы строятся, образуя параллельные колонны. В другом конце зала стоит воспитатель.

·         Под звучание музыки дети, стоящие первыми в каждой колонне, двигаются по направлению к воспитателю шагом, соответствующим характеру музыки.

·         Если ребёнок выполняет движения, соответствующие музыке, то есть отгадал музыкальную загадку, воспитатель вручает ему символическую нотку.

·         Далее игра продолжается под звучание всех остальных произведений с участием остальных детей.

 ИГРА «Ступеньки»

Цель: развивать звуковысотный слух.

 Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

 Ход игры: ребенок-ведущий исполняет на любом музыкальном инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх – вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх – вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей.

 Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

 ИГРА «Прогулка»

Цель: развивать чувство ритма.

 Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны приклеена фланель).

 Ход игры: Игра соответствует аналогичной, проводимой в младшей группе, но кроме этого дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – низким.

Например: «Тана взяла мяч, говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю».Ребенок  медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел частый, сильный дождь», - говорит воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

 ИГРА «Наше путешествие»

Цель: развивать чувство ритма.

 Игровой материал: металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте сначала, что я вам расскажу, - говорит воспитатель. – Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку – она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так. (Ритмично ударяет в барабан.) Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки. (Играет на металлофоне.) Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

Игра проводится во второй половине дня.

ИГРА «Выполни задание»

Цель: развивать чувство ритма.

 Игровой материал: фланелеграф; карточки с изображением коротких и длинных звуков (игра «Прогулка»); детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

 Ход игры: воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмичный рисунок. Ребенок должен выложить карточки на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий выкладывает ритмический рисунок на столе.

ИГРА «Определи инструмент!»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал: аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, деревянные ложки – 4.

 Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой на таком же инструменте его повторяет. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать загадку. Если ребенок ошибся, то он слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

 ИГРА «Музыкальные загадки»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

 Игра проводится в свободное от занятий время.

ИГРА «Громко – тихо запоем!»

Цель: развивать диатонический слух.

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

 Игра проводится как развлечение.

 

ИГРА «Передай ритм»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Примечание. Ведущим может быть музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок.

Дети стоят паровозиком или сидят друг за другом на стульях, на скамье.

ИГРА «Музыкальные стульчики»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Примечание. Игру детей педагог может сопровождать музыкальным аккомпанементом. С началом нового тура один стул убирают.

ИГРА «Барабанщики»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как  только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

 ИГРА «Замри»

Цель: учить определять мажорный и минорный лады.

Ход игры: Дети свободно перемещаются по залу под определенную (например, мажорную) мелодию. Как только звучит минорная, они мгновенно замирают.

ИГРА «Сосульки»

Цель: развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

 Примечание. Можно использовать музыкальное сопровождение.

ИГРА «Чиж».

Цель: музыкально-дидактическая игра, основанная на народном материале.

Ход игры: Дети по одному идут по кругу и напевают:

 По дубочку постучишь –

Вылетает пестрый чиж.

У чижа, у чижика –

Хохолочек рыженький.

Чиж, чиж, вылетай,

Себе пару (тройку и т.д.) выбирай!

 Дети становятся в пары (тройки и т.д), идут по кругу и снова поют.

ИГРА «Выбери инструмент».

ЦЕЛЬ: развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

 Ход игры:

          Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни.

          Детям исполняются две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. первая пьеса («Белка» Н.Римского-Корсакова ) звучит нежно, в высоком регистре, напоминая по звучанию металлофон или колокольчики; вторая («Парень играет на гармошке» Г.Свиридова) напоминает характер звучания гармошки.

           После прослушивания дети должны выбрать соответствующий инструмент.

 ИГРА «Весёлый поезд».

ЦЕЛЬ: закреплять умение различать изменение темпа музыки.

Ход игры:

          Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передан образ движущегося поезда: сначала он движется медленно, затем всё быстрее и быстрее, а концу пьесы движение поезда постепенно замедляется и он останавливается.

          При повторном исполнении пьесы педагог предлагает желающим передвигать игрушечный поезд, внимательно слушая музыку, чтобы точно передать изменение темпа.

ИГРА «Копилка».

ЦЕЛЬ: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.

 Ход игры:

          После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки  «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого у вас копилка! Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит, мы закроем его в копилку, если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведёте ладошки в стороны, чтобы оно не попало в копилку».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...