Консультация для родителей "Как говорит ваш ребенок"
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_govorit_vash_rebenok_konsultatsiya.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДЛЯ

 ВАС, РОДИТЕЛИ.

Консультация

На тему:

«КАК ГОВОРИТ

ВАШ РЕБЕНОК?»

В основе важнейших положений психологии лежит мысль о том, что личность должна в активной форме, посредством деятельности освоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры общества. Язык народа является частью этой духовной культуры. Именно благодаря этому стало возможным освоение исторического опыта человечества, т.е. передача его от одного поколения к другому. Не случайно ученые считают, что язык возник в процессе трудовой деятельности первобытных людей, когда у них появилась потребность сказать что-то друг другу, т.е. передать информацию о процессе труда.

«Язык» более общее понятие по отношению к понятию «речь». Существуют языки родных народов, каждый народ имеет свой язык. Речь – индивидуальное пользование родным языком, т.е. процесс освоения и пользования родным языком.

В формировании речи детей пример родителей имеет особенно большое значение. Ребенок подражает близким людям, иногда точно копируя даже интонации. Поэтому родители должны особенно тщательно следить за своей речью.

Хорошо развитая речь способствует формированию у детей навыков жизни в коллективе: умения договариваться друг с другом, разрешать возникающие перед ними затруднения, обмениваться мыслями, выражать сочувствие или неодобрение.

Правильно называя то, что видят и слышат, дети познают окружающую действительность. В разговорах со взрослыми ребенок удовлетворяет свою любознательность. Чем лучше и свободнее говорит ребенок, тем лучше он приобретает знания и умения и, значит, тем успешнее он будет учиться в школе.

Расширение словаря детей осуществляется не только посредством механического заучивания новых слов. Взрослые должны помочь ребенку понять сущность того, что слово выражает, научить его пользоваться словом в общении с окружающими.

Для развития связной речи очень было бы хорошо рассматривать с ребенком картины, и иллюстрации в книгах и предлагать ему рассказывать их содержание.

Дети очень любят делиться с близкими своими впечатлениями. Родители, почаще просите их рассказать о том, во что играли и как занимались в детском саду, что интересного встретилось по пути домой, какого содержание просмотренного кинофильма, телевизионной передачи и т.д.

Обучение детей рассказыванию и пересказыванию – серьезная, требующая от родителей большого внимания работа. Дети охотно придумывают конец начатого взрослыми рассказа, рассказа на заданную тему, небольшие инсценировки и т.д.

Наиболее доступной для организации в семье и эффективной формой развития речи ребенка является беседа. В процессе беседы его взрослыми дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично излагать свои мысли, приобретают навык регулировать громкость и тон голоса.

Тематика бесед родителей с детьми должна быть самой разнообразной. Это беседы, отражающие деятельность самих детей, труда взрослых, о событиях общественной жизни, на морально-этические темы, о природе, прочитанной литературе, предметах и игрушках, их качествах и взаимосвязи.

Важны не только специально организованные беседы, но и кратковременные беседы, разговоры, которые систематически происходят между детьми и взрослыми.

На развитие речи, чувств и эстетического вкуса ребенка благотворно влияет обучение его выразительному чтению. Для этого следует отбирать лучшие произведения художественной литературы, язык которых выразителен и музыкален. Произведения А. Пушкина, С. Есенина, В. Малковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского и др. вызывают у детей живой интерес и искреннее сочувствие героям и событиям, о которых рассказывается в книге. Яркие образы помогают детям осмыслить содержание произведения, облегчают выбор нужной интонации. Возбудить интерес к выразительному чтению, стремление подражать лучшему образцу, понять смысл той или иной интонации родители могут, организуя для детей прослушивания пластинок с детскими текстами, специальных радио- теле- передач, в которых участвуют специалисты, мастера художественного слова.

Вот еще несколько советов родителям:

  1. Речь взрослых, окружающих ребенка, должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, простой по структуре, ясной и выразительной, неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам в конце концов будет говорить правильно.

  1. В дошкольном возрасте речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому надо всячески поощрять его стремление говорить, предоставляя ему в этом отношении известную свободу. Не следует раздражаться его «болтовней». Но в то же время постепенно приучайте сына или дочь к речевой дисциплине, объясните, что, когда говорят другие, надо помолчать, не перебивать их.
  2. Важная задача – научить ребенка правильно пользоваться своим голосом. Напомните ему, чтобы он не кричал, не говорил очень громко, иначе это приведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего может возникнуть хрипота.
  3. Не следует также допускать, чтобы ребенок перенапрягал голос при пении, стараясь всех перекричать. Песни, которые поет дошкольник, должны соответствовать возрастному объему (диапазону) его голоса (без слишком высоких или низких нот). Поэтому не позволяйте детям петь взрослые песни. Стараясь спеть непосильную для детского голоса мелодию, ребенок может сорвать его. Иными словами, нужно приучать ребенка не превышать возможностей своего голоса. Взрослые иногда разговаривают резким голосом. На повышенных тонах, а он им невольно подражает.
  4. Но может быть и так, что у ребенка слишком тихий голос. Это обычно наблюдается у детей физически ослабленных, робких, застенчивых. В таком случае хорошо начать разговор с ребенком на большом расстоянии. Незаметно для себя малыш начнет усиливать свой голос. Так же нужно побуждать его читать стихи, рассказывать сказки, удалившись в другой конец комнаты. Но иногда не следует принуждать ребенка говорить громко. Только подбадривание, ласковые уговоры приведут к желаемому результату.
  5. Чтобы избежать серьезных нарушений голоса, которые впоследствии будет трудно устранить, необходимо соблюдать ряд мер. Так, например, при насморке у ребенка или при малейших признаках охриплости нужно следить за тем, чтобы он как меньше говорил. Постоянно следите за тем, чтобы дети не перенапрягали свой голосовой  аппарат: не кричали, не пели на холоде. Пыльный, прокуренный воздух также может вызвать заболевание голосовых связок.

Надеюсь, что все сказанное поможет не только развить правильную, полноценную речь вашего ребенка, но и избежать появления у него многих дефектов речи и голоса, и он сможет в дальнейшем успешно обучаться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Говорите с ребенком правильно"

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением...

Консультация "О чем говорить с ребенком в семье? Диалог или монолог?"

Уважаемые родители!Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться  с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность...

Консультация: "Правильно ли говорит Ваш ребенок"

Консультация для родителей  "Правильно ли говорит Ваш ребенок"...

Консультация для родителей "Говорите с ребенком правильно!"

консультация для родителей  о том, что с ребенком нужно говорить правильно!...

Консультация для родителей: "Говорите с ребенком правильно"

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произ...