Проект "Матрешка"
проект (младшая группа)

Козлова Анастасия Михаиловна

Актуальность:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шефнер,1970)

Анализ детских игрушек позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать их музыкальному развитию. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.

Одной из таких игрушек по праву можно считать «МАТРЁШКУ».

Кукла «Матрешка» – самая древняя и популярная детская игрушка. Первые куклы «Матрешки» были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы «Матрешки» были не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной народной куклы «Матрешка» состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matryoshka.docx994.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 5 «Улыбка»

с детьми 3-4 лет

IMG_20221124_144939.jpg

                                                  Выполнили: воспитатель

                                         Назарова Марина Алексеевна

                                    Музыкальный руководитель Козлова А.М.

                                                                    г.Семенов

2022г.

Название проекта  

« Матрешка – народная игрушка»

Возраст детей

                  3-4 года

Тип проекта

 Познавательно-творческий

Участники проекта

Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Длительность проекта

Краткосрочный (1 неделя)

( 28.11.22-02.12.22)

Актуальность:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шефнер,1970)

Анализ детских игрушек позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать их музыкальному развитию. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.

Одной из таких игрушек по праву можно считать «МАТРЁШКУ».

Кукла «Матрешка» – самая древняя и популярная детская игрушка. Первые куклы «Матрешки» были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы «Матрешки» были не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной народной куклы «Матрешка» состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».

Не стоит забывать, что «Матрешка» – это детская развивающая игрушка. «Матрешка» удивляет собой – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка? Когда главный секрет открыт, начинается игра: ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, по размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику, развивает моторику рук. Эта замечательная игрушка имеет заслуженное признание у воспитателей.

В настоящее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили, с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес у детей и их родителей через национальную игрушку –«Матрешку».

Цель проекта:

  • создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Задачи проекта:

  1. Формирование  интереса к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой «Матрешкой».
  2. Расширять представления  детей об окружающем мире.
  3. Поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.
  4. Развитие  эмоциональной отзывчивости  детей на произведения народного творчества.
  5. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.
  6. Воспитание  дружеских взаимоотношений между детьми.
  7. Повысить родительскую компетенцию в вопросах воспитания и развития детей.

                                     Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный:

1) выбор темы и цели проекта, формы его защиты;

2) подбор методического материала, научно-популярной и художественной литературы, иллюстраций по теме проекта;

3) подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, приобретение материалов для изобразительной и другой деятельности (- презентация «Вот они какие, матрешки заводные» ; куклы «Матрешки»;трафареты (силуэты) «Матрешек»;

аудио записи русских народных песен и стихотворений о «Матрешке»;

тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек о «Матрешках»).

4) оформление мини- музея « Все матрешки в ряд».

Второй этап – реализация проекта:

Образовательная область

     Формы работы с детьми

          Срок

социально-коммуникативное развитие

( Л.В.Абрамова; И.Ф.Слепцова «Социально- коммуникативное развитие. Младшая группа)

« День рождения Матрешки» (самостоятельная деятельность)

«Напоим матрешек чаем» (самостоятельная деятельность)

28.11

познавательное развитие детей

(Приложение 2)

- дидактические игры: «Разложи и собери матрешку», «Сложи матрешку», «Матрешки», «Найди заплатку», «Укрась фартук», «Найди пару», «Матрешки-застежки», «Найди половинку»

ООД «Теремок» (знакомство со свойствами дерева)

- сюжетная игра «Что делают матрешки»

28.11- 02.12

29.11

30.11

художественно-эстетическое развитие (приложение 3)

- прослушивание песенок (частушек) про матрешку: Песенки: «Мы матрешки», «Матрешки», «Русская матрешка»;

игра-пляска «Мы- матрешки крошки», ООД лепка «крендельки»;

01.12

29.11

речевое развитие

(Приложение 4)

ООД «У матрешки –новоселье»

- чтение стихов про «Матрешку» авторы: Н. Акишкина и В. Приходько;

- отгадывание загадок о «Матрешке»;

30.11.

28.11

физическое развитие детей (Приложение 5)

физкультминутка «Матрешки»;

-  зрительная гимнастика «Матрешка»;

- пальчиковая гимнастика «Матрешка» и «Веселая Матрешка»

подвижная игра «Бегите к матрешке»;

 игра малой подвижности «Найди матрешку»;«Соберем матрешку»

02.12.

30.11

02.12

28.11

Взаимодействие с родителями:

- консультация для родителей «Матрешка – детская развивающая игрушка» (приложение 6)

- Папка-передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка» (приложение 7).

Третий  этап – заключительный.

Презентация проекта. Развлечение «В гости к матрешке».

 Планируемый результат:

а) повышение информированности детей и их родителей о родной культуре на примере куклы-игрушки «Матрешка», их нравственного и личностного отношения к действительности;

б) эмоциональное восприятие детьми предметов народного творчества;

в) проявление детьми активности в разных видах деятельности;

г) совместная с родителями работа еще более сблизит детей и родителей. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизирует их позиции, как участников педагогического процесса воспитания детей в детском саду.


Литература:

1.Абрамова Л.В.; Слепцова  И.Ф. «Социально коммуникативное развитие. Младшая группа».М.: Мозаика Синтез 2022- 88 с.

2.Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения».Для занятий с детьми 3-7 лет. М.Мозаика Синтез 2015-48 с.

3.Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. 3-4 года. Конспекты занятий . ФГОС.М.: Мозаика Синтез 2022 г- 64 с.

4. Основная образовательная программа МБДОУ детского сада №5 «Улыбка»

4.Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр».Для занятий с детМозаика Синтез 2019-144 с.

Приложение 1.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.

Дидактические игры:

«Разложи и собери матрешку»

Дидактические задачи:

  • учить ребенка действовать с трехместной матрешкой;
  • формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)

Игровые действия:

Воспитатель ставит на стол матрешку.

Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.

«Сложи матрешку»

Дидактические задачи:

  • закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке;
  • закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения;
  • воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

«Матрешки»

Дидактические задачи:

  • закреплять знания детей о трех основных цветах игрушки – матрешки (красный, желтый, зеленый), знания детей один-много;
  • учить детей выстраивать сериационный ряд в убывающем и возрастающем порядке;
  • учить обследовать предмет путем приложения, наложения;
  • закреплять в речи слова «высокий-низкий», «ниже», «самый низкий», «выше», «самый высокий», «большой-маленький», «самый большой», «самый маленький»;
  • развивать память, внимания, наблюдательность.

Материал: набор матрешек.

Игровые правила: Воспитатель показывает детям игрушку матрешку (все матрешки расположены одна в одной) и загадывает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Раскладывает перед детьми матрешек, дает возможность их рассмотреть. Закрепляет знания детей один-много.

Воспитатель: посмотрите, какая матрешка яркая, нарядная, круглолицая, румяная. У нее цветная косыночка и нарядный сарафан.

Русская матрешка как ты хороша

Яркая одежда на тебе всегда.

« Найди заплатку»

Цель игры:

  • Развитие восприятия и создание условий для закрепления знания детьми цвета, формы, размера.-Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Формировать умение различать понятия много, один.
  • Расширять и активировать словарный запас детей.
  • Создание положительного эмоций и снятие негатива.

Задачи игры:

1.Образовательная : знакомить детей с основными цветами, геометрическими фигурами, учить соотносить цвета и геометрические фигуры путем наложения.

2.Развивающая: развивать мелкую моторику рук, обогащать сенсорный опыт детей.

3.Воспитательная: формировать коммуникативные навыки, доброжелательные взаимоотношения во время игры.

Ход игры: 1.Предложить ребенку заполнить недостающие фрагменты (геометрические фигуры) на макете матрешки, не делая акцент на цвете «заплаток».

2. Попросить детей разложить «заплатки» у матрешки по основным цветам, соблюдая правильность геометрических фигур.

«Укрась фартук»

Цель: Цель: Формирование у детей представлений о красоте народной игрушки.

Задачи:

1.Развивать интерес к народной игрушке, сенсорные способности.

2.Воспитывать самостоятельность.

Краткое описание хода игры.

Воспитатель сообщает детям, что матрешка – символ России, которая появилась на Руси много лет тому назад.

Наша страна гордится и славится народными промыслами. Матрешку делают из дерева. Воспитатель показывает детям нераскрашенную матрешку. Дети должны подержать ее в руках .Затем  воспитатель сообщает, что мастера раскрашивают игрушки, чтобы они были красивыми. Предлагает рассмотреть их. Дети рассматривают разные матрешки: Полхов – Майданские, Семеновские, Загорские.

Правила:

В игру можно играть с одним  и несколькими детьми ( от 1 до 8 детей).

Детям раздаются матрешки ( Семеновские), на фартуках у которых нет рисунка. Создается игровая ситуация: у матрешки беда, рассыпались цветы с фартука. Нужна помощь. Необходимо собрать фигуры и разместить их на фартуках у матрешек.

«Найди пару»

Цель: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание; закреплять знания детей о народной игрушке; закреплять знания детей о видах декоративной росписи; воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.

Ход игры: детям предлагаются карточки с изображением матрешек разной величины, необходимо подобрать пару, найти похожую матрешку и объяснить какая роспись.

Вот матрешка-мама, дочка, где, не знаю.

Прячется малютка, вот она какая!

Появилась дочка маленького роста

С ней матрешка-мама, загляденье просто! (С. Резщикова)

«Половинки»

Цель игры: знакомство с русской народной игрушкой-Матрешкой, вызвать интерес к новой игрушке.

Задачи:

-формировать понятия -цвет, размер, форма.

-развивать речь, память, мелкую моторику

-воспитывать доброжелательные отношения между детьми

-учить детей складывать из частей целую картинку

-развивать умение подбирать одинаковые части целого предмета.

Матрешки весело бегали,плясали, весело играли, прыгали как мячики и потеряли свои половинки. Помоги Матрешкам найти свои половинки.

Ребёнок выкладывает все картинки, рассматривает их и находит каждой матрёшке свою половинку.

Все матрёшки нашли свою половинку, игра закончена.

«Матрешки –застежки»

Цель:  учить застегивать и расстегивать разные застежки (молния, кнопки, пуговицы, липучка, завязки, закреплять понятия «большая – маленькая матрешка», развивать мелкую моторику рук.

Задачи:

1. Научится подбирать игрушки подходящие по размеру, складывать их;

2. Учить детей последовательно выполнять действия;

3. Разнообразить детскую игровую деятельность.

Возраст детей: 3-5 лет

Оборудование: Текстильные куколки "Матрешки"

Количество участников: 1-2 человека

Правила игры: Предлагаю ребенку рассмотреть тканевую куколку - "Матрешку", которая скрывает в себе еще несколько куколок. Обращаю внимание, на то, что для того чтобы увидеть как выглядит следующая куколка, необходимо расстегнуть застежку на первой куколке (молнию). После чего проделать тоже самое с остальными куклами. (При необходимости показываю, помогаю ребенку, например когда игра проводится впервые.) Когда все куколки будут расстегнуты матрешек следует разложить по величине (от большой к маленькой, так же обращая внимание (проговаривая) на цвет каждой матрешки. После рассматривания куколок предлагается их собрать (застегнуть, следует уточнить что начать нужно с самой маленькой.

 

Приложение 2

               ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Игры-пляски

Программное содержание:

  • средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке;
  • обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений;
  • развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку;
  • приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой;
  • побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.

Игра-пляска «Мы – матрешки крошки»

Цель: развитие чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений.

Материал: платочки.

Игровые действия: Воспитатель и дети надевают яркие платочки. Воспитатель поет и пляшет, а дети подражают его движениям.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Поплясать хотим немножко.

Стоя на месте – покачивают головами вправо и влево, быстро кружатся, притопывают ногами.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

У нас новые сапожки.

Стоя на месте, покачивают головами. Медленно выставляют вперед то одну, то другую ногу.

Мы матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Побежать хотим немножко.

Бегут вперед вслед за воспитателем.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Погуляем хотим немножко.

Идут за воспитателем, на ходу обмахиваясь руками – жарко.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Ах, устали наши ножки!

Присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки локоть левой.

В промежутке между куплетами воспитатель спрашивает детей: «Отдохнули?» После этого все встают и продолжают пляску.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Снова пляшут наши ножки!

Поворачиваются то вправо, то влево.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Всем поклонимся матрешки.

Кланяются.

                                                                                                                     

                                                                                                                   Приложение 3

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Звуковая культура речи

Цель: развитию речи и обучению родному языку детей; формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Материал: стихи про матрешку:

Загадки

Загадки про матрешку, как и стихи, помогают познакомить малышей с этой интересной игрушкой. Ребята узнают секрет матрешки. Прячутся в ней сестрички – мал мала меньше. Думаешь, что держишь в руках одну, а оказывается, что их три или пять, а бывает и еще

больше. 

fbb90243c6f21ba0fb76f6f3bfb5df56-800x.jpg

Приложение 4.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Физкультминутка

Физкультминутка про матрешку предназначена для организации минутки здоровья на занятиях у детей в детском саду.

Цель: приобщить детей к национально-культурным традициям, снятие утомляемости и сонливости дошкольников младшей группы.

Физкультминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Физкультминутка, зрительная гимнастика и различение цветов

Материал: платочки желтого, зеленого и красного цветов; демонстрационные картинки с матрешками в сарафанах желтого, красного и  зеленого цвета.

Игровые действия: выполняется в положении стоя (по мотивам стихотворения Зинаиды Медведевой «Матрешка».

Ход физкультминутки:

У меня матрешка есть, новая игрушка, в желтом сарафанчике славная толстушка… (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

А ее откроешь – в ней сидит вторая, вся в зеленом, как весной травка молодая… (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

А вторую отвернешь – там еще матрешка, там матрешка – в синем крошка, (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

В ней – любимая матрешка. Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет, алый, как цветочек, и под цвет платочек, пуще всех ее храню, больше всех ее люблю маленькую крошку – красную матрешку. (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Матрешка»

Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)

Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)

«Веселые матрешки»

Мы – красавицы матрешки,

Разноцветные одежки (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки два раза)

Сюжетная подвижная игра

«Прячем матрешку»

Цель игры: развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

Игровые действия:

  • Воспитатель прячет знакомую ребенку большую матрешку так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где матрешка? Ищи матрешку!» (воспитатель ищет ее вместе с детьми).
  • Когда ребенок найдет игрушку, воспитатель прячет ее так, чтобы найти было сложнее.
  • После игры с матрешкой можно провести игру «Прятки».

Подвижная игра

«Бегите к матрешке!»

Цель: умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

Игровые действия:

  • Дети сидят на стульчиках. Воспитатель с матрешкой садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».
  • Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!».
  • Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед: ‒ «Убегайте, убегайте!».

Дети садятся на стульчики.

‒ «Отдохнули?» ‒ спрашивает воспитатель.

‒ «Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?».

IMG_20221207_151900.jpgIMG_20221207_152144.jpgIMG_20221207_151640.jpg