игры с клавесами
учебно-методический материал
Методическая разработка
«Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами)
для детей 4-7 лет «Палочки-стучалочки»
Актуальность:
Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит
музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма
помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных
видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально -
ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально -
дидактических играх .
Можно использовать разные формы работы, чтобы добиться нужного
результата. Главное, чтобы это проходило в игровой форме, ненавязчиво и
интересно. Одной из таких форм работы является игра с клавесами. Клавесы
или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были
изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом.
Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми,
развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма,
координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление,
навык согласования движений с текстом стихотворения или песни,
воображение, навык конструирования.
В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и
небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу педагога,
затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем
ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в
таких играх.
Цель: Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать
развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных
игр.
Задачи:
- развитие речевых интонаций голоса,
- развитие чувства ритма,
- развитие координации движений,
- развитие мелкой и крупной моторики,
- развитие творческих способностей.
Игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов
деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для
гармоничного и целостного развития детей.
Комплекс ритмических игр с палочками (клавесами)
2
Игра№1 «Делай как я».
Задача – учить детей реагировать на смену движений.
Варианты игры:
- шагать палочками по полу «топ-топ»;
- стучать палочками «тук-тук»;
- стучать «шляпками» палочек;
- стучать основаниями палочек;
- перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
- катать «колбаски» по полу;
-стучать палочками над головой;
- прятать палочки за спиной.
Методические рекомендации:
Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не
темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться
звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.
Игра №2 «Эхо».
Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на
палочках.
Ход Игры:
Дети встают или садятся по кругу. Педагог выстукивает палочками
ритмический рисунок. Дети повторяют. Роль ведущего педагог может
передать словесным сигналом: «Саша». Саша начинает исполнять свой
ритмический рисунок, который повторяют все дети. Саша передаёт роль
ведущего словесным сигналом: «Маша». Маша продолжает игру.
Игра может сопровождаться звучанием музыки.
Методические рекомендации:
Игрой на палочках можно раскрасить исполнение небольших стихов, что
тренирует у детей память, чувство ритма, развивает тембровый слух и
детское творчество: умение создать собственную модель.
Игра №3 «Ножки».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Ножки, ножки, вы шагали? (задаёт вопрос педагог)
Мы шагали, мы шагали. (дети стучат палочками поочерёдно)
Ножки, ножки, вы бежали? (спрашивает педагог)
Мы бежали, мы бежали. (дети отвечают и стучат быстрее)
3
Ножки, ножки, вы плясали? (спрашивает педагог)
Мы плясали, мы плясали. (дети вращают палочками в воздухе)
Ножки, ножки, вы устали? (спрашивает педагог)
Мы устали, мы устали. (дети катают палочки в ладошках)
Ножки, ножки, отдыхали? (спрашивает педагог)
Отдыхали, отдыхали. (дети катают палочки по полу)
И опять всё начинали! (стучат палочками одновременно по полу)
Игра №4 «Маленькие ушки».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Маленькие ушки (поставить палочки на голову)
Превратились в мушки, (вращать палочками в воздухе)
А потом в лягушки, (стучать палочками справа – слева по полу)
И в колотушки, (стучать палочкой о палочку)
И в топотушки, (стучать палочками по полу)
И в потягушки. (потянуться руками)
Игра №5 «Гвоздь и молоток».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Вот гвоздь, молоток. (показать палочки поочерёдно)
Мы построили мосток. (стучать палочкой о палочку)
Мы по мостику пойдём («шагать» палочками)
И друзей себе найдём. (стучать палочками по полу одновременно)
Игра №6 «Петушок».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Посмотри-ка: по дорожке
Ходят маленькие ножки, (стучать палочками поочерёдно по полу)
На головке гребешок, (стучать палочками над головой)
Кто же это? (развести руки в стороны)
Петушок! (стучать полочками одновременно по полу)
Игра №7 «Пельмешки».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Ручки помыли, (перекатывать палочки в ладонях)
4
Тесто замесили. (катать палочки по полу ладонями)
Станем без спешки
Стряпать пельмешки. (стучать палочками поочерёдно по полу)
Слышишь, баба? (стучать у правого уха)
Слышишь, дед? (стучать у левого уха)
Приходите на обед! (стучать палочками одновременно по полу)
Игра №8 «Буратино».
Задача: развитие координации рук.
Ход игры:
Буратино – длинный нос, (одну палочку приставить к носу)
Задаёт один вопрос: (другой по ней стучать)
-Кто кричит в лесу «ку-ку»? (стучать «шляпками» горизонтально)
Кто пасётся на лугу? (стучать «шляпками» вертикально)
Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек)
Знаю, это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно)
Игра №9 «Индейцы».
Задача – манипулировать палочками, передавать содержание игровыми
действиями.
Ход игры:
Педагог предлагает детям поиграть:
Давайте представим, что наши палочки волшебные.
Сейчас мы поколдуем (дети вращают палочками перед собой), скажем
волшебные слова: «умба-юмба»! И вот мы индейцы.
Наступило утро, взошло солнце (дети палочками рисуют в воздухе круг или
выкладывают на ковре солнце с помощью палочек). Пора отправляться на
охоту. Индейцы боевым кличем позвали своих коней (дети имитируют
боевой клич, прикладывая ладонь ко рту: «А-а-а-а!»), сели верхом на коней и
отправились в путь (дети стучат ритмично палочками по полу, имитируя
топот копыт, щёлкают язычком).
Скачут индейцы день, скачут ночь, остановились, увидели следы. Чьи же это
следы? (дети высказывают предположения: «крокодила, мамонта,
носорога»). Посмотрели в подзорную трубу (сложили трубу из палочек) и
увидели носорога! Пустились в погоню! (дети быстро стучат палочками).
Настигли носорога, метнули копья (дети имитируют метание копья «ух!») и
поразили добычу.
Индейцы развели огонь (дети перекатывают палочки в ладонях), сварили
еду («помешивают» в котле еду), подкрепились («ам-ам») и устроили
праздник.
Методические рекомендации:
Игрой на деревянных палочках можно озвучить увлекательный рассказ,
необыкновенную историю.
5
Игра №10 «Бубен вождя».
Задача – уметь передавать ритм ударов движением ног при ходьбе.
Ход игры:
Вождь (педагог) задаёт ритм шагов ударами в бубен. Индейцы идут друг за
другом в ритме ударов и помогают себе игрой на палочках.
Педагог передаёт бубен ребёнку, стоящему за ним. Ритм шагов придумывает
ребёнок. Все идут в заданном ритме. Ребёнок передаёт бубен второму
ребёнку. Игра продолжается.
Возможно музыкальное сопровождение.
Игра №11 «Учим палочку танцевать» (Играем с одной палочкой)
Задача: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.
Ход игры:
Тише, тише, палка спит. (палочка лежит на столе, указательный пальчик
Палка – палочка лежит. правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать,
Будет палочка плясать (хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня –
Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)
Методические рекомендации:
Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.
Игра №12 «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками)
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)
Летом - серенький, зимой - беленький.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность)
Игра №13 «Козлик» (Играем с двумя палочками)
Задача: умение выразительно изобразить образ героя.
Ход игры:
Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять
(сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,
6
(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)
По - козлиному кричит: Бе-е-е!
(сделать рожки на голове)
Игра №14 «Аты-баты» (Играем с двумя палочками)
Задача: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать
внимание.
Аты-баты шли солдаты (стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты на базар (стучать палочками друг о дружку - крест накрест)
Аты-баты, что купили? (стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты самовар. (стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
Игра №15 «Зарядка» (Играем с двумя палочками)
Задача: развитие двигательной сферы, координации движений, внимания,
мышления.
Ножками затопали: топ, топ, топ! (стучать торцом палочек поочередно)
Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп! (стучать палочками друг о дружку)
Сели! Встали! (положить палочки на стол, поднять)
Снова сели! (опять положить палочки на стол)
А потом всю кашу съели! (погладить правой ладошкой себе животик)
Вывод:
С помощью «палочек - стучалочек» можно озвучить любое
стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную
историю. Тем самым работа становится увлекательной и интересной.
Играя на клавесах, дети учатся:
- манипулировать палочками, развивают координацию рук;
- находить различные приёмы звукоизвлечения;
- ритмично передавать метр и ритм стиха;
- развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;
- развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с клавесами
Игры для детей 3-4 лет...
Ритмические игры с клавесами (палочками)
Ритмические игры с клавесами (палочками)...
Играем на клавесах.
laquo;Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами) «Палочки-стучалочки» Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ста...
Игра на клавесах для самых маленьких
Мы привычно используем в играх с малышами покупные игрушки и «развивалки». Но, оказывается, даже самые простые и привычные вещи могут быть не менее полезными и развивающими. Нужно только п...
ритмические игры с клавесами
методическое пособие для педагогов. будет полезно, как для вроспитателей - для разучивания стихотворений и более быстрого и легкого запоминания, так же для музыкальных руководителей в качестве дополни...
«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА КЛАВЕСАХ»
В материале представлен практический опыт игры клавесах на музыкальных занятиях в ДОУ, а также - структурированы различные методы и приёмы использования клавесов....
Из опыта работы "Речевые игры с клавесами"
Игры с клавесами (палочками) способствуют развитию речи, чувству ритма внимания, памяти, мелкой моторики, движений, ориентации в пространстве, образному мышлению. В основе работы по формированию слого...