Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Маленькие волшебники» 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Панасова Лидия Юрьевна

Рисование для детей является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной и творческой деятельностью ребенка.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_netrad._tehniki9.docx55.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 44  «Красная Шапочка» города Смоленска               

Принято

 «Утверждаю»                                                                

Педагогическим советом  МБДОУ

Заведующий МБДОУ

Д/с № 44 «Красная  Шапочка»                                                                  

Д/с № 44 «Красная Шапочка»

от «      » ____________ 2022 г.

____________    Коваль Т. Е.

Протокол № ____________

«      » ____________ 2022 г.

                                    Приказ № ____________                           

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

 «Маленькие волшебники»

с детьми 5-6 лет на 2023-2024 учебный год

 

Воспитатели: Панасова Л.Ю.

Смоленск

2023 г

Структура

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

Программы

Титульный лист Программы

стр

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы
  1. Пояснительная записка

3-4

1.2. Цель и задачи программы.

5

1.3. Планируемые результаты

5

1.4. Содержание программы

6

1.5. Формы аттестации и их периодичность

10

  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1. Методическое обеспечение

11

2.2. Условия реализации

12

2.3. Оценочные материалы

13

2.4. Календарный учебный график

16

2.5. Список литературы.

18

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы

1.1 Пояснительная записка

Направленность: художественная.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Разработанная программа развития творческих способностей через обучение нетрадиционными техниками рисования рассчитана на три года обучения и представляет собой обобщенный опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования, для детей среднего и старших возрастов.

Рисование для детей является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной и творческой деятельностью ребенка.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развивать способности, которые помогут ему стать личностью.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

В процессе рисования ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается если что – то не получается, стремиться преодолеть трудности.

Актуальность программы

Программ востребована учащимися и родителями. Изобразительная деятельность – это образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. В изобразительной деятельности присутствуют воспроизводящий фактор (традиционные техники рисования) и творческий (нетрадиционные техники рисования). И тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Программа «Нетрадиционные техники рисования» дает возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное, мышление. Так же программа дает возможность не только изучить различные нетрадиционные техник рисования, но и посредством рисования справиться с эмоциональными проблемами (тревожность, страхи, депрессия, агрессивность), дает выход творческой энергии.

Те навыки и умения, которые учащиеся приобретают на занятиях по изобразительному творчеству, способствуют развитию творческого мышления.

Именно творческое мышление поможет в будущем находить неочевидный выход из самых трудных ситуаций, быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современной жизни, идти в ногу со временем, быть успешным

Отличительные особенности программы «Маленькие волшебники», состоит в том, что она рассчитана на детей 5-6 лет, носит ознакомительный характер и позволяет детям ознакомиться со следующими нетрадиционными техниками рисования:

  • Рисование пальцем
  • Рисование ладонью
  • Рисование        печатями, изготовленными из пробок, картофеля
  • Рисование на пленке

Адресат программы. Дошкольники 5-6 лет.

Возрастные особенности дошкольного возраста (5-6 лет). Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть

самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и  иллюстрации к фильмам и книгам.

Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.

Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Форма обучения: очная.

Вид занятий: практические занятия, выставка творческих работ.

Сроки освоения программы. Программа составлена на старшую возрастную группу и рассчитана на один год обучения (38 академических часов).

Режим занятий.

Периодичность занятий – два раза в неделю по 1 академическому часу. Длительность занятий: 20-25 минут.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

  • Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник.
  • Формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи программы:

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Образовательные:

- Знакомить с техническими приемами и способами изображения с использованием различных изобразительных материалов.

- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Развивающие:

- Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, желание экспериментировать.

- Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

1.3 Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы «Маленькие волшебники».

Предметные результаты:

  • научится самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, иметь представления о нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Метапредметные результаты:

-сможет развить смекалку и фантазию;

-сможет развить мелкую моторику руки;

-сможет развить речь, память и внимание.

Личностные результаты:

Сформирован интерес к нетрадиционной технике рисования; навык коллективной деятельности.

  1. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие Техника

«пальчиковая живопись»

6

1

5

Самостоятельная работа

2.

Промежуточна

я аттестация

1

-

1

Самостоятельная

работа

3.

Техника

«печать от руки»

7

1

6

Самостоятельная работа

4.

Промежуточна

я аттестация

1

-

1

Самостоятельная

работа

5.

Техника рисования

«штампом»

6

2

4

Самостоятельная работа

6.

Техника рисования

«Тычком»

4

1

3

Самостоятельная

работа

7.

Промежуточна

я аттестация

1

-

1

Самостоятельная работа

8.

Техника «Кляксография»

3

1

2

Самостоятельная

работа

9.

Техника

«монотипия»

3

1

2

Самостоятельная

работа

10.

Промежуточна

я аттестация

1

-

1

Самостоятельная работа

11.

Смешанная техника рисования

3

1

2

Самостоятельная

работа

12

.

Рисование различными

техниками

1

-

1

Самостоятельная работа

13

.

Итоговая

аттестация

1

-

1

Самостоятельная

работа

ИТОГО

38  

8

30

Содержание разделов Программы

1. Вводное занятие.

Теория техники «пальчиковая живопись» (6 часов) Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись». Техника безопасности на занятиях.

Практика. Учить детей набирать краску на палец. Выполнение упражнений и рисунков: «Роспись дымковского коня», «Первый снег», «Городецкие узоры», «Птицы клюют ягоды на ветке», «Вишня в цвету».

2. Промежуточная аттестация.

Практика. Проверка полученных навыков (самостоятельная работа, выставка работ).

3.        Теория техники рисования «печать от руки» (7 часов) Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки».

Практика. Учить детей наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге. Выполнение упражнений и рисунков: «Озеро с лебедями», «Превращение ладошки», «Ёжик», «Красивые бабочки», «Цветы в вазе», «Подводный мир».

4.        Промежуточная аттестация.

Практика. Проверка полученных навыков (самостоятельная работа, выставка работ).

5.        Теория. Познакомить детей с новым приемом рисования «штампом, оттиск» (6 часов)

Практика. Закрепить навыки рисования ладонью.

Познакомить детей с техникой печатания. Учить детей рисовать пятна, скатанными шариками из салфеток. Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля.

Выполнение упражнений и рисунков:  «Я шагаю по ковру из осенних листьев.», «Мое любимое дерево осенью», «Елочка нарядная», «Ракеты в космосе», «Корзина с фруктами».

6. Теория. Познакомить детей с техникой рисования «Тычком» (4 часа)

Практика. Закрепить навыки рисования тычком.

Познакомить детей с техникой тычок. Учить детей рисовать жесткой полусухой кистью, ватными палочками.

Выполнение упражнений и рисунков: «Осенний пейзаж», «Роспись дымковской барышни», «Елочка нарядная».

7.        Промежуточная аттестация.

Практика. Проверка полученных навыков (самостоятельная работа, выставка работ).

8.        Теория. Познакомить детей с новой техникой рисования «Кляксография» (3 часа)

Практика. Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования «кляксография». Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Выполнение упражнений и рисунков: «Весеннее дерево», «Угадай, что получилось».

9. Теория. Познакомить детей с новой техникой «монотипия» (3 часов)

 Практика. Учить детей наносить краску не выходя за контур. Закрепить умение держать правильно кисть.

Выполнение упражнений и рисунков: «Бабочки, которых я видел летом», «Чудесный букет»

10.        Промежуточная аттестация.

Практика. Проверка полученных навыков (самостоятельная работа, выставка работ).

11.        Теория. Продолжить знакомить детей со смешанной техникой рисования (3 часа)

Практика. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать восковыми мелками и акварелью; свеча+акварель.

Выполнение упражнений и рисунков: «Летний луг», «Елочные игрушки».

12. Практика. Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования (1 час)

Закрепить знания и умения, полученные за год.

Упражнение: «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

13.        Итоговая аттестация.

Практика. Проверка полученных навыков, групповой анализ готовых работ. (самостоятельная работа, выставка работ).

Межпредметные связи по разделам:

  1. «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок, стихотворений. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функций речи, развитие связной речи.
  2. «Ознакомление с окружающим миром».

Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

  1. «Сенсорное восприятие».

Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном положении, развивается мелкая моторика рук.

  1. «Музыкальное воспитание».
  2. «Физическое воспитание».

Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

1.5. Формы аттестации и их периодичность

Педагогами осуществляется мониторинг эффективности образовательного процесса: входной, промежуточный и итоговый контроль.

Периодичност ь аттестации

Формы аттестации

текущая

промежуточная

итоговая

Входной контроль

Упражнение

«Спрячь картинку!»

По изучению темы

Самостоятельна

я работа

По

Самостоятельная

полугодиям

работа

Тест: «Дорисовыван

ие кругов»

По

Выставка

завершению

творчески

изучения

х работ

программы

(группово

й анализ).

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.        Методическое обеспечение

На занятиях используются такие методы как:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия).

Словесные методы:

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит детей к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Наглядные методы:

Наглядные методы.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Практические, самостоятельные работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

В образовательном процессе педагогом используются следующие образовательные технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают детям возможность сохранения здоровья, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах занятия, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали, провожу физкультминутки, пальчиковую, дыхательную гимнастику, упражнения для глаз.

Организация образовательного пространства:

Поддержание оптимальной температуры для занятий; соблюдение режима проветривания и освещенности. Осуществление контроля санитарного состояния кабинета, состояния мебели.

Наглядные пособия и дидактический материал эстетично оформлены. Цветовая гамма кабинета не утомляет зрение и не отвлекает от занятий. Зонирование, гибкое моделирование образовательного пространства. Осуществление контроля соответствия кабинета требованиям СанПиН.

Организация учебного процесса:

Проведение инструктажей по технике безопасности. Соблюдение правил противопожарной безопасности.

Динамическая пауза (физкультминутка, подвижная игра, пальчиковые игры, игры для глаз) 1-2 раза за занятие.

2.2.        Условия реализации программы

Дидактическое и информационное обеспечение

1.        Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г

2.        Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду.»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.

3.        Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки

4.        Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

5.        Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».

6.        И.А Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

7.        Акуненок Т.С.«Использование приёмов нетрадиционного рисования» Дошкольное

образование – 2010«Рисуем ладошками»Д.Н.Колдина.Изд.Мозаика-Синтез–2016.

8.                Анцифирова Н.Г.«Необыкновенное рисование» Дошкольная педагогика-2011.

9.                Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования» Москва –2008.

10.        Казакова Р.Г. Занятия по рисованию «Нетрадиционные техники» ТЦ Сфера – 2009.

11.        Никитина А.В.«Нетрадиционные техники рисования» Изд.

КАРО–2010.

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в укомплектованном индивидуальными посадочными местами помещении с использованием средств ИКТ: ноутбук. Имеются наглядные пособия.

Занятия должны проводиться в светлом, проветриваемом помещении.

 

Для проведения занятий имеются необходимые инструменты и материалы индивидуального и общего пользования.

Инструменты и материалы, необходимые для работы:

-         альбомы для рисования;

-        ватман А3, цветная бумага;

-        кисти для рисования разного размера, ворса;

-        гуашь, краски акварельные;

-        баночки для воды, салфетки влажные, сухие;

-        карандаши цветные, восковые мелки;

-        пробки, полиэтиленовая пленка, картофель;

-        наглядные пособия.

Кадровое обеспечение

В реализации Программы занят два воспитателя дошкольного образования высшей и первой квалификационной категории, Панасова Лидия Юрьевна, Филиппенкова Мария Сергеевна

2.3.        Оценочные материалы

Диагностические методики для оценки предметных, метапредметных, личностных результатов

Входной. Оцениваются начальные навыки и умения воспитанников по рисованию.

Упражнение «Спрячь картинку!»

Цели: исследование навыков рисования, умения держать карандаш (фломастер); самостоятельного рисования; формирование интереса к изобразительной деятельности.

Материалы: карандаши или фломастеры; листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей).

Для группового занятия необходимо сделать заготовки: нарисовать в центре каждого листа бумаги небольшое изображение. Предмет должен быть знаком ребенку (зайчик, мишка, пупсик, птица, пирамидка, мяч, кубик, неваляшка и т.д.), а рисунок простым. Контур предмета нарисован карандашом или фломастером одного цвета. На заготовках можно изобразить один и тот же предмет или разные предметы. На индивидуальном занятии изображение можно нарисовать на глазах у ребенка.

Раздайте детям листы бумаги с нарисованным контуром какого- либо предмета и по одному карандашу или фломастеру. На этом занятии можно использовать только один цвет, который должен совпадать с цветом контурного изображения на бумаге (чтобы после закрашивания картинка не была видна), либо использовать черный цвет.

Покажите детям, как надо держать карандаш. При необходимости помогите взять его правильно — расположите пальчики малыша на карандаше и, держа руку малыша в своей руке, нарисуйте несколько линий, давая возможность ребенку почувствовать силу давления на карандаш.

Предметные.

Предметные результаты включают освоение обучающимися знания и умения, готовность их применения. Форма – самостоятельная работа Анализ продуктов деятельности

1.        Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью.

2.        Передача формы:

•        форма передана точно;

•        есть незначительные искажения;

•        искажения значительные, форма не удалась.

3.        Строение предмета:

•        части расположены верно;

•        есть незначительные искажения;

•        части предмета расположёны неверно.

4.        Передача пропорции предмета в изображении:

•        пропорции предмета соблюдаются;

•        есть незначительные искажения;

•        пропорции предмета переданы неверно.

5.        Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

•        по всему листу;

•        на полосе листа;

•        не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

•        соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

•        есть незначительные искажения;

 

•        пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.        Передача движения:

•        движение передано достаточно четко;

•        движение передано неопределенно, неумело;

•        изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы занятия.

7.        Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

•        передан реальный цвет предметов;

•        есть отступления от реальной окраски;

•        цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

•        многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

•        преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

•        безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:

«Не сформировано» - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

«Частично сформировано» — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью        взрослого;

«Сформировано» — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются соответствующее значение: «с», «н», «ч», в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по

каждому ребенку.

Метапредметные.

Развитие воображения, внимания, речи.

-        Пользуется различными изобразительными средствами

-        Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы

-        Сопровождает речью рисование, использует все части речи

 

-        Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму,

- Изображает отдельные предметы, сюжеты, простые по композиции и

содержанию

- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы

«Не сформировано» - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

«Частично сформировано» — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью        взрослого;

«Сформировано» — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются соответствующее значение: «с», «н», «ч», в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по

каждому ребенку.

Личностные.

Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

2.4 Календарный учебный график (примерный)

№ n/ n

Число

Время проведения

Тип занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

16.00 – 16.25

Комбинированное

6

Вводное занятие Техника

«пальчи ковая живопис ь»

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

2.

Сентябрь

16.00 – 16.25

Комбинированное

1

Промежуточная аттестация

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

3.

Октябрь

16.00 – 16.25

Комбинированное

7

Техника

«печать от руки»

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

4.

Октябрь

16.00 – 16.25

Комбинированное

1

Промежуточная аттестация

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

5.

Ноябрь

16.00 – 16.25

Комбинированное

6

Техника рисования

«штампом»

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

6.

Декабрь

16.00 – 16.25

Комбинированное

4

Техника рисования

«Тычком»

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

7.

Декабрь

16.00 – 16.25

Комбинированное

1

Промежуточная аттестация

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

8.

Январь

16.00 – 16.25

Комбинированное

3

Техника «Кляксография»

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

9.

Февраль

16.00 – 16.25

Комбинированное

3

Техника

«монотипия»

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

10.

Февраль

16.00 – 16.25

Комбинированное

1

Промежуточная аттестация

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

11.

Март

16.00 – 16.25

Комбинированное

3

Смешанная техника рисования

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

12.

Апрель

16.00 – 16.25

Комбинированное

1

Рисование различными

техниками

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

13.

Май

16.00 – 16.25

Комбинированное

1

Итоговая аттестация

МБДОУ

№ 44

Самостоятельная работа

2.5. Список литературы для педагогов:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991,

№2.

  1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297- 32.shtml

  1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010.

  1. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

  1. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

Список литературы для родителей:

  1. Е.А.Янушко «Рисование с детьми дошкольного возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

  1. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

  1. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3- 7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

  1. ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками.

Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».

  1. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

  1. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

Список литературы для детей:

  1. Раз, два, три, четыре, пять - я умею рисовать! Пошаговые уроки для маленьких художников - Феофанова Ольга, Маликова Светлана, 2013г.

  1. Пособие/книга "Белый мишка", издана "Эксмо", в рамках серии "Творческая мастерская, 2017г.

  1. Пособие/книга "Рисуем круг - рисуем все!", автор Харт К., издана "Попурри", 2009 г.

  1. Пособие/книга "Зуенок Р.: Основы рисования для детей", автор Зуенок Р.,        издана "АСТ", 2015 г.

  1. Пособие/книга "Мурзина А.: Учебник рисования для детей", автором которой является Мурзина А., издана "АСТ",2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста»  (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Маленькие таланты»

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Маленькие таланты»

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...