"Способы и направления поддержки детской инициативы "
статья (старшая группа)
краткое содержание -способы поддержки инициативы у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_i_napravleniya_podderzhki_detskoy_initsiativy.docx (17.92 КБ) | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы и направления поддержки детской инициативы в детском саду
О личности мы говорим как о человеке активном, ответственном, способном принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека мы должны воспитывать с дошкольного возраста. Поэтому мы всё чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Об этом нам говорит Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФГОС ДО.
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Целевые ориентиры.
Если обратится к словарю Ожегова, инициатива -это почин, внутреннее побуждение к новым формамдеятельности, предприимчивость, первый шаг в каком-либо деле; руководящая роль в каком-либо действии.
Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.
Для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Выделяют следующие сферы детской инициативы (по Н.А. Коротковой):
1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Как же развивать инициативность в дошкольниках?
Способы и направления поддержки детской инициативы в нашем детском саду:
1. Создание предметно-пространственной среды;
2. Организация практической деятельности детей и взрослых;
3. Творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей;
4. Социокультурное окружение.
Детская инициатива как нельзя лучше проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Поэтому мы создаём условия для активной самостоятельной деятельности детей.
Одним из главных психолого-педагогических условий развития детской инициативы –это создание психологически комфортной атмосферы в группе. Помощь в этом воспитателю оказывает педагог-психолог. Развитие лидерских качеств, преодоления страхов и неуверенности в собственных силах, развитие познавательной активности- направления, по которым осуществляет поддержку детской инициативы педагог-психолог:
- песочная игротерапия.
- музыкотерапия
- куклотерапия.
Родители
Говоря о развитии инициативы и творческих способностей детей нельзя не сказать о творческом сотрудничестве педагога, родителей и детей. Только сотворчество мотивирует к желанию сделать что-либо самому. Для этого необходимо нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости и любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Хочется сказать, что поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о разных видах образовательной деятельности, способах и направлениях поддержки детской инициативы В МДОУ д/с «Черемушки» города Балашова Саратовской области
Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на п...
Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...
Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников
Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...
Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО.
Можно сказать инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль....
Способы и направления поддержки детской инициативы в дошкольных образовательных учреждениях
Представляю Вашему вниманию новое направление обучения и поддержания детской инициативы - изготовление лэпбуков....
Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО
В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...