Семинар - практикум для воспитателей: Народные подвижные игры как средство нравственно – патриотического воспитания
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_narodnaya_igra.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктор по физической культуре:
Оборнева Екатерина Сергеевна
Семинар - практикум.
«Народные подвижные игры как средство нравственно – патриотического воспитания»
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.
Благодаря подвижной игре мы можем решать поставленную задачу в ведущей для дошкольного возраста деятельности – игре. Укрепить не только физическое, но психологическое здоровье детей, т. к. подвижная игра является средством для всестороннего развития ребенка.
Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.
Для полноценного роста и развития ребенка необходимо двигаться. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.
Характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Таким образом, подвижная игра является – основной и наиболее интересной для ребенка формой работы с дошкольниками по физическому развитию. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания и развитие двигательной активности. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества, обогащается двигательный опыт, совершенствуются функциональные возможности детского организма.
Методика организация и проведения подвижных игр в ДОУ.
Задачи подвижных игр:
• Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями;
• Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях;
• Развитие креативных возможностей и физических качеств;
• Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями;
• Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• Развитие двигательной активности
План объяснения игры:
- название игры;
- цель игры;
- ход игры;
- роль играющих и расположение их на площадке;
- правила игры;
- объяснение игры нужно сопровождать показом.
Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах:
Младшие группы:
- Организация игр с более легкими правилами
- Рекомендуются игры с текстом (сюжетом)
- Педагог играет вместе с детьми
- Использование атрибутов
- Продолжительность игры не больше 3 – 5 минут
Средняя группа:
- Усложнение условий игры (внесение новизны атрибутов, правил)
- Педагог распределяет роли среди детей
- Поручается роль ведущего детям
- Используется образный рассказ
- Продолжительность игры не больше 5 – 7 минут
Старшая группа
- Использование более сложных движений
- Перед детьми ставится задача реагировать на сигнал
- Использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям
- Под руководством педагога выбирают водящего в игре
- Продолжительность игры не больше 7 – 10 минут
Подготовительная группа:
- Педагог обращает внимание на качество движений
- Ставятся задачи для самостоятельного решения
- На примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения правил
- Самостоятельно выбирают водящего считалочкой
- Использование спортивных игр, эстафет
- Продолжительность игры не больше 10-12 минут
Подвижные игры.
Башкирская подвижная игра Аҡ тирәк, күк тирәк
(Белый тополь, синий тополь)
Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга.
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.
Казахская детская игра - Платок с узелком (Орамал)
Платок с узелком (Орамал) - это замечательная казахская деткая игра на выносливость и быстроту реакции. Участвовать в этой игре может неограниченное число детей, но не менее 5-6 человек. Для начала определяется водящий, который выбирает одного из участников и передает ему завязанный в узел платок. Затем участники встают в круг, а водящий в центр этого круга. Участники начинают кружить хоровод вокруг водящего. После сигнала "Стоп" выкрикиваемого водящим, участники разбегаются в разные стороны. Задача водящего поймать участника с платком, причем участник с платком может на бегу передать платок другому участнику. Как только участник, в чьих руках платок будет пойман, он должен исполнить для всех песню или рассказать стих, также он автоматически становится водящим и игра начинается заново.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников
Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...
Народные подвижные игры как средство нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Народные игры как средство воспитания патриотических чувств....
Проект Русские народные подвижные игры как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшей группы...
Семинар-практикум для воспитателей "Народные подвижные игры", дата проведения 2017 год
Целью семинара является совершенствование педагогами знаний методики проведения народных подвижных игр, а также отработка практических приемов обучения дошкольников народным играм....
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Государственные символы - средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой....
Семинар -практикум на тему: «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его цен...
Народные, хороводные игры – как средство нравственно - патриотического воспитания детей раннего возраста.
Выступление на тему:Народные, хороводные игры – как средство нравственно - патриотического воспитания детей раннего возраста....