Программа "Неболейка"
материал

Боброва Марина Викторовна

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Неболейка» на 2021-2024 гг.

Основание для разработки Программы

Высокая заболеваемость детей. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с детским садом в проведении физкультурно-оздоровительной           работы           и профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ..

Исполнители Программы

Педагоги, старшая медсестра, дети, родители

Важнейшие целевые индикаторы Программы

1.      Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.

2.    Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях ).

3.                    Активное участие всех участников образовательного      процесса            в совместной деятельности по здоровьесбережению.

4.    Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2021-2024гг.

1- й этап- аналитический, апрель-май 2021г., анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы

2- й этап- разработка проекта программы – май- сентябрь 2021г.

3- й этап- внедрение программы- 2021-2024гг

4- й этап – итогово - диагностический – апрель-май 2024г.

Ожидаемые конечные результаты

1. Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.

2.         Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.

3.      Сформированная система контроля выполнения задач программы «Неболейка».

4.       Снижение заболеваемости у воспитанников и сотрудников.

5.      Уменьшение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком до 3-х дней:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование» является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят.

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Разработка этой программы привела к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их

 

валеологическом просвещении. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.

Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей, проживающих в г.Смоленске

–            климатические условия Смоленска в сочетании с экологическим неблагополучием (наличие в городе предприятий с вредным производством), предъявляют к организму ребенка высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха, поэтому значительное количество детей дошкольного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Программа «Неболейка» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день  практически здоровые дети составляют 5%.

Цель программы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Задачи:

1.      Повышение показателей здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

2.          Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

3.             Разработка системы медико-педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения .

 

1.     Основные принципы реализации программы

 

1.     Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

2.        Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3.         Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4.                 Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

5.     Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.

Основные участники реализации программы:

▪                    Воспитанники дошкольного образовательного учреждения.

▪                    Педагоги.

▪                    Родители (законные представители).

Основные направления программы

1.      Консультативно-информационное образование детей, родителей: раскрываются новые подходы в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический план улучшения здоровья детей );

2.       Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ (кадры, медицинский кабинет, спортивный зал, спортивная площадка);

3.   Организация рационального питания;

4.     Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы занятий , проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

 

2.     Анализ здоровья и физического развития воспитанников

Анализ сведений о здоровье воспитанников за период с декабря 2019 по декабрь 2020г. показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком дошкольного возраста. При этом распределение детей по группам здоровья с 2019г. почти не меняется. Возникает вопрос: если в ДОУ приходят дети с примерно одинаковым уровнем здоровья из года в год, почему количество заболеваний в дошкольном отделении ежегодно растет?

 

В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению должна находиться семья и дошкольное учреждение, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

В саду проводится большая работа по созданию благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада. Педагогами осуществлялся весь комплекс адаптационных мероприятий, направленных на создание психологически комфортных условий пребывания ребенка в группе: индивидуальный подход, щадящий режим, консультации для родителей. Для родителей вновь поступающих детей ежегодно в начале сентября проводится организационное родительское собрание «Первый раз в детский сад». Однако положительной динамики по степени легкой и средней адаптации детей к детскому саду не происходит, и это связано с возрастным контингентом детей. В сад поступает большой процент домашних детей в возрасте 3-6 лет, поэтому дети чаще болеют и соответственно адаптация у них затягивается.

 

3.  Оценка результативности системы и содержания оздоровительной работы

 

3.1                      Консультативно-информационное образование детей, педагогов,  родителей.

 Совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования у детей - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.

Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

▪                    Привитие стойких гигиенических навыков;

▪                    Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

▪                    Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;

▪                    Формирование привычки ежедневных физических упражнений;

▪                    Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;

▪                    Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

▪                    Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;

▪                    Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);

▪                    Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;

▪                    Предоставление дополнительных услуг для детей (работа кружка оздоровительной направленности «Экология»;

▪                    Проведение тематических занятий на группах;

 

▪                    Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);

▪                    Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.

Работа с педагогами – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной из основных задач, является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка.

В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения дошкольников при выпуске в школу. Внедряются современные методы мониторинга здоровья. Разрабатываются критерии оценки состояния здоровья.

Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия во время пребывания ребенка в детском саду:

▪                    по созданию условий для формирования у детей привычки к

 

ЗОЖ:


 

▪                   создание развивающей среды в группах;

▪                   создание   условий   для   обеспечения   активной   двигательной

 

деятельности в группе и на прогулке;

▪                    спортивные и музыкальные праздники и развлечения;

▪                    создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;

▪                    оптимизация   форм   общения   в   педагогическом   коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);

▪                    предоставление    дополнительных    услуг     (работа    кружков оздоровительной направленности) для детей

▪                    проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;

▪                    проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации»

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет,  мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма

 

видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому педагоги работают над реализацией следующих задач:

▪                    Повышение педагогической культуры родителей.

▪                    Изучение    и     распространение    положительного    семейного воспитания.

▪                    Включение родителей в совместную работу по    оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

▪                    Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;

▪                    Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);

▪                    Родительские собрания на данную тематику;

▪                    Педагогические советы с участием родителей и т.д.

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.

Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я –спортивная семья!», «Большие гонки», оформление семейных фотоальбомов на тему:

«Спорт и семья». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием успешного межличностного            взаимодействия является                                      внимательность, проникновенность, неторопливость.

3.2   Здоровьесберегающая инфраструктура ДОУ

Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно- профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику.

Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении помогает медико-педагогический контроль, в который входят:

 

▪                    Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;

▪                    Обследование физического развития детей;

▪                    Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;

 

▪                    Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;

 

▪                    Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.

Профилактическо-оздоровительная работа в дошкольном отделении направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделяется профилактическим мероприятиям:

▪                    Осуществление     проветривания помещений, в которых пре- бывают дети, в соответствии с графиком;

▪                    Дважды в день   влажная уборка групповых помещений;

▪                    Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах укорочены;

▪                    2   раза  в   год      выполняется  сушка,  выморозка  постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);

▪                    2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);

▪                    Правильно осуществляется подбор и расстановка    комнатных растений;

▪                    Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;

▪                    Соблюдение  правил  применения   (дезинфекции)   и   хранения моющих средств;

▪                    Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

В    период   подъема   ОРВИ    и    гриппа    проводятся профилактические мероприятия:

▪                    Своевременное   выявление   и    изоляция   детей    с    первыми признаками заболевания;

▪                    Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);

▪                    Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

▪                    Контроль за режимом проветривания, регулярной влажной уборкой;

▪                    Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок,

лук)

 

 

3.3   Организация полноценного питания

При организации питания необходимо придерживаться естественных потребностей малыша, исключить насильственное кормление. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых, по договоренности. Приучать к еде правильной, здоровой пищи.

▪                    Систематический     контроль     за     соблюдением     санитарно- гигиенических требований к пищеблоку;

▪                    Контроль за соблюдением ассортимента продуктов;

▪                    Соблюдение     нормативных     требований     к      качеству     и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей;

▪                    Обеспечение питьевого режима;

▪                    Витаминизация     третьего     блюда     (на      период     подъема инфекционных заболеваний – гриппа, ОРВИ);

▪          Эстетика организации питания и гигиена приема пищи;

 

3.4     Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.

Забота о здоровье детей в дошкольном отделении, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:

▪                    Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

▪                    Гимнастика для глаз;

▪                    Физминутки (динамические паузы);

▪                    Хождение по дорожкам «здоровья»

Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна), утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе

 

( течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям (приложение 1).

 

Заключение

Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо учитывать:

▪                    Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;

▪                    Местные, региональные условия (климат, природные условия);

▪                    Специфику контингента детей, посещающих группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);

▪                    Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);

▪                    Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;

▪                    Изменение работоспособности детей в течении дня;

▪                    Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.

Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги, работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.

Ведь в здоровом теле - здоровый дух.

 

 

 

 

 

Список литературы

1.       Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья. [Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.

2.      Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.

3.      Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.

4.    Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.

5.      Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.

6.      Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neboleyka.docx296.58 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Марина\Desktop\MW7vMRmhwWw.jpg

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Неболейка» на 2021-2024 гг.

Основание для разработки Программы

Высокая заболеваемость детей. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с детским садом в проведении физкультурно-оздоровительной        работы        и профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ..

Исполнители Программы

Педагоги, старшая медсестра, дети, родители

Важнейшие целевые индикаторы Программы

  1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.
  2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях ).
  3. Активное участие всех участников образовательного      процесса        в совместной деятельности по здоровьесбережению.
  4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2021-2024гг.

  1. й этап- аналитический, апрель-май 2021г., анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы
  2. й этап- разработка проекта программы – май- сентябрь 2021г.
  3. й этап- внедрение программы- 2021-2024гг
  4. й этап – итогово - диагностический – апрель-май 2024г.

Ожидаемые конечные результаты

  1. Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
  2. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.
  3. Сформированная система контроля выполнения задач программы «Неболейка».
  4. Снижение заболеваемости у воспитанников и сотрудников.
  5. Уменьшение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком до 3-х дней:

ВВЕДЕНИЕ

Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование» является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят.

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Разработка этой программы привела к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их

валеологическом просвещении. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.

Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей, проживающих в г.Смоленске

  • климатические условия Смоленска в сочетании с экологическим неблагополучием (наличие в городе предприятий с вредным производством), предъявляют к организму ребенка высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха, поэтому значительное количество детей дошкольного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Программа «Неболейка» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день  практически здоровые дети составляют 5%.

Цель программы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Задачи:

  1. Повышение показателей здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
  2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
  3. Разработка системы медико-педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения .
  1. Основные принципы реализации программы

  1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
  2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
  3. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
  5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.

Основные участники реализации программы:

  • Воспитанники дошкольного образовательного учреждения.
  • Педагоги.
  • Родители (законные представители).

Основные направления программы

  1. Консультативно-информационное образование детей, родителей: раскрываются новые подходы в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический план улучшения здоровья детей );
  2. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ (кадры, медицинский кабинет, спортивный зал, спортивная площадка);
  3. Организация рационального питания;
  4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы занятий , проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

  1. Анализ здоровья и физического развития воспитанников

Анализ сведений о здоровье воспитанников за период с декабря 2019 по декабрь 2020г. показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком дошкольного возраста. При этом распределение детей по группам здоровья с 2019г. почти не меняется. Возникает вопрос: если в ДОУ приходят дети с примерно одинаковым уровнем здоровья из года в год, почему количество заболеваний в дошкольном отделении ежегодно растет?

В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению должна находиться семья и дошкольное учреждение, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

В саду проводится большая работа по созданию благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада. Педагогами осуществлялся весь комплекс адаптационных мероприятий, направленных на создание психологически комфортных условий пребывания ребенка в группе: индивидуальный подход, щадящий режим, консультации для родителей. Для родителей вновь поступающих детей ежегодно в начале сентября проводится организационное родительское собрание «Первый раз в детский сад». Однако положительной динамики по степени легкой и средней адаптации детей к детскому саду не происходит, и это связано с возрастным контингентом детей. В сад поступает большой процент домашних детей в возрасте 3-6 лет, поэтому дети чаще болеют и соответственно адаптация у них затягивается.

  1. Оценка результативности системы и содержания оздоровительной работы

  1. Консультативно-информационное образование детей, педагогов,  родителей.

 Совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования у детей - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.

Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • Привитие стойких гигиенических навыков;
  • Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
  • Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
  • Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
  • Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;
  • Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
  • Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
  • Предоставление дополнительных услуг для детей (работа кружка оздоровительной направленности «Экология»;
  • Проведение тематических занятий на группах;
  • Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
  • Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.

Работа с педагогами – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной из основных задач, является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка.

В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения дошкольников при выпуске в школу. Внедряются современные методы мониторинга здоровья. Разрабатываются критерии оценки состояния здоровья.

Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия во время пребывания ребенка в детском саду:

  • по созданию условий для формирования у детей привычки к

ЗОЖ:


  • создание развивающей среды в группах;
  • создание        условий        для        обеспечения        активной        двигательной

деятельности в группе и на прогулке;

  • спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
  • создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
  • оптимизация        форм        общения        в        педагогическом        коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
  • предоставление        дополнительных        услуг        (работа        кружков оздоровительной направленности) для детей
  • проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
  • проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации»

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет,  мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма

видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому педагоги работают над реализацией следующих задач:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Изучение        и        распространение        положительного        семейного воспитания.
  • Включение родителей в совместную работу по        оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

  • Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;
  • Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
  • Родительские собрания на данную тематику;
  • Педагогические советы с участием родителей и т.д.

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.

Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я –спортивная семья!», «Большие гонки», оформление семейных фотоальбомов на тему:

«Спорт и семья». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием успешного межличностного        взаимодействия        является        внимательность, проникновенность, неторопливость.

  1. Здоровьесберегающая инфраструктура ДОУ

Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно- профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику.

Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении помогает медико-педагогический контроль, в который входят:

  • Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • Обследование физического развития детей;
  • Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;

  • Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;

  • Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.

Профилактическо-оздоровительная работа в дошкольном отделении направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделяется профилактическим мероприятиям:

  • Осуществление        проветривания помещений, в которых пре- бывают дети, в соответствии с графиком;
  • Дважды в день        влажная уборка групповых помещений;
  • Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах укорочены;
  • 2        раза        в        год        выполняется        сушка,        выморозка        постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
  • 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
  • Правильно осуществляется подбор и расстановка        комнатных растений;
  • Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
  • Соблюдение        правил        применения        (дезинфекции)        и        хранения моющих средств;
  • Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

В        период        подъема        ОРВИ        и        гриппа        проводятся профилактические мероприятия:

  • Своевременное        выявление        и        изоляция        детей        с        первыми признаками заболевания;
  • Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
  • Контроль за режимом проветривания, регулярной влажной уборкой;
  • Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок,

лук)

  1. Организация полноценного питания

При организации питания необходимо придерживаться естественных потребностей малыша, исключить насильственное кормление. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых, по договоренности. Приучать к еде правильной, здоровой пищи.

  • Систематический        контроль        за        соблюдением        санитарно- гигиенических требований к пищеблоку;
  • Контроль за соблюдением ассортимента продуктов;
  • Соблюдение        нормативных        требований        к        качеству        и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей;
  • Обеспечение питьевого режима;
  • Витаминизация        третьего        блюда        (на        период        подъема инфекционных заболеваний – гриппа, ОРВИ);
  • Эстетика организации питания и гигиена приема пищи;

  1. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.

Забота о здоровье детей в дошкольном отделении, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:

  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Физминутки (динамические паузы);
  • Хождение по дорожкам «здоровья»

Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна), утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе

( течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям (приложение 1).

Заключение

Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо учитывать:

  • Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;
  • Местные, региональные условия (климат, природные условия);
  • Специфику контингента детей, посещающих группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);
  • Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
  • Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
  • Изменение работоспособности детей в течении дня;
  • Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.

Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги, работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.

Ведь в здоровом теле - здоровый дух.

Список литературы

  1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья. [Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
  2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
  3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
  4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.
  5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.
  7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112

ПРИЛОЖЕНИЯ

Физкультурно-оздоровительная работа


Приложение 1

Виды занятий

Особенности организации

1

Утренняя

Ежедневно на открытом воздухе или в

1.

гимнастика.

спортивном зале. Длительность в соответствии с

возрастом.

1

Физкультминутка

Ежедневно, на занятиях статического характера.

2.

Длительность 3-5 мин.

1

Подвижные игры и

Ежедневно во время утренней прогулки,

3.

физические

подгруппами. Игры подобранны с учетом

упражнения на

возрастных особенностей детей

прогулке.

1

Оздоровительный

2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во

4.

бег.

время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.

1

Гимнастика после

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема

5.

дневного сна

детей. Длительность не более 10 мин.

Учебные занятия

2

Физическая культура

Три раза в неделю; проводятся в первой

1.

половине дня (одно на воздухе).

Длительность 15-30 мин

Самостоятельные занятия

3

Самостоятельная

Ежедневно, под руководством воспитателя,

1

двигательная

в помещении и на открытом воздухе.

деятельность

Продолжительность зависит от возрастных

особенностей детей.

Праздники и развлечения

4

1

Неделя здоровья

2 раза в год

4

2

Спортивные развлечения

1раз в неделю на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии.

4

3

Физкультурно – спортивные праздники на воздухе.

2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут

4

4

Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп

1 -2 раза в квартал на воздухе или в зале. Длительность 30 минут

Совместная физкультурно – оздоровительная работа с семьей

6

1

Совместные физкультурные занятия родителей и детей

1 раз в квартал

6

Участие родителей в физкультурно –

В течение года

2

оздоровительных праздниках и

развлечениях

Приложение 2

Новые подходы, используемые в физкультурно-оздоровительной работе

п/п

№ Направление деятельности

Виды деятельности

Обоснование

Частота занятий

1

1

Физкультурно- оздоровительное

Занятия

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой

Три занятия в неделю

Интегрированные занятия, совместные с родителями занятия

Опыт работы

По плану

Утренняя гимнастика на свежем воздухе со средней группы

Планирование

Ежедневно

2

2

Эмоциональное развитие

Совместные занятия музыкального руководителя и инструктора по физической культуре

Тематическое планирование, Опыт работы педагогов

Рефераты «Из опыта работы»

Приложение 3

Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов МБДОУ

Педагогические специалисты

Задачи работы

Формы работы, направления деятельности

Периодичность

Инструктор по физической культуре

1.Оздоровительные задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 2.Образовательные задачи:
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии его индивидуальным особенностям;
  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; 3.Воспитательные задачи:
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;

1.Проведение диагностики. 2.Проведение физкультурных занятий. 3.Индивид. работа с детьми, имеющими отставание в физическом развитии 4.Проведение спортивных праздников и развлечений.

5.Консультации для педагогов и родителей.

В соответствии с требованиями программы и возрастными особенностями детей.

- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Воспитатель

  1. Воспитание здорового ребенка через организацию и проведение всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  2. Привлечение родителей к организации сотрудничества по вопросам оздоровления и закаливания детского организма.

1.Соблюдение скорректированного режима дня 2.Проведение бодрящей, общеразвивающей гимнастики и других (пальчиковая, для глаз) 3.Проведение оздоровительного закаливания.

  1. Работа с родителями.
  2. Взаимодействие с инструктором по физической культуре, старшей медсестрой, учителем логопедом.

Учитель- логопед

  1. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  2. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  3. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
  4. Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения речевой работы с детьми.
  1. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
  2. Проведение диагностики. 3.Консультативная помощь воспитателям и родителям.

Старшая медсестра

  1. Осуществление первичной профилактики

  1. Контроль организации питания

1.1.Контроль санитарно – гигиенических условий в учреждении.

  1. Контроль состояния калорийности питания и анализ качества питания ;
  2. контроль выполнения натуральных норм;

Постоянно

Ежедневно

  1. контроль санитарно – гигиенического состояния пищеблока;
  2. составление меню; 2.5.бракераж готовой продукции.

  1. Контроль физического воспитания

  1. Гигиеническое воспитание в детском коллективе

  1. Иммунопрофилактика

3.1.Распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой; 3.2.анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей;

3.3.осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий.

4.1.Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни; 4.2.организация мероприятий по профилактике близорукости, нарушения осанки, плоскостопия; 4.3.контроль гигиенического воспитания 5.1.Планирование и анализ вакцинации;

  1. осмотр детей перед прививкой;
  2. контроль состояния здоровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку.

2 раза в год 2 раза в год

Ежемесячно

По необходимости

Постоянно

В соответствии с национальным календарем прививок

6.Мероприятия по обеспечению благоприятной адаптации детей к дошкольному учреждению

  1. Рекомендации по адаптации детей и ее коррекции (совместно с педагогом);
  2. контроль течения адаптации и проведение медико – педагогической коррекции; 6.3.работа в ППМС службе сопровождения.

Постоянно

7.Организация витаминотерапии

7.1.витаминизация 3 блюда витамином «С» (аскорбиновой кислотой);

В период массовых

8.Анализ состояния здоровья. Диспансеризация

  • витаминизация мультивитаминами (ревит, аскорбиновая кислота)
  • элеутерококк, оксалиновая мазь
  • чаи с лимоном, фито – чай

  1. Анализ состояния здоровья воспитанников, разработка медико – педагогических мероприятий;
  2. проведение профилактических медицинских осмотров;

9.2.рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья.

Контроль их выполнения

заболеваний осень, зима

осень – зима в течение года Ежемесячно

Один раз в год В течение года

Приложение 4

Стратегический план улучшения здоровья детей МБДОУ «Детский сад №35 «Василёк»

Содержание

Группа

Периодичность выполнения

Ответственные

Срок выполнения

1.

Оптимизация режима

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима

Все группы

ежедневно

Воспитатели Старшая медсестра

В течение года

Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Все группы

ежедневно

   воспитатели Специалисты ДОУ

В течение года

2.

Физкультурные занятия

Все группы

3 раза в неделю

Инструктор по физической культуре

В течение года

3.

Гимнастика после дневного сна

Все группы

ежедневно

Воспитатели

В течение года

4.

Прогулки с включением подвижных игровых упражнений

Все группы

ежедневно

воспитатели

В течение года

5.

Музыкально – ритмические занятия

Все группы

2 раза в неделю

Музыкальный руководитель, воспитатели

В течение года

6.

Спортивные праздники

Все группы

2 раза в год

Инструктор по физической культуре воспитатели

В течение года

7.

Спортивные развлечения

Все группы

1 раз в неделю

Инструктор по физической культуре Воспитатели

В течение года

8.

Неделя здоровья

Все группы

2 раза в год

  Воспитатели

В течение года

9.

Гимнастика для глаз

Все группы

ежедневно

Воспитатели

В течение года

10.

Пальчиковая гимнастика

Все группы

3-4 раза в день

Воспитатели

В течение года

11.

Физкультминутки

Все группы

ежедневно

Воспитатели

В течение года

.

Подвижные игры

Все группы

ежедневно

Воспитатели

В течение года

Медико-профилактическое направление

1.

Использование оксолиновой мази и элеутерококка ( профилактика гриппа)

Все группы

Ежедневно 2 раза в день перед прогулкой

Ст. медсестра воспитатели

Октябрь Апрель (период массовых заболеваний)

3.

Витаминизация 3 –го блюда

Все группы

ежедневно

Ст. медсестра повар

В

течение года

4.

Ароматизация помещений (чеснок) Ведение в меню лука, чеснока

Все группы

по плану профилактическ их мероприятий

Ст. медсестра воспитатели

2 раза в год Октябрь – апрель

Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка

Воздушные ванны

Все группы

ежедневно

воспитатели

В течение года

2.

Прогулки на воздухе

Все группы

2 раза в день

воспитатели

В течение года

3.

Гимнастика после сна босиком

Все группы

ежедневно

воспитатели

В течение года

4.

Мытье рук по локоть после сна

Все группы

ежедневно

воспитатели

В течение года

5.

Игры с водой

Все группы

по плану

воспитатели

В течение года

Профилактическая работа с детьми (профилактика плоскостопия, нарушения осанки)

1.

Включение в утреннюю гимнастику и занятия физкультурой упражнений по профилактике плоскостопия и осанки

Все группы

Ежедневно

Инструктор по физической культуре,

воспитатели

В

течение года