МК "Приобщение к искусству через восприятие произведений живописи"
презентация
Мастер-класс
«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству
через восприятие произведений живописи»
Воспитатель: Кешикова М.А.
Проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства, как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. Важной задачей является раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, без умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой трудно переоценить. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.
Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника. Дети учатся высказывать свои впечатления, которые могут передаваться в разных формах – описании, повествовании, рассуждении, т.е. развивается словесное творчество в тесной взаимосвязи с восприятием произведений живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад к МК "Приобщение к искусству через восприятие произведений живописи" | 33.07 КБ |
Презентация | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству
через восприятие произведений живописи»
Воспитатель: Кешикова М.А.
Проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства, как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. Важной задачей является раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, без умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой трудно переоценить. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.
Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника. Дети учатся высказывать свои впечатления, которые могут передаваться в разных формах – описании, повествовании, рассуждении, т.е. развивается словесное творчество в тесной взаимосвязи с восприятием произведений живописи.
Так при восприятии детьми произведений изобразительного искусства реализуется принцип интеграции образовательных областей: художественно-эстетическое и речевое развитие. Очень важно создать условия для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, умения видеть и ценить красоту, воспитания художественного вкуса, а также для развития всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи).
Поэтому в процессе восприятия произведений изобразительного искусства возможно решение таких задач, как:
- развитие устойчивого интереса к живописи (подведение к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление);
- формирование умения видеть особенности и отличительные признаки разных жанров живописи;
- формирование умения видеть художественные средства выразительности;
- формирование умения последовательного целостного восприятия подлинно художественных произведений искусства;
- формирование у детей умения сопереживать, анализировать поступки героев, изображённых на картине.
- обогащение и активизация словаря и развитие грамматического строя, выразительности речи;
- формирование умения строить полные и выразительные ответы как по содержанию картины, так и по восприятию художественных средств выразительности;
- развитие связной, диалогической и монологической речи;
- развитие мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости, памяти.
- воспитание умения любоваться произведениями живописи, понимать настроение художника.
Методические приёмы ознакомления детей
старшего дошкольного возраста с произведениями живописи
Для того чтобы научить детей смотреть картину, развивать художественный вкус, надо не только обогатить их опыт знанием произведений, но в доступной форме научить понимать, что данное произведение выражает, какими средствами выражено содержание.
К числу наиболее эффективных методических приёмов, способствующих развитию художественного восприятия дошкольников можно отнести беседу по картине, которая включает в себя вопросы, направленные на усвоение содержания картины, а также вопросы, направленные на выделение выразительных средств.
- вопросы, помогающие понять содержание картины, осмыслить замысел художника:
Вопросы «Что нарисовано на картине? Какого цвета? Какой формы? Что делает?» неэффективны, т.к. ответы детей на таким образом сформулированные вопросы ограничиваются перечислением персонажей и предметов, что не ведет к толкованию и установлению логических связей между ними. Чувства ребёнка молчат. А надо же сделать этот процесс активным, вызвать у дошкольников эстетические эмоции.
Необходимо задавать вопросы, заставляющие думать о замысле картины, позволяющие взглянуть на картину глазами художника, понять идею, «загадку» картины.
Приведем примеры таких вопросов:
- Про что эта картина? Что хотелось художнику рассказать о …?
- Что художнику кажется интересным, красивым?
- Как бы ты назвал картину? Почему художник так назвал эту картину?
- Вопросы, начинающиеся со слов «Как ты думаешь…?», «Почему?», «Зачем?», «Как?».
Можно задавать детям и вопросы, направленные на определение личностного отношения ребёнка к изображённому:
- Нравится ли тебе картина?
- Какое настроение она у тебя вызывает?
- Как ты думаешь, какое настроение было у художника, когда он писал картину?
- Какие чувства испытывал сам художник, когда создавал эту картину?
- Как он относился к героям своей картины, как их понимал, кого любил, жалел, кем он восхищался, кого осуждал? Какие чувства он хотел вызвать у зрителя?
- вопросы, направленные на умение видеть и воспринимать художественные средства выразительности, которые использовал художник для характеристики изображенных предметов. Надо дать ребёнку понять, что в картине нет ничего случайного, что её общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов, их форма и конструкция – всё служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.
Чтобы научить детей видеть эти средства, используются вопросы, такие как:
- А что интересного заметил художник?
- Как художник рассказал нам в своей картине об этом?
Таким образом, воспитатель должен не описывать видимое, а помочь заметить главное, выделить и понять отдельные эстетические моменты. А для этого нужно ставить перед детьми проблемные вопросы.
От того, как педагог руководит восприятием картины, в какой форме и в какой последовательности он ставит вопросы, как заключает и направляет ответы детей, зависит, что ребенок увидит.
Кроме беседы по вопросам применяются другие словесные методы и приёмы. Такие как, беседа о художнике.
Следующим методическим приемом является искусствоведческий рассказ, который должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т.д. Во время таких бесед детям даются начальные знания специальной терминологии.
К числу словесных методических приемов так же относятся:
- рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения);
- план-образец анализа картины (приём на закрепление);
- приём мысленного создания детьми картины по названию, данному художником;
- рассказ о характере персонажа или образа;
- составление творческих рассказов образного содержания, которые должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов;
- описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии.
Рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает образную память детей. Приём используется, если у детей уже имеется навык восприятия картины. Очень эффективен прием коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Прием художественного и музыкального сопровождения. Использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки. Музыка может предварять восприятие картин, может быть фоном, который устанавливает связь между живописным и музыкальным образом, усиливает восприятие.
Часто перед внесением картины с детьми наблюдают за аналогичными предметами, явлениями действительности. Ведь работа по ознакомлению детей с живописью проводится не только на занятиях.
Специально организованные наблюдения в природе также помогают правильно понять замысел художника, дать эстетическую оценку художественному произведению, получить удовольствие. Во время прогулок обращается внимание детей на краски окружающего мира, их разнообразие и изменчивость в зависимости от состояния погоды, времени суток. Например, можно рассмотреть, как выглядит снег в морозный солнечный или пасмурный день, чем отличается небо в разное время суток и как выглядят деревья в разное время года, как плывут облака, как светит солнце. Детям предоставляется возможность пофантазировать, с тем, чтобы они представили, на что похожи серые тучи, гонимые ветром. Поощряется стремление детей высказываться, что способствует образному выражению их мыслей, при этом нужно учить детей использовать в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты, стихотворные строфы, пословицы, поговорки.
Очень эффективны экскурсии в одно и то же место, но в разное время года, в различную погоду. Они развивают наблюдательность, эстетическое видение, которое раскрывает красоту и многообразие окружающего мира, помогает лучше понимать и чувствовать изобразительное искусство.
Кроме словесных приемов используются и другие приемы.
Приемы, помогающие детям понять портрет, настроение изображенного на нем образа:
- акцентирование деталей. Суть данного приема заключена в том, что при восприятии портрета закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только глаза, или руки, или другая деталь портрета. Такой прием раскрывает выразительность одной части портрета и сосредотачивает внимание именно на ней, усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в портрете.
- прием вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. Например, при восприятии картины В.Тропинина «Девочка с куклой» можно спросить: «А какое у тебя бывает настроение, когда тебя обнимает мама? А какие у мамы руки? А как эта девочка обнимает куклу? Какие у нее руки?»
- прием «оживления» героя. Используя этот прием, предложить ребенку представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, учит переживать вместе с героем, будит детское воображение. Например, при восприятии картины В.Васнецова «Аленушка» предложить: «Представьте, что Алёнушка ожила, расскажите, почему она сюда пришла? О чем она думает?».
При восприятии пейзажной живописи можно использовать прием одновременного рассматривания двух картин разных художников на одну и ту же тему. Можно дать детям «Лес в снегу» Л. Бродской и «Зиму» И. Шишкина, «Березовую рощу» А. Куинджи и «Березовую рощу» И. Левитана. При одновременном рассматривании двух картин, нужно обратить внимание на средства выразительности у одного и у другого художника. Ознакомление с произведением живописи через сравнение позволяет дошкольнику глубже вникнуть в содержание произведений, по-новому увидеть их. Воспитатель может сказать: художники по-разному видят и по-разному показывают, так же как и вы по-разному видите эти картины.
- Давайте посмотрим, как увидел и показал в своей картине березовую рощу Левитан и как ее увидел художник Куинджи.
Можно задать такие вопросы:
- Как оба художника показали, что день солнечный?
- Одинаково ли написаны обе картины?
Интересные результаты даёт прием «вхождения» в картину, который помогает лучше понять замысел художника. Применение этого приема целесообразно, потому что он тесно связан с игрой, творческой фантазией с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
Если дети видят картину впервые, то перед использованием приема «вхождения» в картину надо дать им возможность познакомится с ней.
Сейчас я хочу показать, как используется приём «вхождения» в картину на примере всем известной картины И.Левитана «Март».
Сначала проводится беседа по картине, которая включает в себя вопросы, направленные на усвоение содержания картины и на восприятие художественных средств выразительности. А затем дошкольникам предлагается мысленно «войти» в картину, «осмотреться» вокруг, «прислушаться», рассказать о том, что слышат, чувствуют, ощущают.
- А теперь я хочу предложить вам отправиться в путешествие по картине, очутиться там, внутри рамы. Закройте глаза, я сосчитаю до трёх, и мы с вами окажемся в картине. Волшебная палочка-указка, помогай нам: Раз, два, три, картина, оживи! … Вот мы с вами и оказались в картине.
- Ребята, где мы стоим? (На пригорке или крыльце, на веранде – взгляд немножко сверху).
- Тепло вам или прохладно? Есть ли солнце? (Да. Утро. Солнце стоит невысоко, светит из-за левого плеча, сбоку – видно по четким теням на стволах, снегу, двери. Светящийся солнечный дом. Ласковое, яркое, пригревающее солнце).
- Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами? Какие звуки вы слышите? (Пение птиц (скворечник), капель, пофыркивание лошади).
- А сейчас походим тихонько по нашей картине. Что вы почувствовали?
- Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось вам на пути. Что вы почувствовали теперь?
- А теперь вдохните запах, того что вас окружает. Какие запахи вы почувствовали? (Запах прелой листвы, мокрой земли с проталины; смолистый, душистый запах от почек и хвои пробуждающегося леса).
- А теперь закроем глаза, и волшебная палочка-указка поможет нам выйти из картины.
Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности? Прежде всего, радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения живописи, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.
Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогает ребенку познавать истину, добро, красоту. Оно провозглашает такие идеалы, как человечность, трепетное отношение к окружающему миру, от поколения к поколению прославляя эти прекрасные качества души человека.
Постоянное общение с живописью учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.
В заключение хочется сказать, картина – это не просто рассказ о мире во всём его многообразии, необычности; это прежде всего рассказ о чувствах художника, его настроении, которым он хочет поделиться с нами, зрителями. Мы, разгадывая «загадки» картины, не просто рассматриваем её; мы учимся смотреть на мир глазами художника, который её написал, принимаем настроение другого человека, а значит, сами становимся духовно богаче, начинаем лучше понимать друг друга. В этом и заключается главная тайна и ценность Искусства.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через восприятие произведений классической музыки»
Рекомендуемый материал для педагогов коррекционных групп доу...
Педагогический мониторинг развития художественного восприятия произведений живописи у старших дошкольников.
qПроблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. В процессе художественного в...
Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через восприятие произведений искусства.
Важную роль в воспитании эмоциональной отзывчивости у детей призваны играть родители. В помощь им на эмоционально – ориентационном этапе развития эмоциональной отзывчивости предлагается перечень...
Статья "Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора"
Статья ориентирована на музыкльных руководителей, воспитателей и родителей....
Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи
(СНОСКА: Исследование E.B. Савушкиной.)Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура ха...