Технология экологического воспитания дошкольников
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Технология экологического воспитания дошкольников (С.Н.Николаева)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Консультация для родителей
«Задачи экологического воспитания ребенка в семье»
«Семья — это та первичная среда, где человек
должен учиться творить добро»
Сухомлинский В. А.
Говорить об актуальности экологической проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишком часто упирается в законы природы, и о последствии их нарушения наше общество начало задумываться только последние 15-20 лет. Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми.
Однако, уходя от глобальных проблем экологии, над решением которых бьются сотни учёных не один десяток лет, я бы хотела обратить внимание на тот вклад, который вносим мы с вами, обычные люди. После этих слов у многих должна возникнуть в голове картина выброшенной в помойку очередной пластиковой бутылки, ну или чего- то подобного... Да, безусловно, это та малость, на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее.
Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши дети. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся взаимодействовать с природой — все это зависит от нас.
Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования, безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание. Но, не смотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое воспитание дошкольников в семье.
На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой?
Хорошо, если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.
Итак, я бы хотела выделить 3 основных задачи семьи для полноценного экологического воспитания дошкольника:
- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.
Именно сюда относится умение выбрасывать за собой мусор, не ломать ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Тут родители должны не просто научить, они должны стать примером для подражания и это их основная задача. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и совершенствовать его, задавая себе вопрос — как ту или иную ситуацию должен видеть мой ребёнок?
- Воспитание этических и эстетических чувств.
И тут всё достаточно просто: беречь — значит любить. Восхищаться природой, видеть её красоту, любить её дары, может научить только семья. Для детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня большинство людей предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе. Казалось бы вот оно — единение детей с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся? Здесь родители должны воспитать в ребёнке любовь и уважение ко всему окружающему миру. Ребёнок должен расти с чувством, что природа — это большое разумное существо, каждая травинка, каждая букашка- это его часть. Оно живёт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи — то, как в природе всё взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой... В природе столько удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться бесконечно.
- Формирование познавательных и творческих потребностей.
Важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо сформировать у ребёнка желание творить и помогать. Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны быть решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет? Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от родителей — это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе дерево или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону.
В помощь реализации поставленных задач для родителей, сейчас существует огромное множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал, который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и оценить всю её красоту сидя перед экраном телевизора...
Необходимо чтобы ребёнок постоянно имел контакт с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это должны быть совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод. Только целью этих походов должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения.
Также стоит не забывать о городской природе. Здесь открытия ждут ребёнка на каждом шагу — по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. Здесь особенно важно вести диалог с ребёнком, ведь зачастую взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе — не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.
Не менее важно чтобы уголок природы присутствовал дома и был у ребёнка всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже перьев птиц — всё это способ познания окружающего мира. Ну а содержание домашних питомцев и уход за ними — это очень большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.
Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.
Консультация для родителей
«Правила поведения в природе»
Для сохранения целостности связей живого со средой обитания следует оставлять животных и растения в привычных условиях, к которым они приспособились.
Птицам для полёта нужен простор. Им тяжело приспособиться к домашним условиям, поэтому они быстро гибнут. Все животные живут группой или семьёй, поэтому не нужно разрушать эту семью. Необходимо пресекать неправильное поведение сверстников, уметь объяснить, почему нельзя выносить животное или растение из привычной среды обитания.
Жизнь растений и животных изменяется по сезонам. При общении с живыми существами важно учитывать особенности их сезонного состояния. Зимой растения очень хрупкие и незащищённые, чем летом, и для них небезопасно, когда дети играют близко к ветвям, располагают снежные городки на месте цветника, газона, огорода. В этом случае ветки деревьев легко ломаются, а почва плотно утрамбовывается, зимующие почки повреждаются. Животные, особенно черепахи, ежи, хомячки, в зимний период малоподвижны или находятся в спячке. Не следует их тревожить, заставлять двигаться более активно. В весенний период животные наиболее подвижны, а нередко и агрессивны, некоторые даже могут кусаться. Этому должны научить ребёнка взрослые.
Детям вместе со взрослыми следует помогать живым существам, удовлетворять их потребности с учётом времени года:
Зимой:
- изготавливать кормушки и подкармливать птиц, в сильные морозы 3 раза в день, после снегопада обязательно очищать кормушки от снега;
- корни кустов и деревьев засыпать снегом;
- реже поливать комнатные растения;
- животных подкармливать витаминной пищей.
Весной:
- изготавливать для птиц скворечники и развешивать их во дворах, парках для привлечения птиц;
- убирать перегнившую листву;
- подрезать сухие ветки у кустарников и деревьев;
- к кустам подсыпать землю;
- производить посадку семян вместе с детьми;
- высаживать растения на клумбы.
Летом:
- поливать растения на огороде и клумбах;
- растения пропалывать и прореживать;
- рыхлить землю;
- в жаркие дни для птиц можно приготовить поилки с водой.
Осенью:
- собирать семена растений для посадки на следующий год;
- подкармливать многолетние растения;
- корни растений укрывать на зиму;
- готовить кормушки для птиц.
Одно из важных правил, это забота о своём здоровье (зимой тепло одеваться, не пить холодную воду на улице, не есть снег, закрывать двери в помещении, чтобы сохранить тепло; весной и осенью стараться не промочить ноги, летом не перегреваться на солнце).
Выполнять правила поведения в экстремальных ситуациях, типичных для сезона: при граде быстро спрятаться под навес, при гололёде не бегать, смотреть под ноги и идти мелкими шагами, либо обходить обледенелые места.
Земля – общий дом всего живого, и человек – один из его жителей, взаимосвязанный с другими. Давайте, будем соблюдать правила, предписанные нам природой.
Памятка для родителей
«Экологические игры
с ребенком»
Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.
Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.
Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- дождь, снег, облако, роса;
- роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
- корова, волк, овца, кролик;
- трясогузка, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- ель, берёза, яблоня, осина;
- лиса, свинья, лось, кабан
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- лес, парк, роща, тайга.
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.
Игра «Скорая помощь» (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: ребенок (дети) обходят какой – либо участок с растениями — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
Памятка для родителей
«Как подкармливать зимующих птиц»
На участке детского сада можно круглый год наблюдать птиц. Один из способов привлечения птиц - зимняя подкормка. Зимняя подкормка — это защита птиц от голода и сохранение их жизнеспособности. Обмен веществ у них протекает так быстро, что без корма они способны выдержать всего несколько часов. При холодной погоде это время значительно сокращается.
С наступлением зимы многие птицы близко подлетают к жилью человека.
Это воробьи, вороны, большие синицы, щеглы, снегири. В это время и нужно на участке установить кормушки и начинать подкормку.
Самая простая кормушка - кормовая полочка (дощечка размером 50 х 60 см с низкими бортиками). Ее можно подвесить к дереву, шесту или окну.
Кормушка-столик и кормовой домик наиболее удобны, так как они имеют крышу, защищающую корм от дождя и снега.
Корм для птиц очень разнообразен. Это семена и плоды дикорастущих растений, березы, ольхи, репейника, конского щавеля. Хорошим кормом для птиц являются семечки тыквенные, арбузные, а также подсолнуха. Эти корма охотно поедают большие синицы.
Любимый корм синиц зимой - несоленое сало. Поедают птицы и крошки белого хлеба (черным хлебом подкармливать нельзя!) Ягоды рябины и калины, а также семена ясеня, оставшиеся на дереве, служат хорошим кормом для снегирей.
Уважаемые родители! Давайте поможем птицам пережить холодную зиму! Приносите, пожалуйста, в холодное время года любой корм для птиц. Мы будем с детьми их подкармливать! А также повесьте кормушки дома и пусть ваши дети заботятся о птицах!
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 – центр развития ребёнка»
Программа кружковой работы по теме:
«Волшебный мир природы»
(подготовительная группа)
Подготовила воспитатель:
Шутак М.В.
Программа кружковой работы
«Волшебный мир природы»
Пояснительная записка
Новизна программы:
- блочная система подачи изучаемого материала;
- при знакомстве с растениями и животными предпочтение отдается объектам родного края;
- выстраивание такой системы взаимоотношений в координате ребенок - взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Актуальность программы:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, научить устанавливать закономерности в природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Классификация программы:
- по типу – общеразвивающая;
- по направленности: - познавательно-речевая;
- по форме организации деятельности обучающихся – групповая;
- по возрасту - для детей 6 -7 лет;
- по срокам реализации - 1 год (36 часов: из расчета 1 час в неделю);
- по продолжительности НОД - 25 - 30 минут.
Цель программы: Формирование у детей подготовительной группы способности видеть многообразие мира природы в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Задачи программы:
- Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях).
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развивать речь детей.
- Расширять представления о представителях живой природы (разнообразие животных и растений, их связь со средой обитания).
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать привычку безопасного поведения.
Содержание программы построено на основе дидактических принципов:
Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности педагога и познавательной деятельности детей.
1. Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Отсюда необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходного положения, определяющего связь обучения с наукой.
2. Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Эту сторону обучения отражает принцип систематичности.
3. Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Отсюда вытекает принцип доступности учебного материала.
4. Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения. Эта сторона учебного процесса привела к обоснованию принципа наглядности.
5. Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни детей. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.
6. Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне. Принцип прочности обучения раскрывает эту сторону развития детей.
7. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности воспитателей и педагогов. Эта особенность педагогического процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детей в процессе обучения.
Программой предусмотрены следующие формы занятий:
Ожидаемые результаты:
К концу года дети будут иметь представление о представителях живой природы, их разнообразии, их связи со средой обитания и между собой.
К концу года дети будут уметь анализировать и делать выводы о закономерностях в живой природе и взаимосвязях животных, растений и среды обитания. У детей обогатится активный и пассивный словарь и они легко будут вступать в диалог. Будет заложен базис для безопасного и осознанно- правильного поведения в природе.
Учебно-тематический план:
№ | Тема: | Теоретические занятия | Практические занятия |
| |||
1 | Диагностика | 0 | 1 |
2 | 0 | 1 | |
3 | 1 | 0 | |
4 | 1 | 0 | |
Блок «Растения» | |||
1 | Растения и их особенности | 0,5 | 0,5 |
2 | Листья растений. | 0 | 1 |
3 | Почему ива плачет? | 0 | 1 |
4 | Цветы | 0 | 1 |
5 | Викторина «Что мы знаем о растениях» | 0 | 1 |
6 | Красная книга растений | 1 | 0 |
Блок «Млекопитающие» | |||
1 | Кто такие млекопитающие? | 1 | 0 |
2 | Травоядные. Грызуны. Бобры. | 0,5 | 0,5 |
3 | Хищники. Насекомоядные. | 0 | 1 |
4 | Викторина «Что мы знаем о млекопитающих» | 0 | 1 |
5 | Красная книга | 1 | 0 |
Блок «Птицы» | |||
1 | Кто такие птицы? | 0,5 | 0,5 |
2 | Зачем птицам клюв? Клест. | 0 | 1 |
3 | Где птицы живут? | 0 | 1 |
4 | Красная книга | 1 | 0 |
5 | Викторина «Что мы знаем о птицах» | 0 | 1 |
Блок «Рыбы» | |||
1 | Кто такие рыбы? | 0 | 1 |
2 | Рот и тип питания рыб. | 0 | 1 |
3 | Красная книга | 0 | 1 |
4 | Викторина «Что мы знаем о рыбах» | 0 | 1 |
Блок «Насекомые» | |||
1 | Кто такие насекомые? | 0,5 | 0,5 |
2 | Окраска насекомых – защита и маскировка (отпугивающая, покровительственная, предупреждающая) | 0 | 1 |
3 | Где живут насекомые | 0 | 1 |
4 | Викторина «Что мы знаем о насекомых?» | 0 | 1 |
Блок «Земноводные» | |||
1 | Кто такие земноводные? | 0,5 | 0,5 |
2 | В гостях у саламандры. | 0 | 1 |
1 | Праздник «День Земли» | 0 | 1 |
Блок «Пресмыкающиеся» | |||
1 | Кто такие пресмыкающиеся? | 0,5 | 0,5 |
2 | «Внимание черепаха» | 0 | 1 |
1 | Диагностика | 1 | 0 |
2 | 0 | 1 | |
3 | 0 | 1 |
Содержание программы:
| Блок | Содержание |
1 | Входящий контроль | Диагностика сформированных экологических представлений у детей |
2 | Блок «Растения» | Дети знакомятся с разнообразием растений, их средой обитания, строением растений, приспособленностью к среде обитания, размножением растений, влияние насекомых на размножение растений |
3 | Блок «Млекопитающие» | Дети знакомятся с разнообразием млекопитающих, особенностями принадлежности к классу, с приспособленностью к среде обитания и типу питания. |
4 | Блок «Птицы» | Дети знакомятся с разнообразием птиц, особенностями по которым животные относятся к классу «птицы», с приспособленностью к среде обитания и типу питания. |
5 | Блок «Рыбы» | Дети знакомятся с представителями класса «рыбы», определяют особенности внешнего вида, по которым животные относятся к данному классу. Учатся определять по внешнему виду рыб, их образ жизни. Знакомятся с понятием «хладнокровные». |
6 | Блок «Насекомые» | Дети знакомятся с представителями класса «членистоногие» - насекомые, определяют особенности внешнего вида, по которым животные относятся к данному классу. Знакомятся с особенностью и значением окраски насекомых. |
7 | Блок «Земноводные» | Дети знакомятся с представителями класса «земноводные», особенностями развития животных. |
8 | Блок «Пресмыкающиеся» | Дети знакомятся с разнообразием представителей класса «пресмыкающиеся» и особенностями приспособления к среде обитания. |
9 | Итоговый контроль | Диагностика сформированных экологических представлений у детей |
Литература:
1. Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
2. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (Мир животных).- М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Иванова А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. Карпушова В.Н. Дошкольникам о природе родного края: методическое пособие по экологическому образованию дошкольников – Сыктывкар, 2003.
5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2015.
6. Рыжова Н. Невидимые ниточки природы. – М.: Международный университет, 1995.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Задачи |
1 | 2 | 3 |
Сентябрь | ||
1 | Диагностика сформированных экологических представлений у детей. | |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
Октябрь | ||
5 | Растения и их особенности | Закрепить представления детей о потребностях растений в свете, тепле, питании и поливе; |
6 | Листья растений. | Познакомить детей с приспособленностью листа растения к разным условиям обитания (потребность во влаге) |
7 | Почему ива плачет? | Закрепить понятие о том, как приспосабливаются растения к условиям обитания. Познакомить с явлением гуттация. |
8 | Цветы | Закрепить представления детей о размножении растения ; |
Ноябрь | ||
9 | Викторина «Что мы знаем о растениях» | Закрепить представления детей о растениях. |
10 | Красная книга | Начать создавать книгу о редких растениях и животных. Познакомить детей с редкими растениями республики Коми и выявить возможные причины исчезновения растений. |
11 | Кто такие млекопитающие? | Начать знакомить детей с классификацией животных; |
12 | Травоядные. Грызуны. Бобры. | Познакомить детей с особенностями строения челюсти травоядных (жвачных и грызунов), особенностями расположения глаз; |
Декабрь | ||
13 | Хищники. Насекомоядные. | Познакомить детей со строение челюсти хищников, особенностями расположения глаз; |
14 | Викторина «Что мы знаем о млекопитающих» | Закрепить представления детей о млекопитающих. |
15 | Красная книга | Продолжать создавать красную книгу. Познакомить с редкими млекопитающими республики Коми. |
16 | Кто такие птицы? | Помочь детям выделить признаки, по которым птиц объединяют в отдельную классификацию; |
Январь | ||
17 | Зачем птицам клюв? Клест. | Помочь детям по клюву определять тип питания птицы (хищник, зерноядная, травоядная) и способ добывания пищи; |
18 | Где птицы живут? | Продолжать знакомить с приспособленностью к условиям обитания (внешний вид, образ жизни). |
19 | Красная книга | Продолжать создавать красную книгу. Познакомить с редкими птицами республики Коми |
20 | Викторина «Что мы знаем о птицах» | Закрепить представления детей о птицах |
Февраль | ||
21 | Кто такие рыбы? | Познакомить с классом рыбы и особенностями строения рыб. |
22 | Рот и тип питания рыб. |
|
23 | Красная книга | Продолжать создавать красную книгу. Познакомить с редкими рыбами республики Коми |
24 | Викторина «Что мы знаем о рыбах» | Закрепить представления детей о рыбах |
Март | ||
25 | Кто такие насекомые | Познакомить детей с классом членистоногих, в частности с насекомыми, их особенностями строения. Чем отличаются от пауков. |
26 | Окраска насекомых – защита и маскировка (отпугивающая, покровительственная, предупреждающая) | Познакомить с тем, как приспосабливаются насекомых к среде обитания, способностью маскироваться, значением маскировки. |
27 | Где живут насекомые | Продолжать знакомить детей с особенностями приспособления насекомых к обитанию в разных экосистемах (лес, луг, водоем). |
28 | Викторина «Что мы знаем о насекомых?» | Закрепить представления детей о насекомых. |
Апрель | ||
29 | Кто такие земноводные? | Познакомить детей с животными, живущими в двух стихиях, особенностями строения животных, трансформацией в течение развития животного (на примере лягушки). |
30 | В гостях у саламандры. | Познакомить детей с необычными земноводными (тритон, саламандра и др.) |
31 | День земли |
|
32 | Кто такие пресмыкающиеся? | Познакомить детей с классом пресмыкающиеся и его разнообразием. Помочь детям выделить основные отличия животных, принадлежащих к классу. |
Май | ||
33 | «Внимание черепаха» | Познакомить детей с легендой появления черепахи. Познакомить с разными видами черепах |
34 | Диагностика сформированных экологических представлений у детей. | |
35 | ||
36 |
Для оценки результатов можно использовать диагностический инструментарий по программе Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» разделы «Растения» и «Животные».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 – центр развития ребенка»
Развлечение с детьми средней группы
«В мире животных»
Воспитатель: Шутак М.В.
г. Сергиев Посад
Цель: продолжать знакомить детей с миром диких и домашних животных, закрепить полученные ранее знания, учить детей заботливому отношению к животным; развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, логическое мышление, желание искать самому информацию о животных, интересные факты из их жизни; воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к ее жителям, желание помогать им, воспитывать умение видеть прекрасное в природе.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в интересное путешествие. А интересное оно потому, что мы продолжим знакомство с миром животных. Скажите, пожалуйста, чем отличаются волк, медведь, тигр от коровы, кролика, овцы? Да, это дикие и домашние животные. За домашними животными ухаживают люди, а дикие животные сами ищут себе еду, строят жилище, прячутся от врагов и защищают своих детенышей.
Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы называйте название животного и определите домашнее или дикое.
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Живет в доме хозяин:
Шуба атласная,
Лапки бархатные,
Ушки малы да чутки,
Глазки горят как огни.
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит -
На охоту ходит.
(Кошка)
Она таскать цыплят украдкой любит -
И убегает, прячется в леса,
Боясь в селе охотничьего пса.
Она детишек кормит и голубит,
Но рыжий хвост и выдаёт и губит
Плутовку под названием...
(Лиса)
В хлеву за забором
толстушка живет,
Средь домашних животных
грязнулей слывет.
Мила, добродушна,
нос пятачком,
В луже лежит,
торчит хвостик крючком.
(Свинья)
Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал -
(Собака)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
Это кто ж такой рогатый?
Да ещё и бородатый?
Молоко даёт исправно,
Вкусное, полезное
Днём гуляет по двору,
С кустиков дерёт кору,
Смотрит хитро мне в глаза
Бородатая (коза)
- Молодцы! А теперь давайте поделимся на две команды: команда «Дикие животные» и команда «Домашние животные». Первое задание для обеих команд: для каждой команды разложены карточки с животными.Нужно найти парные картинки: два тигра, две коровы, два медведя и тому подобное. Учитывая то, что команда «Дикие животные» выбирает диких животных, а команда «Домашние животные» выбирает парные картинки домашних животных.
- Очень хорошо, молодцы. А теперь задание посложнее. Представители от каждой команды должны составить рассказ о животном (дикое, домашнее). Во время рассказа нельзя называть название животного, только описывать его внешний вид, поведение, способ питания. Одна команда рассказывает, вторая – отгадывает животного. Например, это животное известно всем, ест листики с деревьев, а траву не ест, потому что неудобно доставать. А листики достает, потому что имеет длинную шею. Кто это?
- Да, это жираф.
(Дети рассказывают про животных по очереди) .
- Интересные рассказы вышли у обеих команд. А теперь игра для «Диких животных», называется она «Лисичка и зайчик». Станьте в круг. Одному из вас я дам лисичку, а другому - зайчика. По сигналу начинайте передавать эти игрушки по кругу. Быстро убегает зайчик – не хочет, чтобы его съела лиса. А лисичка быстро бежит, потому что проголодалась и хочет съесть зайчика. Вот так и среди животных. Один убегает, другой догоняет.
- Теперь настала очередь команды «Домашние животные». Для вас игра «Курочки и петушки». Видите: во дворе много разбросано гороха, тыквенных семечек, фасоли. Вы все – курочки и петушки, и вам нужно за минуту всё собрать и посортировать. Начинаем по сигналу.
- Вот какие у нас трудолюбивые домашние птицы! Всё быстренько собрали и посортировали.
Продолжим наше путешествие. А пришли мы на лесную полянку Лесной школы. Как вы считаете, кто может быть учителем в такой школе? (Ответы детей) А учитель тут – мудрая Сова!
Сова: Добрый день, ребята, вы пришли в Лесную школу. А что делают дети в школе? Да, учатся. Потому садитесь на занятие, я хочу проверить ваши знания. Если вы не знаете ответ, говорите «дальше». Будьте внимательными, начинаем.
Начнем с команды «Домашние животные».
- Какое животное дольше всех может обходиться без воды? (Крыса)
- Какого цвета кожа у белого медведя? (Черная)
- Какое животное может менять свою окраску? (Хамелеон)
- Какие животные спят стоя? (Слоны)
- Какие животные спят в пещерах вниз головой? (Летучие мыши)
- Кого из животных называют королем скорости? (Гепарда)
- Какое животное обитает только в Австралии? (Кенгуру, утконос)
- Какой лесной зверек сушит себе грибы на ветках? (Белка)
- Какое животное самое высокое? (Жираф)
- У кого глаза на рожках, а дом на спине? (У улитки)
Вопросы команде «Дикие животные»
- Какие животные спят с открытыми глазами? (Змеи)
- У какого животного 2 горба и 2 желудка? (У верблюда)
- Самое большое млекопитающее? (Синий кит)
- Умеют ли слоны плавать? (Умеют, даже нырять)
- Какой хищник любит малину? (Медведь)
- Кого называют санитаром леса? Почему? (Волка. Потому что он убивает больных и слабых животных)
- Могут ли крокодилы лазать по деревьям? (Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях)
- Что есть зимой жаба? (Ничего. Она спит)
След какого хищника похож на человеческий? (След медведя)
Какое животное является символом Всемирного фонда охраны животных? (Большая панда)
Сова: Вот и отдохнули, зарядились хорошим настроением. Следующий урок – математика. Считать мы будем шишки. Но сначала их нужно собрать. А помогут вам мои друзья медвежата. Только забыла я, как их звать. (Дети предлагают варианты имен)
Задание такое: У каждой команды есть шишки и ведра, куда их собирать. Одно условие – собирать шишки можно только лапами наших медвежат. Взять лапками и положить в ведерко. На задание дается 30 секунд, потом будем считать, чья команда больше шишек собрала. (Дети собирают шишки лапами медведей)
- Всё, время вышло. Считает вслух шишки команда «Дикие животные». Теперь считает вслух шишки команда «Домашние животные». У какой команды больше шишек? На сколько больше? А у другой команды на сколько меньше? Что нужно сделать, чтобы шишек стало поровну?
- Молодцы! Вижу, что с математикой вы дружите. Но настало время переменки. Отдохнуть нам поможет физкультминутка.
Звериная зарядка.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
А теперь начинаем урок по развитию речи. Будьте внимательны. Я вам буду называть слова – прилагательные, а вы мне – название животного, о котором идет речь, домашнее или дикое.
Хитрая, рыжая, пушистая………(Лиса)
Трусливый, пугливый, ушастый….(Заяц)
Ленивая, толстая, розовая…….(Свинья)
Большой, косолапый, бурый или белый…. (Медведь)
Рогатая, большая, молочная……(Корова)
Злой, голодный, хищный, серый….(Волк)
Маленький, колючий, круглый, когда прячется…..(Ёжик)
Маленькая, ласковая, пушистая… (Кошка)
Верная, сторожевая, смелая….(Собака)
- И с этими заданиями вы справились. Следующий урок – музыкальный. Я хочу, чтобы вы все вместе спели песню «Не дразните собак» . Эта песня очень нравится и диким и домашним животным, она учит нас быть добрыми, заботливыми к живым существам, не обижать их.
(Дети поют песню «Не дразните собак» (Е. Птичкин - М. Пляцковский)
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.
Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами!
Сова: На сегодня уроки в лесной школе закончились. Я надеюсь, что вам понравилось и вы еще не раз придете сюда. До свидания, дети. Относитесь с любовью ко всему живому.
(Сова уходит)
Воспитатель: Настало время вернуться нам из леса в детский сад. Дети, понравилось вам путешествие в лес? А что вам понравилось больше всего? Посмотрите, что появилось после нашего путешествия? (Корзина с овощами, фруктами, письмо) Что же написано в письме? Давайте прочитаем его.
«Дорогие дети! К вам обращаются животные и птицы: и дикие и домашние. Мы очень рады, что вы так много знаете про нас. Мы хотим с вами дружить и за то, что вы заботитесь о нас, любите и учите песни и стихи, присылаем вам гостинцы. Если человек доброе сердце имеет, он идет в мир добро творить. В его глазах любовь и ласка сияют, такой человек солнцем горит. Желаем вам, дети, быть добрыми, ласковыми солнышками»
Воспитатель: Вот такое письмо пришло к нам. Что вы хотите ответить на него? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, все правильно говорите. Будем добрыми по отношению к природе, заботливыми к тем, кто нас окружает, и станем хорошими людьми, и все будут радоваться нам, как радуются солнышку. На память об этом путешествии каждый из вас получит маленькое солнышко. Пускай оно светит вам, учит добру!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 – центр развития ребенка»
Театрализованная игра
с детьми средней группы
«Путешествие в зимний лес»
Воспитатель: Шутак М.В.
г. Сергиев Посад
Цели: Учить разыгрывать несложные художественные произведения.
Развивать интонационную выразительность речи, фантазию и воображение в театрализованной игре. Прививать любовь к театральной деятельности.
Ход
-Какое сейчас время года?
-Какой праздник недавно прошел?
-Что нам приносит Дед Мороз?
-Как вы думаете, где он берет елочку?
-Давайте сейчас отправимся в сказочный лес, и навестим там нашу елочку. Но мы не просто пойдем, а будем изображать разных лесных жителей.
Игра «Изобрази героя».
12345 в лес отправимся гулять.
-По тропинке как лисички мы пойдем
И волшебный лес мы попадем.
-Мы поскачем словно зайки,
Что резвятся на лужайке.
-А теперь пойдем как мишки,
Косолапые братишки.
-Побежим мы точно мышки,
Тихо-тихо еле слышно.
-А теперь пойдем как волки мы,
Что крадутся между елками.
-Вот мы и попали в лес. Тихо в зимнем лесу, но какие-то звуки все-таки можно услышать.
Игра на развитие силы голоса «Звуки зимнего леса»
-Вьюга - У-У-У
-Снег хрустит под ногами – ХР-ХР-ХР
-Лыжник идет на лыжах – С-С-С
Игра на развитие дыхания «Сдуй снежинку»
-Посмотрите сколько снега в лесу. Представьте, что вам на ладошку упала снежинка, попробуйте ее сдуть.
А теперь две снежинки, давайте сдуем и их.
Какие замечательные снежинки, как они красиво летят. А вы хотите превратиться в снежинок?
123 и вот снежинки вы.
Этюд «Снежинки».
Мы сидим на легком, пушистом, белом облачке. Но вдруг от тяжести облачко не выдержало, открыло свои двери, и все снежинки закружились в воздухе. Они все такие красивые, легкие, пушистые. Опустились на землю и стали танцевать свой танец.
Сначала вправо-влево (покачались) покружились, теперь вперед-назад покружились. Но тут подул ветерок, снежинки поднялись и полетели. Ветер успокоился, снежинки тихо опустились на землю, образуя красивые сугробы, и уснули.
123 и снова детки мы.
А вот и наша елочка. Посмотрите, какие колючие у нее иголочки. Кто помнит чистоговорку про елочку?
Чистоговорка «У елки иголки колки» (произносится в разном темпе, с различной интонацией: вопросительно, восклицательно, со злостью, с восторгом, с обидой).
Ребята, а вы помните сказку по елочку, с которой мы познакомились на прошлых занятиях? Какие животные приходили к елочке? Что они хотели?
Вы хотите показать эту сказку наши зрителям?
Тогда надевайте костюмы, сказка начинается.
Показ сценки «День рождения елочки»
Ведущий: На полянке елочка стройная растет,
Звезды вместе с елочкой водят хоровод
Снег пушистый стелиться, смотрит зимний лес:
Что за чудо-деревце подрастает здесь.
Зайцы по лесу скакали, нашу елку увидали.
(Выбегают Зайчики.)
Заяц 1: Ах, какая елочка, хвойная иголочка!
Под корешок ее срублю, своим зайчатам подарю!
Елочка: Ох! Не надо только никуда нести!
Я – живая елочка, я хочу расти!
Если меня срубят, унесут домой –
Я уже не буду елкою большой!
Заяц 2: Ладно, елочка, расти,
Тебя на праздник навестим.
(Зайцы убегают).
Ведущий: Мишка косолапый мимо проходил,
Елочку-красавицу тоже навестил.
(Выходит Медведь).
Мишка: Ах, какая елочка, хвойная иголочка!
Под корешок ее срублю, медвежатам подарю!
(Звучит голос Елки).
Мишка: Ладно, елочка, расти,
Тебя на праздник навестим.
(Медведь уходит).
Ведущий: мышки- резвушки, пушистые подружки,
По лесу скакали, елку увидали.
(Выбегают мышки).
мышка: Ах, какая елочка, хвойная иголочка!
Под корешок ее срублю, своим мышатам подарю!
(Звучит голос Елки).
мышка: Ладно, елочка, расти,
Тебя на праздник навестим.
(мышки убегают).
Ведущий: Лисонька-сестричка, хвостиком махала,
Хвостиком махала, зайцев поджидала.
(Выходит Лисичка).
Лиса: Ах, какая елочка, хвойная иголочка!
Под корешок ее срублю, своим лисятам подарю!
(Звучит голос Елки).
Лиса: Ладно, елочка, расти,
Тебя на праздник навестим.
(Лиса уходит).
Ведущий: Тут и серый Волк по лесу гулял,
Елочку-красавицу сразу увидал.
(Выходит волк).
Волк: Ах, какая елочка, хвойная иголочка!
Под корешок ее срублю, своим волчатам подарю!
(Звучит голос Елки).
Волк: Ладно, елочка, расти,
Тебя на праздник навестим.
(Волк убегает).
Ведущий: Так в лесу узнали про день рожденья елки,
Об этом рассказали лесные птицы Волкам.
Собрали угощенья для елки молодой,
А также украшенья красавице лесной.
(Под музыку выходят звери с подарками для елочки и украшают ее).
Ведущий и звери: Возле елки встанем в дружный хоровод,
Елку поздравляем – ей сегодня год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".
Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...
Технология экологического воспитания дошкольников
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе эко...
"Метод проектов - технология экологического воспитания дошкольников" консультация для педагогов и родителей
Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры....
Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников....
Консультация для педагогов "Современные технологии экологического воспитания дошкольников"
Первым звеном в системе экологического образования является дошкольное. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разны...
Технология экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаева.
Развивать экологические представления, знания о ценности природы через организацию экспериментальной опытно-исследовательской деятельности....
Эффективные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях современного детского сада
экологическое воспитание дошкольников...