Выступление на педсовете
материал (старшая группа)

Бабкина Виктория Сергеевна

Опыт работы по теме: «Развитие математических представлений дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы с детьми группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1) Опыт работы по теме: «Развитие математических представлений дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы с детьми группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет»

(слайд 2)

Актуальность. Дошкольное образование – первое и как показала практика самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. Думать, анализировать, сопоставлять детям помогает такая наука, как математика. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Формирование элементарных математических представлений в ДОУ не решает вопрос только, чтобы научить ребенка считать, писать и решать арифметические задачи, оно предполагает еще и развитие способности видеть, понимать и открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов.

Мы уже знаем, что любимая деятельность детей это-игра. «Игра - это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - так писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Именно во время игры дети контактируют друг с другом, познают новое и приобретают навыки общения. Обучение математике дошкольников немыслимо без использования игр. Игра помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Игра идет на пользу общему развитию: стимулирует познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Актуальность моего педагогического опыта выражена в развитии у ребенка интереса к математике.

Меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в развитии математических представлений посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы с детьми.

Практика показала, что дети проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста посредством дифференцированного подхода и использования современных технологий  для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

(слайд 3) Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи: (обратите внимание на слайд)

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития;

- формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;          

-  формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;

-  овладение математической терминологией;      

-   развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления.                                                                                               - формирование простейших графических умений и навыков;              

 -формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);

(Слайд 4) Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:

1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.                                                                                

2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.                                                                                

3) Целостность- формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4)Научность.

5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.

(слайд 5) Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

Я работаю в одновозрастной группе.

Одновозрастная группа – очень привлекательна для родителей — меньше конфликтов порожденных возрастным неравенством, занятия подобранные под конкретный возраст. Однако на практике все не совсем так. Действительно, занятия подобны под возраст, но не под конкретного ребенка. Учитывая то, что интеллект, навыки и пр. имеют у каждого ребенка разный уровень развития, ориентируясь на физический возраст мы задаем слишком жесткие и ненужные рамки, не даем индивидуального подхода, на который теперь стало так модно ссылаться. Также занятия разработанные под конкретный возраст зачастую грешат ориентированностью на результат, из-за чего теряется удовольствие от процесса. А конфликты, по своему опыту могу сказать, возникают не там, где нет различий, а там, где эти различия не являются поводом для конфликта. Более того одновозрастная группа лишена определенных плюсов.

В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя - сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

( слайд 6) В ходе занятия по ФЭМП мною предлагались варианты дифференциации заданий:

- по уровню сложности, например, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором было три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй группе - из 5 палочек; третьей группе - из 6 палочек. Это упражнение вызвало интерес, большую активность у детей. Одна группа старалась помочь другим, и наоборот.

(слайд 7)- по уровню творчества, например, задания с геометрическими фигурами (счетными палочками) на развитие воссоздающего и творческого воображения, дидактические игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Геометрическая мозаика» и др.

При подборе игр математического содержания я соблюдала определённую последовательность, учитывала, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. Считаю необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами - одну и ту же игру следует видоизменять в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

(слайд 8) Мною было замечено, что знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями. Использую игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм "Что изменилось?", "Который по счету?", "Чудесный мешочек" и др.

Задания я выстраиваю и оформляю таким образом, чтобы практически для всех детей нашлось что-то привлекательное, тогда дети начинали увлеченно выбирать что-то для себя, и хотели это делать без принуждения.

Я стараюсь создать на занятиях по математике оптимальные условия для умственного развития каждого ребенка, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования внутренней дифференциации на занятиях математикой в детском саду.

(слайд 9) Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в группе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность   по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная.

Предметно-пространственная среда является частью образовательной деятельности. В целях формирования развития у детей элементарных математических представлений в группе я создала развивающий математический игровой центр «Веселая математика». В него вошли развивающие и дидактические игры, которые предлагают развитие познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами.

(слайд 10, 11 ) Это такие игры: «Веселый счёт», «Состав числа», «Геометрические фигуры», «Назови соседей», «Математические пазлы», «Математическое лото», «Дорисуй кота» и т.д. Настольно-печатные игры математического содержания позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Большое внимание уделяла разработке дидактических игр и упражнений. Все эти игры содействуют интеллектуально- творческому развитию детей и способствуют развитию памяти, умению концентрировать внимание, развивает воображение детей. Всю работу в зоне веселой математики организовывала с учётом индивидуальных особенностей детей. У меня в группе дети одного возраста, и предметно-развивающую среду каждый год пополняю в соответствии с возрастом. Правильно организованная мной предметно-пространственная среда в группе, позволила каждому ребенку найти занятие по душе.

(слайд 12 ) Для ФЭМП у детей в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы хорошо известные в практике. Шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряю инновационные приемы, которые позволили добиться положительных результатов.

На дворе 21 век. Сегодняшние дети воспитаны на гаджитах, порой кажется, что они знают больше нас, но это и заставляет меня идти вперед, применяя ИКТ.

В своей работе я использую компьютерные презентации, интерактивные игры, где дети получают не только новые знания, но и знакомятся с компьютером. Использование ИКТ побуждает детей к эмоциональной насыщенности.

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые формы взаимодействия с воспитанниками.

(слайд 13 ) Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, которую я практикую. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации мероприятия ненавязчиво, в игровой форме, способствует активизации познавательных и мыслительных процессов. Через игру знакомлю детей с новой информацией и закрепляю уже имеющиеся знания. Кроме того, соревновательная деятельность позволяет взаимодействию детей в коллективе.

Мною были разработаны и проведены в старшей группе квест-игры: «Путешествие в страну Математики», «Остров сокровищ».

(слайд 14) В своей работе использую такую технологию моделирования, как развивающие головоломки.

Суть головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. Кроме предметных силуэтов, игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. «Монгольская игра» «Листик»«Танграмм», «Пифагор».

Дети работают со схемами. Сначала они накладывают детали на образец, а уже потом начинают выкладывать самостоятельно, используя схемы. Им очень нравятся головоломки, играют с большим удовольствием.

(слайд  15 ) Также использую в своей работе различные лабиринты, они у нас заламинированы. Дети фломастером рисуют дорожки, которые потом можно стереть и использовать еще.

(слайд 16 ) Я использую игры во всех видах деятельности, каждое событие ребенка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). Читая книги, я учила различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту, считали по количеству. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и наоборот с мышки. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом».  

          (слайд 17 )  Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Я знакомила детей с разными понятиями, например «далеко-близко». Гуляя вокруг детского сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.  

       (слайд 18, 19)     В самостоятельной игре ребенок манипулирует предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством. Я создала благоприятные условия для разворачивания этой игры, так как именно в ней развивается интеллект ребенка. Я создала в группе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что я принимаю и люблю его таким какой он есть, чтобы малыш мог свободно проявить свои желания и интересы: обеспечила разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей детей, включая в неё не только игрушки, но и различные предметы обихода взрослых, которые интересно использовать; предоставила каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению (в том числе разбирать их на части и заглядывать внутрь), постоянно использовала в речи слова,  обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.

Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат.

( слайд 20 ) Взаимодействие с родителями воспитанников.

 Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями.

 Проводила индивидуальные беседы, консультации, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду.

 Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы и возрастам с содержанием игр.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома.

 

Таким образом, использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей посредством дифференциации расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.  

  Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование современных технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"

Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...