Консультация для родителей «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

     Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребенка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx71.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать, уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Практические и познавательные задачи в области экономической культуры должны вытекать из реальных ситуаций, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни.

     В экономическом воспитании дошкольников помогут сюжетно – дидактические игры: «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агенство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям.

      Тему «Бюджет семьи. Доход. Расход» так же можно предложить провести родителям дома в игре «В гостях у семьи Экономистов». Предлагается ситуация: В семье есть дедушка Экономист и бабушка Экономистка, они получают пенсию. Пенсия – это деньги. Сестра и брат – экономята. Сестра учится, учеба – тоже труд. Она получает стипендию, стипендия – это тоже деньги, плата за учебу. Брат ходит в детский сад, он не получает никаких денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие». В процессе обсуждения дети подходят к пониманию, бюджет семьи – это заработная плата (основной источник семейного бюджета) плюс пенсия и стипендия. Деньги получают за труд. «Просто так деньги никому не дают».

     Дети самостоятельно определяют доход семьи Экономистов. Папа экономист получил 10 монет, мама – 5, бабушкина и дедушкина пенсии – по 3 монеты. Сколько денег заработали члены семьи?

     Предлагается пословица: «Каков работник, такова и плата». Почему так говорят?

     При знакомстве с темой «Валюта» детям предлагается игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». Ребята заочно путешествуют с денежкой – рублем – в другие страны. Волшебная палочка все время меняет «имя» денежки, удивляет путешественников ее превращениями. В каждой стране у нее свое имя. В России – рубль, в Германии – евро, в Украине –гривна, в Белоруссии – белорусский рубль и т.д.

     Подводится итог: валютой называют денежную единицу (деньги) любой страны. Старшие дошкольники решают арифметические задачи на сложение и вычитание.  Задачи обогащаются экономическим содержанием.

     Задача 1        

     Летом 1 кг яблок стоит 8 руб., а осенью на 2 руб. дороже. Сколько стоят яблоки осенью?

     Дети рассуждают, почему у яблок разная цена, почему осенью яблоки стоят дороже, чем летом. Где их продают?

     Задача 2

     Хозяйка Маруся надоила 10 л молока, 2 л она отдала теленочку – напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи? Почему хозяйка не продала все молоко?

     Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. У детей развивается воображение, фантазия, умение рассуждать, находить аналогии, обогащается их словарь.

     Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

     Значительное место можно отвести сказке. «Теремок» на новый лад – экономическая сказка. Цель экономической игры «Золушка» - уточнить знания детей бытовой технике, ее назначении в жизни людей. Решить экономические задачи можно предложить детям в ходе игры «Королевство мудрецов». Герои экономических сказок «Лиса и заяц», «Три поросенка» «Три медведя» помогают освоить детям такие понятия, как «сбережения» и «накопления». Игра «Аукцион» помогает раскрыть детям особенности продажи товаров. Выступают в них участники – куклы: Буратино, Мальвина, Артемон и др.

     После таких игр дети активно используют экономические понятия и термины. Возможности этой темы достаточно большие. Это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

     Перед началом игры по экономическому воспитанию детей можно рассказать историю появления денег.

     В древности люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли горшки. Кузнецы – наконечники для стрел, топоры. Земледельцы – зерно, масло. Скотоводы – овец, шерсть, кожу.

     Обмениваться разными вещами было неудобно, т люди стали думать, какой предмет можно использовать для любого обмена. Перепробовали многое: и скот, и разные продукты. Но они не подходили: скот надо кормить, продукты портятся.

     Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки. В разные времена деньгами служили морские раковины, шкурки животных. Самыми удобными оказались металлические монеты. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди подешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже есть недостаток: они тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые ездили торговать в далекие страны, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как не прячь, грабители сразу его найдут. И поэтому люди придумали хранить золото в банках, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки. Так появились бумажные деньги. Деньгами оплачивают вещи, продукты, различные товары и услуги.

     Обратите внимание детей на то. Что слово «рубль» произошло от слова «рубить», что монеты отличаются одна от другой величиной (сравните их, накладывая одну монету на другую). Чем больше размер, тем она дороже, и наоборот. Вместо денег иногда используют карточки. Их основное достоинство в том. Что они занимают мало места, и с их помощью можно расплатиться за товар в магазине. С этими карточками можно ездить в другие страны, не имея при себе денег. В каждой стране есть свои деньги, называются они по – разному.

Бюджет семьи – вопрос для каждого ребенка очень индивидуальный. Здесь очевидно одно – ваши дети после изучения этой темы проявят большой интерес к бюджету своей семьи, ее возможностям. При изучении темы «Бюджет» родителям необходимо привлекать детей к обсуждению семейных хозяйственных и финансовых проблем, открыто показать детям все родительские заботы о материальном состоянии семьи. Понимание соотношения доходов и расходов, знание их происхождения помогает детям правильно относиться к реалиям современной жизни.

     Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Самое главное стремление к более полному развитию творческого потенциала ребенка во всей его полноте и сложности, любознательности, способности задавать различные вопросы и, разумеется, запоминать конкретные вещи.

     За короткое время работы по экономическому воспитанию взрослым и детям стало понятно, что обучение экономике помогает детям познать окружающий мир и находить нестандартные решения проблем, возникающих в современной жизни.

     Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребенка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Одной из основных причин возникновения трудностей освоения школьной программы по математике является потеря интереса к данному предмету. Данная консультация поможет родителям привить интерес к математ...

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендации родителям старших дошкольников по формированию элементарных математических представлений у детей....

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация отражает знакомство детей с экономической дейстивительнеостью, написана в помощь родителям. В ней предложены игры по формированию финансовой грамотности в домашних условиях, даны р...

Консультация для родителей "«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»"

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются новые интересы: он чаще задаёт вопросы, активно обсуждает всё происходящее вокруг и, что совсем неожиданно, проявляет интерес к такой сложной сфере, ...

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается....