Обучение дошкольников основам цифровой грамотности
методическая разработка
Обучение дошкольников основам цифровой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
цифровая грамотность | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение дошкольников основам цифровой грамотности
в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
в соответствии с ФОП ДО
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
(в соответствии с ФОП ДО)
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 3-4 года | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 4-5 лет | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 5-6 лет | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 лет |
Планируемые результаты реализации Федеральной программы | |||
Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. | Ребенок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в повседневной жизни. | Ребенок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности. Ребенок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними. | Ребенок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии. Ребенок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и др. |
Задачи социально-коммуникативного развития | |||
Формирование основ безопасного поведения | |||
Обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов, исключая практическое использование электронных средств обучения. | Формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и прочее, исключая практическое использование электронных средств обучения. | Знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. | Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в сети Интернет. |
Задачи познавательного развития | |||
Формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования. | Развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования. |
ФОП ДО п. 23.4. Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.
ФОП ДО п. 23.6.1. При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей. (подходы к обучению И.Я. Лернера-М.Н. Скаткина).
ФОП ДО п. 23.7. При реализации Федеральной программы педагог может использовать различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:
демонстрационные и раздаточные;
визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
естественные и искусственные;
реальные и виртуальные.
ФОП ДО п. 23.10. Вариативность форм, методов и средств реализации Федеральной программы зависит не только от учета возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном процессе.
ФОП ДО п. 23.12. Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Федеральной программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 3-4 года | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 4-5 лет | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 5-6 лет | ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 лет |
Словесные | ||||
рассказ | + | + | + | + |
разъяснение | + | + | + | + |
чтение художественной литературы | + | + | + | + |
беседы | + | + | + | + |
обсуждение | + | + | + | + |
вопросы | + | + | + | + |
Наглядные | ||||
наблюдение | + | + | + | + |
демонстрация | + | + | + | + |
использование ТСО | - | - | + | + |
Практические | ||||
упражнения | + | + | + | + |
игры | + | + | + | + |
моделирование | - | + | + | + |
Информационно-рецептивный метод | ||||
распознающее наблюдение | - | - | + | + |
рассматривание картин | + | + | + | + |
демонстрация кино- и диафильмов | - | - | + | + |
просмотр компьютерных презентаций | - | - | + | + |
рассказы педагога или детей | + | + | + | + |
чтение | + | + | + | + |
Репродуктивный метод | ||||
упражнения на основе образца педагога | + | + | + | + |
беседа | + | + | + | + |
составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель | + | + | + | + |
Метод проблемного изложения | - | - | + | + |
При применении эвристического метода | - | - | + | + |
Исследовательский метод | ||||
творческие задания | - | - | + | + |
В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 п. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, табл. 6.3. в ДОУ необходимо учитывать нормативы размера экрана средств обучения
Электронные средства обучения | Диагональ экрана, дюйм/сантиметр, не менее |
Интерактивная доска (интерактивная панель) | 65/ 165, 1 |
Монитор персонального компьютера, ноутбука | 15,6/ 39,6 |
Ноутбук | 14, 0/ 35, 6 |
Планшет | 10,5/ 26, 6 |
В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 п. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, табл. 6.8. педагогам необходимо учитывать допустимую продолжительность работы с ЭСО
Электронные средства обучения | Возраст детей | На занятии, мин. | Суммарно в день, мин. |
Интерактивная доска | 5-7 лет | 7 | 20 |
Интерактивная панель | 5-7 лет | 5 | 10 |
Персональный компьютер | 6-7 лет | 15 | 20 |
Ноутбук | 6-7 лет | 15 | 20 |
Планшет | 6-7 лет | 10 | 10 |
Примерное содержание беседы с детьми при использовании ЭСО
- На занятиях с использованием ЭСО внимательно слушай воспитателя.
- Запрещено смотреть прямо на луч света, исходящий из мультимедийного проектора.
- Не закрывайте луч света мультимедийного проектора, преграждая его проецирование на экран.
- Во время работы с интерактивной доской необходимо находиться спиной к проектору. Прежде чем повернуться лицом к группе, отступи в сторону от луча проектора.
- Не вставай на стул, если не можешь дотянуться до верха интерактивной доски.
- Запрещено прикасаться к кабелям питания приборов, сгибать, защемлять и тянуть за них.
- Не передвигайте работающее ЭСО.
- Не кладите на ЭСО бумагу, вещи и другие предметы.
- Запрещено прикасаться к работающему или выключенному проектору.
- Не включайте и не выключайте самостоятельно ЭСО в сеть.
- Запрещено детям переносить самостоятельно ЭСО.
- Не играй там, где проходят провода от ЭСО, ты можешь споткнуться о них.
- Не работайте с интерактивной доской, планшетом, ноутбуком и компьютером мокрыми или влажными руками.
- При возникновении неисправности ЭСО (посторонний шум, запах дыма, искрение) прекратите работу с ним и сообщите об этом воспитателю.
- Прекрати работу с ЭСО, если почувствовал признаки усталости.
- По окончании работы с ЭСО сделай физминутку и зрительную гимнастику.
Для решения задач познавательного развития по цифровому образованию предлагаем дополнить занятия по ознакомлению с окружающим цифровым содержанием. Дополнительное содержание выделено красным шрифтом. Варианты дополнения содержания являются примерными и зависят от возможностей конкретного дошкольного учреждения.
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы»
Ознакомление с окружающим миром
(старшая группа)
Месяц | № | Тема | Программные задачи | Добавляем примерное содержание | Источник информации |
сентябрь | 1 | Предметы, облегчающие труд человека в быту. | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. Формировать представления детей о том, что компьютер (планшет, ноутбук) и телефон облегчают жизнь человека; уточнить и расширить представления о возможностях цифровых устройств. | Компьютер (планшет, ноутбук) и телефон являются предметами, которые также облегчают труд человека. Обсудить с детьми наиболее распространённые варианты использования этих средств. Например: с помощью телефона родители могут позвонить ребёнку, который находится дома один. Компьютер даёт возможность человеку получить информацию по любой теме. | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным миром и социальным окружением. Старшая группа.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016-80с.(стр.20) |
октябрь | 3 | Что предмет расскажет о себе | Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. Познакомить с устройством ноутбука и телефона. Формировать представление об основном назначении ноутбука (получение информации) и телефона (совершение звонков), о возможностях использования «голосового помощника». | Познакомить с устройством ноутбука (экран, клавиатура, мышь) и телефона (экран, камера, кнопка включения и др.). Показать основные возможности устройств: выход в интернет и поиск информации (ноутбук), звонок по телефону. Отметить возможности «голосового помощника» для получения информации дошкольниками. | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным миром и социальным окружением. Старшая группа.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016-80с.(стр.24) |
ноябрь | 6 | Пернатые друзья | Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах. Формировать представление об использовании «голосового помощника» для получения информации в цифровых устройствах. | Предложить найти в сети интернет ответ на вопрос: почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются с нами зимовать. (По возможности просмотр видеоролика) | Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с. (стр. 49) |
Дополнительный материал по цифровому образованию для организации совместной деятельности
взрослого и детей
Раздел «Предметное окружение»
Игра «Какие устройства может заменить телефон?»
Цель. Расширить представления детей о том, какие функции может выполнять телефон.
Материал. Большая карточка с изображением телефона. Маленькие карточки с изображением предметов: будильник, видеокамера, фотоаппарат, калькулятор, наручные часы, музыкальный центр (магнитофон), телевизор, книга, игры, календарь, калькулятор, фонарик, утюг, кофемолка, пылесос, чайник и др.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди брать карточки, перевёрнутые изображением вниз. Ребёнок рассматривает картинку и высказывает предположение, может ли телефон заменит данный предмет. Например: Получив карточку с книгой, ребёнок говорит, что можно найти в интернете любимую сказку и послушать. Карточка с наручными часами – в телефоне есть часы и с его помощью можно узнавать время и т.п.
Ознакомление с окружающим миром
(подготовительная к школе группа)
Месяц | № | Тема | Задачи | Добавляем примерное содержание | Источник информации |
Сентябрь | 1 | Предметы – помощники. | Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия. Уточнить и расширить представления детей о том, людям каких профессий необходим компьютер, как он облегчает труд. | Рассказать детям о том, люди каких современныхпрофессий не могут обходиться без компьютеров. Например: Учитель или воспитатель, когда готовится к занятию, может найти необходимую информацию в интернете. | ДыбинаО.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 80с. (стр. 28) |
Октябрь | 5 | Удивительные предметы | Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам). Познакомить с цифровыми устройствами: ксерокс, принтер, сканер. Дать представление о их назначении. | Показать детям реальные устройства: ксерокс, принтер, сканер. Рассказать о их назначении, показать как взрослый их использует. Отметить, как они облегчают жизнь человеку. | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 80с. (стр. 31) |
Ноябрь | 6 | Наблюдение за живым объектом | Расширять представление детей о декоративных животных. Учить наблюдать за морской свинкой, не мешая ей. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать желание помогать взрослым, ухаживать за животным. Формировать умение находить необходимую информацию в интернете, используя «голосовой помощник». | Поставить перед детьми проблему: как провести наблюдение за декоративным животным. Подвести к решению о том, что видео можно найти в сети интернет. С помощью взрослого, используя «голосовой помощник», найти подходящее видео и посмотреть его на разрешённом цифровом устройстве. | Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с. (стр.43) |
Март | 13 | Знатоки. | Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющие эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к познанию окружающего мира. Развивать умения детей применять смартфон для получения информации. | Занятие проводится в соответствии с конспектом, представленным в методическом пособии. В случае неправильного (или неполного) ответа «команды знатоков» на вопрос, педагог предлагает детям сформулировать вопрос для «голосового помощника» и через интернет в смартфоне получить правильный ответ. | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 80с. (стр. 47) |
Апрель | 15 | Знатоки природы | Расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира. Учить быстро находить ответ на поставленный вопрос. Развивать познавательную активность и творческую инициативу. Развивать умения детей применять смартфон для получения информации. | Занятие проводится в соответствии с конспектом, представленным в методическом пособии. В случае неправильного (или неполного) ответа «команды знатоков» на вопрос, педагог предлагает детям сформулировать вопрос для «голосового помощника» и через интернет в смартфоне получить правильный ответ. | СоломенниковаО.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с. (стр.63) |
Дополнительный материал по цифровому образованию для организации совместной деятельности
взрослого и детей
Раздел «Предметное окружение»
Игра «Какие предметы делают жизнь удобной?»
Цель. Расширить представления детей о том, как цифровые устройства позволяют сделать жизнь человека более удобной.
Материал. Большие карточки с изображением компьютера и телефона. Маленькие карточки - 2 набора.
1 комплект: продукты питания, одежда, больница, поезд, игры, автобус, конверт, книги, кастрюля и сковорода, аптека, зонт и т.д. 2 комплект: будильник, видеокамера, фотоаппарат, калькулятор, телефоны экстренных служб, конверт и т.д.
Ход игры
Воспитатель в центре стола изображением вверх кладёт карточку с картинкой «компьютер». Вокруг выкладывает карточки из первого комплекта изображениями вниз. Дети по очереди переворачивают карточки и, опираясь на изображение, определяют, как цифровое устройство облегчает деятельность человека.
Например: Ребёнок переворачивает карточку с изображением больницы и может сказать «С помощью компьютера человек может взять талон в больницу». ( Карточка «поезд» - можно узнать в интернете расписание поездов, маршруты, цену билета, купить билет; «кастрюля и сковорода» - можно найти рецепт, как приготовить разные блюда и т.п.)
По аналогии используется комплект карточек 2 для картинки «телефон» и определяются функции телефона, которые облегчают жизнь человеку. ( Карточка «фонарик» - если в подъезде вечером темно, то можно посветить фонариком; «видеокамера» - если ты увидел что-то интересное, то можно снять видео и т.п.)
Игра «Отгадай предмет»
Цель. Закрепить название и назначение составляющих частей компьютера.
Материал. Карточки с изображением компьютерной мыши, наушников, веб-камеры, колонки, клавиатуры, монитора.
Ход игры
Воспитатель раздаёт детям по одной карточке. Ребёнок, не показывая изображения, описывает внешний вид предмета и его назначение. Остальные дети пытаются отгадать, о чём идёт речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы "Обучение дошкольников основам компьютерной грамотности в процессе реализации программы «Развитие» Л.А. Венгера"
Основная цель проводимой работы – разумное внедрение компьютера в дошкольное учреждение, основанное на требовании приоритета развития личности каждого ребенка....
Учебно- тематический план по обучению дошкольников основам финансовой грамотности
Учебно- тематический план по обучению дошкольников основам финансовой грамотности...
"Обучение дошкольников основам финансовой грамотности"
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них....
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению дошкольников основам IT-грамотности «Юный информатик»
Программа...
«Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности в условиях детского сада»
laquo;Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности в условиях детского сада»...
Обучение дошкольников основам цифровой грамотности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФОП ДО
Материал разработан для включения в образовательную программу дошкольного учреждения, составленную на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования....
Обучение дошкольников основам цифровой грамотности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФОП ДО
Материал разработан для включения в образовательную программу дошкольного учреждения, составленную на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования....