"Детский отряд Пионеры"
проект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАСМК РБ
ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОТРЯД «ПИОНЕРЫ»
Подготовила: Афанасьева А.Ю
г. Нефтекамск
Содержание:
I. Введение.………………………………………………………………………...3
II. Актуальность проекта.…………………………………………………………3
III. Гипотеза………………………………………………………………………..4
IV. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.…………………………5
V Аннотация проекта.…………………………………………………………......6
VI. Этапы реализации проекта программы.……………………………………...7
VII. План мероприятий.………………………………………………………........8
VIII. Ресурсы.……………………………………………………………………….9
IX. Риски и пути преодоления проекта.…………………………………………..9
X. Критерии оценивания проекта.……………………………………………….10
XI. Выводы.………………………………………………………………………..10
XII. Литература.…………………………………………………………………...11
XIII. Приложение………………………………………………………………….13
I. Введение
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Проект разработан в целях развития и создания условий для формирования патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
II. Актуальность проекта
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т.д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Патриотическое воспитание – как одно из направлений социально-личностного развития детей – считаю важной частью своей проектной деятельности.
Проблема патриотического воспитания детей одна из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Несомненно является проблемой недостаточная методическая наполняемость патриотического уголка.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Участники проекта: дети || младшей группы, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, дидактические игры, музыкальные народные произведения.
Гипотеза.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
III. Цели и задачи проекта: – воспитание патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; – создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение.
Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи: – воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; – воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России; – воспитывать патриотические чувства через изучение государственной символики России; – формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; – развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений; – представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Тактические задачи:
1. Создание занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
Стратегические задачи:
Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе по нравственно-патриотическому развитию детей.
Ожидаемые результаты:
1. Испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду.
2. Имеют представление о значимости труда родителей, испытывают гордость и уважение к труду взрослых.
3. Имеют знания о месте проживания: город Нефтекамск, об истории и достопримечательностях своего города.
4. Сформированы представления о Москве – столице России.
5. Сформированы представления о государственных символах страны – флаге, гербе и гимне.
6. Имеют представления о других национальностях населяющих нашу Родину (уважают их культуру и традиции).
7. Имеют знания о природе родных мест, флоре и фауне (умеют любоваться природой, бережно относиться к ней).
Продукты проектной деятельности:
1. Фотоальбом «Достопримечательности города Нефтекамск», «Мой любимый город Нефтекамск».
2. Картотека иллюстраций «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент».
3. Штандарты с фото.
IV. Аннотация проекта
Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
В основу данного проекта заложены следующие идеи:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение, полезность, новизна; а с другой – создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое, краеведческое, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.
Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы патриотического воспитания Е.С. Бабунова «Наш дом – Южный Урал», и Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация система воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.
V. Этапы реализации проекта программы
Проекта рассчитана на 9 месяцев (сентябрь 2023 г. – май 2024 г.).
№ п/п | Этапы | Цель | Срока |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | 1. Изучение методико-педагогической литературы по теме. 2. Подбор материала и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, тематические картины, иллюстрации, настольно-печатные, дидактические пособия для детей. 3. Обогащение предметно-развивающей среды по возрасту детей. 5. Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье». | сентябрь – октябрь |
2. | Практический этап | Работа с родителями: Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Ознакомление детей с историей российской армии», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Патриотическое воспитание дошкольников», «Воспитание любви к малой Родине». Работа с педагогами: Консультации для педагогов «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания», «Люблю тебя мой край родной!» Работа с детьми: 1. ООД. 2. Организация режимных моментов в течение дня. 3. Дидактические игры. 4. Настольные игры. 5. Самостоятельная игровая деятельность. Оформление центра в группе по патриотическому воспитанию: 1. Фотоальбом «Достопримечательности города Нефтекамск», «Мой любимый город Нефтекамск». 2. Картотека иллюстраций «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент». 3. Штандарты с фото. | октябрь – март |
3. | Обобщающе-результативный этап | 1. Наблюдения за детьми в процессе игры и в режимных моментах. 2. Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребенка». | апрель – май |
4. | Презентация проекта | Презентации по итогам реализации проекта. | май |
VI. План мероприятий
№ п/п | В процессе организации образовательной деятельности | Работа с родителями | |
Сентябрь | |||
1. | Экскурсия по детскому саду – расширение и уточнение представлений детей о труде сотрудников детского сада; – формировать знания о своём детском саде, умение ориентироваться в помещениях дошкольного учреждения; – создать условия для доброжелательного отношения к работникам нашего сада и стремиться к общению и взаимодействию; – воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам. | Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье». | |
Октябрь | |||
2. | История родного детского сада – познакомить с историей детского сада; – расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада; – развивать память и мышление; – воспитывать любовь к своему детскому саду, уважение к людям разных профессий, доброжелательное отношение друг к другу. | Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». | |
Ноябрь | |||
3. | Малая родина. Любимый город Нефтекамск –уточнить представления детей о родном городе; –формировать понимание выражения «Малая родина»; –закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; – закрепить и обобщить знания детей о символе родного города; – воспитывать патриотические чувства. | Попросить родителей принести фотографии для фотоальбома «Мой любимый город Нефтекамск». | |
Декабрь | |||
4. | Экскурсия в музей детского сада «История на века» –познакомить детей с особенностями жизни башкирского, русского, марийского народов; –познакомить детей с предметами башкирского, русского, марийского быта, с ведением хозяйства, домашней утварью, кухней. | Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». | |
Январь | |||
5. | Наша страна – Россия. Государственные символы России – флаг, гимн – формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине; – закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. | Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников». | |
Февраль | |||
6. | День защитников Отечества – формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины; –воспитывать патриотические чувства. | Попросить родителей принести фотографии для фотоальбома «Достопримечательности города Нефтекамск». | |
Март | |||
7. | Моя мама – воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам; – познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики и др. | Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине». | |
Апрель | |||
8. | Наши космонавты – дать детям представление о строении Солнечной системы, звездах, планетах, о полете человека в космос; – воспитывать патриотические чувства. | Консультация для родителей «Ознакомление детей с историей российской армии». | |
Май | |||
9. | День Победы – обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны; – воспитывать патриотические чувства. | Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье». |
VII. Ресурсы
Информационные ресурсы – созданы фотоальбом «Достопримечательности города Нефтекамск», «Мой любимый город Нефтекамск», картотеки иллюстраций «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент», консультации для педагогов, родителей.
Учебно-методическая литература – использованы различные источники по данной теме, материально-техническое оборудование (ноутбук, проектор, монитор, ламинатор, принтер и т.п.).
VIII. Риски и пути преодоления рисков
Временные риски. Чтобы избежать этого риска все мероприятия распланированы в соответствии с лексическими темами календарно-тематического планирования.
Бюджетные риски. Не предусмотрено так как бумага для оформления проекта подарена заинтересованным родителем.
Риски изменения объёмов работы. Чтобы не произошло этого риска, создана методическая копилка с консультациями для родителей и педагогов, с беседами и для детей и т.д.
Единая точка отказа. Создана резервная копия документации на электронном носителе, вся проектная документация распечатана и находится в свободном доступе в помещении группы.
Зависимости. Для решения этой задачи вся методическая документация, игры были оформлены на подготовительном этапе.
IX. Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворенность родителей результатом работы оценивается в ходе бесед, наблюдений активности в социальных сетях, выполнении домашних заданий.
2. Для оценивания удовлетворенности родителей результатом работы создана анкета для родителей (проводиться анкетирование 2 раза в начале и конце года).
3. Количественный показатель пополнения РППС на основе сравнения на начало и конец проекта.
4. Наличие педагогов, желающих провести данный проект в своём детско-родительском коллективе.
X. Выводы
Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией. Более глубоко изучили историю родного города Нефтекамск, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Ребята расширили знания о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории РФ. Закрепили знания о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
В настоящее время этот проект актуален, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данного проекта.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
XI. Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». [Электронный ресурс]//режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 г. – 256 с.
4. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методическое пособие/ Е.А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, 2009 г. – 128 с.
5. Бабунова Е.С, Градусова Л.В. «Наш дом – Южный Урал» под ред. Магнитогорск: МаГу, 2003 г.
6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Аргос, 1990. – 213с.
7. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс]//режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.
8. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая Память России». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников/Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева – Москва: Детство-Пресс, 2013 г. – 96 с.
9. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий/А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – Москва: Книголюб, 2008 г. – 112 с.
10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников/М.Д. Маханева – Москва: «Сфера», 2010 г. – 96 с.
11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Мозаика-синтез, 2010 г. – 304с.
12. Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007 г. – 128 с.
13. Федулова Ю., Рогожина О., Депутатова О. Люблю мое отечество. Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников/Ю. Федулова, О. Рогожина, О. Депутатова – Москва: ТЦ «Сфера», 2019 г. – 112 с.
14. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – Майкоп, 2004 г. – 340с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Девиз
Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед, и только всем вместе!
Речевка
Это чьи идут ребята?
Боевые пионеры
Сильные и смелые!
Ловкие, умелые!
Эмблема отряда Пионеры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-85950-1584279409.png)
Мероприятие, подготовленное участниками отряда ЮИД для воспитанников детских садов
Мероприятие, подготовленное участниками отряда ЮИД для воспитанников детских садов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-85950-1584279409.png)
Мероприятие, подготовленное участниками отряда ЮИД для воспитанников детских садов
Мероприятие, подготовленное участниками отряда ЮИД для воспитанников детских садов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/17/picture-877811-1487348630.jpg)
Волонтерский отряд «Доброе сердце» с театральной постановкой – в гостях в детском саду «Росинка»
Волонтерский отряд «Доброе сердце» с театральной постановкой – в гостях в детском саду «Росинка»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/21/picture-128496-1708511562.jpg)
Зимнее развлечение - слет пионеров СОШ 9 и отряда "Дошкольный патруль"
Можно подумать, что отряд "Дошкольный патруль" это совсем не деятельность учителя-дефектолога.Но, благодаря этому отряду мы с нашими детками с ОВЗ не только социализируемся и общаемся. Напри...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/08/picture-1344626-1662657901.jpg)
Праздник От отряда ЮИД для отряда ЮПИД
НА ДОРОГЕ ДОЛЖЕН КАЖДЫЙ‼‼‼ПРАВИЛА ДВИЖЕНЬЯ ЗНАТЬИ, КОНЕЧНО, ОЧЕНЬ ВАЖНОИХ, РЕБЯТА, ВЫПОЛНЯТЬ!Ребята закрепили правила поседения на дорогах,вспомнили дорожные знаки,показали сказку ,спели частушки,Ретя...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/07/picture-991346-1696658357.jpg)
«Дети. Дорога. Безопасность» проект сетевого взаимодействия Детского сада «Сказка», филиала Детского сада «Светлячок», отряда ЮИД МАОУ «СОШ № 2» и Отдела государственной автомобильной инспекции МО МВД «Заводоуковский»
Проект долгосрочный (2024 – 2025г.г.), творческий, практико-ориентированный, открытый, коллективный. Совместная практическая деятельность обучающихся педагогов, род...