Комплексное занятие «Когда говорят о России - я вижу свой синий Урал…»
план-конспект занятия (старшая группа)

Макарова Ирина Васильевна

воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_govoryat_o_rossii_ya_vizhu_svoy_siniy_ural.docx530.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 г. ЧЕЛЯБИНСКА».

Комплексное занятие

«Когда говорят о России - я вижу свой синий Урал…»

Подготовила:

учитель-логопед

Макарова И.В.

Челябинск, 2023

 «Когда говорят о России – я вижу свой синий Урал…»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

  1. Образовательные: дать детям понятие о Родине малой и большой. Закрепить знания и расширить представления детей о России, Уральском крае и Челябинске. Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Челябинска, о Российской символике.
  2. Развивающие. Развивать память, сообразительность, находчивость. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой. Совершенствовать у детей умение работать с бросовыми материалами. Развивать способности к композиции. Продолжать приобщать детей к совместной работе, совершенствовать умение детей взаимодействовать в группе.
  3. Воспитательные. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну, наш край и родной город Челябинск.

Предварительная работа:

 Знакомство с картой России, с картой Челябинской области, расположением Уральских гор на карте, месторасположение г. Челябинска на карте страны. Заучивание стихов Татьяны Боковой «Необъятная страна» и «Родина», Людмилы Татьяничевой «Урал», песен, хороводов.

Беседа с детьми о богатствах Урала: истории, значении для страны. Чтение сказов Бажова П.П. Рассматривание коллекции минералов, иллюстраций к сказам.

Материалы, оборудование, инструменты:

 Карта России, клей, подложки, тканевые салфетки, подносы с разнообразными «фантиками», фольга, композиционная основа для работы.

 Ход занятия

I часть.

Под музыку «Гимн Челябинской области» дети заходят в зал на свои места.

Педагог: сегодня мы поговорим о нашей стране, о нашей Родине.  А как называется наша страна?

Дети: Россия.

 Педагог: Россия! Какое прекрасное слово! Прислушайтесь – Россия. Здесь и роса, и сила, и синие просторы. Россия – слово звонкое и чистое, как родниковая вода!  Крепкое, как алмаз! Нежное как березка! Дорогое, как мама. Среди просторов нашей Родины России есть край, где мы родились, где мы выросли, где наш дом, где наша родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всюду будешь вспоминать свою родную сторону – родной край.

Педагог: показывает Россию на карте.  Какая Россия по величине?

Дети: Большая, огромная.

Педагог: на поезде нашу страну можно пересечь за неделю, а на самолёте нужно лететь целый день. Когда на западе утро, (педагог показывает на карте западные границы России), на востоке - уже вечер (педагог показывает на карте восточные границы России).  Вот какая большая наша страна Россия!  Про нашу необъятную страну Татьяна Бокова написала стихотворение. Давайте вспомним его.

СТИХОТВОРЕНИЕ «НЕОБЪЯТНАЯ СТРАНА»

Если долго - долго – долго

 В самолёте нам лететь,

 Если долго - долго – долго

 На Россию нам смотреть,

 То увидим мы тогда

 И леса, и города,

 Океанские просторы,

 Ленты рек, озёра, горы…

 Мы увидим даль без края,

 Тундру, где звенит весна,

 И поймём тогда, какая

 Наша Родина большая,

 Необъятная страна.

Педагог: А как вы думаете, ребята, почему мы называем нашу страну – «Родная страна, Родина»?

Заслушиваются ответы детей

Дети: здесь мы родились и живём. Здесь родились и живут наши мамы, папы, дедушки и бабушки.

Педагог: Слово Родина и родиться даже созвучны. Это родственные слова.  Кто хочет рассказать стихотворение Татьяны Боковой о Родине?

СТИХОТВОРЕНИЕ «РОДИНА»

Родина слово большое, большое!

 Пусть не бывает на свете чудес,

 Если сказать это слово с душою,

 Глубже морей оно, выше небес!

 В нём умещается ровно полмира:

 Мама и папа. Соседи, друзья,

 Город родимый, родная квартира,

 Бабушка, садик, котёнок и я.

Педагог: А наши солисты исполнят песню Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя».

ПЕСНЯ «ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА МОЯ»

Утром солнышко встаёт,

 Всех на улицу зовёт.

 Выхожу из дома я –

 Здравствуй, улица моя!

 Я пою, и в вышине

 Подпевают птицы мне,

 Травы шепчут мне в пути:

 «Ты скорей, дружок, расти!»

 Отвечаю травам я,

 Отвечаю ветру я,

 Отвечаю солнцу я:

 «Здравствуй, Родина моя!»

Педагог: Ребята, а кто знает, как называется наш край, уголок России, где мы с вами живём?

Дети: Урал.

Педагог : А кто – нибудь из вас может показать Урал на карте?

Ребёнок показывает Уральские горы.

Педагог : Что ты показал?

Ребёнок: Уральские горы.

Педагог: Ребята, обратите внимание, что мы с вами живём почти в самом центре России, на Урале — это наша Родина. Прекрасна уральская земля: лесистые горы, голубые озёра, быстрые реки. Богат наш край людьми трудовыми. Вот такие стихи о нашем крае написали уральские поэты. Хоровод заведём, про Урал мы споём. «УРАЛЬСКИЙ ХОРОВОД»

Педагог: ещё один талантливый человек – это уральская поэтесса Людмила Татьяничева написала о нашем родном крае стихотворение, которое так и называется - «Урал». Кто расскажет это стихотворение?

 СТИХОТВОРЕНИЕ «УРАЛ»

Когда говорят о России.

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки

Сосны босые

Сбегают с подоблачных скал.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

…Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Педагог: Ребята, а как называется город в котором мы живем? Слово «город» раньше звучало как «град» - огороженное, укреплённое место. Для защиты от врагов города строились как крепости. Челябинск тоже начинался с крепости . В 1736 году была построена сторожевая крепость, которая называлась «Челяба». В 1774 году в Челябе вспыхнуо восстание Емельяна Пугачева и только в 1787 году Челяба стала называться городом Челябинском. Навсегда вошел в историю поход южноуральских партизан под командованием В.К.Блюхера. В грозном сорок первом Челябинск называли Танкоградом.

Прикоснемся немного к истории. О ней нам расскажет Даша.

ЧЕЛЯБИНСК

В глубине Уральских гор,

В ожерельи из озер,

Где Миасс рябит волной,

Вырос город – твой и мой.

Был он крепостью – я знаю,

А теперь – опора края!

Наш Челябинск молодой –

Город славный твой и мой.

Металлург и краевед,

Балерина и атлет

Чтят Челябинск всей душой,

Это город – твой и мой!

Педагог: Каждая страна, город, ребята, имеет свой герб. Скажите, какой герб у нашего города       Челябинска. На серебряном щите часть крепостной стены в подтверждение того, что город Челябинск был основан, как Российская крепость. У крепостной стены находится   верблюд в знак того, что город богат товарами и его развитие зависит от успехов в торговле. Зеленое поле – символ надежды и изобилия. Золото – символ прочности, величия, богатства, великодушия.

 На Челябинском гербе есть верблюд – знаток в ходьбе,

Он от самого Китая груз несет, но - не себе!

А девчонкам и мальчишкам, что любили мармелад

 И узорчатые книжки двести с лишним лет назад. ( М.Юрина)

Каждая страна, каждый город на земном шаре имеет свой гимн

И у Челябинска тоже есть свой гимн. Гимн – это торжественная, праздничная песня.

«Гимн Челябинской области» написали муз. М.Смирнова, сл. В. Алюшкина (аудиозапись)              

Сейчас, когда мы заходили играл гимн Челябинской области, но сейчас мы с вами поговорим о других символах, которыми славится наш Урал.

Педагог: Мы с вами живем на Урале среди зеленых гор и нескончаемых лесных просторов. Раньше это была земля мастеровых людей и углежогов, сейчас — это кладовая природы. У нас много красивых рек, озер и целебных источников, которыми славится Урал. Именно у нас находятся скалы, где бродил Данила-мастер, лабиринты таинственных подземелий, и творения уральских мастеров, которые восхищают всех, кто знакомится поближе.

Челябинская область –крупнейший центр науки и культуры. Славится область и как крупнейший индустриальный центр страны. Всем этим мы гордимся. Поэтому наша с вами задача сохранить эти уникальные места и природные памятники, как для себя, так и для следующих поколений.  

II часть (Аппликация).

Педагог: В Уральской земле богатства скрыты,

Она и золото хранит,

А рядом с медью – малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Темны кристаллы хрусталя

И знаменита, и богата

Наша Уральская земля.

Педагог: на весь мир славится Урал своими камнями: самоцветами, рубинами, малахитом, горным хрусталем, яшмой, мрамором, гранитом.  А Уральские горы - кладезь полезных   ископаемых: угля, руды, меди, золота. Поэтому наш край называют страной малахита.

 - На предыдущем занятии мы с вами знакомились с Хозяйкой медной горы.

 - Давайте вспомним: какие легенды на Урале связаны с ящерками? Назовите минералы, которые, по поверьям, охраняют ящерки.

 - А сейчас мы отправимся в путешествие: заглянем в подземные недра и рассмотрим каменный цветок, который делал Данила - мастер и попробуем сами его сделать. Возьмите в руки клеевые карандаши, которые становятся на время путешествия фонариками.

 Дети встают полукругом и «освещают» своими фонариками темный фон композиции на стене.

 Воспитатель рассказывает и показывает, как создавать недра пещеры с помощью «фантиков»: нужно взять «фантик» понравившегося цвета, немножко его скомкать, придав ему форму камня, намазать клеем то место, куда будем крепить камень и приклеить его бледной стороной к фону.

 Дети приступают к созданию малахитовых чаш. В ходе работы педагог помогает формировать бумажные камни, подсказывает, куда лучше приклеить камень, чтобы получалась единая композиция.

 Дети вместе с воспитателем рассматривают получившуюся композицию, любуются полученным результатом, и они решают украсить получившимися чашами   группу.

                                           

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...

Конспект занятия " Когда говорят "Встречают по одёжке"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Когда так говорят?»

Задачи:способствовать расширению понятия о переносном значении слова;упражнять детей в употреблении фразеологических оборотов в речи;показать выразительность, яркость русского языка;приобщать к истори...

Как я вижу свою маму.

Учимся рисовать портрет мамы....

Мини-тренинг для родителей "Каким я вижу своего ребенка в первом классе"

Цель тренинга: актуализировать внимание родителей на подготовке детей к школе....