Консультация для педагогов «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
консультация
Консультация для педагогов
«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Родина, Отечество…. В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать, отец, родные отчие места….
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Эта тема стала приоритетным направлением в воспитании наших детей. Педагоги обращаются к основам народной жизни, к традиционной нравственности, чувству патриотизма, ярким страницам истории своей Родины. Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-патриотического воспитания, обернулся большими проблемами для государства в целом и для каждого из нас в отдельности.
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); нравственной позиции ( способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В нашем современном мире экономический и социальный кризис породили обесценивание знаний, велико преимущество материальных богатств, происходит искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастает агрессия и озлобленность в обществе, пьянство, наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на их духовном и психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах. Народную музыку необходимо включать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.
В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Также нужно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Включение устного фольклора: сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.»
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. И эта тема является приоритетной для всех педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложн...
Консультация для воспитателей «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»...
Консультация на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника» для педагогов
Воспитание молодежи начинается в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наши...
Консультация дя педагогов "Роль музыки в нравственно-патриотическои воспитании дошкольников"
Сегодня хочется остановиться и подробнее разобрать тему нравственно-патриотического воспитания дошкольников, на музыкальном занятии.Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложны...
Консультация для педагогов «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Материалы для педагогов...