Методическая разработка на тему _Взаимодействие ДОО и семьи_ 6.08.2024г.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Название научно-методической разработки: «Современные форматы взаимодействия ДОО и семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
Воспитатель: Ионцева Е.Н
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка на тему _Взаимодействие ДОО и семьи_ 6.08.2024г. | 104.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Название научно-методической разработки: «Современные форматы взаимодействия ДОО и семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
Воспитатель: Ионцева Е.Н
Авторы: Максяшева Татьяна Леонидовна, старший воспитатель, Терехина Софья Ильинична, Смирнова Лидия Сергеевна, Пархоменко Ольга Владимировна, Ионцева Елена Николаевна, воспитатель, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа 1253.
Актуальность научно-методической разработки.
В современных условиях эффективное взаимодействие человека с социально-культурной и природной средой невозможно без наличия у него активной, деятельностной позиции. Для успешной жизнедеятельности уже недостаточно обладать определенным набором знаний. Требуется умение добывать эти знания, оперировать ими, мыслить творчески и самостоятельно. Эти современные навыки напрямую зависят от уровня сформированности познавательной активности личности.
Проблема развития познавательной активности у дошкольников - одна из самых актуальных в дошкольной педагогике.
Современная нормативно-правовая документация в сфере дошкольного образования (ФГОС ДО, ФОП ДО) подтверждает это, предусматривая формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений (образовательная область «познавательное развитие»). В Планируемых результатах дошкольников на разных этапах дошкольного детства также большое внимание уделяется познавательной активности (ФГОС ДО, ФОП ДО).
Познавательное развитие – одна из пяти базовых образовательных областей ФГОС ДО, ФОП ДО, а познавательно-исследовательская деятельность является одним из видов деятельности дошкольников, определенных в данных документах.
Проблема развития познавательной активности - одна из наиболее трудных в психолого — педагогической науке, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Этой проблеме посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой.
В отечественной педагогике и психологии имеются давние традиции в изучении проблемы развития познавательной активности в условиях образовательного процесса.
Так, К.Д. Ушинский исследовал переход детей от любопытства к любознательности. Имеются наблюдения и некоторые экспериментальные сведения об условиях развития познавательной активности. Так, известны попытки развития познавательной активности у детей через введение особого содержания, в частности через увеличение количества естественно - научных знаний, а также через изменение форм и методов работы с детьми - создания на занятиях свободной и творческой атмосферы.
Познавательная активность, по мнению Л.С. Выготского это «естественный двигатель детского поведения», она рассматривается в психолого-педагогических исследованиях, как основной мотив интеллектуальной деятельности, который создает основу для усвоения целостной системы знаний и успешного обучения в школе.
Познавательная активность – это важнейшая область общего феномена активности.
Познавательная активность – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событии окружающего мира, которая активизирует психические процессы, деятельность, познавательные возможности: познавательный интерес - важнейшее новообразование личности, которое не дается ребенку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования. Активизируя все психические процессы, интерес выступает как внутренний побудитель познавательной деятельности
Дошкольный возраст - это фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, среди которых познавательная активность занимает одну из ведущих позиций.
Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно в процессе накопления информации об окружающем характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов.
В ходе своих наблюдений Н.А. Менчинская сделала вывод о том, что вопросы дают возможность судить о том, какие стороны действительности становятся доступными детскому мышлению. Она выделила 6 групп детских вопросов:
-вопросы, направленные на выявление некоторых элементарных признаков знакомого предмета или явления;
-вопросы, направленные на раскрытие причин явлений;
-вопросы типа «Почему?»;
-вопросы, помогающие ребенку классифицировать предметы и
явления окружающей действительности;
-вопросы, направленные на познание значения незнакомых слов;
-вопросы оценки поступков, проявлений окружающих (детей и взрослых).
У старших дошкольников возникают вопросы, обращенные к себе, то есть появляется новая форма внутреннего диалога, где и вопрос, и ответ принадлежат ребенку. Это свидетельствует о зарождении способности к более обобщенному опосредованному познанию, тенденции к абстракции, умственной переработке впечатлений у детей. Это является первым признаком превращения детских вопросов из необходимого средства познания мира в сотрудничестве с взрослым, в необходимое звено самостоятельного мышления. Любознательность может трансформироваться в познавательный интерес. Познавательная активность возникает как эпизодический, временный под влиянием непосредственного воздействия предмета или ситуации и исчерпывается вместе с удовлетворением данного возникшего интереса или с выходом за пределы непосредственного влияния заинтересовавшего.
Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое- основа развития этого качества. Развитие познавательной активности является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности дошкольников.
Познавательное развитие ребенка старшего дошкольного возраста предполагает:
#1057;тановление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;
#1060;ормирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией, формирование основ логического мышления;
#1056;азвитие речи как средства передачи информации и активизации мышления.
4. Развитие восприятия.
Для развития познавательной активности ребенка старший дошкольный возраст является сензитивным периодом, опосредующим отношение ребенка к окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. Именно в этом возрасте развивается исследовательская позиция ребенка, определяющая его исследовательское поведение. Исследовательское поведение, по мнению Н.Н.Поддьякова - это универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта, в развитии личности Мотивационной основой исследовательского поведения является любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях. Сюда, прежде всего, относится познавательная активность как интегральное личностное качество, которое характеризует отношение, степень включенности ребенка в процесс познания, овладение способами познавательной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, в старшем дошкольном возрасте особенно важно серьезное внимание уделять развитию познавательной активности. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей и в условиях ДОО, и в семье. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель и родитель своим примером должен побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, обращать внимание на новые, необычные черты объекта, помогает строить догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Условием эффективного развития познавательной активности старших дошкольников является целенаправленное взаимодействие в системе дети-педагоги-родители, поиск и реализация единых путей в данном направлении. При этом важно использовать несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда взрослые (педагоги, родители) учат детей новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда взрослые - равноправные участники детской деятельности; по типу «опекаемый взрослый», когда взрослые специально обращаются к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослыми, дают советы и т.п. Важным показателем самосознания детей 5-7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
В соответствии со ст. 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ», родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
В условиях введения «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи понимается как установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. Основой взаимодействия педагогов с родителями в современных условиях дошкольного образования является сотрудничество, то есть, совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Согласно Федеральному закону от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) являются участниками образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. В статье 2 пункте 31 прописано, что «родители приобретают статус участников образовательных отношений, наряду с педагогами и специалистами образовательной организации».
Необходимо обратить внимание, что совершенствование системы образования в Российской Федерации, изменение педагогических условий, принципов и подходов к организации образовательного процесса актуализирует необходимость взаимодействия образовательной организации и семьи. В соответствии с существующими на сегодняшний день нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений, одной из наиболее значимых целей, стоящих перед образовательной организацией, является создание и поддержание системы взаимодействия с семьей для обеспечения гармоничного развития детей, в частности такого значимого качества, как познавательная активность.
Для реализации данного цели, а также для решения задачи по повышению компетентности родителей в вопросах развития познавательной активности, педагоги нашей ДОО используют в своей работе традиционные, нетрадиционные и инновационные форматы взаимодействия, призванные заинтересовать родителей и сделать их активными участниками образовательных отношений. Здесь можно привести в пример такие форматы взаимодействия, как: Детско-родительские клубы: Клуб «Читающая семья», «Кулинарный клуб», «Клуб родитель-мастер - гость группы», «Клуб праздников познания», «Клуб интеллектуальных игр»; «Проектные выставки», «Образовательный туризм «Всей семьей», Социальные акции, которые признаны многими теоретиками и практиками дошкольного образования интересными и увлекательными для всех участников.
Также перед нами встала задача выработки системы взаимодействия с родителями, включающей данные форматы, ориентированная на включенность семьи в деятельность ДОО по формированию познавательной активности старших дошкольников в течение учебного года. Так нами была разработана Авторская Модель взаимодействия «Путь к познанию/познания (дети+родители+педагоги)», объединяющая всех участников образовательной деятельности.
В основу модели были положены педагогические принципы, которые являются фундаментом формирования системы взаимодействия педагогов образовательной организации и родителей воспитанников (С.С. Прищепа и Т.С. Шатверян и др.):
партнерство родителей и педагогов в процессе образования и воспитания детей, совместное решение проблем воспитания;
единство в понимании педагогами и родителями основных целей, задач, форм и методов воспитания и обучения;
уважительное и ценностное отношение к ребёнку как со стороны родителей, так и со стороны педагогов;
знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива образовательной организации и семьи; реализация воспитательного потенциала в процессе осуществления совместной деятельности с ребенком;
ориентир на конкретные потребности семьи, запросы родителей, их интересы при организации лекций, семинаров, клубов;
систематический анализ эффективности взаимодействия педагогов образовательной организации в современных условиях и родителей (начальных, промежуточных и конченых результатов) в соответствии с четко определенными критериями и параметрами.
Описание научно-методической разработки.
В данной научно-методической разработке представим графическое изображение Модели, этапы ее разработки и реализации из нашей практики.
Рисунок 1. Модель взаимодействия «Путь к познанию/познания (дети+родители+педагоги)»
СЛОВИЯ
На этапе разработки модели мы исходили из ряда научно-методических положений, выделенных в психолого-педагогических исследованиях.
Приведем их.
Взаимодействие образовательной организации и семьи определяется как «установление партнерских взаимоотношений, позволяющих оптимизировать образовательный процесс за счет объединения усилий всех субъектов образования в вопросах воспитания детей, создать благоприятную атмосферу общности интересов, активизировать педагогический потенциал родителей» (Т.В. Ажарова).
Ваимодействие педагогов ДОО и семьи есть составная часть непосредственного общения людей. Несмотря на то, что понятия «общение» и «взаимодействие» взаимосвязаны, развести их между собой достаточно сложно. Взаимодействие это иная сторона общения, которая отражает не только коммуникативный обмен информацией, но организацию совместной деятельности для достижения общих целей, удовлетворения потребностей или интересов (Н.Ю. Серебрякова).
Проблемы при формировании взаимоотношений между педагогом и родителями заключаются, прежде всего, в нехватке информации, сведений: о новых технологиях методах воспитания и обучения; о формах и приемах удовлетворения спроса родителей на систему знаний по вопросам воспитания и обучения ребенка. Формирование системы взаимодействия с родителями будет эффективным только тогда, когда родители сами станут непосредственными активными участниками образовательного процесса (М.А. Иваненко).
При формировании системы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях дошкольного образовательной организации важно активизировать педагогический потенциал родителей, расширить и обогатить их воспитательные умения и навыки, поддержать и укрепить их уверенность в собственных возможностях, демонстрировать и распространять положительный опыт семейного воспитания, акцентировать внимание на его важности и значимости в развитии ребенка.
Таким образом, одной из наиболее базисных задач в рамках разработки Модели взаимодействия с семьями стало развитие активной позиции родителей, повышения качества их включенности в образовательную деятельность, повышения уровня интереса к тематике развития познавательной активности детей.
Для решения данной задачи в рамках первого блока Модели (мотивационно-подготовительного) нами был разработан и проведен ряд мероприятий, который включал в себя:
проведение диагностики исходного уровня познавательной активности старших дошкольников;
проведение Цикла консультаций и семинаров с педагогами по темам: «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста»; «Современные форматы взаимодействия ДОО и семьи»;
создание родительского уголка в Методическом кабинете в ДОО, в котором представлены методические материалы, психолого-педагогическая литература по вопросам познавательного развития детей, формирования познавательной активности в старшем дошкольном возрасте. Данный Уголок был продублирован также в цифровом формате в родительском чате;
проведение бесед, круглых столов, семинаров, дискуссий (очно и он-лайн), на которых происходило активное совместное обсуждение прочитанного/изученного материала с целью возможного практического использования полученных знаний, активизация родителей на более глубокое изучение материалов, привлечение внимания родителей к теме развития познавательной активности;
создание, поддержание и расширение библиотеки детской литературы, стимулирующей познавательную активность детей, которая будет использоваться как педагогами в образовательной организации, так и родителями – дома;
организация деятельности различных клубов по интересам (Клуб «Читающая семья», «Кулинарный клуб», «Клуб родитель-мастер - гость группы», «Клуб праздников познания», «Клуб интеллектуальных игр»), направленных на развитие познавательной активности детей, объединяющих усилия педагогов и родителей.
В процессе диагностики (сентябрь 2023 года) нами были использованы следующие методы и методики:
1. Авторская беседа «Почему осенью с деревьев опадают листья?»
2. Включенные и невключенные наблюдения
3. Методика Е.Э.Кригер «Волшебный цветок».
В таблице 1 обозначены критерии и методы диагностики уровня развития познавательной активности дошкольников.
Таблица 1: Критерии и методы диагностики уровня развития познавательной активности дошкольников
Показатель | Методы диагностики |
эмоциональная включенность в поисковую деятельность - выражение эмоций, связанных с удивлением, ожиданием нового, радостью от полученной новой информации; | Наблюдения включенные и невключенные во время образовательной и свободной деятельности |
проявления вопросительной активности детей - качество и частота поисковых вопросов, связанных с новым материалом; | Наблюдение невключенное |
проявление самостоятельности и инициативы в решении поисковой задачи и в преодолении трудностей активность, заинтересованность, умение делать выводы и умозаключения; | Наблюдения включенные и невключенные во время образовательной и свободной деятельности |
исследовательский подход в решении умственной поисковой задачи – способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации; | Наблюдения включенные и невключенные во время образовательной деятельности |
повышенное внимание к новой познавательной информации, то есть познавательная потребность детей -возникновение вопросов, вызванных новой познавательной информацией | Беседа |
стремление к общению с соучастниками процесса познания умение слышать и договариваться | Наблюдения включенные и невключенные во время образовательной и свободной деятельности |
Степень выраженности данных показателей послужила основой для обозначения уровней познавательной активности дошкольников: от высокого к низкому.
Данные уровни обозначены в Таблице 2.
Таблица 2.
Уровни развития познавательной активности старших дошкольников
Уровни |
| % |
Высокий | - активно включается в деятельность, выражает восторг и удивление; - может сформулировать необходимые вопросы без помощи взрослого; - выдвигает предположения, гипотезы, не опираясь на указания взрослых; - умеет классифицировать предметы, относя их, например, к предметному миру и миру природы; - рассказывает о своих наблюдениях; - самостоятельно делает выводы; - объясняет собственные действия, - способен принимать осознанные решения | |
Средний | - активно включается в деятельность, выражает восторг и удивление; - может сформулировать необходимые вопросы, однако иногда требуется помощь взрослого; - выдвигает собственные предположения, гипотезы, но опирается при этом на указания взрослого; - умеет классифицировать предметы, относя их, например, к предметному миру и миру природы с помощью опоры; - рассказывает о своих наблюдениях, но ситуативно с напоминаниями взрослого; - делает отдельные выводы, опираясь на заданные вопросы; - объясняет собственные действия, доказывает и защищает свои идеи, если ему это важно | |
Низкий | - неохотно включается в деятельность, проявляет безразличие к предлагаемой деятельности, выражает неудовольствие; - может сформулировать необходимые вопросы в сложившейся ситуации, но ему всегда требуется помощь и поддержка взрослого; - не умеет выдвигать предположения, гипотезы даже с помощью взрослого; - умеет классифицировать предметы, относя их, например, к предметному миру и миру природы с помощью опоры и взрослого; - не хочет рассказывать о своих наблюдениях даже после просьбы взрослого; - делает элементарные выводы, опираясь на заданные вопросы; -может доказать и защитить свои идеи, если ему это важно |
Определение исходного уровня познавательной активности дошкольников проводилась по показателям, отраженным в таблице.
Полученные данные фиксировались в протоколе.
Второй блок (Основной) реализации Модели предполагает учет Положения ФГОС ДО (п.) о том, что необходимо «взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Нами был разработан Кодекс уважения семейных традиций, в который вошли следующие положения, которые стали основополагающими при построении взаимодействия педагогов с родителями:
каждая семья индивидуальна, и принятые в ней традиции, обычаи, правила, нравственные критерии также разнообразны;
отдельная семья вправе самостоятельно выбирать воспитательные методы и приёмы, нравственные ценности;
именно в семье ребенок достаточно свободен для раскрытия и исследования мира вокруг себя, построения отношений с окружающими и самим собой;
семейное окружение - это естественная среда, которая естественным образом формирует личностные качества ребёнка;
семья должна осознавать всю ответственность, которую она несёт за воспитание детей.
В деятельности 2го блока при построении взаимодействия в системе дети-родители-педагоги использовалась Модель трех вопросов. Модель трёх вопросов — это образовательная технология, которая позволяет педагогу получить первичную информацию о запасе знаний и представлений детей, а также помогает ориентироваться в способах получения информации.
Суть этой технологии заключается в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:
«Что знаем?» — ответы детей на первый вопрос позволяют определить представления детей по теме.
«Что хотим узнать?» — второй вопрос помогает определить желания детей.
«Как узнать?» — третий вопрос позволяет спланировать деятельность не только каждого ребёнка, но и всей группы.
Использование данной модели имеет следующие преимущества:
дети учатся выражать свои мысли и высказываться, слушать и слышать друг друга, планировать собственную деятельность;
родители узнают о интересах своего ребёнка и имеют возможность подключиться, оказав посильную помощь;
педагоги планируют деятельность и деятельность детей, исходя из их базовых знаний и интересов.
Основной блок Модели взаимодействия включал в себя следующие мероприятия:
- Создание и поддержка работы Информационной платформы для родителей:
Информирование родителей через социальные сети,
Информационная «паутинка» для выбора родителями участия в жизни группы по дням недели в образовательной деятельности,
Банк идей от родителей,
Фиксация участия в деятельности Клубов «Читающая семья», «Кулинарный клуб», «Клуб родитель-мастер - гость группы», «Клуб праздников познания», «Клуб интеллектуальных игр».
- Активные практики взаимодействия дети+педагоги+родители:
Клуб «Читающая семья», «Кулинарный клуб», «Клуб родитель-мастер - гость группы», «Клуб праздников познания», «Клуб интеллектуальных игр»;
Проектные выставки;
Образовательный туризм в разные районы города очно и он-лайн;
Охарактеризуем подробнее содержание Клубов на примере Клуба «Читающая семья».
Клуб «Читающая семья»
Задачи:
Активировать включенность родителей в совместное чтение
Развитие познавательной активности старших дошкольников на основе знакомства с детской литературой
Формирование потребности чтения у старших дошкольников
Введение традиции в семье к воспитанию юного читателя с высоким уровнем познавательной активности.
Содержание деятельности Клуба включает ряд мероприятий и практик в системе дети-педагоги-родители, позволяющий активизировать познавательную активность детей на основе взаимодействия ДОО и семьи. Создание памяток для читающей семьи, плакатов с перечнем книг; организация книгообмена между семьями; досуги с «Голосом ребенка» по литературным произведениям; КВНы по прочитанным книгам. Клуб предполагает наличие следующих материалов в ДОО: коробка с книгами от родителей, подставка с карандашами, стикеры, формуляры и т.д.
По промежуточным и конечным результатам деятельности Клубов организовывались Проектные выставки рисунков, аппликаций, мини-композиций и пр.
Также был организован Образовательный туризм в разные районы города очно и он-лайн с активным участием семей. Родители подключались на этапе планирования, организации поездок, а также активно в них участвовали. Мы посетили:….ВПИСАТЬ
Вся эта деятельность позволила повысить познавательную активность детей на основе организованного взаимодействия с семьями. Об этом свидетельствуют результаты проведенной итоговой (май 2024 года) диагностики.
Для того, чтобы увидеть результативность проведенной работы, детям обеих групп предлагались, как и в начале учебного года, следующие диагностические методики:
1. Беседа;
2. Включенные и невключенные наблюдения в свободной деятельности и на занятиях;
3. «Волшебный цветок» Е.Э. Кригер.
Диагностика уровня развития познавательного интереса у детей экспериментальной группы показала: у 42% уровень сформированности высокий, у 53% - средний, 5 % низкий.
Наблюдения за детьми во время проведения занятий позволили определить, что дети стали задавать больше вопросов во время проведения занятий («Как?», «Какой?», «Зачем?», «Для чего?», «Почему?», «Что будет, если?») («Хочу знать, как сделать!», «Очень интересно почему!», «Как?», «Зачем?») и после («Хочу знать, как сделать!», «Очень интересно почему!», «Почему так?»), стали более организованными, старались выполнять задания до конца, дети меньше перебивали друг друга при ответах на вопросы, пытались выдвигать собственные гипотезы.
Таблица 3.
Результаты сравнительного анализа уровней развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
до | после | до | после | до | после |
30% | 42% | 39% | 53% | 31% | 5% |
Разработанная и апробированная Модель взаимодействия «Путь к познанию/познания (дети+родители+педагоги)»позволяет положительно влиять на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Выводы.
Результаты итоговой диагностики показали, что реализация разработанной Модели позволила достичь поставленной цели: повышение уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОО и семьи.
Положительная динамика в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста стала выражаться в том, что дети стали более любознательными, увеличилось количество вопросов познавательного характера, повысился интерес к исследовательской деятельности, в свободной деятельности дети стали больше уделять внимания познавательной деятельности.
Список используемой литературы:
- Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. - Москва: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
- Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С.52-58.
- Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова //Детский сад от А до Я. - 2014. - №4. - с.23-35.
- Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения.- 2012. - №25. - С.8.
- Бардина Р.И., Булычева А.П., Дьяченко О.М. и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М., 1996.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994.
- Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования/ Ю.А. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - с.41.
- Годовикова, Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с.
- Гришаева, Н.П. Современные задачи и методы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации / Н. П. Гришаева, Л. М. Струкова. – Текст: электронный. - // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – с. 918- 920.
- Давыдова, О. И. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 52 - 55.
- Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С.41-49
- Денисенкова, Н.С., Клопотова, Е.Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова // Региональная научно-практическая конференция. Москва – Бирск, 2004.
- Диагностика умственного развития дошкольников. / Под. ред. Л.А.Венгера, В.В. Холмовской. - М.: 2008.
- Диагностика определения интенсивности познавательной потребности (по Юркевич)
- Дыбина, О.В., Поддъяков, Н.Н., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /О.В. Дыбина, Н.Н. Подъяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
- Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. /В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с.: ил.
- Занков Л.В. Система развивающего обучения Занкова / Л.В. Занков.file:///Users/kata/Downloads
- Коротаева, Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование, 1995. - с. 156-159.
- Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками/ М.И.Лисина //Вопросы психологии . - 1982. - №4. - С. 18-35.
- Матюшкин А.М. Педагогическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии. – #8470;#1089;.5-17.
- Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения в детском саду. Методическое пособие. / А.И. Савенков. – СПб.: Питер, 2009. – 136 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержден Приказом Минобразования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс] режим доступа: (Дата обращения: ).
- Федеральная образовательная программа (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"). [Электронный ресурс] режим доступа: (Дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста для более успешной адаптации к детскому саду»
На сегодняшний день тема взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста достаточно актуальна. За последнее время резко увеличился поток детей в...
методическая разработка "Педагогическая технология взаимодействия ДОУ и семьи в процессе организации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей"
Мною разработаны этапы и конкретные формы взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающие рост их педагогической компетентности в вопросах организации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей...
Методическая разработка на тему "Взаимодействие с семьёй"
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Ус...
Методическая разработка на тему: "Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ"
В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреж...
Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности»
В связи с тем, что нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей, мы создали проект взаимодействия с родителями по развитию игровой де...
Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности»
В связи с тем, что нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей, мы создали проект взаимодействия с родителями по развитию игровой де...
Методическая разработка: "Способы контроля взаимодействия ДОО и семьи"
Система контроля взаимодействия ДОО с семьями воспитанников...