Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений.
методическая разработка (младшая группа)

Абдулина Гуляйда Ахатовна

Пальчиковые игры — это веселый и интерактивный способ поддержки развития маленьких детей. Они обеспечивают многочисленные преимущества, включая улучшение мелкой моторики, содействие развитию языка, улучшение памяти и концентрации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие речи детей дошкольного возраста  с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Пальчиковые игры — это веселый и интерактивный способ поддержки развития маленьких детей. Они обеспечивают многочисленные преимущества, включая улучшение мелкой моторики, содействие развитию языка, улучшение памяти и концентрации.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1.Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Актуальность

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярно в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем. Все мы пользуемся в своей жизни разными жестами, которые часто заменяют нам слова, придают им дополнительные оттенки, а иногда меняют смысл сказанного.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой материки. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Советы педагогу при проведении пальчиковых игр

-Перед проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что у всех детей ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошки, подышать на них или согреть теплой водой под краном)

-При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показывать движения; по мере усвоения движения меняйте темп

· Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку

· Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней)

Цель проекта:

· Формирование у ребенка в детском саду и дома навыков речевой и двигательной функции через организацию пальчиковых игр и гимнастик. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации

· развитие согласованных движений обеих рук и речи

· развитие внимания

Задачи для детей:

• развивать игровые познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

• овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.

• формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру.

Задачи для родителей:

• создавать в семье благоприятные условия для развития личности и речи ребенка

• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду

Задачи для педагога:

· развивать движение тела, мелкой моторики рук и органов речи

· научить правильному произношению, нормализовать её темп ® научить соблюдать речевых пауз

Методы обучения

• показ действий и совмещение со словами

• действия руками ребенка

• самостоятельные действия ребенка

Участники проекта:

1. воспитатели группы

2. дети

3. родители и другие члены семьи Ожидаемый результат:

В процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта: Дети:

· проявляют интерес к подражанию разных живых и неживых существ

· овладевают знаниями о свойствах, качествах и внешности подражаемого

· проявляют доброту, заботу, бережное отношение к окружающим

· возрастает речевая и двигательная активность детей

Родители:

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье

Повышение компетентности родителей при выборе совместных игр с ребенком

1.Подготовительный этап:

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

2. Основной этап реализации проекта:

1. Содержание деятельности родителей:

· изготовление игрушек-самоделок для пальчиковых игр

· изготовление масок разных животных соответственно количеству детей

· подбор игрушек, цветных картинок, музыкального сопровождения

· участие в оформлении группы

· выставка материалов «Как я играю дома»

· изготовление наручных кукол и ширму для представления

· показ кукольного театра «Колобок» наручными куклами

2. Содержание деятельности педагога:

Система мероприятий:

Работа с детьми

· познавательная деятельность

· игровая деятельность

· художественно-речевая деятельность

· музыкально-театрализованная деятельность

· продуктивная деятельность

Работа с родителями

Итоговое мероприятие: показ кукольного театра «Колобок»

З. Заключительный этап.

· Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

· Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую)

· Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами пальчиковых игр, дети проявляли интерес и желание играть с пальчиками и наручными куклами

· Возросла речевая и двигательная активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей

· Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-дети-родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Литература:

1. Флерина КА. «Игра и игрушка». Москва 2003

2. Мцхайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком», Москва2001

3. Сшваковская А. С. «Игра — это серьезно», Москва 2002

4. Кутузова И. «Развитие игровой деятельности-Дошкольное воспитание 2003

5. Субботский ЕВ. «Ребенок открывает мир», Москва 2003

6. Эльконш Д.Б. «Психология игры» Москва 2002

7. Сорокина Н. Ф. играем в кукольный театр: программа «7'еатр- творчество-дети»: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Москва 2004

8. Комарова Т. «Игра и изобразительное творчество». -Дошкольное воспитание 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План работы по самообразованию  Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Выступление на педагогическом часе Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Актуальность: В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки  становится важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинаетс...

ПРОЕКТ на тему: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".

   На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой не...