Консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Власенко Наталья Владимировна

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Представление о профессиях позволит детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду.

                                                                                    Подготовила воспитатель

                                                                Власенко Н.В.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Представление о профессиях позволит детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых необходимо начинать с профессий людей, входящими в ближнее окружение детей. Постепенно переходить от профессий сотрудников дошкольной образовательной организации и родителей к ознакомлению с профессиями абсолютно незнакомых, чужих для ребят людей. В процессе ознакомления, наряду с получением информации о трудовых действиях и орудиях труда, используемых представителями той или иной профессии, необходимо концентрировать внимание дошкольников на самого человека, т.е. уделять особое внимание нравственным, положительным деловым и личностным качествам людей, таким как ответственность, добросовестность, стремление принести пользу людям, тем самым вызывая у детей чувство уважительного отношения к человеку труда, сопереживания, желания трудиться. Также необходимо обращать внимание детей на то, сколько времени и сил затратил человек на достижение результата труда, с какой любовью и творчеством трудился. Это дает возможность дошкольникам понять, то, что к итогам работы взрослых необходимо относиться аккуратно, с уважением. Необходимо заострять внимание дошкольников на том, что очень часто результат труда достигается усилием большого количества людей, т.е. является результатом коллективного труда, представителей нескольких профессий. Детям необходимо пояснить, что люди помогают друг другу в труде, аккуратно и старательно выполняют свои обязанности и поручения, так как от трудовой деятельности каждого в отдельности зависит конечный результат.

Для эффективной работы по формированию представлений о людях разных профессий важно сохранить стиль взаимоотношений детей и взрослых, основанный на сотрудничестве, партнерской деятельности взрослого и ребенка. Ребёнок должен быть партнером, как со своим воспитателем, так и со своими родителями, реализуя совместную работу по формированию представлений о людях разных профессий.

Выстраивая систему работы по формированию представлений о людях разных профессий, необходимо выстроить последовательность и постепенность в освоении этапов по ознакомлению детей с профессией. Для начала нужно познакомить детей с термином «профессия». Детям необходимо понять, что профессия – это дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Объяснить детям, что профессии нужно специально обучаться, что у каждой профессии есть свои инструменты. Так, содержание знаний о труде людей какой-либо профессии должно быть следующим:

  • название профессии (кто варит обед, строит дом);
  • место работы (где работает повар, строитель);
  • орудия труда (чем, с помощью чего работает повар, строитель),
  • трудовые действия (что делает повар, строитель);
  • результаты труда (что получается в результате работы повара, строителя);
  • польза труда для общества (для кого варит повар обед, строит дом строитель).

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);
  • Принцип доступности, адаптированности материала к возрасту;
  • Принцип систематичности (постоянная подача материала от простого к сложному);
  • Принцип наглядности (учет особенностей мышления).
  • Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.

Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

Диагностическое обследование детей дало следующие результаты: 75% детей знали о трудовых действиях, выполняемых родителями на рабочем месте, но только 45 % из них смогли назвать профессию своих родителей, но не смогли ответить на вопрос «Чем полезна трудовая деятельность твоих родителей?»; 25% детей нашей группы не имели представление о трудовой деятельности родителей, ответив на вопрос: «Где работают твои мама и папа?» - «На работе».

Таким образом, стало понятным, что дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают кем работают и каким делом заняты их родители.

Для решения этой проблемы, на начальном этапе работы мы подготовили для родителей консультацию «Все профессии важны или как рассказать ребенку о своей профессии», после ознакомления с которой мы рекомендовали родителям побеседовать с детьми о своей профессии, о пользе собственного труда для общества.

Не для кого не секрет, что для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а также позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.  Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет углубить практические знания воспитанников, выявить интересы и склонности воспитанников, развивать интерес и умение осуществлять действия.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараемся использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. В своей работе используем традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками, включающие в себя словесные, наглядные и практические методы обучения:

Традиционные формы:

  • традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
  • игровая деятельность;
  • наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
  • чтение художественной литературы;
  • трудовая деятельность;
  • экспериментальная деятельность;
  • решение проблемных задач и ситуаций;
  • развлечения (разгадывание загадок, досуговая деятельность);
  • изобразительная деятельность.

 Нетрадиционные формы: 

  • творческое моделирование и проектирование;
  • просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
  • виртуальные экскурсии.

В рамках проведения традиционного занятия по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» ознакомили дошкольников с профессиями «Швея», «Модельер», «Сапожник». С профессиями работников детского сада мы знакомились еще в средней группе.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Наши воспитанники с большим удовольствием играют в лото «Профессии», «Найди отличия», «Кому это принадлежит?» и т.д.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний, где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда. В литературном центре представлены художественные произведения на различные темы. Дети без труда могут взять понравившуюся книгу.

Набор книг постоянно меняется, обеспечивая литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество предметных картинок.

На тему «Профессии» нами были прочитаны такие произведения, как:

  • Г. Сапгир «Садовник»;
  • В. Маяковский «Кем быть»;
  • К. Чуковский «Айболит»;
  • Л. Скребцова «Чудесный парикмахер»;
  • А. Барто «Штукатуры».

У дошкольников возрастает заинтересованность к труду взрослых, если они имеют возможность принять в нем участие. Почувствовав удовольствие от трудовых действий, увидев его реальные результаты, они с особенным желанием продолжают потом трудиться, выполняя свои небольшие обязанности в детском саду и семье. Мы привлекаем дошкольников к помощи взрослым при организации режимных процессов, к хозяйственно - бытовому труду, направленному на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, к труду в природе, где воспитывается ответственность за жизнь растений и животных и т.д. А если внести в трудовые поручения элементы экспериментирования, то дети с еще большим желанием и интересом стремятся быть полезными взрослым.

Нами был проведен досуг «Угадай профессию», где были закреплены знания детей о уже известных профессиях, в ходе которого детям предлагалось отгадать загадки о представителях профессий, показать при помощи пантомимы трудовые действия людей разных профессий, угадать представителю какой профессии принадлежат те или иные предметы.

В ходе продуктивной деятельности дети рисовали и делали аппликации на тему «Кем я стану, когда вырасту»

Мы просматривали небольшие фильмы о профессиях еще неизвестных детям, после проводили закрепляющие беседы. Организовали «Встречу с интересными людьми», в процессе которой дети смогли рассмотреть, потрогать предметы парикмахера, увидеть его работу в действии.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий - это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления дошкольников с миром профессий и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...