Главные вкладки
Статья «Развитие творческих способностей у детей первой младшей группы»
статья
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_u_detey_pervoy_mladshey_gruppy.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Ягодка» г. Лабытнанги
Воспитатель: Рылина Екатерина Ильинична
«Развитие творческих способностей у детей первой младшей группы»
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение.)
В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития творческих способностей детей.
Цель: помочь малышу раскрыть внутренний потенциал, способствовать становлению неординарной, разносторонне развитой, гармоничной личности.
Задачи:
• Развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений;
• Развитие умственных способностей, логики, мышления;
• Эстетическое воспитание.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. У детей 2-3 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. С детьми младшего дошкольного возраста, необходимо обыгрывать сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Так же можно использовать нетрадиционные способы изображения.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Например: рисование пальчиком, ладошкой, ватными палочками, оттиск печатками из пробки или ластика, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, тычок и т. д.
Рисование традиционными методами: в процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.
В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Дети двух-трех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками.
И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.
Рисование ватными палочками для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет.
Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:
- Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
- У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
- В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
- Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
- Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
- Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
- Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
- Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки – а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
- Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
- Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства, ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
- Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания – приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
- Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определённые качества.
Лепка содействует развитию личности ребёнка, помогает создать обстановку эмоционального благополучия. Это – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают опыт ребёнка. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются изобразительные способности, формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Вылепленные фигурки обыгрываются.
Свою работу строю на следующих принципах:
1. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
2. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
3. Связь обучения с жизнью: должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
4. Принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей воспитанников.
5. Принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество воспитанников.
Аппликация является одним из средств развития творческих способностей детей. Аппликация включает в себя настолько разнообразный спектр различных приёмов и техник, позволяющих развить творчество ребёнка. Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей.
Также используется коллективный метод творчества. Данный метод способствует взаимодействию детей между собой, развитию воображения и способности дополнить начатый рисунок, аппликацию.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности
Развитие творческих способностей личности ребенка – одна из главнейших задач детского сада. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым – воспитателям и родителям. Особое значение для развития творческой деятельности ребенка имеет стимулирование творчества в системе обучения детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие: НОД по развитию познавательных способностей для детей первой младшей группы на тему «Маленькая капелька» С использованием ИКТ.
Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе для детей раннего дошкольного возраста. Данное занятие направлено на знакомство детей со свойствами воды. Главная з...
Перспективное планирование по теме: «Использование театрально-игровых ситуаций в театрализованной деятельности для развития творческих способностей дошкольников» в первой младшей группе на 2014-2015 гг.
Перспективное планирование по программе "От рождения до школы" театрализованной деятельности в первой младшей группе...
Конспект НОД по развитию математических способностей для детей первой младшей группы на тему «Заюшкина избушка» с использованием ИКТ
Конспект НОД по развитию математических способностей для детей первой младшей группы на тему «Заюшкина избушка» с использованием ИКТ...
Мастер-класс для родителей. Развитие творческих способностей у детей 1 младшей группы с использованием нетрадиционных материалов – «Губка для посуды, а какое чудо!»
Расширение представлений у родителей о развитии творческих способностей с использованием нетрадиционных материалов.Привлечь родителей к процессу развития творческих способностей у детей с исполь...
Методическая разработка по теме: " Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"
Методическая разработка по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"....
Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей второй младшей группы «Творческая мастерская»
Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...
Бизиборд, как средство развития познавательных способностей у детей первой младшей группы.
Бизиборд, как средство развития познавательных способностей у детей первой младшей группы. Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники е...