Консультация
консультация
Тема: «Организация системы мониторинга образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».
Мониторинг – относительно недавно появившееся в лексиконе педагогике понятие. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как происходящее от латинского monitor (монитор) и обозначающее постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.
Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.
Выделяют виды мониторинга:
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга - результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.
Медицинский мониторинг обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: в семье, в ДОУ. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями и в случае необходимости - коррекция данных условий.
Психологический мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на психологическое развитие ребенка позитивно или негативно, и обеспечить их оптимальное сочетание, если устранить последние невозможно.
Управленческий мониторинг организовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. Предмет диагностики управленческого мониторинга – деятельность образовательного учреждения. Направления – диагностическая работа с детьми, с родителями, с сотрудниками.
Особенности мониторинга:
Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1-3- 5 лет.
Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.
При проведении мониторинга основное внимание направляют на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.
Мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с намеченным.
Методы мониторинга:
- изучение продуктов детской деятельности;
- игровые, тестовые задания;
- проведение контрольно-оценочных занятий;
- собеседование с педагогами, родителями и детьми;
- анкетирование и опрос;
- анализ документации;
- наблюдение;
Структура мониторинга в ДОУ
1 блок Обеспечение условий осуществления образовательной деятельности
2 блок Качество деятельности учреждения
3 блок Результативность деятельности ДОУ
Структура мониторинга дает объективную информацию о деятельности дошкольного учреждения.
Новая личностно-ориентированная образовательная парадигма поставила в центр внимания личность ребенка с ее индивидуальным своеобразием, возрастными особенностями и темпом развития. Система дошкольного образования России стала качественно иной:
• изменились ценностные ориентации, определяющие цели дошкольного образования, его содержание, модель педагогического взаимодействия, педагогические технологии;
• система дошкольного образования стала вариативной;
• начал складываться качественно иной механизм экспертной оценки и мониторинга качества образовательных услуг.
В настоящее время педагогические исследования проблемы качества разрабатываются в следующих направлениях:
- понятие качества образования;
- способы оценивания качества образования;
- механизм управления качеством образованием;
- информационные технологии, мониторинг и качество образования,
- система управления качеством образования и др.
Различные методологические и теоретические подходы неоднозначно определяют качество образования:
в контексте личностно-ориентированной модели образования его качество определяется уровнем развития личности;
с позиций системного подхода – качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую;
в аспекте деятельностного подхода - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений;
культуросообразная модель определяет качество как творчество личности;
программно-целевой подход, с точки зрения реализации целей;
представители результативного подхода считают, что оценка качества основывается на определении степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности за определенный период;
затратный подход определяет качество с точки зрения возможных и реальных затрат (финансовых, материальных, трудовых ресурсов) на достижение того или иного результата.
Проблема качества образования на сегодня является наиболее дискуссионной в теории и практике педагогики. Отсюда вытекает то многообразие подходов к реализации проблемы, которое мы отмечаем в практической деятельности руководителей образовательных учреждений.
На сегодняшний день у нас нет единых подходов в определении параметров, критериев, показателей, по которым можно было бы назвать и определить качество дошкольного образования, его результаты. К ним можно отнести:
- знания, умения и навыки. Исключить ЗУНы из оценки качества образования также недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним.
- показатели личностного развития, такие как креативность мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.
- уровень готовности ребенка к школе, что является основанием преемственности со школой и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования.
- психолого-педагогические условия развития ребенка в ДОУ. Развитие ребенка предусматривает создание для этого специальных условий и именно поэтому государственные стандарты дошкольного образования разрабатывались как государственные требования к условиям.
- изменение профессиональной компетентности педагога и его отношения к работе. Качество образовательной работы в детском саду зависит от педагога, его профессиональной компетенции, мастерства, физического и психического состояния, нагрузки и т.д.
- рост или падение престижа ДОУ в социуме. Общественный авторитет детского сада является прямым следствием результатов образовательного процесса.
Это далеко не полный перечень результатов образования.
Многие ученые и практики задают вопрос: Возможно ли качественное построение образовательного процесса и, вообще, модернизация системы дошкольного образования, если этот процесс и эта система не ориентированы на результат?
В настоящее время нет единого мнения относительно того, что понимать под развитием детей дошкольного возраста. Нормы и критерии возрастного развития имеют чаще всего лишь условно – обобщенный вид. Анализ вариативных программ и технологий показал, что отсутствие государственных стандартов дошкольного образования приводит к тому, что минимальные и оптимальные нормы развития ребенка-дошкольника, определяемые авторами этих программно-методических пособий, нередко носят субъективный и произвольный характер.
Организация системы мониторинга образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
При составлении данных рекомендаций учитывалось, что в переходный период ДОУ продолжают работать по авторским вариативным программам, так как утвержденной федеральной примерной основной общеобразовательной программы нет.
Дошкольное образовательное учреждение несёт ответственность за реализацию образовательных программ, за качество образования своих выпускников (пп.2 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально - ориентированных методик не тестового типа; критериально - ориентированного тестирования, скрининг - тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. В тоже время, при создании данных рекомендаций по организации и содержанию системы мониторинга в ДОУ мы ориентировались на Федеральные требования, в которых сформулированы основные задачи образовательных областей и описаны примерные планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (интегративные качества ребенка).
Мониторинг детского развития носит индивидуальный характер и проводится воспитателями два раза в год (1-2 неделя сентября и 1-2 недели мая). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается положение Л,С.Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
При проведении мониторинга образовательного процесса проверяется уровень освоение ребенком всех образовательных областей («Здоровье» «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественной творчество», «Музыка»). На основе промежуточных критериев достижения ребенком планируемых результатов освоения программы воспитатель заполняются таблицы, где оценивается освоение образовательных областей на начало и конец года и выводится итоговый результат по интегративному качеству «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
Оценка производится по баллам.
1 балл - требуется внимание специалиста;
2 балла - требуется корректирующая работа педагога;
3 балла - средний уровень развития;
4 балла - уровень развития выше среднего;
5 баллов - высокий уровень развития.
Для получения итогового результата необходимо сложить комплексные оценки всех 10 образовательных областей:
1 балл - требуется внимание специалиста – итоговая сумма менее 10;
2 балла - требуется корректирующая работа педагога – итоговая сумма 11-20;
3 балла - средний уровень развития – итоговая сумма 21-35;
4 балла - уровень развития выше среднего – итоговая сумма 36-44;
5 баллов - высокий уровень развития – итоговая сумма 45-50.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. По каждой образовательной области подобраны соответствующие методики диагностики, которые разрабатывались творческой группой педагогов, на основе изучения диагностической литературы.
Данные о результатах мониторинга образовательного процесса воспитатель заносит в специальную индивидуальную карту развития ребенка.
Мониторинг детского развития
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
В Федеральных требованиях уточняется, что «...планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы».
Интегративные качества, представленные в Федеральных требованиях, выступают в роли характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного детства:
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности».
Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
При проведении мониторинга детского развития проводится оценка развитие интегративных качеств.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную индивидуальную карту развития ребенка. Где педагог строит диаграмму развития интегративных качеств. Диаграмма развития интегративных качеств позволяет педагогу оценить гармоничность развития ребенка. Для этого педагог отмечает в диаграмме количество набранных ребенком баллов по каждому интегративному качеству и соединяет показатели линией.
На диаграмме проведена горизонтальная пунктирная линия. Если значение итогового показателя по какому-либо интегративному качеству располагается ниже этой линии, то необходимо провести дополнительную оценку развития данного качества другими специалистами. Если результат по одному или нескольким интегративным качествам равен 2 баллам, то требуется корректирующая работа педагога. Если результат равен 1 баллу, то требуется внимание специалиста.
Итоговый результат выставляется как «высокий уровень», если не менее чем по шести интегративным качествам оценки поставлены как «высокий уровень», а остальные выставлены не ниже «выше среднего уровня»
Итоговый результат выставляется как «выше среднего уровня»:
- если по всем интегративным качествам выставлен «выше среднего уровень»;
- если количество оценок «средний уровень» и «высокий уровень» совпадают;
- если «выше среднего уровень» выставлен не менее чем по шести интегративным качествам.
Итоговый результат «средний уровень» выставляется, если:
- по всем интегративным качествам выставлен «средний уровень»;
-количество оценок «требует внимание специалиста и корректирующей работы педагога» и «высокий уровень» совпадают
-«средний уровень» выставлен более чем по шести интегративным качествам.
Итоговый результат «низкий уровень» выставляется, если более шести интегративных качества имеют оценку «требует внимание специалиста и корректирующей работы педагога».
Если будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, педагогу необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративных качеств. И отразить эту программу мероприятий в индивидуальной карте развития.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Подводя итоги мониторинга педагог заполняет аналитическую справку по результатам мониторинга освоения образовательного процесса и мониторинга детского развития.
Таким образом, система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....