Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений.
методическая разработка (младшая группа)
Пальчиковые игры — это веселый и интерактивный способ поддержки развития маленьких детей. Они обеспечивают многочисленные преимущества, включая улучшение мелкой моторики, содействие развитию языка, улучшение памяти и концентрации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Пальчиковые игры — это веселый и интерактивный способ поддержки развития маленьких детей. Они обеспечивают многочисленные преимущества, включая улучшение мелкой моторики, содействие развитию языка, улучшение памяти и концентрации.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1.Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Актуальность
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярно в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем. Все мы пользуемся в своей жизни разными жестами, которые часто заменяют нам слова, придают им дополнительные оттенки, а иногда меняют смысл сказанного.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой материки. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Советы педагогу при проведении пальчиковых игр
-Перед проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что у всех детей ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошки, подышать на них или согреть теплой водой под краном)
-При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показывать движения; по мере усвоения движения меняйте темп
· Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку
· Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней)
Цель проекта:
· Формирование у ребенка в детском саду и дома навыков речевой и двигательной функции через организацию пальчиковых игр и гимнастик. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации
· развитие согласованных движений обеих рук и речи
· развитие внимания
Задачи для детей:
• развивать игровые познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
• овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
• формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру.
Задачи для родителей:
• создавать в семье благоприятные условия для развития личности и речи ребенка
• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду
Задачи для педагога:
· развивать движение тела, мелкой моторики рук и органов речи
· научить правильному произношению, нормализовать её темп ® научить соблюдать речевых пауз
Методы обучения
• показ действий и совмещение со словами
• действия руками ребенка
• самостоятельные действия ребенка
Участники проекта:
1. воспитатели группы
2. дети
3. родители и другие члены семьи Ожидаемый результат:
В процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта: Дети:
· проявляют интерес к подражанию разных живых и неживых существ
· овладевают знаниями о свойствах, качествах и внешности подражаемого
· проявляют доброту, заботу, бережное отношение к окружающим
· возрастает речевая и двигательная активность детей
Родители:
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье
Повышение компетентности родителей при выборе совместных игр с ребенком
1.Подготовительный этап:
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап реализации проекта:
1. Содержание деятельности родителей:
· изготовление игрушек-самоделок для пальчиковых игр
· изготовление масок разных животных соответственно количеству детей
· подбор игрушек, цветных картинок, музыкального сопровождения
· участие в оформлении группы
· выставка материалов «Как я играю дома»
· изготовление наручных кукол и ширму для представления
· показ кукольного театра «Колобок» наручными куклами
2. Содержание деятельности педагога:
Система мероприятий:
Работа с детьми
· познавательная деятельность
· игровая деятельность
· художественно-речевая деятельность
· музыкально-театрализованная деятельность
· продуктивная деятельность
Работа с родителями
Итоговое мероприятие: показ кукольного театра «Колобок»
З. Заключительный этап.
· Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
· Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую)
· Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами пальчиковых игр, дети проявляли интерес и желание играть с пальчиками и наручными куклами
· Возросла речевая и двигательная активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей
· Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-дети-родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Литература:
1. Флерина КА. «Игра и игрушка». Москва 2003
2. Мцхайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком», Москва2001
3. Сшваковская А. С. «Игра — это серьезно», Москва 2002
4. Кутузова И. «Развитие игровой деятельности-Дошкольное воспитание 2003
5. Субботский ЕВ. «Ребенок открывает мир», Москва 2003
6. Эльконш Д.Б. «Психология игры» Москва 2002
7. Сорокина Н. Ф. играем в кукольный театр: программа «7'еатр- творчество-дети»: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Москва 2004
8. Комарова Т. «Игра и изобразительное творчество». -Дошкольное воспитание 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/18/picture-797972-1466265686.jpg)
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".
laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский...
Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/09/picture-628179-1447059729.jpg)
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1271188-1600770892.jpg)
Выступление на педагогическом часе Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Актуальность: В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинаетс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1290084-1605549070.jpg)
ПРОЕКТ на тему: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой не...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/31/picture-1306898-1612099822.jpg)
План профессионального самообразования воспитателя второй группы раннего возраста. Тема: Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
МАДОУ детский сад № 26 «Радуга» План профессионального самообразования воспитателя...
Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений.
План самообразования....