Исследовательско – творческий проект «Лук – зелёный друг»
проект

Наталья Александровна Ворончихина

Исследовательско – творческий проект

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luk-zelenyy_drug.docx940.35 КБ

Предварительный просмотр:

Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

Исследовательско – творческий проект

«Лук – зелёный друг»

Составил:

Воспитатель : .Ворончихина Н.А.

Инструктор по физической культуре: Суркова Х.В.

МОУСОШ 22 (дошкольное отделение)

декабрь 2022

Тип проекта: исследовательский, творческий, краткосрочный

Срок реализации: 9 февраля - 9 марта 2023г

База выполнения проекта: подготовительная группа (15 человек)

Место проведения: группа детского сада.

Проблема:

У современных детей не часто бывает возможность тесно общаться с природой, так как не у всех семей имеются дачи и земельные участки. Дети не знают, как можно вырастить репчатый лук на перо в комнатных условиях. Многие дети не знают о пользе лука и его полезных свойствах.

Актуальность:

В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно–образовательной работы с детьми в ДОУ. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Умение вырастить на мини огороде участка нашей группы овощи всегда вселяет в ребят чувство гордости и победы. На групповом участке вместе с другими овощами дети ежегодно сажают лук, осенью убирают. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. Но мы не всегда задумывались, как именно растет лук, какие условия необходимы для его роста. Детям интересно узнать, как можно вырастить зелёный лук на подоконнике, что в нем полезного и как его можно применять еще.

Цель проекта:

-создание условий для развития познавательного интереса и экспериментальной деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей и их родителей в практическую деятельность по выращиванию лука.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей о сортах лука, условиях его роста, о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами;

-формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц;

- узнать больше о пользе лука;

Позновательные:

-наблюдать за изменениями роста луковиц и семян в стакане воды и в контейнере с почвой;

- заинтересовать этапами проведения опыта;

-учить выполнять индивидуальные и коллективные поручении;

- научить детей видеть результаты своего труда.

Развивающие:

- активизировать у ребят инициативу, внимание и память;

- обогащение словарного запаса детей;

- привлечь к работе проекта детей, воспитателей, родителей.

- воспитывать бережное отношение к природе, понимание необходимости её охраны через собственные наблюдения.

Ожидаемые результаты по проекту:

-У детей появится интерес к процессу посадки и роста лука;

-У детей будут сформированы представления об условиях, которые необходимы для выращивания зелёного лука (вода, земля, свет);

-Дети познакомятся с особенностями внешнего строения лука (донце, корни, верхушка, перо);

-У детей будут сформированы навыки посадки лука в землю и в воду с помощью взрослого;

-Дети научатся наблюдать за происходящими изменениями во время роста лука.

-Будут сформированы партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Прогноз возможных негативных последствий:

-Луковицы репчатого лука не прорастают на перо, возможно, из-за некачественного материала (луковицы подморожены) → заменить луковицы на более качественные

- Не все родители желают принимать участие в совместной работе по проекту → заинтересовать родителей, объяснить важность совместной работы с детьми.

Рефлексивный компонент

Полноценное развитие ребенка-дошкольника должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. При планировании и проведении данного проекта было учтено не только вышесказанное, а и принцип интеграции образовательных областей во всех видах совместной деятельности. Все части проекта были тесно связаны друг с другом, что способствовало поддержанию интереса у детей на протяжении всего проекта. Каждому ребенку давали возможность участвовать в проекте. Стремились к тому что бы у каждого ребенка было желание участвовать в деятельности.

Воспитательно-образовательный процесс во время непосредственной образовательной деятельности мы старались выстроить на основе создания психологического комфорта у детей, что способствовало: Развитию коммуникативных навыков, избежать эмоциональной перегрузке воспитанников, удовлетворению потребности в исследование чего то нового, двигательной активности детей.

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформировалось бережное отношение к окружающей среде. Дети овладели несложными навыками экспериментирования и у них развились исследовательские умения, соответствующие их возрасту.

Этапы проекта :

• Подготовительный этап.

• Основной этап.

• Экспериментально-опытная работа.

• Заключительный.

1. Подготовительный этап

  • Сбор информации, материала, инвентаря.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о луке)
  • Создание развивающей среды, подбор игр и оборудования по теме проекта.
  • Анкета для родителей.

2. Основной этап

  • Высадка лука в домашних условиях и наблюдение за ним.
  • Чтение Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
  • Чтение пословиц, поговорок, загадок, стихотворений про лук.
  • Рисование героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
  • Ручной труд «Луковичка»
  • Аппликация
  • Физическое развитие. Спортивное развлечение «Спортивный огород»
  • Создание лэпбука «Лук-зеленый друг» с загадками, пословицами, поговорками, стихотворениями, рассказами, сказками о луке.
  • Беседы с детьми: «Что такое лук?», «Строение лука», «Где используем лук?».
  • Презентация: «Откуда пришел лук?», «Лук-зеленый друг»
  • Дидактические игры: «Строение лука», «Четвертый лишний», «Опиши овощь», «Пазлы», «Разрезные картинки»
  • Сюжетно ролевая игр « Овощной магазин»
  • Создание совместно с родителями книги рецептов «Лук – от семи недуг».
  • Консультация для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».

3. Экспериментально-опытная работа.

  • Выращивание лука в земле, в воде, в темноте.
  • Введение календаря роста.
  • Проведение опытов.

4. Заключительный этап.

  • Оформление проекта в виде презентации с фотографиями.
  • Подведение итогов работы по проекту.
  • Выставка результатов презентации в ДОУ.

Календарно – тематическое планирование работы с детьми

1 Этап «Постановка проблемы»

Лук находится в большом почёте и используется в основном его малая часть: репчатый – в суп, да зеленый – в салат. Еще лук богат витаминами, используется как лечебное средство в народной медицине и в косметологии.

При проведении совместной деятельности – посадка лука, все ребята проявили желание нам помочь, посадить самим.

Дети стали задавать много вопросов: «Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?», «Чем может быть полезен лук?»,

«Что необходимо луку для роста?».

У меня возникла идея реализовать проект, и предложить детям посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.

2 этап – основной: Сбор познавательной информации.

период

вид деятельности

цели и задачи

1 неделя февраля

1. Знакомство со сказочным персонажем «Чиполлино»

-Чтение сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»,

-Просмотр отрывка из мультфильма.

Познакомить детей со сказочным персонажем Чиполлино из

сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино».

2. Чтение загадок и стихов про лук

Познакомить детей с малыми формами

фольклора.

#1056;исование героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Закрепление понятия «овощи» через демонстрацию образа литературного героя.

Закреплять умение передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей- героев сказки;

Развивать общую и мелкую моторику.

2 неделя февраля

#1041;еседы с детьми: «Что такое лук?», «Строение лука», Презентация: «Откуда пришел лук?», «Лук-зеленый друг»

Создать условия для исследовательской деятельности. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук».

2. Практическая деятельность.

-Выявить свойства земли: имеет вес,черного цвета, сыпется.

-Выявить насколько вода необходима для

роста растений.

-Определить роль солнца в жизни растений.

-Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

-Подготовка почвы, посадка лука.

-Выполнение трудовых поручений (полив, рыхление почвы).

-В ходе исследовательской деятельности использовались таблички с именами детей

группы, которые закреплялись за определенной луковицей (высаженной ребенком) для болеенаглядного проведения опыта.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию

репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта. Учить детей сажать лук в землю с помощью взрослого.

3. Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Опиши овощь», «Пазлы», «Разрезные картинки».

Закреплять знания об овощах и фруктах . Развивать мышление, познавательную активность.

Развивать общую и мелкую моторику.

3 неделя февраля

1 Наблюдение за ростом лука.

Учить детей наблюдать за происходящими изменениями во

время роста лука. Каждый ребенок оценивает изменения

луковицы как в личном (благодаря именным табличкам), так

и в командном результате.

Консультация для родителей:

««Полезные свойства репчатого и зеленого лука».».

Повысить эффективность детско-родительских отношений и

самооценку родителей в воспитании ребенка. Решаются

задачи

познавательно-исследовательского,

личностного развития ребенку путем взаимодействия с

родителями.

#1056;учной труд «Луковичка»

Закрепить знания детей о строении луковицы Совершенствовать умение передавать форму овощей и деталей;

Закреплять навыки безопасного пользования ножницами.

#1057;южетно-ролевая игра

«Овощной магазин»

4 неделя февраля

#1048;тоговое мероприятие:

Создание лэпбука

« Лук- наш друг»

Поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

2. Итоговое мероприятие:

Создание в группе детского сада огорода на окне.

Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты,

эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля,

растения - вода, растения - человек.

#1057;портивный досуг

« Овощные старты»

Обобщить знания детей о пользе здорового питания и витаминов, закреплять знания детей об овощах и фруктах;

Развивать внимание, ловкость, быстроту, тактильные ощущения, умение действовать по сигналу;

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

3 этап «Реализация проекта»

1. Мультимедийная презентация «Лук – зеленый друг».

#1042;ыставка рисунков и поделок детей

#1057;оздание в группе детского сада огорода на окне.

4. Спортивный досуг «Спортивный огород»

4 этап Заключительный:

Подведение итогов работы по проекту

Проектная деятельность была организована во всех видах детской деятельности, режимных моментах: проводились беседы, игры, творческие мастерские. Дети проявляют коммуникативные навыки общения в совместном труде.

В результате проведения комплексной работы у детей сформировалось представление о процессе посадки луковиц, ухода наблюдения за ними.

В ходе проектной деятельности использовались таблички с именами детей группы, которые закреплялись за определенной луковицей (высаженной ребенком) для более наглядного проведения опыта. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дети наблюдали рост лука в разных условиях, вели календарь роста, сравнивали, анализировали и делали выводы роста лука в разных условиях. Отметили роль лука, как лекарственного сырья, изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.

Реализация одной из главной задачи проекта: воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.

На занятиях такого вида у ребят происходит осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Проявление интереса к книге – это расширение кругозора, а значит и развитие интеллекта ребенка.

Чтение сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино», проведение викторины и игр по сказке развивает способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Проявление интереса к книге – это расширение кругозора, а значит и развитие интеллекта ребенка.

Опытно - экспериментальная работа, изобразительная деятельность, физическое воспитание очень значимо для детей дошкольников. Проект способствует развитию взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

ЛИТЕРАТУРА:

Сказка Дж.Родари "Приключения Чипполино".

Корнилова В. М. "Экологическое окно» в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008г.- 123 с.

Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.-93 с.

Смирнов А. «Зачем луку луковица». – М.: Малыш, 1990г. – 24 с.

А. Т. Лебедева, И. И. Ершов, М. С. Будин. Ваш огород. -Москва «Колос».1994г.

«Я познаю мир» Растения Л. А. Багрова. М. «АСТ» 1995г.

Разговор о правильном питании: Методическое пособие для учителя, Олма—Пресс, 2000.

Мартынов С. М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М. : Просвещение, 1993.

Гуркин В. А., Докучаева Г. Н. «Лук — от 100 недуг» издательства “АиН”1998.

Николаев Л. Аптека на подоконнике, Феникс 2006

Надеждина Н. “Где щи, там и нас ищи!”. – М. : Малыш, - 1989.

Анкета для родителей «Что вы знаете о луке?»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Это поможет правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

1. Лук относится:

А) к фруктам

Б) к овощам

2. Где выращивают лук?

А) В саду

Б) На огороде

В) Другой вариант ответа___

3. Какие виды лука вы знаете?

___

4. Как часто вы используете лук в своем обиходе?

А) Каждый день

Б) Очень редко

В) Не использую

5. Какие целебные свойства лука Вы знаете?

А) Помогает от кашля

Б) Защищает от бактерий

В)Другой вариант ___

СПАСИБО!

Загадки про лук

  • Хоть и злой он, но полезный,

Защищает от болезней.

Кто одёжку оборвёт,

Слёзки горькие прольёт.

Если вдруг ваш нос заложен,

Он, как доктор, вам поможет

И микробы убегут…

Как врача зовут все?..

  • Без него салат — не салат,

И вкусу его любой будет рад.

Можно сырой, а можно пожарить его,

Так он будет вкуснее всего.

За чисткой слезу же можно пролить,

Но его, конечно, ни в чем не винить.

Скорее угадаем, кто же тут,

Ведь, это братцы, все известный…

  • Как у этого у деда

Много-много шуб надето.

Ему же в них не жарко,

Снимет лишь кухарка

Но только шубку первую,

Не тронет шубы белые —

Витамины в шубах этих,

Знают это все на свете.

  • Он от мыши полевой,

Скрылся в землю с головой,

Сверху лишь тугие стрелы,

К солнцу тянутся умело.

Лечит от семи недуг,

Всем полезный спелый … .

  • С виду он такой простой,

Круглый, крепкий, молодой,

Если снимешь кожуру,

Вмиг оставишь ты игру,

От него заплачешь вдруг,

Догадались? Это … .

  • Под платочком золотым

Бабушка седая,

Но душой задорная,

Сердцем молодая.

В холода посадишь

В баночку с водицей,

Вырастут зелёные

Длинные косицы.

  • Очень кстати он с картошкой,

И в салате, и в окрошке.

Он в меню незаменим —

Всё вкуснее будет с ним!

Это наш зелёный друг —

Горько-пряный овощ … .

  • Носит он по сто одёжек,

Правда, нет на них застёжек.

Если будешь их снимать,

Слёзы станешь проливать.

Лечит от семи недуг

Этот горький лекарь … .

  • Говорят, я без застёжек,

На мне множество одёжек,

Сняли первую одёжку —

И заплакали немножко,

Оголили все бока —

Потекла из глаз река.

  • Под тончайшей шелухой

Он скрывает нрав крутой,

Только тронь ножом — тотчас

Слёзы выдавит из глаз.

Ну а если он другой,

То с тугою тетивой.

Натянув её на сук,

Мы получим классный … .

  • В золотой одёжке дед.

Ни одной застёжки нет.

Тронешь, дух пойдёт в глаза,

Сразу катится слеза.

И натерпишься с ним мук…

Чистим мы полезный … .

  • Чубчик зелёненький,

Сам золотистый.

Сок, хоть и едок,

Но облик лучистый.

Слёз с ним пролить

Можно целое море,

Но они вовсе текут

Не от горя … .

  • На этой грядке —

Горькие загадки.

Тридцать три одежки,

И все без застежки.

Кто их раздевает,

Тот слезы проливает.

  • Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь — слезы льешь.

  • Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?

  • Чесноку любимый брат,

И никто не виноват,

Что его кто тронет,

Вмиг слезу обронит.

  • Чипполине я родня.

Кто узнал меня, друзья?

Я на грядочке расту

  • Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят … .

Ответ

Какой же овощ тот драчливый,

До слез доводит всех подряд.

А на вид такой красивый,

Кругом ребята говорят.

Ответ

Птица в норе,

Хвост во дворе.

Кто перья выдирает,

Тот слезы утирает.

Пословицы и поговорки про лук

Лук с чесноком родные братья

Лук семь недуг лечит

Лук да баня все правят

Ешь лук — чаще зубы будут

Лук добр и в бою, и во щах

Лук от семи недуг

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит

Лук туг, а муж не дюж

Луковки во щах нет, а пуговки светленькие

Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться

Лук — добро и в бою и во щах (игра слов)

Лук в другую сторону не перегнешь

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе.

Тема: «Чиполлино и его друзья».

Цель: закрепление понятия «овощи» через демонстрацию образа литературного героя.

Задачи:

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, аккуратности в работе;

-повысить у детей интерес к восприятию художественной литературы;

-продолжать знакомить с творчеством детского писателя Джанни Родари;

-формировать умение различать овощи по внешнему виду, цвету.

-уточнять и активизировать словарный запас по теме;

- совершенствовать связанную речь.

- формировать умение передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей- героев сказки;

- закреплять умение рисовать пастелью;

- развивать общую и мелкую моторику.

Материалы и оборудование:

-альбомный лист, восковые мелки, иллюстрации по мотивам сказки.

Предварительная работа:

- просмотр мультфильма «Приключения Чиполлино»,

-чтение литературного произведения

- рассматривание иллюстраций в книге.

Ход занятия:

Введение в тему.

Воспитатель: Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-Луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется ….(Чиполлино)

Воспитатель: Правильно. Это - Чиполлино. Кто из вас знает, из какой сказки этот персонаж? («Приключения Чиполлино»)

Воспитатель: Кто является автором этой сказки? (Джанни Родари.)

Познавательная деятельность.

Воспитатель: Ребята, все вы знаете удивительную сказку про Чиполлино, мальчика- Луковку, который вырос на огороде, но в другой стране, в солнечной Италии. Чтобы нам тоже оказаться в этой сказке, давайте вспомним о чем идет речь в этой сказке.

В далекой солнечной Италии, где под самым небом зреют апельсины и лимоны, на грядке, рядом с капустой и укропом вырос маленький веселый Чиполлино…

Жил он в фантастической Огородно – Фруктовой стране на луковой окраине, а где лук – там и слезы!

Сказочным государством правил самодур Лимон, который вместе с богатеями грабил бедняков. Отец Чиполлино – Чиполлоне, нечаянно наступил на ногу принцу Лимону, за что был посажен в тюрьму.

Кум Тыква всю жизнь мечтал построить домик. Но к старости сумел выстроить такое жилище, в котором мог находиться только стоя. А Сеньор Помидор решил прогнать старика и поселить туда свою собаку - Мастино.

Графини Вишни не разрешали своему племяннику Вишенке учиться, а для жителей деревни ввели налоги на воздух, дождь, снег…

Жил в этой стране мужественный неунывающий задира и озорник Чиполлино. Он вместе с друзьями решил бороться за справедливость. Вишенка, Редисочка, кум Черника, адвокат Горошек стали ему верными помощниками в борьбе с ненавистными правителями страны.

Воспитатель: Для того, чтобы вспомнить какие герои-овощи были в этой сказке, давайте отгадаем загадки:

Очень жадный и жестокий –

этот красный синьорин,

Был ещё он очень злющим,

Овощей в тюрьму садил.

А вот смелый Чиполлино

вдруг до слёз его довёл.

Ну, ребята, догадалис

Кто синьор тот? … (Синьор Помидор)

Чиполлино я подружка,

Видишь — хвостик на макушке,

Я расту в земле на грядке

И стараюсь быть в порядке.

Красавица, артистка,

Румяная … . (Редиска)

Золотая голова

Велика и тяжела.

Голова велика,

Только шея тонка. (Кум Тыква)

Воспитатель: А ещё герои этой сказки это. Детектив Моркоу – работает на богатеев, идёт по следу Чиполлино и сбежавших из тюрьмы овощей. Очень гордый и глупый сыщик. Адвокат Горошек – хитрый и трусливый овощ. Он защищает интересы всех богатых жителей своей страны. Лук Порей- огородник и друг Чиполлино. Носил усы настолько длинные, что его жена использовала их в качестве верёвок для сушки белья. Огурцы- в стране Чиполлино они заменяли лошадей.

Физминутка с мячом.

Воспитатель: Ребята, но не только овощи, а ещё и фрукты, и ягоды были друзьями и врагами Чиполлино. Давайте поиграем, я Вам буду называть героя, а вы мне будете отвечать, кто он и положительный или отрицательный персонаж в сказке.

Творческая практическая деятельность.

Воспитатель: Ребята ,возьмите простой карандаш и нарисуйте на весь лист любого героя, который вам понравился в этой сказке.

1. Для того чтобы изобразить фигуру героя нужно нарисовать вертикальную черту и разделить ее на 6 равных частей.

2. Затем вписываем предмет в геометрическую форму.

3. А в заключении округлить ломаные линии, уточнить форму, изобразить мелкие детали и стереть линии дополнительного построения.

Воспитатель: Вот такая у нас должна получиться фигура героя. Прошу вас не торопиться. И запомните, людей мы всегда начинаем рисовать с головы – поэтому верхняя часть это и есть размер головы. Начертите голову овальной формы. Затем начертите туловище, руки, ноги.

Затем нарисуйте глаза, нос, губы, сотрите линии дополнительного построения, а дальше подключите свою фантазию, можете нарисовать прическу, одежду, обувь, ведь герои «Чиполлино», могут быть самые необыкновенные.

Рефлексия.

Воспитатель: Что мы с вами делали сегодня на занятии?

Воспитатель: Каких героев из этой сказки вы запомнили?

Конспект занятия подготовительная группа

Тема занятия: Ручной труд «Луковичка»

Цели и задачи:

1. Образовательные:

- учить детей работать с ножницами.

- учить создавать композицию, гармонично размещать детали аппликации.

- закреплять умение сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания;

2. Развивающие:

- закреплять навыки коммуникативного поведения;

- развивать творческие способности детей

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать тактильное восприятие, используя бумагу различной фактуры;

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к художественному творчеству;

- художественный вкус.

- самостоятельность;

Предварительная работа:

1. Беседы о луке; овощах.

2. Рассматривание картин, иллюстраций, открыток данной тематики;

3. Прослушивание стихотворений, отгадывание загадок данной тематики;

4. Посадка лука.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материал к занятию:

ножницы, бумага желтого и зеленого цвета, клей, салфетки.

Ход занятия

-Здравствуйте ребята! Давайте мы узнаем готовы ли вы к занятию. Ручки на месте, ножки на месте, голова чтобы думать на месте, глазки на месте, ушки на месте, а ротик тоже на месте, а улыбка. Улыбнулись все друг другу. Ну теперь к занятию точно мы готовы.

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (Лук)

Вот зеленая стрела,

К свету, к солнышку взошла

Мы ее положим в суп,

Ведь приправа эта - … (лук)

Воспитатель. В этот день вспоминают преподобного Луку. Имя святого, схожее с названием одного овоща, поэтому этот день сделали луковым праздником. Его скоро выкапывали и потихоньку выкладывали на базаре. Хранили лук под потолком избы, косами, которые плели девицы. Лук на крестьянском столе был важным продуктом.

Разговор сегодня пойдет о луке. Дело в том, ребята, что в луке находятся много важных и полезных для организма человека веществ. Нам они помогают поддерживать и сохранять свое здоровье. Лук известен свыше 4000 лет. Древние ученые приписывали ему всемогущее свойство — наполнение организма энергией, придание человеку сил и храбрости, поэтому, когда люди ели лук, то он им придавал здоровье и силу, и поэтому в те времена лук часто добавляли в пищу воинов. Народ свято верил, что даже запах лука отгоняет и предохраняет от болезней. Когда свирепствовали эпидемии, в каждой избе вывешивали тугие связки этого овоща. Народ сложил о луке много пословиц: «Лук от семи недуг», «Лук добр и к бою и во щах.» А еще лук кладут в различные блюда.

Какие блюда мама готовит дома с луком?

А вы сами любите лук? Давайте посмотрим на выросший лук, вспомним, какой он был раньше. Педагог рассматривает с детьми лук. Уточняет знания детей об их форме, цвете, величине. Рассматривая с детьми зелёные перья лука, говорит о том, что необходимо для роста лука?

Дети. Свет и тепло. Чтобы он рос хорошо, необходимо его вовремя поливать и взрыхлять землю. Дети обращают внимание на то, как выросли перья лука, любуются ими.

Да, удачный вырос лук.

Всё свершилось. Но не вдруг.

Труд затрачен мною был.

За посадкой я следил.

Вырос крупный лук-порей.

И теперь ты не болей.

Репчатый — в салат добавь.

И на стол смелее ставь.

Необычный лук-батун,

И сибирский лук лизун.

Ароматный, горьковатый –

Плачешь? Кто же виноватый?

Воспитатель. Посмотрите, мы тоже вырастили лук. А какой у нас с вами огород?

Ответы детей.

Воспитатель. А какие еще овощи растут в огороде

Физкультминутка

В огород пойдем, (шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем ( «таскают»)

И картошки накопаем. («копают»)

Срежем мы кочан капусты, («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (шаги на месте)

Воспитатель. Но прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

Вот теперь можно приступить к работе. А задание у нас такое мы будем делать лук. Дети, а какую форму имеет лук?

Ответы детей.

Теперь берем бумагу желтого цвета и нарезаем полоски разной длинны, далее берем бумагу зеленого цвета и режем полоски, это будут перья лука.

А сейчас давайте немного отдохнем.

( пальчиковая гимнастика)

В нашем огороде много овощей,

Их пересчитаем, станет веселей.

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

Все овощи назвали,

(Пять пальчиков в кулак зажали. Сжимаем-разжимаем пальцы.

Сгибаем по одному пальчику начиная с большого .Сжимаем-разжимаем пальцы).

Воспитатель: В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь.

После самостоятельной работы дети рассматривают готовые работы.

Воспитатель: Сколько луковиц у нас получилось! Какие они красивые!

Дети выбирают работы и ставят их в огород.

Конспект спортивного досуга «Спортивный огород»

Цель:

1. Помочь детям в праздничной игровой обстановке продемонстрировать свои спортивные умения.

2. Повторить и закрепить знания о фруктах и овощах источниках витаминах, о полезных и вредных продуктах.

3. Закрепить обобщающее слово – овощи.

4. Вызвать положительные эмоции от общения с гостем Пугалом и участия в празднике.

Оборудование: контуры овощей, фруктов, картошка 7 штук, мячи набивные 5 шт., обручи 5 шт. картинки с вредными и полезными продуктами( кока-кола, торт, конфеты, колбаса, рыба, молоко, мясо, овощи, фрукты), ложка 2 шт., аудио запись голоса вороны, запись весёлой плясовой мелодии, приз для награждения – Пугало.

Девиз : «Мы со спортом крепко дружим,

Спорт ребятам очень нужен»

Ход занятия.

Дети входят в зал под спортивный марш и строятся в две колонны.

Ведущий.

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в Спортивный огород. Где вас ждёт очень много интересных и увлекательных игр.

Все готовы пойти со мной? Тогда в Спортивный огород шагом марш.

Ходьба по залу в колонне по одному.

Приход гостя.

Под фонограмму голосов птиц в зал заходит Пугало.

Дети рассаживаются на стульчики по обеим сторонам зала.

Пугало - Кыш! Кыш! Проклятые вороны! Кыш! Здрасьте! А вы чего тут делаете? А! Посторонние на огороде! Попались! Пришли мой урожай собирать?

Ведущий - Вовсе нет! Вообще-то у нас здесь Праздник, который называется «Спортивный огород»! А кто вы такой?

Пугало - Здравствуйте, уважаемая! Простите, не заметил! И вам, уважаемые родители, моё почтение! (раскланивается)

- Разрешите представиться! Я Пугало! Это у меня имя такое. А фамилия – Огродное! Можно просто: Пугало Огородное!

Ведущий - А что вы тут делаете?

Пугало – Я, как никак, на государственной службе состою, при исполнении особо важного задания! Охраняю этот огород! Это я с виду такой грозный. А вы, я вижу, без злостных намерений пришли сюда? Располагайтесь поудобней! Честно говоря, скучно мне одному. Кроме ворон и некоторых жителей ближайшего леса – сюда в это время года никто не заглядывает! (всхлипывает)

Ведущий - Пугало! У тебя что-то случилось? Нам кажется, ты чем-то расстроен?

Пугало - Всё пропало!

Ведущий - Что пропало? Ты что-то потерял?

Пугало - Всё пропало! Всё взяли и увезли куда-то. Приехали. Выкопали, собрали и увезли!

Ведущий - Да что увезли-то?

Пугало - Ну, как его?... Забыл! Всё забыл! Голова соломой набита, разве всё упомнишь! Давайте я Вам буду загадывать загадки, а Вы мне поможете вспомнить.

Ведущий - Ничего! Не горюй! Давай загадывай свои загадки, а ребята тебе помогут их отгадать! Поможем ребята?

Пугало. -В нашем огороде на отдельной грядке проживала одна семейка. Родственников у этой семейки видимо-невидимо. В нашем огороде даже загадку придумали об этой семейке: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот, слёзы проливает»

- А у самого забора у нас есть две грядки, так вот там такое росло. Во! Завезена к нам в Россию давным-давно из заморской страны. Сначала даже ее цветами знатные дамы свои шляпки и прически украшали. Сейчас ее у нас «вторым хлебом» называют. И песенку про нее даже сочинили: «Антошка, Антошка, пойдем копать ...»

- А тут недавно на наш огород двое зайцев из леса забрели. Так прямо на одну нашу жительницу напали. Как начали ее хрумкать. Я как увидел — обомлел. Но потом я им показал. У них только пятки засверкали. А эта самая жительница нашего огорода такая неряха — сто одежек и все без застежек, заплатка на заплатке и ни одного стежка.

Вы-то поняли, о ком я говорю? (Капуста.)

- А на дальней грядке росла у нас такая красавица-девица, только всех боится сама сидит в темнице, а коса на улице. Узнали кто это?

Пугало - Точно! Ах, вы мои умненькие! Мои разумненькие! Всё вспомнил: и про лук, и про картошку, и про капусту, и про морковь! Ах, как я мог забыть! А как всё это называется?

Дети - Овощи!

Пугало - Точно, овощи! Мне знаете что обидно? Без меня всё убрали! Пока я с воронами разбирался, приехали и всё, всё увезли! А я, между прочим, самый овощительный убиратель! Ой! Убирательный овощитель! Короче, самый лучший убиратель овощей! А вы умеете овощи с грядок убирать? Э.… Да у вас тут и убирать нечего!

Давайте сначала посадим картошку, потом соберём и в золе испечём.

Ведущий и Пугало проводят игры – соревнования.

#1048;гра «Собери урожай». Участвуют две команды.

Первые участники с рулём в руках, обегают обручи, положенные в ряд (4-5 обручей) - «вспахивают землю». Вторые - подбегают с корзинками и выкладывают мячи в обручи («сажают овощи»). Третьи – поливают из леек. Четвёртые собирают урожай в корзинки. Побеждает команда справившаяся быстрее. Победившей команде вручается жетон.

2. Игра «Печёная картошка» Участвуют две команды по 5 человек.

Ведущий ссыпает картошку из обеих корзинок в кучу и объясняет, что сейчас картошка «печётся в золе». Недалеко от костра две небольшие тарелки. Дети должны перенести к себе на тарелку картошку, но брать её следует ложкой, не касаясь рукой, т.к. картошка горячая

3. Эстафета «Полезные продукты» Участвуют 5 детей.

Ведущий -Ребята, вы узнали во время недели здоровья о полезных и вредных продуктах. Сейчас мы с Пугалом проверим, как вы запомнили какие продукты важны для нашего здоровья, а какие вредны.

В обруче лежат картинки с вредными и полезными продуктами, задача детей добежать до обруча взять картинку с полезным продуктом и положить в корзинку. Корзинку передать следующему участнику.

- А чем же ребята полезны овощи и фрукты? Тем, что в них много витаминов, необходимых для здоровья.

4. Эстафета «фрукты и овощи».

Ведущий. - А сейчас проверим, можете ли вы отличить фрукты от овощей.

В обруче лежат фрукты и овощи. Первые участники бегут, берут один фрукт или овощ, кладут в корзину. Корзину передают следующему участнику. Одна команда собирает в корзинку только фрукты, другая только овощи. Один предмет – одно очко.

5. Игра «Подбери картошку»

Картошку на пол положи

Себя ты в танце покажи

Кончит музыка играть

Быстро картошку нужно взять.

На полу по кругу раскладывается картошка на одну меньше, чем участников команд. Пока играет музыка, дети прыгают по кругу, как только музыка остановилась, дети берут картошку. Кому не хватило, выходит из игры, а одна картошка убирается.

7. Игра «Репка»

Распределяются роли. Первый участник- дед, второй- бабка, третий- внучка…..и т.д. Напротив каждой команды на другой стороне зала ставят муляжи репки. По сигналу первые участники двух команд обегают вокруг

своей репки и возвращаются в команду, берут за руку второго и бегут уже вдвоём. Аналогично бегают дальше. Последней подхватывают мышку, бегут с ней к репке.становятся вокруг репки в круг, считаются «победителями»

Подведение итогов. Награждение.

Пугало: Спасибо за праздник, ребята! Я вам дарю свой «портрет», чтобы вы обо мне не забывали. Теперь, идите домой. А когда будет скучно, приходите на наш огород. Пока. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский информационно-исследовательский, творческий проект «Природа – наш друг »

Очень остро сегодня во всем мире стоит проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Исчезновени...

Экспериментально – исследовательский проект «ЛУК – ЗЕЛЁНЫЙ ДРУГ»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный.  Продолжительность: среднесрочный  (с 24.11.15г – 28.12.15г) Место проведения: вторая младшая группа детского с...

Экспериментально – исследовательский проект «ЛУК – ЗЕЛЁНЫЙ ДРУГ» для детей младшего возраста

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный. Продолжительность: среднесрочный  (с 12.03.17г – 28.03.17г) Место проведения:...

Экспериментально-исследовательский проект"Лук зелёный друг"

Презентация к проекту "Лук-зелёный друг" 2 младшая группа...

Исследовательско–творческий проект «Лук-зеленый друг»

Цель проекта: формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом....

Презентация к исследовательско–творческому проекту «Лук-зеленый друг»

Цель проекта: формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом....