"Детский отряд Пионеры"
проект

АФАНАСЬЕВА АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_proekt_pionery.docx949.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАСМК РБ

ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОТРЯД «ПИОНЕРЫ»

Подготовила: Афанасьева А.Ю

г. Нефтекамск

Содержание:

I. Введение.………………………………………………………………………...3

II. Актуальность проекта.…………………………………………………………3

III. Гипотеза………………………………………………………………………..4

IV. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.…………………………5

V Аннотация проекта.…………………………………………………………......6

VI. Этапы реализации проекта программы.……………………………………...7

VII. План мероприятий.………………………………………………………........8

VIII. Ресурсы.……………………………………………………………………….9

IX. Риски и пути преодоления проекта.…………………………………………..9

X. Критерии оценивания проекта.……………………………………………….10

XI. Выводы.………………………………………………………………………..10

XII. Литература.…………………………………………………………………...11

XIII. Приложение………………………………………………………………….13

I. Введение

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».  

                                                                                                               С. Михалков

Проект разработан в целях развития и создания условий для формирования патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

II. Актуальность проекта

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 –  2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т.д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Патриотическое воспитание – как одно из направлений социально-личностного развития детей – считаю важной частью своей проектной деятельности.

Проблема патриотического воспитания детей одна из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Несомненно является проблемой недостаточная методическая наполняемость патриотического уголка.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами  начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Участники проекта:  дети || младшей группы, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, дидактические игры, музыкальные народные произведения.

Гипотеза.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

III. Цели и задачи проекта: – воспитание патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; – создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение.

Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи: – воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; – воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России; – воспитывать патриотические чувства через изучение государственной символики России; – формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; – развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений; – представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Тактические задачи: 

1. Создание занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности  (картотека материалов для воспитателей).

2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

Стратегические задачи:

Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе по нравственно-патриотическому развитию детей.

Ожидаемые результаты:

1. Испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду.

2. Имеют представление о значимости труда родителей, испытывают гордость и уважение к труду взрослых.

3. Имеют знания о месте проживания: город Нефтекамск, об истории и достопримечательностях своего города.

4. Сформированы представления о Москве – столице России.

5. Сформированы представления о государственных символах страны – флаге, гербе и гимне.

6. Имеют представления о других национальностях населяющих нашу Родину (уважают их культуру и традиции).

7. Имеют знания о природе родных мест, флоре и фауне (умеют любоваться природой, бережно относиться к ней).

Продукты проектной деятельности:

1. Фотоальбом «Достопримечательности города Нефтекамск», «Мой любимый город  Нефтекамск».

2. Картотека иллюстраций «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент».

3. Штандарты с фото.

IV. Аннотация проекта

Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

В основу данного проекта заложены следующие идеи:

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение, полезность, новизна; а с другой – создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое,  краеведческое, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.

Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы патриотического воспитания Е.С. Бабунова «Наш дом – Южный Урал», и Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация система воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.

V. Этапы реализации проекта программы

Проекта рассчитана на 9 месяцев (сентябрь 2023 г. –  май 2024 г.).

  №                                                                                   п/п

Этапы

Цель

Срока

    1.

Подготовительно-проектировочный этап

1. Изучение методико-педагогической литературы по теме.

2. Подбор материала и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, тематические картины, иллюстрации, настольно-печатные, дидактические пособия для детей.

3. Обогащение предметно-развивающей среды по возрасту детей.

5. Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

сентябрь – октябрь

    2.

Практический этап

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Ознакомление детей с историей российской армии»,  «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Патриотическое воспитание дошкольников», «Воспитание любви к малой Родине».

Работа с педагогами:

Консультации для педагогов «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания», «Люблю тебя мой край родной!»

Работа с детьми:

1. ООД.

2. Организация режимных моментов в течение дня.

3. Дидактические игры.

4. Настольные игры.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Оформление центра в группе по патриотическому воспитанию:

1. Фотоальбом «Достопримечательности города Нефтекамск», «Мой любимый город  Нефтекамск».

2. Картотека иллюстраций «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент».

3. Штандарты с фото.

октябрь – март

    3.

Обобщающе-результативный этап

1. Наблюдения за детьми в процессе игры и в режимных моментах.

2. Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребенка».

апрель – май

    4.

Презентация проекта

Презентации по итогам реализации проекта.

май

VI. План мероприятий

п/п

В процессе организации образовательной деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

1.

Экскурсия по детскому саду – расширение и уточнение представлений детей о труде сотрудников детского сада; – формировать знания о своём детском саде, умение ориентироваться в помещениях дошкольного учреждения; – создать условия для доброжелательного отношения к работникам нашего сада и стремиться к общению и взаимодействию; – воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам.

Анкетирование родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Октябрь

2.

История родного детского сада – познакомить с историей детского сада; расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада; – развивать память и мышление; – воспитывать любовь к своему детскому саду, уважение к людям разных профессий, доброжелательное отношение друг к другу.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Ноябрь

3.

Малая родина. Любимый город Нефтекамск уточнить представления детей о родном городе; формировать понимание выражения «Малая родина»; закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; закрепить и обобщить знания детей о символе родного города;  воспитывать патриотические чувства.

Попросить родителей принести фотографии для фотоальбома «Мой любимый город  Нефтекамск».

Декабрь

4.

Экскурсия в музей детского сада «История на века» –познакомить детей с особенностями жизни башкирского, русского, марийского народов; –познакомить детей с предметами башкирского, русского, марийского быта, с ведением хозяйства, домашней утварью, кухней.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Январь

5.

Наша страна – Россия. Государственные символы России – флаг, гимн – формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине; – закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

Февраль

6.

День защитников Отечества – формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины; –воспитывать патриотические чувства.

Попросить родителей принести фотографии для фотоальбома «Достопримечательности города Нефтекамск».

Март

7.

Моя мама – воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам;  познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики и др.

 Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине».

Апрель

8.

Наши космонавты – дать детям представление о строении Солнечной системы, звездах, планетах, о полете человека в космос; – воспитывать патриотические чувства.

Консультация для родителей  «Ознакомление детей с историей российской армии».  

Май

9.

День Победы – обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны; – воспитывать патриотические чувства.

Анкетирование родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

VII. Ресурсы

Информационные ресурсы – созданы фотоальбом «Достопримечательности города Нефтекамск», «Мой любимый город  Нефтекамск», картотеки иллюстраций «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент», консультации для педагогов, родителей.

Учебно-методическая литература – использованы различные источники по данной теме, материально-техническое оборудование (ноутбук, проектор, монитор, ламинатор, принтер и т.п.).

VIII. Риски и пути преодоления рисков

Временные риски. Чтобы избежать этого риска все мероприятия распланированы в соответствии с лексическими темами календарно-тематического планирования.

Бюджетные риски. Не предусмотрено так как бумага для оформления проекта подарена заинтересованным родителем.

Риски изменения объёмов работы. Чтобы не произошло этого риска, создана методическая копилка с консультациями для родителей и педагогов, с беседами и для детей и т.д.

Единая точка отказа. Создана резервная копия документации на электронном носителе, вся проектная документация распечатана и находится в свободном доступе в помещении группы.

Зависимости. Для решения этой задачи вся методическая документация, игры были оформлены на подготовительном этапе.

IX. Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворенность родителей результатом работы оценивается в ходе бесед, наблюдений активности в социальных сетях, выполнении домашних заданий.

2. Для оценивания удовлетворенности родителей результатом работы создана анкета для родителей (проводиться анкетирование 2 раза в начале и конце года).

3. Количественный показатель пополнения РППС на основе сравнения на начало и конец проекта.

4. Наличие педагогов, желающих провести данный проект в своём детско-родительском коллективе.

X. Выводы

Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.

В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией. Более глубоко изучили историю родного города Нефтекамск, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Ребята расширили знания о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории РФ. Закрепили знания о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

В настоящее время этот проект актуален, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данного проекта.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

XI. Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». [Электронный ресурс]//режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655.

3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 г. – 256 с.

4. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методическое пособие/ Е.А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, 2009 г. – 128 с.

5. Бабунова Е.С, Градусова Л.В. «Наш дом – Южный Урал» под ред. Магнитогорск: МаГу, 2003 г.

6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Аргос, 1990. – 213с.

7. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс]//режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

8. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая Память России». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников/Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева – Москва: Детство-Пресс, 2013 г. – 96 с.

9. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий/А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – Москва: Книголюб, 2008 г. – 112 с.

10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников/М.Д. Маханева – Москва: «Сфера», 2010 г. – 96 с.

11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Мозаика-синтез, 2010 г. – 304с.

12. Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007 г. – 128 с.

13. Федулова Ю., Рогожина О., Депутатова О. Люблю мое отечество. Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников/Ю. Федулова, О. Рогожина, О. Депутатова – Москва: ТЦ «Сфера», 2019 г. – 112 с.

14. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – Майкоп, 2004 г. – 340с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Девиз

Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед, и только всем вместе!

Речевка

Это чьи идут ребята?

Боевые пионеры

Сильные и смелые!

Ловкие, умелые!

Эмблема отряда Пионеры

C:\DOCUME~1\User\LOCALS~1\Temp\photo-output.PNG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие, подготовленное участниками отряда ЮИД для воспитанников детских садов

Мероприятие, подготовленное участниками отряда ЮИД для воспитанников детских садов...

Мероприятие, подготовленное участниками отряда ЮИД для воспитанников детских садов

Мероприятие, подготовленное участниками отряда ЮИД для воспитанников детских садов...

Волонтерский отряд «Доброе сердце» с театральной постановкой – в гостях в детском саду «Росинка»

Волонтерский отряд «Доброе сердце» с театральной постановкой – в гостях в детском саду «Росинка»...

Зимнее развлечение - слет пионеров СОШ 9 и отряда "Дошкольный патруль"

Можно подумать, что отряд "Дошкольный патруль" это совсем не деятельность учителя-дефектолога.Но, благодаря этому отряду мы с нашими детками с ОВЗ не только социализируемся и общаемся. Напри...

Праздник От отряда ЮИД для отряда ЮПИД

НА ДОРОГЕ ДОЛЖЕН КАЖДЫЙ‼‼‼ПРАВИЛА ДВИЖЕНЬЯ ЗНАТЬИ, КОНЕЧНО, ОЧЕНЬ ВАЖНОИХ, РЕБЯТА, ВЫПОЛНЯТЬ!Ребята закрепили правила поседения на дорогах,вспомнили дорожные знаки,показали сказку ,спели частушки,Ретя...

«Дети. Дорога. Безопасность» проект сетевого взаимодействия Детского сада «Сказка», филиала Детского сада «Светлячок», отряда ЮИД МАОУ «СОШ № 2» и Отдела государственной автомобильной инспекции МО МВД «Заводоуковский»

Проект долгосрочный (2024 – 2025г.г.), творческий, практико-ориентированный, открытый, коллективный.      Совместная практическая деятельность обучающихся педагогов, род...