"Психологические техники и методы снятия напряжения для детей, чьи папы принимают участие на СВО"
консультация (подготовительная группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

Цель работы педагога-психолога с детьми, которые переживают уход близких на СВО, – уменьшить негативный эмоциональный фон. Задачи работы – помочь воспитанникам осознать свои чувства и выразить их, поэтому на занятиях рекомендуем ослаблять состояния фрустрации, помогать моделировать будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon export_svo.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические техники и методы снятия напряжения для детей, чьи папы принимают участие на СВО.

В статье – техники и методы для работы с детьми 3–7 лет после травматизации и в состоянии тревоги. Задания помогут ослабить состояние фрустрации, помочь воспитанникам выстроить границы, укрепить образ «Я» и смоделировать будущее. Рекомендуем использовать техники для занятий с детьми-сиротами и воспитанниками, чьи родственники на СВО.


Цель работы педагога-психолога с детьми, которые переживают уход близких на СВО, – уменьшить негативный эмоциональный фон. Задачи работы – помочь воспитанникам осознать свои чувства и выразить их, поэтому на занятиях рекомендуем ослаблять состояния фрустрации, помогать моделировать будущее.

Справка

Травматизация – столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать, и событиями, на которые он не может активно реагировать

При любой травматизации ребенок может терять контакт с какой-то из своих «частей», не чувствовать границ тела. Происходят нарушения в эмоциональной сфере – воспитанник будет переживать резкие эмоциональные скачки, «зависать» в реакциях. Ребенок начинает бояться того, что раньше не вызывало тревогу.

Дети после травмы часто теряют опору, перестают чувствовать контакт ног с землей, поэтому рекомендуем с воспитанниками рисовать, лепить цветы и деревья. Например, предложите ребенку нарисовать дерево с крепким большим стволом и множеством корней. Чтобы закрепить эффект от занятий и усилить чувство опоры, предложите родителям и воспитателю во время сна положить под ноги ребенку скрученный валик из полотенца – дать опору ногам.

«Я – дерево». Предложите ребенку «вырастить великанские ноги». Задача ребенка – представить, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра, где «ветер» – это метафора, событий, на которые мы повлиять не можем.

«Грустное деревце». Упражнение поможет детям объяснить, что их беспокоит. Предложите ребенку «превратиться» в деревце, которое обижено, повреждено и грустит. Спросите, что для деревца сделать – поставить опору-палочку (себя), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (стать вокруг) – ребенок получит необходимый ресурс.

«Рисуем ладошки». Ладонь возвращает и укрепляет образ «Я». Простой способ возвращаться «в себя» – обрисовать ладошки и любые игры с ладошками. Предложите ребенку обвести ладони или оставить отпечатки на любом материале, например, в тесте. Чтобы создать у воспитанника ощущение заполнения внутренней территории, предложите разрисовать силуэт ладони.

Лепка полезна при любых психосоматических болезнях 

«Лепка». Лепка из теста или глины трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля. Включите упражнения с лепкой в занятия для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью.

«Что у тебя в руке?». Дети после травматизации пытаются все контролировать. Говорите и рекомендуйте родителям проводить с детьми беседы о планах, составлять расписание, делать коллажи мечты. Помните, что на практиках дети с травмами не закрывают глаза, боясь ослабить контроль, все время что-то вертят в руках. Чтобы снять напряжение в ручках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность – дайте детям в руки массажеры. Например, массажные колечки, эспандер, шарики-антистресс, наполненные мукой или крахмалом.

Внимание

С осторожностью проводите игры с домиками с детьми, дом которых был разрушен

«Сейф для страхов». Задача упражнения – аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами. Предложите ребенку соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний. Не называя воспоминания, дать метафору – просто смять лист бумаги, газету или взять темные листы бумаги, камни, шишки, сложить их в сейф, ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка.

«Ловец снов». Предложите воспитаннику сделать из спичек и разноцветных ниток «ловцов снов» или вырезать ажурную снежинку, чтоб, как фильтр, впитывала бы в себя страшные образы, не подпуская их к ребенку.

«Ангел». Вырежьте из бумаги ангела для защиты ребенка. Предложите воспитаннику дать фигурке имя, чтобы сделать его более одушевленным и личным. После занятия отдайте фигурку ребенку и попросите повесить над кроваткой, на стене или предложите сделать гирлянду из ангелов.

Если ребенок ничего не видит в кляксе, образы не приходят и история не придумывается, значит, практика ему не подходит 

Прием «Крыло ангела». Когда ребенку нужно почувствовать безопасность, отстраниться от большого количества людей, почувствовать поддержку, порекомендуйте ребенку положить правую руку на левое плечо. Для левшей – левую руку на правое плечо. Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу.

«Строим и рисуем домики». Дети ищут убежище «изначально в безопасном месте» – матке. Поэтому с ребенком полезно делать домики, халабуды, играть в прятки, такой ребенок любит прикрываться одеялом или простыней. По желанию предложите ребенку нарисовать дом, чтобы возвратить ощущение границы.

«Колыбелька». Практика возвращает контур безопасности и дает ресурс. Взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая руками и ногами), чуть покачиваясь и шепча что-то теплое в ушко.

Справка

Дети в состоянии тревоги могут бояться рисовать что-то на свободную тему

«Раскрасим». Предложите воспитанникам раскраски с четкими «жирными» границами или раскраски по цифрам. Например, внутри бумажной тарелки рисовать спонжиками, ватными палочками, зубными щетками. Следующий этап – капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем обводить высохшую форму, придумывая, на что она похожа.

По желанию предложите ребенку сочинить историю о получившемся образе. Например, предложите ответить на вопросы «Кто это, какой он, что с ним случилось?», «Чего ему хочется?», «Кто и что ему может помочь?». Обязательно доведите начатую историю до счастливого завершения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей «Лепка из глины – как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»

я сама и мои дети очень увлекаемся лепкой из глины. Это очень интересный материал для творчества. Очень жаль, что его так редко используют при работе с детьми....

Рекомендация "Игры для снятия напряжения у детей".

Маленьким детям нужно уметь расслабляться. Если тело малыша напряжено и неподвижно, восприятие информации из окружающей среды или даже от собственного тела становится очень ограниченным, и ребенку тру...

«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работ...

Консультация для родителей средней группы Как снять напряжение у детей после детского сада?

Консультация для родителей средней группы Как снять напряжение у детей  после детского сада?воспитатель: Стеклярова И.А. Если ваш ребенок пришел из детского сада без настроения, уставши...

Картотека игр для снятия напряжения у детей дошкольного возраста

Сборник игр, способствующие снятию напряжения у детей...

<< Гимнастика для глаз как эффективный метод снятия напряжения >>

lt;< Гимнастика для глаз как эффективный метод снятия напряжения >>...