Семинар - практикум для воспитателей: Народные подвижные игры как средство нравственно – патриотического воспитания
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Оборнева Екатерина Сергеевна

Характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_narodnaya_igra.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктор по физической культуре:

Оборнева Екатерина Сергеевна

Семинар - практикум.

«Народные подвижные игры как средство нравственно – патриотического воспитания»

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.

Благодаря подвижной игре мы можем решать поставленную задачу в ведущей для дошкольного возраста деятельности – игре. Укрепить не только физическое, но психологическое здоровье детей, т. к. подвижная игра является средством для всестороннего развития ребенка.

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

Для полноценного роста и развития ребенка необходимо двигаться. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Таким образом, подвижная игра является – основной и наиболее интересной для ребенка формой работы с дошкольниками по физическому развитию. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания и развитие двигательной активности. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества, обогащается двигательный опыт, совершенствуются функциональные возможности детского организма.

Методика организация и проведения подвижных игр в ДОУ.

Задачи подвижных игр:

• Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями;

• Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях;

• Развитие креативных возможностей и физических качеств;

• Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями;

• Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

• Развитие двигательной активности

План объяснения игры:

  • название игры;
  • цель игры;
  • ход игры;
  • роль играющих и расположение их на площадке;
  • правила игры;
  • объяснение игры нужно сопровождать показом.

Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах:

Младшие группы:

- Организация игр с более легкими правилами

- Рекомендуются игры с текстом (сюжетом)

- Педагог играет вместе с детьми

- Использование атрибутов

- Продолжительность игры не больше 3 – 5  минут

Средняя группа:

- Усложнение условий игры (внесение новизны атрибутов, правил)

- Педагог распределяет роли среди детей

- Поручается роль ведущего детям

- Используется образный рассказ

- Продолжительность игры не больше 5 – 7  минут

Старшая группа

- Использование более сложных движений

- Перед детьми ставится задача реагировать на сигнал

- Использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям

- Под руководством педагога выбирают водящего в игре

- Продолжительность игры не больше 7 – 10  минут

Подготовительная группа:

- Педагог обращает внимание на качество движений

- Ставятся задачи для самостоятельного решения

- На примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения правил

- Самостоятельно выбирают водящего считалочкой

- Использование спортивных игр, эстафет

- Продолжительность игры не больше 10-12 минут

Подвижные игры.

Башкирская  подвижная игра Аҡ тирәк, күк тирәк

(Белый тополь, синий тополь)

Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга.

Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».

Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»

Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.

   Казахская детская игра - Платок с узелком (Орамал)

Платок с узелком (Орамал) - это замечательная казахская деткая игра на выносливость и быстроту реакции. Участвовать в этой игре может неограниченное число детей, но не менее 5-6 человек. Для начала определяется водящий, который выбирает одного из участников и передает ему завязанный в узел платок. Затем участники встают в круг, а водящий в центр этого круга. Участники начинают кружить хоровод вокруг водящего. После сигнала "Стоп" выкрикиваемого водящим, участники разбегаются в разные стороны. Задача водящего поймать участника с платком, причем участник с платком может на бегу передать платок другому участнику. Как только участник, в чьих руках платок будет пойман, он должен исполнить для всех песню или рассказать стих, также он автоматически становится водящим и игра начинается заново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Русские народные подвижные игры как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшей группы...

Семинар-практикум для воспитателей "Народные подвижные игры", дата проведения 2017 год

Целью семинара является совершенствование педагогами знаний методики проведения народных подвижных игр, а также отработка практических приемов обучения дошкольников народным играм....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Государственные символы - средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой....

Семинар -практикум на тему: «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его цен...

Народные, хороводные игры – как средство нравственно - патриотического воспитания детей раннего возраста.

Выступление на тему:Народные, хороводные игры – как средство нравственно - патриотического воспитания детей раннего возраста....

Семинар-практикум для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Одним из самых главных аспектов работы воспитателя остается его взаимодействие не только с детьми, но и родителями, ведь прививая нравственные чувства детям, нам необходимо вести параллельную работу с...