МК "Приобщение к искусству через восприятие произведений живописи"
презентация

Кешикова Мария Александровна

Мастер-класс

«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству

через восприятие произведений живописи»

 

Воспитатель: Кешикова М.А.

 

            Проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства, как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. Важной задачей является раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, без умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой трудно переоценить. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.

Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника. Дети учатся высказывать свои впечатления, которые могут передаваться в разных формах – описании, повествовании, рассуждении, т.е. развивается словесное творчество в тесной взаимосвязи с восприятием произведений живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству

через восприятие произведений живописи»

Воспитатель: Кешикова М.А.

        Проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства, как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. Важной задачей является раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, без умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой трудно переоценить. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.

Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника. Дети учатся высказывать свои впечатления, которые могут передаваться в разных формах – описании, повествовании, рассуждении, т.е. развивается словесное творчество в тесной взаимосвязи с восприятием произведений живописи.

Так при восприятии детьми произведений изобразительного искусства реализуется принцип интеграции образовательных областей: художественно-эстетическое и речевое развитие. Очень важно создать условия для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, умения видеть и ценить красоту, воспитания художественного вкуса, а также для развития всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи).

Поэтому в процессе восприятия произведений изобразительного искусства возможно решение таких задач, как:

- развитие устойчивого интереса к живописи (подведение к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление);

- формирование умения видеть особенности и отличительные признаки разных жанров живописи;

- формирование умения видеть художественные средства выразительности;

- формирование умения последовательного целостного восприятия подлинно художественных произведений искусства;

- формирование у детей умения сопереживать, анализировать поступки героев, изображённых на картине.  

- обогащение и активизация словаря и развитие грамматического строя, выразительности речи;

- формирование умения строить полные и выразительные ответы как по содержанию картины, так и по восприятию художественных средств выразительности;

- развитие связной, диалогической и монологической речи;

- развитие мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости, памяти.

- воспитание умения любоваться произведениями живописи, понимать настроение художника.

       

Методические приёмы ознакомления детей

старшего дошкольного возраста с произведениями живописи

Для того чтобы научить детей смотреть картину, развивать художественный вкус, надо не только обогатить их опыт знанием произведений, но в доступной форме научить понимать, что данное произведение выражает, какими средствами выражено содержание.

К числу наиболее эффективных методических приёмов, способствующих развитию художественного восприятия дошкольников можно отнести беседу по картине, которая включает в себя вопросы, направленные на усвоение содержания картины, а также вопросы, направленные на выделение выразительных средств.

  • вопросы, помогающие понять содержание картины, осмыслить замысел художника:

Вопросы «Что нарисовано на картине? Какого цвета? Какой формы? Что делает?» неэффективны, т.к. ответы детей на таким образом сформулированные вопросы ограничиваются перечислением персонажей и предметов, что не ведет к толкованию и установлению логических связей между ними. Чувства ребёнка молчат. А надо же сделать этот процесс активным, вызвать у дошкольников эстетические эмоции.

Необходимо задавать вопросы, заставляющие думать о замысле картины, позволяющие взглянуть на картину глазами художника, понять идею, «загадку» картины.

Приведем примеры таких вопросов:

- Про что эта картина? Что хотелось художнику рассказать о …?

- Что художнику кажется интересным, красивым?
- Как бы ты назвал картину? Почему художник так назвал эту картину?
- Вопросы, начинающиеся со слов «Как ты думаешь…?», «Почему?», «Зачем?», «Как?».

Можно задавать детям и вопросы, направленные на определение личностного отношения ребёнка к изображённому:

- Нравится ли тебе картина?

- Какое настроение она у тебя вызывает?

- Как ты думаешь, какое настроение было у художника, когда он писал картину?

- Какие чувства испытывал сам художник, когда создавал эту картину?

- Как он относился к героям своей картины, как их понимал, кого любил, жалел, кем он восхищался, кого осуждал? Какие чувства он хотел вызвать у зрителя?

  • вопросы, направленные на умение видеть и воспринимать художественные средства выразительности, которые использовал художник для характеристики изображенных предметов. Надо дать ребёнку понять, что в картине нет ничего случайного, что её общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов, их форма и конструкция – всё служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.

Чтобы научить детей видеть эти средства, используются вопросы, такие как:

- А что интересного заметил художник?

- Как художник рассказал нам в своей картине об этом? 

Таким образом, воспитатель должен не описывать видимое, а помочь заметить главное, выделить и понять отдельные эстетические моменты. А для этого нужно ставить перед детьми проблемные вопросы.

От того, как педагог руководит восприятием картины, в какой форме и в какой последовательности он ставит вопросы, как заключает и направляет ответы детей, зависит, что ребенок увидит.

Кроме беседы по вопросам применяются другие словесные методы и приёмы. Такие как, беседа о художнике.

Следующим методическим приемом является искусствоведческий рассказ, который должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т.д. Во время таких бесед детям даются начальные знания специальной терминологии.

К числу словесных методических приемов так же относятся: 

- рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения); 

- план-образец анализа картины (приём на закрепление);

- приём мысленного создания детьми картины по названию, данному художником; 

- рассказ о характере персонажа или образа; 

- составление творческих рассказов образного содержания, которые должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов; 

- описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии.

Рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает образную память детей. Приём используется, если у детей уже имеется  навык восприятия картины. Очень эффективен прием коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Прием художественного и музыкального сопровождения. Использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки. Музыка может предварять восприятие картин, может быть фоном, который устанавливает связь между живописным и музыкальным образом, усиливает восприятие.

Часто перед внесением картины с детьми наблюдают за аналогичными предметами, явлениями действительности. Ведь работа по ознакомлению детей с живописью проводится не только на занятиях.

Специально организованные наблюдения в природе также помогают правильно понять замысел художника, дать эстетическую оценку художественному произведению, получить удовольствие. Во время прогулок обращается внимание детей на краски окружающего мира, их разнообразие и изменчивость в зависимости от состояния погоды, времени суток. Например, можно рассмотреть, как выглядит снег в морозный солнечный или пасмурный день, чем отличается небо в разное время суток и как выглядят деревья в разное время года, как плывут облака, как светит солнце. Детям предоставляется возможность пофантазировать, с тем, чтобы они представили, на что похожи серые тучи, гонимые ветром. Поощряется стремление детей высказываться, что способствует образному выражению их мыслей, при этом нужно учить детей использовать в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты, стихотворные строфы, пословицы, поговорки.

Очень эффективны экскурсии в одно и то же место, но в разное время года, в различную погоду. Они развивают наблюдательность, эстетическое видение, которое раскрывает красоту и многообразие окружающего мира, помогает лучше понимать и чувствовать изобразительное искусство.

Кроме словесных приемов используются и другие приемы.

Приемы, помогающие детям понять портрет, настроение изображенного на нем образа:

- акцентирование деталей. Суть данного приема заключена в том, что при восприятии портрета закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только глаза, или руки, или другая деталь портрета. Такой прием раскрывает выразительность одной части портрета и сосредотачивает внимание именно на ней, усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в портрете.

- прием вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. Например, при восприятии картины В.Тропинина «Девочка с куклой» можно спросить: «А какое у тебя бывает настроение, когда тебя обнимает мама? А какие у мамы руки? А как эта девочка обнимает куклу? Какие у нее руки?»

- прием «оживления» героя. Используя этот прием, предложить ребенку представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, учит переживать вместе с героем, будит детское воображение. Например, при восприятии картины В.Васнецова «Аленушка» предложить: «Представьте, что Алёнушка ожила, расскажите, почему она сюда пришла? О чем она думает?».

При восприятии пейзажной живописи можно использовать прием одновременного рассматривания двух картин разных художников на одну и ту же тему. Можно дать детям «Лес в снегу» Л. Бродской и «Зиму» И. Шишкина, «Березовую рощу» А. Куинджи и «Березовую рощу» И. Левитана. При одновременном рассматривании двух картин, нужно обратить внимание на средства выразительности у одного и у другого художника. Ознакомление  с произведением живописи через сравнение позволяет дошкольнику глубже вникнуть в содержание произведений, по-новому увидеть их. Воспитатель может сказать: художники по-разному видят и по-разному показывают, так же как и вы по-разному видите эти картины.

- Давайте посмотрим, как увидел и показал в своей картине березовую рощу Левитан и как ее увидел художник Куинджи.

Можно задать такие вопросы:

- Как оба художника показали, что день солнечный?

- Одинаково ли написаны обе картины?

Интересные результаты даёт прием «вхождения» в картину, который помогает лучше понять замысел художника. Применение этого приема целесообразно, потому что он тесно связан с игрой, творческой фантазией с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Если дети видят картину впервые, то перед использованием приема «вхождения» в картину надо дать им возможность познакомится с ней.

Сейчас я хочу показать, как используется приём «вхождения» в картину на примере всем известной картины И.Левитана «Март».

Сначала проводится беседа по картине, которая включает в себя вопросы, направленные на усвоение содержания картины и на восприятие художественных средств выразительности. А затем дошкольникам предлагается мысленно «войти» в картину, «осмотреться» вокруг, «прислушаться», рассказать о том, что слышат, чувствуют, ощущают.

- А теперь я хочу предложить вам отправиться в путешествие по картине, очутиться там, внутри рамы. Закройте глаза, я сосчитаю до трёх, и мы с вами окажемся в картине. Волшебная палочка-указка, помогай нам: Раз, два, три, картина, оживи! … Вот мы с вами и оказались в картине.

- Ребята, где мы стоим? (На пригорке или крыльце, на веранде – взгляд немножко сверху).

- Тепло вам или прохладно? Есть ли солнце? (Да. Утро. Солнце стоит невысоко, светит из-за левого плеча, сбоку – видно по четким теням на стволах, снегу, двери. Светящийся солнечный дом. Ласковое, яркое, пригревающее солнце).

- Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами? Какие звуки вы слышите? (Пение птиц (скворечник), капель, пофыркивание лошади).

- А сейчас походим тихонько по нашей картине. Что вы почувствовали? 

- Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось вам на пути. Что вы почувствовали теперь?

- А теперь вдохните запах, того что вас окружает. Какие запахи вы почувствовали? (Запах прелой листвы, мокрой земли с проталины; смолистый, душистый запах от почек и хвои пробуждающегося леса).

- А теперь закроем глаза, и волшебная палочка-указка поможет нам выйти из картины.

Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности? Прежде всего, радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения живописи, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.

Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогает ребенку познавать истину, добро, красоту. Оно провозглашает такие идеалы, как человечность, трепетное отношение к окружающему миру, от поколения к поколению прославляя эти прекрасные качества души человека.

Постоянное общение с живописью учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.

В заключение хочется сказать, картина – это не просто рассказ о мире во всём его многообразии, необычности; это прежде всего рассказ о чувствах художника, его настроении, которым он хочет поделиться с нами, зрителями. Мы, разгадывая «загадки» картины, не просто рассматриваем её; мы учимся смотреть на мир глазами художника, который её написал, принимаем настроение другого человека, а значит, сами становимся духовно богаче, начинаем лучше понимать друг друга. В этом и заключается главная тайна и ценность Искусства. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через восприятие произведений искусства.

Важную роль в воспитании эмоциональной отзывчивости у детей призваны играть родители. В помощь им на эмоционально – ориентационном этапе развития эмоциональной отзывчивости предлагается перечень...

Статья "Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора"

Статья ориентирована на музыкльных руководителей, воспитателей и родителей....

Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...

Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи

(СНОСКА: Исследование E.B. Савушкиной.)Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура ха...

Презентация "Развитие монологической речи дошкольников через восприятие произведений живописи"

quot;Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста через восприятие произведений живописи" Живопись предоставляет богатый материал для всестороннего развития дошкольников и, кон...

Доклад "Развитие монологической речи дошкольников через восприятие произведений живописи"

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста через восприятие произведений живописиЖивопись предоставляет богатый материал для всестороннего развития дошкольников и, конечно же, для разви...