Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.
учебно-методический материал
В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат рекомендации для воспитателей по развитию игровой мотивации дошкольников посредством создания разнообразных макетов, а также основные подходы по проектированию развивающей предметно-пространственной и игровой среды с использованием разных видов макетов как средство развития игровой мотивации детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maketirovanie.docx | 42.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа 657 г. Москва
Конспект семинар - практикум
Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.
Дата проведения: 2023 года
Составила: воспитатель:
Полуэктова Е.А.
Конспект семинара-практикума
Тема: Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста
В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат рекомендации для воспитателей по развитию игровой мотивации дошкольников посредством создания разнообразных макетов, а также основные подходы по проектированию развивающей предметно-пространственной и игровой среды с использованием разных видов макетов как средство развития игровой мотивации детей старшего дошкольного возраста.
Цель-уточнение и расширение знаний педагогов о технологии макетирования в ДОУ.
Задачи:
- повысить методический уровень педагогов в овладении технологии макетирования.
- обобщить методический и практический материал по теме для осуществления педагогической деятельности.
- мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
Форма проведения: деловая встреча
Форма взаимодействия: игровые ситуации, беседа.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Актуальность использования технологии макетирования в ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследует окружающий мир. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Дошкольный возраст признан уникальным по своей значимости, в этом возрасте маленький человек активно познает окружающего мир.
Особую значимость обретает развитие эмоциональных и творческих способностей.
Именно в детском саду различные виды деятельности способствуют этому, это - занятия, игры, наблюдения, чтение художественной литературы. Поэтому все более актуальными становятся нетрадиционные технологии, они способствуют развитию фантазии, воображения, самостоятельности мышления, творчества и многому другому очень важному и необходимому, а главное - они интересны детям, ведь в основном такие методы основаны на игре, а она, как известно, является ведущей деятельностью дошкольников.
И эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является метод макетирования.
Проблема:
В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию познавательной активности:
• готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
• дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;
• дети слабо владеют познавательными действиями.
Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:
Принципы:
- -принцип последовательности и системности обучения;
- -принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности, через поэтапное освоение элементов творческой конструкторской деятельности;
- -принцип доступности;
- -принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;
- -принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;
- -принцип динамичности;
- -принцип результативности и стимулирования;
- -воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка.
Все это можно реализовать в образовательной среде с макетами, т. к. они позволяют ребенку думать, фантазировать, действовать и играть.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
- Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
- Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения;
- Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества;
- Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
- Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.
При планировании игр с макетами используются
Приемы:
- создание предметно игровой среды макетов;
- придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события;
- презентация дополнительного материала для игры-макета;
- беседа после игры - выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.
Главное, Макет должен быть интересен самому воспитателю, тогда и детям будет легко и увлекательно работать.
Людмила Филипповна Обухова отмечает, что с помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные, временные отношения. Одной из целей макетирования является обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
С точки зрения Надежды Александровны Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности - чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры.
Классификация макетов. По Надежде Александровне
Коротковой, макеты условно делятся на два типа- модели и карты.
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания.
Например «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Макеты-карты, это плоскости с планом – схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.
Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.
В процессе игр с универсальными макетами, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес - зеленый цвет, река - голубой цвет, земля - коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).
Макет может быть:
- Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
- Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
- Подиумным (это на специальных подставках-подиумах);
- Настенным (это макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина).
Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и предоставляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности.
Наборы персонажей, аксессуары должны быть доступны детям для свободного выбора игры. И хранить материал желательно в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать замысел игры.
Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда для закрепления знаний детей.
В организации и проведении игр детей с макетами имеют определенный алгоритм.
Этапы работы по созданию макета:
Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека.
Практическая часть.
Работу по использованию макетов в детском саду можно начать с младших групп. Макет «Сказочный дворик», «Сказка», «русская изба».
Применить их можно на занятиях по развитию речи при пересказе сказок и при показе настольного театра.
С большим удовольствием дети обыгрывают знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок».
Знакомя детей младшей и средней группы с домашними животными можно изготовить макет «Скотный двор», «Мини – ферма» который можно применить на познавательных занятиях, в дидактических играх.
Д/Игры: «Найди и назови», «Кто в домике живет», «Кто, где живет», «Кто, что ест?
Можно предложить детям рассказать про жителей скотного двора. Загадать загадки о питомцах, а дети будут находить фигурки животных и заселять их на макет и называть их детенышей.
Например, игровая ситуация «Ой ребятки, наши зверюшки проголодались, давайте вместе их покормим?» (дети выбирают чем будем кормить их).
Предлагаю проиграть сюжет на макете.
Тема: «На ферме бабушки Маши».
Цель: Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом.
Материалы для занятия: Макет «Скотный двор». В состав входит: домик-ферма, забор, фигурки домашних животных и птиц (лошади, коровы, собаки, куры и петухи, утки и пр.) и их детёнышей; для создания ландшафта - зеленая ткань для изображения луга, голубая – для водоема; человечки из игрового набора «Кукольный дом».
Ход игры: Дети сидят за круглым столом, на столе игровой набор «Скотный двор», человечки из игрового набора «Кукольный дом».
Воспитатель:
- Ребята, жила-была в деревне бабушка Маша. И были у неё друзья, её любимые животные (показать). Каждое утро пастух Степан уводил на луг животных бабушки Маши. Каких? (дети отвечают по показу: корова, лошадь, бык, конь, баран, овца и их детёнышей). На лугу животные ходили целый день, ели зеленую травку.
- Возьмите животных, погуляйте по полю. (дети имитируют прогулку животных по лугу). А теперь травкой покормите.
- А где же маленькие детеныши? Ой, да они разбежались, спрятались за кустики. (убрать детенышей за кустики).
- Вдруг услышали такие звуки: му-му. Кто это? Чей это детеныш?
(дети отвечают на вопросы и определяют детеныша его маме).
- А сейчас услышали такие звуки: иго-го-го. Кто это? Чей это детеныш?
(дети отвечают на вопросы и определяют детеныша его маме).
- А теперь услышали такие звуки: бе-бе. Кто это? Чей это детеныш?
(дети отвечают на вопросы и определяют детеныша его маме).
- Животные так обрадовались, что нашли своих детенышей, но детеныши захотели водички попить, надо вести их на водопой. Ведите.
(дети изображают игру возле водоема.)
- Вот и настал вечер, пастух повел свое стадо домой, а бабушка Маша уже ждала своих питомцев.
(дети изображают ходьбу животных на ферму).
- Ой, ребята, пока животные гуляли, на ферму налетел сильный ветер и сломал загородки для животных. Что же делать, как спрячем животных от лесных зверей?
(надо сделать загородки)
- Делайте для своих животных загородки.
(игровая деятельность по заданию)
-Какие вы молодцы справились, сделали загородки для питомцев. Поместите их в загородки.
(дети помещают животных по семьям)
- Настала ночь, все уснули. И бабушка Маша тоже пошла отдыхать. Ведь утром ей снова надо было кормить животных, наводить порядок в загонах и отправлять их на пастбище.
Затем детям предлагается поиграть домашними птицами. Утром запел петушок, разбудил всех жителей фермы...
Также работа по использованию макетов носит тематическую направленность. Макет - дерево «Времена года».
Например, используя макет «Времена года» можно провести Дидактические игры:
- «Укрась свою полянку».
- «Путаница».
- «Назови, признаки» («весна-лето-осень-зима»).
- «Узнай по описанию».
Формирование основам безопасности и жизнедеятельности детей – одна из важнейших задач воспитателя. Это моя методическая тема, по которой я работаю уже пятый год.
И нами были изготовили ряд макетов в этом направлении.
«Пожарный щит»
Цель - макета познакомить детей с первичными средствами пожаротушения. Использую в работе дидактические игры: «Что нужно пожарным», «Хорошо – плохо», «С чем можно играть?».
Макет «Собери дорожный знак»
Цели- закрепить и систематизировать представления детей о знаках дорожного движения, их назначении, тренировать в подборе подходящих по форме и цвету фрагментов рисунка дорожного знака и складывать их в целое изображение.
Макет- «Безопасный город» служит основой для организации дидактических сюжетно – ролевых игр, дополняется разнообразными предметами (лего – конструктором, мелкими игрушками и. т.)
Детям предлагается игровой сюжет или игровые ситуации. Предварительно можно провести игру «Кто вы такие?». В ходе игры мы выясняем, что в разных случаях человек может называться по-разному.
Например: - Если вы живете в городе, значит вы кто? (горожане);
- Если вы идете по тротуару? (прохожие или пешеходы); и. т. д. пассажиры, посетители, водитель).
- Затем идет работа с макетами. Дети двигают фигурки человека на макете и говорит, кем он является (бабушка идет по тротуару, значит она пешеход).
Предлагается детям игра «Путешествие по городу».
Вопросы детям: на чем мы можем отправиться? (автобус, машина, такси, ….)
Например,: ситуация «Как маме с ребенком пройти к парку развлечений?» (дети, как мы поможем маме).
Так можно подвести к идее совместно с детьми сделать макет.
«Парк развлечений».
Для привлечения детей к изготовлению создала проблемную ситуацию. Мы с детьми задумались, а трудно ли создать парк развлечений? Реши, что для этого необходимо знания и умения технических профессий: архитекторы, дизайнеры – конструкторы, строители…Возник вопрос: «А мы можем построить парк, используя возможности, которые у нас есть?». Дали задания не только детям, но и родителям (сбор информации, маленькие игрушки для обыгрывания, оборудование).
Созданные макете можно объединить в универсальный макет :
- «Улица. Жилой комплекс»
- «Правила дорожного движения»;
- «Парк развлечений»;
Так в чем актуальность макетирования?
В создании условий, в которых ребенок, проявляет и реализует свою «детскую любознательность» и желание узнавать новое, открывать для себя отдельные представления об окружающей действительности и применять «добытые знания» в общую картину мира.
Основополагающим признаком в работе по созданию макета, является то, что каждый ребенок может выбрать наиболее привлекательный для него вид деятельности. Конструирование, моделирование, лепку, аппликацию.
А отличительная особенность макетирования это - предметно оформленный результат, поэтому дети ощущают себя «созидателями», «творцами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста
Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми".
Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми"....
Основные направления работы по управлению успешностью обучения и воспитания детей дошкольного возраста в рамках освоения ФГОС
Основные направления работы по управлению успешностью обучения и воспитания детей дошкольного возраста в рамках освоения ФГОС...
Опыт работы по нетрадициоонным техникам рисования сдетьми дошкольного возраста
В статье описывается опыт работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми в доу.Каие использовались техники по возрастам....
СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА ОСНОВЕ МАКЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА ОСНОВЕ МАКЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...
Конспект семинар - практикум. Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.
В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат р...