ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ О ЦВЕТАХ
тренажёр
Дидактические игры и упражнения
для старших дошкольников по теме «Цветы»
Цель: Развитие познавательной активности детей.
Задачи:
1. Дать детям возможность показать свои знания по широкому кругу вопросов.
2. Развивать логическое мышление, память.
3. Расширять кругозор детей.
4. Воспитывать активность, инициативу.
5. Вызвать интерес к цветам и тем самым помочь их спасению.
6. Закреплять знания у детей о живой природе.
№ 1 РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)
При знакомстве детей с полевыми цветами предлагается :
Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:
1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …
Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.
Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».
Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.
№2 Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
(по типу игры «Я знаю пять имен»)
Задачи:
— закреплять знания о луговых и садовых цветах;
— формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;
— интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;
— сочетать существительное с числительным;
— развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.
* * *
Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т.д.
Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.
№3 Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия»
Задачи:
— знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек (ласкательное от Васи), Анюта, Рома (ромашка), Виолетта, Вероника, Валерьян; розовый, сиреневый, лимонный);
— учить по названному предмету угадывать производное название цветка (колокол — колокольчик, глаза девочки Ани — Анютины глазки, гвоздь — гвоздика, кувшин — кувшинка);
— развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память;
— воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии с воспитателем.
* * *
Дети встают в круг, воспитатель — в середину круга с мячом. Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, мяч с этим же заданием получает другой ребенок.
№4 Дидактическая игра «Садовник»
Задачи:
— формировать умение произвольно запоминать название выбранного цветка;
— быстро реагировать на слова водящего, вести диалог;
— развивать память, быстроту реакции, внимание;
— воспитывать честность при соблюдении правил игры.
Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... розы (называет определенный цветок).
Ребенок (играющий роль этого цветка). Я.
Садовник. Что такое?
Роза. Влюблена.
Садовник. В кого?
Роза. В ромашку.
Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится садовником.
№ 5 Дидактическая игра «Труд в цветнике»
Цель:
— формировать представление о том, как выращивают цветы в зависимости от сроков цветения и от того, одно- или многолетние они;
— интерес к знаниям, помогающим преумножать природные богатства;
— учить раскладывать по порядку карточки со схематичным изображением последовательности посадки, объяснять порядок и значимость каждого этапа;
— активизировать в словаре названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, размечать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать);
— развивать умение выстраивать цепочку событий в логической последовательности, память, глагольный словарь.
* * *
Дети-садовники выбирают картинки с посадочным материалом и изображением цветов, каждый в своем цветнике раскладывает последовательность посадки и ухода за выбранными цветами, рассказывает о том, какие клумбы он будет разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего периода их роста и цветения. За наиболее подробные и правильные рассказы садовники награждаются медалью «Знатоки цветов».
№ 6 Дидактическое упражнение «Найди родственные слова»
Задачи:
— закреплять знания о садовых цветах;
— развивать умение находить однокоренные слова, внимание.
* * *
Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать стихотворение и найти в нем однокоренные слова (цветник, цветочный, первоцветы, цветут, соцветия, разноцветный, цветочная, цветущие, цветовод, пустоцвет), запомнить их и назвать. После этого придумать с данными словами предложения.
Цветник
Цветник в нашем парке все лето красив.
В нем праздник цветочный повсюду.
Весной первоцветы здесь нежно цветут.
Букет хризантем осень будит.
Соцветия флоксов нектаром полны,
А рядом анютины глазки.
Ковром разноцветным петунья зовет.
Не клумбы — цветочная сказка!
Как чудо, цветущие розы в саду!
Не зря цветовод их так любит.
В траве земляника лесная цветет,
В цветках пустоцвета не будет.
Е. Алябьева
№7 Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»
Задачи:
— формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные), по срокам цветения (весна, лето, осень);
— называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку;
— развивать логическое мышление, речь;
— усидчивость, целенаправленность.
Оборудование: карточки с изображением пяти цветов, четыре из которых можно объединить, а пятый лишний.
Воспитатель вспоминает с детьми, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Рассматривает картинки с изображением разных экосистем в летнее время. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным), а четвертый — лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний, объяснить почему, а остальные назвать одним обобщающим словом. Карточки подбираются в соответствии с возрастом детей и изученным материалом.
№8 Дидактическое упражнение «Кто больше подберет слов для описания цветка»
Задачи:
— формировать умение подбирать как можно больше прилагательных, описывающих цветок;
— интерес к красоте родного языка, природы;
— развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи.
* * *
Воспитатель задает объект описания, а дети подбирают признаки. В описании они не должны повторяться, за каждое определение ребенок получает фишку.
Например, роза — пахучая, красивая, гордая, благородная, ароматная, полезная, красная, розовая, желтая, колючая, нежная, бархатная и т.п.
Как опору можно использовать наглядный материал с изображением разных сортов одного цветка и наводящие вопросы: «Что есть на стебле у розы?», «Как можно назвать цветок с колючим стеблем?», «Если из цветков розы можно сварить варенье, сделать лечебный отвар, набить сухими лепестками душистые подушечки, как можно назвать этот цветок?» и т.п.
Воспитателю необходимо заранее составить карточки с набором прилагательных по выбранным цветам и вспомогательными вопросами.
Маленьких детей можно спросить о цвете и форме, а старших учить выделять более сложные признаки.
№ 9 Дидактическое упражнение «Найди причину» для детей 6-7 лет
Задачи:
— формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
— строить придаточные предложения;
— развивать мышление, фразовую речь;
— воспитывать ответственность за собственные поступки.
* * *
Воспитатель зачитывает детям начало предложения со следствием событий, а дети должны достроить его, указывая причину.
Варианты
♦ Летом на клумбах можно увидеть много разных цветов, только не было тюльпанов и нарциссов, потому что... (они отцвели весной, это весенние цветы).
♦ Все лето клумба с астрами была зеленой, не разноцветной и лишь в сентябре стала пестрой от цветов, потому что... (астры — осенние цветы).
♦ Все цветы на клумбе завяли, потому что... (их долго не поливали, стояла жара).
♦ Стебли цветов были тонкими, слабыми, цветки мелкими, невзрачными, потому что... (их не подкармливали удобрением).
♦ Утром хозяйка приехала на дачу и увидела, что в цветнике все цветы лежат на земле, а в листьях пробиты дырочки. Это случилось, потому что... (ночью были град и сильный ветер).
♦ Хозяйка не смогла сделать красивый букет из анютиных глазок (виолы), георгинов, настурции, ромашек, потому что... (эти цветы разной высоты, не сочетаются в букете).
♦ Осенью хозяйка посадила на даче четыре розовых куста, а весной выпустили листочки только два, потому что... (остальные замерзли, их плохо укрыли на зиму).
♦ Семена однолетних цветов не проросли, потому что... (клумбу не поливали, было холодно, посадили в холодную землю, залило дождем и они сгнили).
№ 10 Дидактическая игра «Звонок в цветочный магазин»
Задачи:
— формировать представление о цветочном магазине и его услугах;
— культуру общения по телефону;
— учить строить диалог в контексте беседы;
— развивать сюжет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме;
— диалогическую речь, воображение;
— использовать в речи вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.
№ 11 Сюжетно-дидактическая игра «Цветочный магазин»
Задачи:
— формировать умение исполнять роли продавца и покупателя, консультанта, вести диалог от их имени;
— культуру общения;
— использовать вежливые обороты речи, ясно объяснять, какой товар им нужен, как его упаковать, с какой целью он куплен;
— связывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных параллельно;
— развивать диалогическую речь, эстетический вкус.
Оборудование: букеты искусственных цветов, наборы открыток, книги о цветах, вазы, ткани с цветочным рисунком, духи, сухоцветы, ароматные мешочки с сухими лепестками, цветочное варенье, цветочное мыло, коробочки из-под лечебных цветочных сборов, цветочное масло и т.п.
* * *
Прежде чем купить товар, ребенок должен его выбрать, посоветоваться с консультантом, подробно описать, пояснить назначение покупки.
№ 12 Загадывание загадок о цветах
Задачи:
— активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания цветов;
— развивать умение логически мыслить, выделять признаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаключения;
— развивать речь.
* * *
Белый цветок, кислый листок —
В суп пригодится.
Зовут его... (кислица).
* * *
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь, шапки нет! (Одуванчик.)
* * *
Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется... (незабудкой).
* * *
Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо... (василек),
* * *
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис.)
* * *
Пахучая и нежная,
Она, как королева.
Хоть телом и колючая,
Но средь цветов все ж первая. (Роза.)
Е. Алябьева
* * *
Цветем одно мы лето
И украшаем сад.
На бархат мы похожи,
Нам каждый будет рад. (Бархатцы.)
Е. Алябьева
* * *
Все глазками увидеть можем,
На глазки девочки похожи.
Какой расцветки только нет!
Анюте шлем мы свой привет. (Анютины глазки, виола.)
Е. Алябьева
* * *
Знакома с детства каждому
Их белая рубашка.
С середкой ярко-желтой
Что за цветок? (Ромашка.)
* * *
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми... (гвоздиками).
* * *
Зеленый плот
По реке плывет,
На плоту красавица
Солнцу улыбается. (Кувшинка.)
* * *
Четыре ярко-красных
Блестящих лепестка
И зернышки в коробочке
У этого цветка.
Коробочка засохнет
И лопнет на заре,
А зернышки рассыплются
По утренней траве. (Мак.)
* * *
Словно шарик золотой,
У меня головка.
На высоком тонком стебле
Держится так ловко. (Золотой шар.)
Е. Алябьева
Зовут нас, словно девочку,
Мы цветики-малышки.
Бордюры из малышек
В саду совсем не лишние. (Маргаритки.)
Е. Алябьева
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Голова на ножке,
В голове горошки. (Мак)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок — и нет цветка. (Одуванчик)
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ... (одуванчик).
Рос шар бел,
Ветер дунул —
Шар улетел. (Одуванчик)
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелек. (Одуванчик)
В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся —
Улыбнулся:
— Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь,
Что разлечусь.
Тише, ветер луговой! (Одуванчик)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис — ирис)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ... (гвоздиками).
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
Что в хлебе родится,
А есть не годится? (Василек)
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки)
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
Белая корзинка —
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)
№ 13 Подбери признаки
Подснежник – первый, белый, нежный…
Фиалка – маленькая, фиолетовая, комнатная…
Листья - …
Мимоза - …
№ 14 НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)
Поле, где растут васильки –васильковое
Поле, где растут ромашки – ромашковое
Глаза цвета фиалок - фиалковые
Глаза цвета незабудок - незабудковые
Мед из клевера – клеверный
Аромат ландыша – ландышевый и др.
№15 ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)
Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета:
Красные-прекрасные,
Белые - нежные,
Желтые – солнечные,
Синие - небесные (или варианты детей).
№16 Доскажи словечко
Мы гадали Машке
В поле на …(ромашке).
В пышный белый сарафанчик
Нарядился …(одуванчик).
Синяя головка, тонкий стебелек.
В рожь зачем ты спрятался
Вася - …(василек).
Качает стрекозку красный гамак –
Сонный цветок под названием …(мак).
Очень уж травка эта строптива:
Жжет и кусает больно …(крапива).
Лугом музыка плывет –
С каждым шагом звонче,
Это муравей тресет
Синий …(колокольчик).
№17 Один – много
- Это один красный мак, а на лугу много …(красных маков).
- Это один желтый одуванчик а на лугу много …
- Это один синий колокольчик, а на лугу много …
- Это одна белая ромашка, а на лугу много …
№18 Пословицы и поговорки
-Первый цветок ломает ледок.
-Весна красна цветами, а осень плодами.
-Где цветок, там медок.
-Цветы, что дети, уход любят.
-Аленький цветок бросается в глазок.
-На хороший цветок летит мотылек.
-Пчелы рады цвету, люди - лету.
-На цвет и пчелки летят.
-Кто найдет в цветках лишний лепесток счастью.
-Цветы что дети, уход любят
-У каждого цветка свой запах
№19 Вопросы для проведения командных игр, конкурсов, олимпиад
1.В какой сказке С. Я. Маршак заставил цвести подснежники в январе? («Двенадцать месяцев»)
2.Какой цветок носит название дамской обуви? (Венерин башмачок).
3 Любимые цветы гусей (Гусиные лапки)
4.Какой цветок считают последней улыбкой осени? (Астру)
5.Название какого цветка, связано со звоном? (Колокольчик.)
6 Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)
7.Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
8.Какой цветок, судя по названию, обладает хорошей памятью? (Незабудка)
9.Какой цветок искал отец для своей дочери.
10.Какой цветок выполнял желания девочки?
11.Какой цветок - символ нашей страны? Ромашка.
12.Какие цветы носят человеческие имена?( Роза, Василек, Иван-да-Марья, Лилия, Маргаритка).
13.Цветы герои –сказок (аленький цветочек, цветик- семицветик)
14.Какой красивый нежный цветок называют «заячьи ушки» и почему? (Ландыш, листья похожи на ушки.)
15.Какой цветок несколько раз меняет свой цвет (розовый, фиолетовый, синий)? (Медуница.)
16.Как называется Богиня цветов? (Флора)
17.На каких полях никогда не растут цветы?
18.На какой цветок садится птичка во время проливного дождя?
19.В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами
20.Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)
21.Какое растение называют царица цветов? (Роза )
22.Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцис)
23.Цветок неумирашка и неувядка( Бессмертник)
24.Какие цветы рвала девочка в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)
25.Какое растение называют «цветок - букетик»? (Медуница).
26.Цветок убивающий зверя ( Зверобой).
27.В желтой косынке, лиловой рубашке ( Иван- да- Марья)
28.Кто встречает лето в шапке меховой. (Одуванчик )
№20 Динамическая пауза
ПО ПОЛЯНКЕ ХОДИШЬ ТЫ – шагать на месте;
РАСЦВЕЛИ ВОКРУГ ЦВЕТЫ – руки в стороны;
БЕЛОКРЫЛЫЕ РОМАШКИ – руки вверх, шевелить пальцами,
ВАСИЛЬКИ – руки в замок перед собой, шевелить пальцами;
ТЮЛЬПАНОВ ЧАШКИ – ладошки вместе.
№21 Физминутки
1.Во дворе растёт подсолнух».
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
2.«Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый - быстрый (Разбегаются в разные стороны).
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш - ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
3.«Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
4.«Лепестки»
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки.
Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)
Закружился лепесток.
Ветерок их оторвет
И на землю вновь вернет. (Присели.)
5.«Цветы»
Мы цветы в саду сажаем,
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны,
Пусть растут для нашей мамы!
6.«На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы,
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
7 «Наши алые цветки»
Наши алые цветки,
Наши алые цветки,
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево - вправо.)
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево - вправо.)
Тихо засыпают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников по теме «О Цветы» | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения
для старших дошкольников по теме «Цветы»
Цель: Развитие познавательной активности детей.
Задачи:
1. Дать детям возможность показать свои знания по широкому кругу вопросов.
2. Развивать логическое мышление, память.
3. Расширять кругозор детей.
4. Воспитывать активность, инициативу.
5. Вызвать интерес к цветам и тем самым помочь их спасению.
6. Закреплять знания у детей о живой природе.
№ 1 РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)
При знакомстве детей с полевыми цветами предлагается :
Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:
1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …
Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.
Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».
Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.
№2 Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
(по типу игры «Я знаю пять имен»)
Задачи:
— закреплять знания о луговых и садовых цветах;
— формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;
— интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;
— сочетать существительное с числительным;
— развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.
* * *
Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т.д.
Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.
№3 Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия»
Задачи:
— знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек (ласкательное от Васи), Анюта, Рома (ромашка), Виолетта, Вероника, Валерьян; розовый, сиреневый, лимонный);
— учить по названному предмету угадывать производное название цветка (колокол — колокольчик, глаза девочки Ани — Анютины глазки, гвоздь — гвоздика, кувшин — кувшинка);
— развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память;
— воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии с воспитателем.
* * *
Дети встают в круг, воспитатель — в середину круга с мячом. Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, мяч с этим же заданием получает другой ребенок.
№4 Дидактическая игра «Садовник»
Задачи:
— формировать умение произвольно запоминать название выбранного цветка;
— быстро реагировать на слова водящего, вести диалог;
— развивать память, быстроту реакции, внимание;
— воспитывать честность при соблюдении правил игры.
Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... розы (называет определенный цветок).
Ребенок (играющий роль этого цветка). Я.
Садовник. Что такое?
Роза. Влюблена.
Садовник. В кого?
Роза. В ромашку.
Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится садовником.
№ 5 Дидактическая игра «Труд в цветнике»
Цель:
— формировать представление о том, как выращивают цветы в зависимости от сроков цветения и от того, одно- или многолетние они;
— интерес к знаниям, помогающим преумножать природные богатства;
— учить раскладывать по порядку карточки со схематичным изображением последовательности посадки, объяснять порядок и значимость каждого этапа;
— активизировать в словаре названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, размечать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать);
— развивать умение выстраивать цепочку событий в логической последовательности, память, глагольный словарь.
* * *
Дети-садовники выбирают картинки с посадочным материалом и изображением цветов, каждый в своем цветнике раскладывает последовательность посадки и ухода за выбранными цветами, рассказывает о том, какие клумбы он будет разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего периода их роста и цветения. За наиболее подробные и правильные рассказы садовники награждаются медалью «Знатоки цветов».
№ 6 Дидактическое упражнение «Найди родственные слова»
Задачи:
— закреплять знания о садовых цветах;
— развивать умение находить однокоренные слова, внимание.
* * *
Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать стихотворение и найти в нем однокоренные слова (цветник, цветочный, первоцветы, цветут, соцветия, разноцветный, цветочная, цветущие, цветовод, пустоцвет), запомнить их и назвать. После этого придумать с данными словами предложения.
Цветник
Цветник в нашем парке все лето красив.
В нем праздник цветочный повсюду.
Весной первоцветы здесь нежно цветут.
Букет хризантем осень будит.
Соцветия флоксов нектаром полны,
А рядом анютины глазки.
Ковром разноцветным петунья зовет.
Не клумбы — цветочная сказка!
Как чудо, цветущие розы в саду!
Не зря цветовод их так любит.
В траве земляника лесная цветет,
В цветках пустоцвета не будет.
Е. Алябьева
№7 Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»
Задачи:
— формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные), по срокам цветения (весна, лето, осень);
— называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку;
— развивать логическое мышление, речь;
— усидчивость, целенаправленность.
Оборудование: карточки с изображением пяти цветов, четыре из которых можно объединить, а пятый лишний.
Воспитатель вспоминает с детьми, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Рассматривает картинки с изображением разных экосистем в летнее время. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным), а четвертый — лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний, объяснить почему, а остальные назвать одним обобщающим словом. Карточки подбираются в соответствии с возрастом детей и изученным материалом.
№8 Дидактическое упражнение «Кто больше подберет слов для описания цветка»
Задачи:
— формировать умение подбирать как можно больше прилагательных, описывающих цветок;
— интерес к красоте родного языка, природы;
— развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи.
* * *
Воспитатель задает объект описания, а дети подбирают признаки. В описании они не должны повторяться, за каждое определение ребенок получает фишку.
Например, роза — пахучая, красивая, гордая, благородная, ароматная, полезная, красная, розовая, желтая, колючая, нежная, бархатная и т.п.
Как опору можно использовать наглядный материал с изображением разных сортов одного цветка и наводящие вопросы: «Что есть на стебле у розы?», «Как можно назвать цветок с колючим стеблем?», «Если из цветков розы можно сварить варенье, сделать лечебный отвар, набить сухими лепестками душистые подушечки, как можно назвать этот цветок?» и т.п.
Воспитателю необходимо заранее составить карточки с набором прилагательных по выбранным цветам и вспомогательными вопросами.
Маленьких детей можно спросить о цвете и форме, а старших учить выделять более сложные признаки.
№ 9 Дидактическое упражнение «Найди причину» для детей 6-7 лет
Задачи:
— формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
— строить придаточные предложения;
— развивать мышление, фразовую речь;
— воспитывать ответственность за собственные поступки.
* * *
Воспитатель зачитывает детям начало предложения со следствием событий, а дети должны достроить его, указывая причину.
Варианты
♦ Летом на клумбах можно увидеть много разных цветов, только не было тюльпанов и нарциссов, потому что... (они отцвели весной, это весенние цветы).
♦ Все лето клумба с астрами была зеленой, не разноцветной и лишь в сентябре стала пестрой от цветов, потому что... (астры — осенние цветы).
♦ Все цветы на клумбе завяли, потому что... (их долго не поливали, стояла жара).
♦ Стебли цветов были тонкими, слабыми, цветки мелкими, невзрачными, потому что... (их не подкармливали удобрением).
♦ Утром хозяйка приехала на дачу и увидела, что в цветнике все цветы лежат на земле, а в листьях пробиты дырочки. Это случилось, потому что... (ночью были град и сильный ветер).
♦ Хозяйка не смогла сделать красивый букет из анютиных глазок (виолы), георгинов, настурции, ромашек, потому что... (эти цветы разной высоты, не сочетаются в букете).
♦ Осенью хозяйка посадила на даче четыре розовых куста, а весной выпустили листочки только два, потому что... (остальные замерзли, их плохо укрыли на зиму).
♦ Семена однолетних цветов не проросли, потому что... (клумбу не поливали, было холодно, посадили в холодную землю, залило дождем и они сгнили).
№ 10 Дидактическая игра «Звонок в цветочный магазин»
Задачи:
— формировать представление о цветочном магазине и его услугах;
— культуру общения по телефону;
— учить строить диалог в контексте беседы;
— развивать сюжет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме;
— диалогическую речь, воображение;
— использовать в речи вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.
№ 11 Сюжетно-дидактическая игра «Цветочный магазин»
Задачи:
— формировать умение исполнять роли продавца и покупателя, консультанта, вести диалог от их имени;
— культуру общения;
— использовать вежливые обороты речи, ясно объяснять, какой товар им нужен, как его упаковать, с какой целью он куплен;
— связывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных параллельно;
— развивать диалогическую речь, эстетический вкус.
Оборудование: букеты искусственных цветов, наборы открыток, книги о цветах, вазы, ткани с цветочным рисунком, духи, сухоцветы, ароматные мешочки с сухими лепестками, цветочное варенье, цветочное мыло, коробочки из-под лечебных цветочных сборов, цветочное масло и т.п.
* * *
Прежде чем купить товар, ребенок должен его выбрать, посоветоваться с консультантом, подробно описать, пояснить назначение покупки.
№ 12 Загадывание загадок о цветах
Задачи:
— активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания цветов;
— развивать умение логически мыслить, выделять признаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаключения;
— развивать речь.
* * *
Белый цветок, кислый листок —
В суп пригодится.
Зовут его... (кислица).
* * *
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь, шапки нет! (Одуванчик.)
* * *
Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется... (незабудкой).
* * *
Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо... (василек),
* * *
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис.)
* * *
Пахучая и нежная,
Она, как королева.
Хоть телом и колючая,
Но средь цветов все ж первая. (Роза.)
Е. Алябьева
* * *
Цветем одно мы лето
И украшаем сад.
На бархат мы похожи,
Нам каждый будет рад. (Бархатцы.)
Е. Алябьева
* * *
Все глазками увидеть можем,
На глазки девочки похожи.
Какой расцветки только нет!
Анюте шлем мы свой привет. (Анютины глазки, виола.)
Е. Алябьева
* * *
Знакома с детства каждому
Их белая рубашка.
С середкой ярко-желтой
Что за цветок? (Ромашка.)
* * *
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми... (гвоздиками).
* * *
Зеленый плот
По реке плывет,
На плоту красавица
Солнцу улыбается. (Кувшинка.)
* * *
Четыре ярко-красных
Блестящих лепестка
И зернышки в коробочке
У этого цветка.
Коробочка засохнет
И лопнет на заре,
А зернышки рассыплются
По утренней траве. (Мак.)
* * *
Словно шарик золотой,
У меня головка.
На высоком тонком стебле
Держится так ловко. (Золотой шар.)
Е. Алябьева
Зовут нас, словно девочку,
Мы цветики-малышки.
Бордюры из малышек
В саду совсем не лишние. (Маргаритки.)
Е. Алябьева
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Голова на ножке,
В голове горошки. (Мак)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок — и нет цветка. (Одуванчик)
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ... (одуванчик).
Рос шар бел,
Ветер дунул —
Шар улетел. (Одуванчик)
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелек. (Одуванчик)
В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся —
Улыбнулся:
— Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь,
Что разлечусь.
Тише, ветер луговой! (Одуванчик)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис — ирис)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ... (гвоздиками).
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
Что в хлебе родится,
А есть не годится? (Василек)
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки)
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
Белая корзинка —
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)
№ 13 Подбери признаки
Подснежник – первый, белый, нежный…
Фиалка – маленькая, фиолетовая, комнатная…
Листья - …
Мимоза - …
№ 14 НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)
Поле, где растут васильки –васильковое
Поле, где растут ромашки – ромашковое
Глаза цвета фиалок - фиалковые
Глаза цвета незабудок - незабудковые
Мед из клевера – клеверный
Аромат ландыша – ландышевый и др.
№15 ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)
Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета:
Красные-прекрасные,
Белые - нежные,
Желтые – солнечные,
Синие - небесные (или варианты детей).
№16 Доскажи словечко
Мы гадали Машке
В поле на …(ромашке).
В пышный белый сарафанчик
Нарядился …(одуванчик).
Синяя головка, тонкий стебелек.
В рожь зачем ты спрятался
Вася - …(василек).
Качает стрекозку красный гамак –
Сонный цветок под названием …(мак).
Очень уж травка эта строптива:
Жжет и кусает больно …(крапива).
Лугом музыка плывет –
С каждым шагом звонче,
Это муравей тресет
Синий …(колокольчик).
№17 Один – много
- Это один красный мак, а на лугу много …(красных маков).
- Это один желтый одуванчик а на лугу много …
- Это один синий колокольчик, а на лугу много …
- Это одна белая ромашка, а на лугу много …
№18 Пословицы и поговорки
-Первый цветок ломает ледок.
-Весна красна цветами, а осень плодами.
-Где цветок, там медок.
-Цветы, что дети, уход любят.
-Аленький цветок бросается в глазок.
-На хороший цветок летит мотылек.
-Пчелы рады цвету, люди - лету.
-На цвет и пчелки летят.
-Кто найдет в цветках лишний лепесток счастью.
-Цветы что дети, уход любят
-У каждого цветка свой запах
№19 Вопросы для проведения командных игр, конкурсов, олимпиад
1.В какой сказке С. Я. Маршак заставил цвести подснежники в январе? («Двенадцать месяцев»)
2.Какой цветок носит название дамской обуви? (Венерин башмачок).
3 Любимые цветы гусей (Гусиные лапки)
4.Какой цветок считают последней улыбкой осени? (Астру)
5.Название какого цветка, связано со звоном? (Колокольчик.)
6 Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)
7.Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
8.Какой цветок, судя по названию, обладает хорошей памятью? (Незабудка)
9.Какой цветок искал отец для своей дочери.
10.Какой цветок выполнял желания девочки?
11.Какой цветок - символ нашей страны? Ромашка.
12.Какие цветы носят человеческие имена?( Роза, Василек, Иван-да-Марья, Лилия, Маргаритка).
13.Цветы герои –сказок (аленький цветочек, цветик- семицветик)
14.Какой красивый нежный цветок называют «заячьи ушки» и почему? (Ландыш, листья похожи на ушки.)
15.Какой цветок несколько раз меняет свой цвет (розовый, фиолетовый, синий)? (Медуница.)
16.Как называется Богиня цветов? (Флора)
17.На каких полях никогда не растут цветы?
18.На какой цветок садится птичка во время проливного дождя?
19.В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами
20.Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)
21.Какое растение называют царица цветов? (Роза )
22.Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцис)
23.Цветок неумирашка и неувядка( Бессмертник)
24.Какие цветы рвала девочка в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)
25.Какое растение называют «цветок - букетик»? (Медуница).
26.Цветок убивающий зверя ( Зверобой).
27.В желтой косынке, лиловой рубашке ( Иван- да- Марья)
28.Кто встречает лето в шапке меховой. (Одуванчик )
№20 Динамическая пауза
ПО ПОЛЯНКЕ ХОДИШЬ ТЫ – шагать на месте;
РАСЦВЕЛИ ВОКРУГ ЦВЕТЫ – руки в стороны;
БЕЛОКРЫЛЫЕ РОМАШКИ – руки вверх, шевелить пальцами,
ВАСИЛЬКИ – руки в замок перед собой, шевелить пальцами;
ТЮЛЬПАНОВ ЧАШКИ – ладошки вместе.
№21 Физминутки
1.Во дворе растёт подсолнух».
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
2.«Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый - быстрый (Разбегаются в разные стороны).
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш - ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
3.«Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
4.«Лепестки»
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки.
Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)
Закружился лепесток.
Ветерок их оторвет
И на землю вновь вернет. (Присели.)
5.«Цветы»
Мы цветы в саду сажаем,
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны,
Пусть растут для нашей мамы!
6.«На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы,
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
7 «Наши алые цветки»
Наши алые цветки,
Наши алые цветки,
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево - вправо.)
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево - вправо.)
Тихо засыпают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Какого цвета сарафан у Маши?" для 1-й младшей группы
Эта игра придумана мной к тематической неделе "Вгостях у мультиков" Она развивает у детей чувство цвета. помогает закрепить названия основных цветов....
Консультация для воспитателей «Художественно – дидактические игры с цветом»
Консультация для воспитателей...
Художественно-дидактические игры с цветом
Художественно-дидактические игры с цветом...
Дидактическая игра "Выбери цвет"
Дидактическая игра для воспитанников 2-3 лет....
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Дидактическая игра "Желтый цвет" (из серии игр "Цвета")
Эта игра "Желтый цвет" из серии игр "Цвета" предназначена для развития сенсорного восприятия детей, которым сложно запомнить цвета. Правила игры и ее цели внесены в меню. В данной серии игр буду...
Дидактическая игра "Красный цвет" (из серии игр "Цвета")
Эта игра "Красный цвет" из серии игр "Цвета" предназначена для развития сенсорного восприятия детей, которым сложно запомнить цвета. Правила игры и ее цели внесены в меню. В данной серии игр буд...