Дидактическая разработка "Пальчиковый театр своими руками"
материал (младшая группа)
Картотека пальчикового театра своими руками для детей младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dr_palchikovyy_teatr_svoimi_rukami.docx | 360.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая разработка
«Пальчиковый театр
своими руками»
Подготовила
Воспитатель:
Кеворкова Анна Анатольевна
Актуальность:
В настоящее время проблема воспитания дошкольного возраста с нарушением в речевом развитии становится всё актуальней. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.
Исследования показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.
К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр.
Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру.
Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции. В ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций.
Возрастная группа:
Используется с группы раннего возраста и до подготовительной , с усложнением задач для каждого возраста.
Цель:
Способствовать развитию мелкой и общей моторики, связной речи у детей, расширять их кругозор.
Задачи:
- стимулировать развитие речи, внимания, памяти;
- улучшать координацию движений;
- развивать звуковую культуру речи;
- развивать образное мышление;
- формировать пространственную ориентировку
- обогащать словарный запас;
- развивать связную речь.
Пальчиковый театр дает возможность ребенку погрузиться в мир сказки, тепла, доброты. В ходе постановки спектакля ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он сам озвучивает героев, играет по сценарию, пересказывает сказку либо придумывает сюжет. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развиваются творческие способности ребенка, а также логичность и самостоятельность мышления. Участвуя в пальчиковом театре и разыгрывая разнообразные сказки и ситуации, ребенок испытывает положительные эмоции, чувствует себя свободно и комфортно.
Использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.
Описание игры:
Пальчиковый театр связан крючком из хлопковой нити с использованием безопасного крепления мелких деталей. При необходимости персонажей можно постирать и высушить.
В комплект моего пальчикого театра входят такие персонажи: Колобок, Лисичка сестричка, Серый волк, Мышка норушка, Мишка топтыжка, Зайка побегайка, Дед, Баба, Внучка, Лягушка квакушка, Собачка Жучка, Кошка Мурка, Петушок , Курочка Ряба, Ниф – Ниф, Наф – Наф, Нуф- Нуф, репка, золотое яичко.
С помощью этих кукол можно разыграть следующие сказки:
«Теремок»
«Колобок»
«Репка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Три поросёнка»
Методы и приёмы:
- специальные коррекционные упражнения на развитие мелкой моторики,
- инсценировки;
- драматизация;
- ознакомление с литературным произведением;
- распределение ролей;
- показ педагогом способа действия;
- рассказ и чтение педагога, рассказ детей, беседа;
- разучивание произведений устного народного творчества.
Комплексное использование методов и приёмов, их чередование позволяет помочь освоить детям умения и навыки, развить память, восприятие, творческое воображение.
Варианты игры:
1 вариант: драматизация знакомых русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»;
2 вариант: разучивание произведений устного народного творчества (потешки, песенки);
3 вариант: решение и проигрывание проблемных ситуаций: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка;
4 вариант: знакомство и отработка понятий «справа -слева, вверх -вниз; следующий, предыдущий и т. д. (развивается пространственное восприятие);
5 вариант: игры-импровизации
Рекомендации по проведению: Сначала знакомим малышей с куколками, даём ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем предлагаем ребенку одеть куколку на пальчики и попробовать пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Как только малыши усвоят, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала учим ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.
Во время театральных действий обязательно делаем акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т. д.). От сюжетной игры переходим к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становится более образной и выразительной.
Конспект по театрализованной деятельности. Пальчиковый театр «Репка»
Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные - продолжать учить детей в игре перевоплощаться в сказочных героев.
Развивающие - развивать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, Развивать артистические способности детей, способность к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.
Воспитательные – воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства сопереживания. Оборудование к спектаклю: Пальчиковый куклы: Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Мурка, Мышка, репка; декорации к сказке.
Содержание.
Воспитатель:
Раскрывайте шире ушки,
Открывайте свои глазки.
Мы расскажем и покажем
Замечательную сказку
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
Посадил дед репку, выросла репка большая при большая. Стал дед репку из земли тянуть.
Тянет- по тянет, вытянуть не может!
Дед: Да хороша репка выросла большая, на помощь надо звать Бабку мою!
- Бабуля, помоги мне репку вытянуть?
Воспитатель: - пришла бабка на помощь дедушки. Бабка за Дедку, Дедка за репку- тянут- по тянут, а вытянуть не могут! Стала Бабка звать на помощь Внучку.
Бабка: Внученька наша где ты? Пойди к нам, помоги нам с дедом вытянуть репку! Смотри какая вымахала у нас репка большая –прибольшая!
Внучка: Ладно, помогу чем могу!
Воспитатель: - и стали они втроём репку тянуть! Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку! Тянут потянут, вытянуть не могут. Внучка стала звать на помощь кошку Мурку!
Внучка: Мурка- кис,кис,кис! Где ты моя хорошая, пойдем помогать Деду репку из земли тянуть?
Мурка: Ну, и репка вот это да! Хорошо помогу вам.
Воспитатель: - и стали они репку вчетвером тянуть. Мурка- за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку- тянут, по тянут вытянуть не могут! Тут Мурка стала звать на помощь Мышку.
Мурка: Мышка, ау иди к нам, тут надо деду помочь репку из земли вытянуть!
Мышка: Пи- пи-пи, бегу, бегу – где тут эта репка?
Воспитатель: - и стали они впятером репку из земли тянуть. Мышка за Мурку, Мурка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку, тянут по тянут Вытянули репку!
Ура. Ура Вот так репка крепка да сладка! И начался у них пир на весь мир!
Воспитатель: Кто в репки главные герои? Каким по счету был дедушка? Какой по счету была бабушка? Какой по счету была внучка? Какой по счету была кошка Мурка? Какой по счету была мышка? Сколько всего персонажей было в сказке?
Развлечение для детей младшей группы
Показ кукольного театра по мотивам р.н.с «Колобок»
Цель: создание условий для эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
- Учить внимательно слушать сказку, сопровождаемую показом пальчиковых кукол.
Развивающие:
- Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
- Совершенствовать двигательную активность в игре со стихотворным сопровождением, формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, развивать способность к импровизации, речевую активность детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникация.
Формы организации: групповая.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»,рассматривание героев пальчикого кукольного театра, чтение р.н. с «Колобок», прослушивание песен из сказки .
Оборудование: Пальчиковые куклы: бабка, дед, колобок, заяц, волк, медведь, лиса из сказки «Колобок», театральная ширма, декорации к сказке.
Ход развлечения
Входит сказочница и говорит: «Здравствуйте девочки и мальчики! Я к вам пришла, чтобы рассказать сказку. Я их знаю очень много, потому что я Сказочница. Хотите, я расскажу вам сказку про Колобка?»
Сказочница:
- Мы теперь глаза закроем,
Сказку в гости позовем
Скажем дружно: «Раз, два, три
Сказка, в гости приходи!»
Вы тихонечко сидите
И внимательно смотрит
(Начинается театрализованное представление).
Ответы детей
Дети закрывают глаза , проговаривают слова.
II. Основная часть
Ск.: Жили были дед и баба. Дед и просит бабку:
Дед: «Испеки-ка, бабуля, Колобок-румяный бок, что-то есть очень хочется.
Бабка: А из чего испечь, муки-то нет.
Дед: А ты по амбару поскреби, по сусекам помети, может наберёшь муки на колобок».
Бабка: Ладно
Ск. : Пошла она в амбар, по коробу поскребла, по сусекам помела – набрала муки. Замесила тесто на сметане, да испекла Колобок. Колобок получился на славу – кругленький, румяный. Положила бабка Колобок на окошко, чтобы он остудился, а он, проказник, немного полежал на окошке, стало ему скучно. Он спрыгнул и покатился по дорожке. Катится, веселится, песенку поёт:
Колобок: Я Колобок, Колобок!
Я по амбару скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешан,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
(из-за ёлочки появляется Зайчик).
Заяц: Колобок, Колобок, а я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Зайка, я тебе песенку спою!
Заяц: Ну, спой!
Колобок: Я Колобок, Колобок!
Я по амбару скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешан,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
От тебя, Зайца, подавно уйду!
Ск.: И покатился дальше по дорожке, только Заяц его и видел. Катится, катится, а на встречу ему волк.
Волк: Колобок, Колобок, а я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня Волк, я тебе песенку спою:
Волк: Давай, спой, съесть я тебя всегда успею!
Колобок: Я Колобок, Колобок!
Я по амбару скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешан,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
Я от Зайца ушёл,
От тебя, Волк, и подавно уйду.
Ск.: И покатился дальше по дорожке, только Волк его и видел.
Катится, катится, а на встречу ему медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, а я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня Косолапый. Я тебе песенку спою!
Медведь: Спой, люблю песни слушать, а потом всё равно съем!
Колобок: Я Колобок, Колобок!
Я по амбару скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешан,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
Я от Зайца ушёл,
Я от Волка ушёл,
От тебя, Медведь, и подавно уйду.
Ск.: И покатился дальше по дорожке, только Медведь его и видел.
Катится наш Колобок по тропинке, а на встречу ему идёт Лиса. - Колобок, Лиса: Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня Лиса. Я тебе песенку спою!
Я Колобок, Колобок!
Я по амбару скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешан,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
Я от Зайца ушёл,
Я от Волка ушёл,
От Медведя ушёл,
От тебя, Лиса, и подавно уйду.
Лиса: Хорошо поёшь, да слышу я плохо. Сядь мне на носок да спой свою песенку ещё разок.
Ск.: Колобок прыгнул ей на нос, а лиса «Ам, и скушала» глупенького, доверчивого Колобка.
Лисонька довольная, идёт гордится и любуется собой, да не заметила большую глубокую яму, в которую и угодила. Упала, а пока летела вниз от неожиданности открыла роток. Колобок прыг, да и выскочил из животика Лисы и быстро закатился за ёлочку.
Дети, сидя на стульчиках, смотрят кукольный театр по мотивам р.н.с. «Колобок».
Сказочница:
- Ребятки вы, наверное, устали! Давайте-ка, с вами немного поиграем, а потом узнаем что - же стало с нашим Колобком.
(Сказочница играет с детьми): Дети встают в круг.
Заинька топни ножкой,
Серенький топни ножкой, Дети топают ногами.
Вот так этак топни ножкой,
Вот так этак топни ножкой.
Заинька хлоп в ладоши, Дети хлопают в ладоши.
Серенький хлоп в ладоши,
Вот так этак хлоп в ладоши,
Вот так этак хлоп в ладоши.
Заинька попляши, Дети кружатся вокруг себя.
Серенький попляши,
Вот так этак попляши,
Вот так этак попляши.
Заинька поклонись, Дети покланились.
Серенький поклонись,
Вот так этак поклонись,
Вот так этак поклонись.
Сказочница:
- Ребятишки, а что же наш Колобок? Как он там себя чувствует под ёлкой?
Сказочница:
- Давайте поможем ему возвратиться домой к дедушке и бабушке.
Сказочница и дети помогают Колобку вернуться домой.
Колобок (довольный):
- Спасибо вам мальчики, и девочки, теперь я стану умнее, больше не попадусь Лисе. Буду послушным и из дома никуда не убегу.
-Грустит, хочет домой.
Дети усаживаются на стульчики
III. Заключительная часть
Сказочница:
Сказку нашу мы кончаем,
Что же нам еще сказать?
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать!
-Мальчики, вам понравилась сказка? А вам, девочки? А кто из героев понравился больше всех? Почему?
- Молодцы, ребята.
Сказочница: Дедушка и бабушка (куклы на столе) очень рады, что вы помогли Колобку вернуться домой, и они для всех мальчиков и девочек, для всех гостей приготовили угощенье.
Сказочница угощает детей и гостей сладостями.
- До свидания, друзья.
Ответы детей.
Дети угощаются и говорят спасибо дедушке и бабушке.
Используемая литература:
1. Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 3-7 лет: Игровые технологии. – М., 2011.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2013.
3. Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2012
4. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 2012.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2010.
6. Доронова Т.Н., Е.Г.Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -2010.;
7. Доронова Т.Н.«Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2011.
8. Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.
9. Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2012.
10. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковый театр- театр своими руками
Шагающие куклы...
Практикум для воспитателей «ИГРАЕМ В ТЕАТР» «НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – СВОИМИ РУКАМИ»
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«ИГРАЕМ В ТЕАТР»«НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – СВОИМИ РУКАМИ»...
Мастер-класс для воспитателей по изготовлению магнитного театра «Театр своими руками»
Цель: Изготовление магнитного театра с последующим применением его в театрально-игровой, а также в других видах деятельности с детьми дошкольноговозраста. Задачи:- Заинтересовать и побудить...
Игрушки для кукольного театра своими руками. От куклы к театру.
Презентация "Игрушки для кукольного театра своими руками"...
Мастер-класс для воспитателей: «Кукольный театр своими руками: театр из фетра»
Цель:Формирование представлений о разнообразии кукольного театра, изготовление куклы из подручного материала.Задачи: дать воспитателям и родителям воспитанников практические знания и умения по из...
Мастер-класс для воспитателей по изготовлению настольного театра «Театр своими руками»
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; спо...
Дидактическое пособие Пальчиковый театр своими руками
Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра....