игры с клавесами
учебно-методический материал

Астафьева Ольга Алексеевна

Методическая разработка

«Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами)

для детей 4-7 лет «Палочки-стучалочки»

Актуальность:

Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит

музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма

помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных

видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально -

ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально -

дидактических играх .

Можно использовать разные формы работы, чтобы добиться нужного

результата. Главное, чтобы это проходило в игровой форме, ненавязчиво и

интересно. Одной из таких форм работы является игра с клавесами. Клавесы

или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были

изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом.

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми,

развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма,

координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление,

навык согласования движений с текстом стихотворения или песни,

воображение, навык конструирования.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и

небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу педагога,

затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем

ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в

таких играх.

 Цель: Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать

развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных

игр.

 Задачи:

- развитие речевых интонаций голоса,

- развитие чувства ритма,

- развитие координации движений,

- развитие мелкой и крупной моторики,

- развитие творческих способностей.

 Игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов

деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для

гармоничного и целостного развития детей.

Комплекс ритмических игр с палочками (клавесами)

2

Игра№1 «Делай как я».

Задача – учить детей реагировать на смену движений.

Варианты игры:

- шагать палочками по полу «топ-топ»;

- стучать палочками «тук-тук»;

- стучать «шляпками» палочек;

- стучать основаниями палочек;

- перекатывать в ладошках, «греть» палочки;

- катать «колбаски» по полу;

-стучать палочками над головой;

- прятать палочки за спиной.

Методические рекомендации:

Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не

темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться

звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.

Игра №2 «Эхо».

Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на

палочках.

Ход Игры:

Дети встают или садятся по кругу. Педагог выстукивает палочками

ритмический рисунок. Дети повторяют. Роль ведущего педагог может

передать словесным сигналом: «Саша». Саша начинает исполнять свой

ритмический рисунок, который повторяют все дети. Саша передаёт роль

ведущего словесным сигналом: «Маша». Маша продолжает игру.

Игра может сопровождаться звучанием музыки.

Методические рекомендации:

Игрой на палочках можно раскрасить исполнение небольших стихов, что

тренирует у детей память, чувство ритма, развивает тембровый слух и

детское творчество: умение создать собственную модель.

Игра №3 «Ножки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Ножки, ножки, вы шагали? (задаёт вопрос педагог)

Мы шагали, мы шагали. (дети стучат палочками поочерёдно)

Ножки, ножки, вы бежали? (спрашивает педагог)

Мы бежали, мы бежали. (дети отвечают и стучат быстрее)

3

Ножки, ножки, вы плясали? (спрашивает педагог)

Мы плясали, мы плясали. (дети вращают палочками в воздухе)

Ножки, ножки, вы устали? (спрашивает педагог)

Мы устали, мы устали. (дети катают палочки в ладошках)

Ножки, ножки, отдыхали? (спрашивает педагог)

Отдыхали, отдыхали. (дети катают палочки по полу)

И опять всё начинали! (стучат палочками одновременно по полу)

Игра №4 «Маленькие ушки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Маленькие ушки (поставить палочки на голову)

Превратились в мушки, (вращать палочками в воздухе)

А потом в лягушки, (стучать палочками справа – слева по полу)

И в колотушки, (стучать палочкой о палочку)

И в топотушки, (стучать палочками по полу)

И в потягушки. (потянуться руками)

Игра №5 «Гвоздь и молоток».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Вот гвоздь, молоток. (показать палочки поочерёдно)

Мы построили мосток. (стучать палочкой о палочку)

Мы по мостику пойдём («шагать» палочками)

И друзей себе найдём. (стучать палочками по полу одновременно)

Игра №6 «Петушок».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Посмотри-ка: по дорожке

Ходят маленькие ножки, (стучать палочками поочерёдно по полу)

На головке гребешок, (стучать палочками над головой)

Кто же это? (развести руки в стороны)

Петушок! (стучать полочками одновременно по полу)

Игра №7 «Пельмешки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Ручки помыли, (перекатывать палочки в ладонях)

4

Тесто замесили. (катать палочки по полу ладонями)

Станем без спешки

Стряпать пельмешки. (стучать палочками поочерёдно по полу)

Слышишь, баба? (стучать у правого уха)

Слышишь, дед? (стучать у левого уха)

Приходите на обед! (стучать палочками одновременно по полу)

Игра №8 «Буратино».

Задача: развитие координации рук.

Ход игры:

Буратино – длинный нос, (одну палочку приставить к носу)

Задаёт один вопрос: (другой по ней стучать)

-Кто кричит в лесу «ку-ку»? (стучать «шляпками» горизонтально)

Кто пасётся на лугу? (стучать «шляпками» вертикально)

Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек)

Знаю, это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно)

Игра №9 «Индейцы».

Задача – манипулировать палочками, передавать содержание игровыми

действиями.

Ход игры:

Педагог предлагает детям поиграть:

Давайте представим, что наши палочки волшебные.

Сейчас мы поколдуем (дети вращают палочками перед собой), скажем

волшебные слова: «умба-юмба»! И вот мы индейцы.

Наступило утро, взошло солнце (дети палочками рисуют в воздухе круг или

выкладывают на ковре солнце с помощью палочек). Пора отправляться на

охоту. Индейцы боевым кличем позвали своих коней (дети имитируют

боевой клич, прикладывая ладонь ко рту: «А-а-а-а!»), сели верхом на коней и

отправились в путь (дети стучат ритмично палочками по полу, имитируя

топот копыт, щёлкают язычком).

Скачут индейцы день, скачут ночь, остановились, увидели следы. Чьи же это

следы? (дети высказывают предположения: «крокодила, мамонта,

носорога»). Посмотрели в подзорную трубу (сложили трубу из палочек) и

увидели носорога! Пустились в погоню! (дети быстро стучат палочками).

Настигли носорога, метнули копья (дети имитируют метание копья «ух!») и

поразили добычу.

Индейцы развели огонь (дети перекатывают палочки в ладонях), сварили

еду («помешивают» в котле еду), подкрепились («ам-ам») и устроили

праздник.

Методические рекомендации:

Игрой на деревянных палочках можно озвучить увлекательный рассказ,

необыкновенную историю.

5

Игра №10 «Бубен вождя».

Задача – уметь передавать ритм ударов движением ног при ходьбе.

Ход игры:

Вождь (педагог) задаёт ритм шагов ударами в бубен. Индейцы идут друг за

другом в ритме ударов и помогают себе игрой на палочках.

Педагог передаёт бубен ребёнку, стоящему за ним. Ритм шагов придумывает

ребёнок. Все идут в заданном ритме. Ребёнок передаёт бубен второму

ребёнку. Игра продолжается.

Возможно музыкальное сопровождение.

Игра №11 «Учим палочку танцевать» (Играем с одной палочкой)

Задача: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.

Ход игры:

Тише, тише, палка спит. (палочка лежит на столе, указательный пальчик

Палка – палочка лежит. правой руки поднести к губам)

А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать (хлопают в ладоши)

Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)

Методические рекомендации:

Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.

Игра №12 «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками)

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.

(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)

Летом - серенький, зимой - беленький.

(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)

По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.

(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)

Под кусточком присел, схорониться захотел.

(палочки положить на поверхность)

Игра №13 «Козлик» (Играем с двумя палочками)

Задача: умение выразительно изобразить образ героя.

Ход игры:

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять

(сделать рожки на голове)

Козлик ножками стучит,

6

(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)

По - козлиному кричит: Бе-е-е!

(сделать рожки на голове)

Игра №14 «Аты-баты» (Играем с двумя палочками)

Задача: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать

внимание.

Аты-баты шли солдаты (стучать торцом палочек поочередно)

Аты-баты на базар (стучать палочками друг о дружку - крест накрест)

Аты-баты, что купили? (стучать торцом палочек поочередно)

Аты-баты самовар. (стучать палочками друг о дружку - крест на крест)

Игра №15 «Зарядка» (Играем с двумя палочками)

Задача: развитие двигательной сферы, координации движений, внимания,

мышления.

Ножками затопали: топ, топ, топ! (стучать торцом палочек поочередно)

Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп! (стучать палочками друг о дружку)

Сели! Встали! (положить палочки на стол, поднять)

Снова сели! (опять положить палочки на стол)

А потом всю кашу съели! (погладить правой ладошкой себе животик)

Вывод:

С помощью «палочек - стучалочек» можно озвучить любое

стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную

историю. Тем самым работа становится увлекательной и интересной.

Играя на клавесах, дети учатся:

- манипулировать палочками, развивают координацию рук;

- находить различные приёмы звукоизвлечения;

- ритмично передавать метр и ритм стиха;

- развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;

- развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с клавесами

Игры для детей 3-4 лет...

Ритмические игры с клавесами (палочками)

Ритмические игры с клавесами (палочками)...

Играем на клавесах.

laquo;Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами) «Палочки-стучалочки»    Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ста...

Игра на клавесах для самых маленьких

Мы привычно используем в играх с малышами покупные игрушки и «развивалки». Но, оказывается, даже самые простые и привычные вещи могут быть не менее полезными и развивающими. Нужно только п...

ритмические игры с клавесами

методическое пособие для педагогов. будет полезно, как для вроспитателей - для разучивания стихотворений и более быстрого и легкого запоминания, так же для музыкальных руководителей в качестве дополни...

«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА КЛАВЕСАХ»

В материале представлен практический опыт игры клавесах на музыкальных занятиях в ДОУ, а также - структурированы различные методы и приёмы использования клавесов....

Из опыта работы "Речевые игры с клавесами"

Игры с клавесами (палочками) способствуют развитию речи, чувству ритма внимания, памяти, мелкой моторики, движений, ориентации в пространстве, образному мышлению. В основе работы по формированию слого...