Педагогический кейс: обучению основам безопасного поведения на дорогах -«Мой друг - светофорчик
методическая разработка
Кейс направлен на совершенствование и обобщение знаний о светофоре, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_glazami_detey._svetofor.docx | 315.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический кейс обучению основам безопасного поведения на дорогах
«Мой друг - светофорчик»
Автор-составитель:
Ласточкина Снежана Юрьевна
воспитатель
БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка
– детский сад № 341»
2024 год
Введение
Цель кейса – совершенствование и обобщение знаний о светофоре, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Задачи кейса:
- формировать у детей дошкольного возраста знаний о светофоре, его устройстве;
- учить различать сигналы светофора и правильно на них реагировать;
- формировать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- развивать у детей любознательность и интерес к соблюдению правил дорожного движения при переходе проезжей части;
- воспитывать у детей чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения.
Планируемые результаты
В результате реализации педагогического кейса «Мой друг -светофорчик» дошкольники:
- имеют представления о светофоре, о его устройстве;
- умеют различать сигналы светофора и правильно на них реагировать;
- могут применять полученные знания, умения и навыки в жизненных ситуациях;
- проявляют интерес к соблюдению правил дорожного движения при переходе проезжей части;
- проявляют чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения.
Целевая аудитория: воспитанники дошкольного образовательного учреждения.
Правило дорожного движения: переход пешеходом проезжей части при помощи сигналов светофора.
Описание кейса
Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Согласно анализу детского дорожно-транспортного травматизма на территории города Омска, всего за месяц происходит около 140 происшествий, 33 из них по вине детей, 9 человек из которых – это дошкольники. «Самыми распространёнными причинами несчастных случаев на дорогах с участием несовершеннолетних являются: незнание правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную обстановку; отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым, чаще всего родителям; потеря бдительности и недисциплинированность», – говорится в концепции безопасности детства в Омской области. Именно поэтому так важно уделять данной теме такое пристальное внимание!
Профилактика детского дорожного травматизма – общественная задача и заниматься ею должны сотрудники правоохранительных служб, учителя, воспитатели, родители и сами дети. И начинать это делать нужно как можно раньше! Ведь дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов. Помимо семьи и родителей, детский сад является самой первой ступенью знакомства с правилами дорожного движения. С чего начать? Как обучать? Как это сделать, чтобы было интересно и поучительно?
Во-первых, не нужно браться сразу за всё! Первый эффективный шаг для снижения уровня аварийности при переходе проезжей части – расширить знания детей об устройстве светофора, в котором используются сигнальные огни и другие световые сигналы. Научите его различать сигналы светофора и правильно на них реагировать при переходе дороги.
Во-вторых, не старайтесь выдать ребёнку сразу большой объём информации за один раз. Эта работа долгая и кропотливая, выполнять её нужно систематически.
В-третьих, не забывайте, что дошкольный возраст – это, прежде всего, игра. Именно играя, ребёнок познаёт окружающий мир и самого себя в этом мире.
Предлагаем мероприятия, направленные на обобщение знаний о светофоре, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Проведите познавательную беседу на тему «Мой друг – светофор».
- Почитайте детям такие произведения, как, «Мудрый Светофор» Елена Хамитовна Романченко, «Весёлый Светофорик», Т. Александрова «Светофорчик», Методическая сказка «История Светофора», «Аудио книга Дядя Стёпа», С. Михалков «Бездельник светофор», а также рассказы, стихотворения и сказки о светофоре. Обсудите прочитанное.
- Посмотрите с детьми поучительные мультфильмы: «Мой приятель Светофор», «Азбука безопасности. Светофоры», «Светофор. Котёнок Котэ», «Грузовичок Лёва собирает светофор», «Уроки тётушки Совы», «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Озорная семейка. Правила движения», «Про котёнка Женю и правила движения».
- Спойте с воспитанниками обучающую песенку про светофор.
- Предложите детям в свободной деятельности раскраски «Мой друг-светофор».
- Рассмотрите с детьми информационный плакат «Правила дорожного движения», поместите его в приёмной группы и периодически обыгрывайте его.
- Поиграйте с детьми в интерактивную игру «Светофорчик».
Вывод:
Для того, чтобы подрастающее поколение уже в ближайшие годы реализовало в поведении устойчивые установки на законопослушное, безопасное, здоровьесберегающее поведение, необходимо начинать соответствующую работу с дошкольного возраста. Задачей родителей и педагогов является формирование, посредством игровой деятельности, через эмоциональную заинтересованность, стремление ребёнка-пешехода узнавать, закреплять знания об устройстве светофора, в котором используются сигнальные огни и другие световые сигналы.
Предложенный кейс очень полезен для дошкольников. Он построен по принципу «От конкретного примера или ситуации к правилу», то есть дети рассматривают определенную ситуацию на дороге и формулируют правило дорожного движения. Все мероприятия данного кейса направлены на изучение с детьми светофора, его сигналов, на правильное поведение при каждом сигнале светофора, на соблюдение правил дорожного движения. Если кейс применять постоянно, то у дошкольников выработается устойчивый навык решения жизненных ситуаций.
Рекомендации по применению педагогического кейса в образовательном процессе:
Работу детей с кейсами лучше проводить по подгруппам, тогда можно прогнозировать большую активность участников.
Предоставьте дошкольникам возможность анализировать ситуацию самостоятельно, строить предположения и находить им решения.
Не проговаривайте за детей решение.
Если дети затрудняются найти верное решение, задайте несколько наводящих вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению безопасного поведения на дороге «Юные пешеходы» (от 6 до 7 лет)
Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Целью данной п...
Консультация для воспитателей " Использование экскурсий и наблюдений в обучении правилам поведения на дороге"
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах - для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем сам...
Памятка для родителей "Берегите ребенка!" Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Памятка для родителей с рекомендациями и правилами поведения по безопасному передвижению....
Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Помни, пешеход, про пешеходный переход!»
Формирование у детей основ безопасного поведения на дорогах и улицах города является одним из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений. Применение соврем...
Презентация. Представление из опыта работы на тему: "Развитие познавательной деятельного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения безопасному поведению на дороге"
Знакомство детей с правилами дорожного движения. Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения....
Игра, как ведущий метод обучения безопасному поведению на дороге
Консультация...