"Психологические техники и методы снятия напряжения для детей, чьи папы принимают участие на СВО"
консультация (подготовительная группа)
Цель работы педагога-психолога с детьми, которые переживают уход близких на СВО, – уменьшить негативный эмоциональный фон. Задачи работы – помочь воспитанникам осознать свои чувства и выразить их, поэтому на занятиях рекомендуем ослаблять состояния фрустрации, помогать моделировать будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
export_svo.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические техники и методы снятия напряжения для детей, чьи папы принимают участие на СВО.
В статье – техники и методы для работы с детьми 3–7 лет после травматизации и в состоянии тревоги. Задания помогут ослабить состояние фрустрации, помочь воспитанникам выстроить границы, укрепить образ «Я» и смоделировать будущее. Рекомендуем использовать техники для занятий с детьми-сиротами и воспитанниками, чьи родственники на СВО.
Цель работы педагога-психолога с детьми, которые переживают уход близких на СВО, – уменьшить негативный эмоциональный фон. Задачи работы – помочь воспитанникам осознать свои чувства и выразить их, поэтому на занятиях рекомендуем ослаблять состояния фрустрации, помогать моделировать будущее.
Справка
Травматизация – столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать, и событиями, на которые он не может активно реагировать
При любой травматизации ребенок может терять контакт с какой-то из своих «частей», не чувствовать границ тела. Происходят нарушения в эмоциональной сфере – воспитанник будет переживать резкие эмоциональные скачки, «зависать» в реакциях. Ребенок начинает бояться того, что раньше не вызывало тревогу.
Дети после травмы часто теряют опору, перестают чувствовать контакт ног с землей, поэтому рекомендуем с воспитанниками рисовать, лепить цветы и деревья. Например, предложите ребенку нарисовать дерево с крепким большим стволом и множеством корней. Чтобы закрепить эффект от занятий и усилить чувство опоры, предложите родителям и воспитателю во время сна положить под ноги ребенку скрученный валик из полотенца – дать опору ногам.
«Я – дерево». Предложите ребенку «вырастить великанские ноги». Задача ребенка – представить, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра, где «ветер» – это метафора, событий, на которые мы повлиять не можем.
«Грустное деревце». Упражнение поможет детям объяснить, что их беспокоит. Предложите ребенку «превратиться» в деревце, которое обижено, повреждено и грустит. Спросите, что для деревца сделать – поставить опору-палочку (себя), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (стать вокруг) – ребенок получит необходимый ресурс.
«Рисуем ладошки». Ладонь возвращает и укрепляет образ «Я». Простой способ возвращаться «в себя» – обрисовать ладошки и любые игры с ладошками. Предложите ребенку обвести ладони или оставить отпечатки на любом материале, например, в тесте. Чтобы создать у воспитанника ощущение заполнения внутренней территории, предложите разрисовать силуэт ладони.
Лепка полезна при любых психосоматических болезнях |
«Лепка». Лепка из теста или глины трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля. Включите упражнения с лепкой в занятия для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью.
«Что у тебя в руке?». Дети после травматизации пытаются все контролировать. Говорите и рекомендуйте родителям проводить с детьми беседы о планах, составлять расписание, делать коллажи мечты. Помните, что на практиках дети с травмами не закрывают глаза, боясь ослабить контроль, все время что-то вертят в руках. Чтобы снять напряжение в ручках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность – дайте детям в руки массажеры. Например, массажные колечки, эспандер, шарики-антистресс, наполненные мукой или крахмалом.
Внимание
С осторожностью проводите игры с домиками с детьми, дом которых был разрушен
«Сейф для страхов». Задача упражнения – аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами. Предложите ребенку соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний. Не называя воспоминания, дать метафору – просто смять лист бумаги, газету или взять темные листы бумаги, камни, шишки, сложить их в сейф, ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка.
«Ловец снов». Предложите воспитаннику сделать из спичек и разноцветных ниток «ловцов снов» или вырезать ажурную снежинку, чтоб, как фильтр, впитывала бы в себя страшные образы, не подпуская их к ребенку.
«Ангел». Вырежьте из бумаги ангела для защиты ребенка. Предложите воспитаннику дать фигурке имя, чтобы сделать его более одушевленным и личным. После занятия отдайте фигурку ребенку и попросите повесить над кроваткой, на стене или предложите сделать гирлянду из ангелов.
Если ребенок ничего не видит в кляксе, образы не приходят и история не придумывается, значит, практика ему не подходит |
Прием «Крыло ангела». Когда ребенку нужно почувствовать безопасность, отстраниться от большого количества людей, почувствовать поддержку, порекомендуйте ребенку положить правую руку на левое плечо. Для левшей – левую руку на правое плечо. Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу.
«Строим и рисуем домики». Дети ищут убежище «изначально в безопасном месте» – матке. Поэтому с ребенком полезно делать домики, халабуды, играть в прятки, такой ребенок любит прикрываться одеялом или простыней. По желанию предложите ребенку нарисовать дом, чтобы возвратить ощущение границы.
«Колыбелька». Практика возвращает контур безопасности и дает ресурс. Взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая руками и ногами), чуть покачиваясь и шепча что-то теплое в ушко.
Справка
Дети в состоянии тревоги могут бояться рисовать что-то на свободную тему
«Раскрасим». Предложите воспитанникам раскраски с четкими «жирными» границами или раскраски по цифрам. Например, внутри бумажной тарелки рисовать спонжиками, ватными палочками, зубными щетками. Следующий этап – капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем обводить высохшую форму, придумывая, на что она похожа.
По желанию предложите ребенку сочинить историю о получившемся образе. Например, предложите ответить на вопросы «Кто это, какой он, что с ним случилось?», «Чего ему хочется?», «Кто и что ему может помочь?». Обязательно доведите начатую историю до счастливого завершения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей «Лепка из глины – как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»
я сама и мои дети очень увлекаемся лепкой из глины. Это очень интересный материал для творчества. Очень жаль, что его так редко используют при работе с детьми....
Рекомендация "Игры для снятия напряжения у детей".
Маленьким детям нужно уметь расслабляться. Если тело малыша напряжено и неподвижно, восприятие информации из окружающей среды или даже от собственного тела становится очень ограниченным, и ребенку тру...
Статические упражнения для снятия напряжения у детей
Консультация для воспитателей...
«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»
В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работ...
Консультация для родителей средней группы Как снять напряжение у детей после детского сада?
Консультация для родителей средней группы Как снять напряжение у детей после детского сада?воспитатель: Стеклярова И.А. Если ваш ребенок пришел из детского сада без настроения, уставши...
Картотека игр для снятия напряжения у детей дошкольного возраста
Сборник игр, способствующие снятию напряжения у детей...
<< Гимнастика для глаз как эффективный метод снятия напряжения >>
lt;< Гимнастика для глаз как эффективный метод снятия напряжения >>...